Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственной собственности

Аменитский В.Г.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (2), Декабрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549293
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье даны предложения по организации взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в сфере управления объектами государственной собственности, находящимися в распоряжении ФСИН.

Ключевые слова: государственная собственность, взаимодействие, эффективность использования, росимущество, Федеральная служба исполнения наказаний, ФСИН



Управление государственной собственностью является осо­бой, целостной и самостоятельной системой государственного управления, в основе формирования которой находится структурно сложный, многофункцио­нальный и в то же время единый по своей природе объект управления [1].

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга прежде всего объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделенных правами владения, распоряжения, пользования указан­ными объектами. К числу таких уполномоченных агентов относятся территориальные органы ФСИН.

В 2010 г. принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (Концепция), которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества [2].

Имущественный комплекс (государственная собственность, находящаяся на правах владения) ФСИН включает более 4 тысяч различных объектов и их групп, которые можно классифицировать согласно их организационно-правовому статусу и специфики их деятельности.

В предлагаемой классификации объекты государственной собственности, находящиеся в распоряжении ФСИН, делятся на:

  • учреждения, обеспечивающие правоприменительную практику (СИЗО, тюрьмы, колонии для различных категорий осужденных, лечебные учреждения для осужденных, уголовно-исполнительные инспекции);
  • объекты, обеспечивающие производство (мастерские, производственные участки);
  • учреждения, обеспечивающие деятельность ФСИН (органы управления различного уровня, медицинские учреждения для сотрудников, вузы).
  • В зависимости от профиля к различным объектам должны предъявляться требования, связанные с правами владения, распоряжения, пользования указан­ными объектами.

    Однако исследователями выделены типичные недостатки, отрицательно влияющие на эффективность управления федеральной (государственной) собственностью ФСИН. К ним относят:

  • частичный учет объектов федеральной собственности в реестре федерального имущества;
  • отсутствие полноты и достоверности со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе;
  • отсутствие взаимодействия территориальных Управлений ФСИН с территориальными органами Росимущества [3].
  • Представляется, что при организации взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) ряд из них можно минимизировать или устранить.

    Речь идет о том, что территориальные управления Росимущества наделены определенными правами в сфере контроля за использованием государственного имущества, находящегося на подотчетной им территории, а именно:

  • осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • осуществляют контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
  • подготавливают и предоставляют в установленном порядке в Росимущество предложения о реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий;
  • осуществляют в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества;
  • проводят в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначают и проводят документальные и иные проверки, в том числе организуют проведение ревизий и принимают решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
  • осуществляют в установленном порядке анализ эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий;
  • принимают в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом [4].
  • Территориальными органами Росимущества выработан определенный алгоритм правового реагирования на нарушения в сфере пользования указан­ными объектами, находящимися во владении ФСИН на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (табл. 1).

    Таблица 1

    Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственной собственности

    Нарушения, допускаемые ФСИН
    Методы воздействия Росимущества

    1.Передача балансодержателем федерального недвижимого имущества сторонним организациям по договорам аренды, не соответствующим требованиям действующего законодательства (без согласования с собственником Росимущества и его территориальным органом — Территориальным управлением, без проведения конкурса, без проведения оценки рыночной ставки арендной платы объекта недвижимого имущества), без заключения договоров аренды, по «скрытой форме» арендных отношений (договора хранения, оказания услуг и т.д)
    Территориальное управление направляет материалы в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в соответствии с действующим законодательством, в том числе для принятия мер прокурорского реагирования и привлечения виновных лиц к административной ответственности, согласно ч. 1 и 2 ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, и использования указанного объекта), а также привлечение виновных лиц к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством

    2. Недопуск комиссии на объекты федеральной формы собственности
    Территориальное управление направляет материалы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в соответствии с действующим законодательством
    Прокуратура в течение 2-3-х дней принимает решение о возбуждении или об отказе в возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом органа служебных обязанностей)
    3. Снос или продажа объекта федеральной формы собственности без согласования в соответствии с действующим законодательством
    Территориальное управление направляет материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством, в том числе для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности

    4. Наличие свободных, неэффективно используемых помещений
    Территориальное управление, руководствуясь действующим законодательством, в лице собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им в соответствии с Законом

    Указанные в таблице нарушения, допускаемые по отношению к государственной собственности должностными лицами ФСИН, в какой-то степени вызваны отсутствием как правоустанавливающих документов, так и должной регламентации их деятельности, в рассматриваемой сфере. Это предполагает разработку совместной Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ФСИН инструкции «О порядке взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы исполнения наказаний в сфере управления объектами государственной собственности, находящимися в распоряжении ФСИН на праве оперативного упра-вления и хозяйственного ведения», а также дополнение инструкций ряда должностных лиц.


    Источники:

    1. Мишустин М. Мировой опыт описания и учета объектов недвижимости // Вопросы экономики. ‒ 2006. ‒ № 2. ‒ С. 43.
    2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (Ут-верждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
    3. Шлыков В. К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью УФСИН по Краснодарскому краю // Экономика, предпринимательство и право. ‒ 2011. ‒ № 10. ‒ C. 43-48. ‒ http://epp.enjournal.net/article/399/.
    4. Выдержки из типовой инструкции территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

    Страница обновлена: 24.07.2024 в 05:16:16