Система управления конкурентоспособностью: уровни, параметры и конкурентные преимущества

Четыркина Н.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (63), Март 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17330554
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются понятия «конкурентоспособность» и «система управления конкурентоспособностью», выделены уровни конкурентоспособности, блоки, характеризующие типы конкурентных преимуществ, и сформулированы особенности создания системы конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, система управления конкурентоспособностью



В современных условиях формы конкурентной борьбы становятся все более жесткими, так как утрата достигнутых позиций опасна в связи с высокими темпами развития экономики. Вернуть утраченные конкурентные преимущества и позиции на рынках возможно, только привлекая существенные интеллектуальные, человеческие и финансовые ресурсы. Развитие конкурентной борьбы сопровождается повышением уровня конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

За место под солнцем

Категория конкурентоспособности занимает одно из главных мест в ряду основных экономических характеристик.

Под конкурентоспособностью в самом общем виде понимается способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.

Формирование категории конкурентоспособности, методов создания конкурентоспособной продукции, конкурентоспособных производств, организаций имеет общие основы как в развитии рыночных отношений между отдельными государствами, так и между различными экономическими блоками и союзами. Усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта происходит на фоне формирования всемирного хозяйства под влиянием процессов всеобщей глобализации.

Конкурентоспособность в рамках мирового хозяйства имеет четыре уровня, каждый из которых обладает своими параметрами:

- уровень глобальной экономики как конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в рамках международных организаций, предприятий, региональных межгосударственных экономических союзов и всемирных торговых и политических структур;

- уровень производственного потенциала государства как конкурентоспособность сырья, энергоресурсов, товаров, услуг, рабочей силы в стране;

- уровень конкурентоспособности организаций, предприятий, корпораций, производящих различные ресурсы, товары и услуги;

- уровень эффективности функционирования экономики государства как функционирование всей совокупности государственных и общественных институтов и организаций, обеспечивающих согласованность работы всего хозяйственного механизма страны и его эффективное взаимодействие с другими странами, что создает условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности и позволяет организациям эффективно работать как внутри страны, так и за ее границами.

На уровне глобальной экономики субъектами конкурентной борьбы выступают как отдельные страны, так и объединения нескольких стран, которые предварительно договариваются проводить согласованную экономическую политику, то есть создавать совокупные конкурентные преимущества на макроуровне, например: ВТО, Евросоюз.

Принципы создания системы управления конкурентоспособностью на этом уровне зарождаются в экономической теории, некоторые концепции находят частичное отражение в системах управления такими организациями, как ВТО, ЕС, Всемирный банк реконструкции и развития, и другими региональными и межрегиональными экономическими союзами. В современной системе развития мирового хозяйства формируются подходы к созданию и управлению конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью и определению основных показателей этих систем.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики, сгруппированы в три основных блока, характеризующих тип конкурентных преимуществ:

- ресурсные – наличие у субъектов конкурентоспособности (например, страны или организации) различных видов ресурсов, которые позволяют им производить товары более высокого качества, чем у конкурентов, вынужденных закупать недостающие ресурсы на мировом рынке;

- тактические – совокупность организационных, экономических и научно-технологических факторов, позволяющих субъектам конкурентоспособности добиваться высокой эффективности использования имеющихся ресурсов и на этой основе снижать издержки и цены;

- стратегические – совокупность стратегических решений и принятых на их основе программ развития организации, предприятия, экономики страны, позволяющих наилучшим образом использовать их ресурсную базу для формирования уникального пути развития, которые делают субъекты конкурентоспособности недосягаемыми для глобальных конкурентов [1].

Каждый из указанных факторов влияет на создание конкурентных преимуществ на том или ином экономическом уровне [2].

Микроуровень представляет собой итоговый результат конкурентной борьбы, которая завершается предпочтением покупателя и покупкой товара. Субъектом конкурентоспособности (носителем конкурентных преимуществ) тут выступает товар. Конкурентоспособность в данном случае выражается в форме соотношения качества и цены товара. К этим двум показателям добавляются дополнительные, связанные с теми факторами, которые во многом формируют потребительное предпочтение, в частности сервис, длительность гарантийного обслуживания, наличие достаточного количества сервисных центров.

