Problems and assessing the effectiveness of management of state property

Vladimir Dupley, Yuliya Sklyarova, Igory Sklyarov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In the current socio-economic situation, an important task is to develop a quality management system by improving the efficiency of state property management, accounting and control. How can this be achieved? The authors» view on this subject is contained in the article, proposed to our readers.

Keywords: management efficiency, state property, privatization of enterprises, effectiveness of evaluation, management of public property, public ownership



За последние годы так и не появилось нового направления в получении доходов от управления имуществом, а также в более качественном его использовании для решения задач социальной сферы. Все принимаемые меры повышения эффективности управления госимуществом сводятся к получению доходов от сдачи в аренду и приватизации имущества, которое находится в изношенном состоянии и является морально устаревшим. При этом ежегодно происходит сокращение количества объектов, как для аренды, так и для продажи.

Особое внимание заслуживает продолжающаяся приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности. В большинстве своем те организации, которые являлись привлекательными с точки зрения бизнеса, были приватизированы в предыдущие годы. А те, что остались в госсобственности, в основном ориентированы на социальную сферу и в большинстве своем находятся в тяжелом финансовом положении. Это делает их непривлекательными для потенциальных инвесторов и покупателей.

Тем самым привлечь в необходимом количестве инвестиции и (или) получить какие-либо денежные средства при продаже таких активов представляется очень проблематичным, особенно с учетом финансового кризиса. При том, что реализация этих объектов носит сомнительный характер и может вызвать социальную напряженность в регионе.

Концепция управления госимуществом, изложенная в официальных документах

В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее – Концепция) и нормативно-правовой базе в общем описан механизм управления без конкретных мер [1]. Однако нет механизма реализации Концепции и контроля эффективности управления государственным имуществом.

При этом в указанных целях в Концепции преследуются только экономические интересы. В то же время отсутствует цель, направленная на решение накопившихся проблем в социальной сфере. Нет нормативов для оценки эффективности управленческих задач. Например, если это касается аренды, то доход должен оцениваться относительно 1 кв. м арендуемой площади, стоимости госимущества и т.п. При этом относительные показатели, характеризующие непосредственно эффективность управленческих действий, отсутствуют.

SWOT-анализ показал, что доход от аренды земли в Ставропольском крае за год составил: в 2005 г. – 31 руб. на 1 га, в 2006 г. – 29,6 руб., в 2007 г. – 52,69 руб., в 2008 г. – 130 руб. Соответственно назвать эффективным использование госземель по такой цене просто невозможно.

Стратегия

На наш взгляд, спорными являются и утверждения, сделанные в «Стратегии повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края до 2020 года» (далее – Стратегия). Так, в документе отмечается, что при решении вопросов передачи имущества политика министерства направлена в первую очередь на передачу социально значимых объектов. Однако предприятия социальной сферы практически всегда являются дотационными, и продажа их частному бизнесу не целесообразна и может привести к серьезным социальным проблемам в Ставропольском крае.

За период с 1993 г. по 2008 г. в крае было создано 38 государственных унитарных предприятий, в то же время 62 предприятия ликвидировано. То есть количество госпредприятий резко сокращается. Из анализа не ясно, какой от этого результат, а также не обоснована необходимость и эффективность вновь создаваемых структур. А возможность брать залог под госимущество, внесение прав пользования в уставный капитал, получение кредитов и инвестиций под залог акций может привести к экономическим рискам, к переделу собственности и к потере контроля над госимуществом.

В Стратегии отмечено, что реорганизация, ликвидация и сохранение эффективных, социально значимых предприятий позволит увеличить поступление доходов в бюджет Ставропольского края и обеспечит решение социальных задач. При этом не совсем ясен механизм реализации, кто будет финансировать данные мероприятия и на основании каких критериев как будет определяться эффективность государственных предприятий. Собственных источников финансирования будет недостаточно, так как в соответствии с планами, указанными в Стратегии, прибыль государственных предприятий в 2009 г. будет составлять 7 млн руб., в 2010 г. – 5,3 млн руб., 2011 г. – 3,4 млн руб., а в 2012–2020 гг. – 3,4 млн руб.

Эффективность управления

Для повышения эффективности управления государственным имуществом необходимо конкретно определить, в каких организациях и социально-экономических сферах Ставропольского края будут проводиться мероприятия в рамках выполнения Стратегии.

В Концепции отмечено, что «…в случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом…». В реальности это приводит к смене формы собственности и ухудшению финансового состояния, о чем свидетельствует тяжелое финансовое положение ОАО «Теплосеть», ОАО «Водоканал».

Важным недостатком является отсутствие методики оценки эффективности управления в нормативно-правовой базе, регламентирующей управление госимуществом. А контроль эффективности управления сводится к указанию основных направлений, что, на наш взгляд, на практике приводит к большому количеству злоупотреблений и ошибочным управленческим решениям.

Реализация стратегии

Исследование Концепции и разработанной на ее основе Стратегии показало, что эффективность предлагаемых управленческих мероприятий вызывает серьезные сомнения, так как не рассмотрены конкретные сроки выполнения мероприятий, необходимые объемы и источники финансирования.

Так, в Стратегии отмечено, что только на приведение в порядок документации объектов, находящихся в госсобственности Ставропольского края требуется 230 млн руб. А согласно реестру расходов на выполнение Стратегии предусмотрено финансирование в 2010 г. – 269 млн руб., в 2011 г. – 272,2 млн руб. При этом обоснованность показателей планируемых доходов от управления госсобственностью не выдерживает никакой критики, так как полностью отсутствуют аналитические данные, позволяющие проверить их достоверность. В этой связи реализация данной стратегии может привести к непредсказуемым финансово-экономическим последствиям в регионе.

Реализация Концепции в регионах возможна, только в том случае, если она будет основываться на комплексный анализ эффективности управления госимуществом с целью установления проблем и разработки рациональных и оптимальных управленческих мероприятий, направленных на:

– рост доходов бюджета на основе качественного управления госсобственностью, решение социально-экономических задач;

– формирование многоукладной экономики;

– совершенствование процесса управления госимуществом;

– использование госактивов как инструмента по привлечению инвестиций;

– создание конкурентоспособной среды;

– улучшение финансового состояния государственных и муниципальных предприятий путем оптимизации затрат на производство, совершенствования структуры управления.

Это возможно при условии четкой и конкретной формулировки экономических или социальных задач, что позволило бы определить основные пути и способы повышения эффективности управления государственным имуществом.


Страница обновлена: 27.06.2025 в 00:19:22