Проблемы и оценка эффективности управления государственным имуществом
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В сложившейся социально-экономической ситуации важной задачей является разработка качественной системы управления госимуществом посредством повышения эффективности менеджмента, учета и контроля. Как этого добиться? Мнение авторов по этому вопросу содержится в статье, предлагаемой вниманию читателей.
Ключевые слова: государственная собственность, эффективность управления, приватизация предприятий, оценка эффективности, государственное имущество, управление государственным имуществом
За последние годы так и не появилось нового направления в получении доходов от управления имуществом, а также в более качественном его использовании для решения задач социальной сферы. Все принимаемые меры повышения эффективности управления госимуществом сводятся к получению доходов от сдачи в аренду и приватизации имущества, которое находится в изношенном состоянии и является морально устаревшим. При этом ежегодно происходит сокращение количества объектов, как для аренды, так и для продажи.
Особое внимание заслуживает продолжающаяся приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности. В большинстве своем те организации, которые являлись привлекательными с точки зрения бизнеса, были приватизированы в предыдущие годы. А те, что остались в госсобственности, в основном ориентированы на социальную сферу и в большинстве своем находятся в тяжелом финансовом положении. Это делает их непривлекательными для потенциальных инвесторов и покупателей.
Тем самым привлечь в необходимом количестве инвестиции и (или) получить какие-либо денежные средства при продаже таких активов представляется очень проблематичным, особенно с учетом финансового кризиса. При том, что реализация этих объектов носит сомнительный характер и может вызвать социальную напряженность в регионе.
Концепция управления госимуществом, изложенная в официальных документах
В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее – Концепция) и нормативно-правовой базе в общем описан механизм управления без конкретных мер [1]. Однако нет механизма реализации Концепции и контроля эффективности управления государственным имуществом.
При этом в указанных целях в Концепции преследуются только экономические интересы. В то же время отсутствует цель, направленная на решение накопившихся проблем в социальной сфере. Нет нормативов для оценки эффективности управленческих задач. Например, если это касается аренды, то доход должен оцениваться относительно 1 кв. м арендуемой площади, стоимости госимущества и т.п. При этом относительные показатели, характеризующие непосредственно эффективность управленческих действий, отсутствуют.
SWOT-анализ показал, что доход от аренды земли в Ставропольском крае за год составил: в 2005 г. – 31 руб. на 1 га, в 2006 г. – 29,6 руб., в 2007 г. – 52,69 руб., в 2008 г. – 130 руб. Соответственно назвать эффективным использование госземель по такой цене просто невозможно.
Стратегия
На наш взгляд, спорными являются и утверждения, сделанные в «Стратегии повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края до 2020 года» (далее – Стратегия). Так, в документе отмечается, что при решении вопросов передачи имущества политика министерства направлена в первую очередь на передачу социально значимых объектов. Однако предприятия социальной сферы практически всегда являются дотационными, и продажа их частному бизнесу не целесообразна и может привести к серьезным социальным проблемам в Ставропольском крае.
За период с 1993 г. по 2008 г. в крае было создано 38 государственных унитарных предприятий, в то же время 62 предприятия ликвидировано. То есть количество госпредприятий резко сокращается. Из анализа не ясно, какой от этого результат, а также не обоснована необходимость и эффективность вновь создаваемых структур. А возможность брать залог под госимущество, внесение прав пользования в уставный капитал, получение кредитов и инвестиций под залог акций может привести к экономическим рискам, к переделу собственности и к потере контроля над госимуществом.
В Стратегии отмечено, что реорганизация, ликвидация и сохранение эффективных, социально значимых предприятий позволит увеличить поступление доходов в бюджет Ставропольского края и обеспечит решение социальных задач. При этом не совсем ясен механизм реализации, кто будет финансировать данные мероприятия и на основании каких критериев как будет определяться эффективность государственных предприятий. Собственных источников финансирования будет недостаточно, так как в соответствии с планами, указанными в Стратегии, прибыль государственных предприятий в 2009 г. будет составлять 7 млн руб., в 2010 г. – 5,3 млн руб., 2011 г. – 3,4 млн руб., а в 2012–2020 гг. – 3,4 млн руб.
Эффективность управления
Для повышения эффективности управления государственным имуществом необходимо конкретно определить, в каких организациях и социально-экономических сферах Ставропольского края будут проводиться мероприятия в рамках выполнения Стратегии.
В Концепции отмечено, что «…в случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом…». В реальности это приводит к смене формы собственности и ухудшению финансового состояния, о чем свидетельствует тяжелое финансовое положение ОАО «Теплосеть», ОАО «Водоканал».
Важным недостатком является отсутствие методики оценки эффективности управления в нормативно-правовой базе, регламентирующей управление госимуществом. А контроль эффективности управления сводится к указанию основных направлений, что, на наш взгляд, на практике приводит к большому количеству злоупотреблений и ошибочным управленческим решениям.
Реализация стратегии
Исследование Концепции и разработанной на ее основе Стратегии показало, что эффективность предлагаемых управленческих мероприятий вызывает серьезные сомнения, так как не рассмотрены конкретные сроки выполнения мероприятий, необходимые объемы и источники финансирования.
Так, в Стратегии отмечено, что только на приведение в порядок документации объектов, находящихся в госсобственности Ставропольского края требуется 230 млн руб. А согласно реестру расходов на выполнение Стратегии предусмотрено финансирование в 2010 г. – 269 млн руб., в 2011 г. – 272,2 млн руб. При этом обоснованность показателей планируемых доходов от управления госсобственностью не выдерживает никакой критики, так как полностью отсутствуют аналитические данные, позволяющие проверить их достоверность. В этой связи реализация данной стратегии может привести к непредсказуемым финансово-экономическим последствиям в регионе.
Реализация Концепции в регионах возможна, только в том случае, если она будет основываться на комплексный анализ эффективности управления госимуществом с целью установления проблем и разработки рациональных и оптимальных управленческих мероприятий, направленных на:
– рост доходов бюджета на основе качественного управления госсобственностью, решение социально-экономических задач;
– формирование многоукладной экономики;
– совершенствование процесса управления госимуществом;
– использование госактивов как инструмента по привлечению инвестиций;
– создание конкурентоспособной среды;
– улучшение финансового состояния государственных и муниципальных предприятий путем оптимизации затрат на производство, совершенствования структуры управления.
Это возможно при условии четкой и конкретной формулировки экономических или социальных задач, что позволило бы определить основные пути и способы повышения эффективности управления государственным имуществом.
Страница обновлена: 14.11.2024 в 20:38:32