При более глубоком рассмотрении формирования конкурентных преимуществ и кон­курентоспособности товаров и услуг нельзя сводить весь процесс к оценке только двух показателей, особенно через приведение их к интегральным показателям (в частности коэффициенту соотношения качества и цены). Процесс определения показателей конкурентоспособности должен опираться на всестороннее изучение характеристик товаров, многообразие которых требует различных методологий оценки.

Следует отметить, что нет универсальных для всех видов продукции методик оценки конкурентоспособности. Конкретные условия формирования и поддержания конкурентных преимуществ будут разными в каждой сфере коммерческой деятельности, а результат будет зависеть от конкурентных потенциалов, противоборствующих на рынке производителей товаров и услуг.

Система показателей конкурентоспособности товаров показывает достигнутый уровень, реализованный в продукции и услугах, поскольку товар уже изготовлен и его параметры определены.

Силы для рывка

Для сохранения конкурентных преимуществ товара на рынках сбыта необходимо прогнозировать развитие основных показателей конкурентоспособности во времени, чтобы достигать превосходящих конкурентных характеристик товара, опережая конкурентов, что является основной целью создания эффективной системы управления конкурентоспособностью предприятия.

Конкурентоспособность предприятий, а также различного рода объединений товаропроизводителей анализируется на мезоуровне. Здесь происходит процесс формирования конкурентных преимуществ товаров, их совокупной конкурентоспособности, которая вытекает из общего потенциала предприятия, системы производственных отношений, технического уровня оборудования, эффективности его использования, квалификации кадров и связана с применением наиболее передовых форм и методов организации производственных процессов, умением управляющих структур выстраивать свои стратегии так, чтобы обогнать конкурентов, прогнозируя развитие ситуации на рынках, и как следствие возможный положительный результат, в значительной мере формировать ситуацию исходя из своих стратегических целей.

Конкурентоспособность на данном уровне характеризуется набором показателей, который может варьироваться в зависимости от деятельности предприятия. Однако управление конкурентоспособностью не может осуществляться только на основании показателей, так как в этом случае обеспечиваются преимущества и создаются конкурентные превосходства, которые носят временный характер. Доминирующим направлением формирования конкурентных преимуществ предприятия на сегодняшний день является выработка им эффективной стратегии развития.

Конкурентоспособность предприятий, корпоративных объединений, отраслей, отраслевых комплексов, их согласованное взаимодействие не только между собой, но и с государственными и общественными институтами формируются на макроуровне. Это создает условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности и позволяет предприятиям работать с максимальной эффективностью.

При создании системы управления конкурентоспособностью предприятия учитывается возможность прогнозирования конкурентоспособности товара, услуги в будущем на максимально возможно длительный срок с целью создания конкурентных преимуществ товаров и услуг, при этом используются инновационные методы проектирования.

Основные подходы к созданию систем управления конкурентоспособностью предприятия лежат в теории проектирования больших организационно-экономических технических систем, особенностью которых является участие в них человека в качестве и объекта управления, и управляющего звена.

Специфика эффективного управления конкурентоспособностью предприятия, заключается в необходимости совместимости и достаточности выработки решений и осуществления управления ими в области создания конкурентных преимуществ следующих компонентов, обязательно присутствующих в процессе воспроизводства продукции: организационной структуры, человеко-машинной системы, технико-технологической системы, финансовой структуры.

Выводы

Таким образом, система управления конкурентоспособностью предприятия – это интегрированная система комплексного управления предприятием, которая должна обладать возможностью адекватного реагирования на воздействие мирового хозяйственного механизма в части внешних и внутренних интересов предприятия. Процесс управления в этой системе связан с организационными, техническими, ресурсными, рыночными, качественными и управленческими видами показателей, оценкой возможностей ведения инновационной деятельности и гармоничностью развития внутреннего климата предприятия, а также необходимостью анализировать совокупные требования рынка к продукции предприятия, прогнозировать и оптимизировать прибыль и затраты своей деятельности.


Источники:

1. Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия: Учебное пособие [Текст]. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
2. Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]. – М.: НТЦ «Информтехника», 2006.

Страница обновлена: 13.11.2024 в 13:06:03