Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрен процесс формирования нового института – многофункционального центра (МФЦ) и определены основы его создания и функционирования. Сделан вывод о том, что МФЦ является институтом, обеспечивающим положительный эффект в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг всем заинтересованным агентам.
Ключевые слова: институт, многофункциональный центр, центр обслуживания населения, институциональное планирование, муниципальная услуга
В ходе реализации административной реформы уточняются функции государства и происходят соответствующие изменения в институциональной структуре. При этом особое внимание уделяется качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, что предполагает формирование новой институциональной среды.
Как показывает международный опыт, в существующих условиях создание многофункциональных центров (МФЦ) является наиболее эффективной и распространенной инновацией в государственном управлении. «Многофункциональные центры обеспечат предоставление комплекса государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме “одного окна”» [2, гл. 3, п. 3].
Функционирование центров позволяет усовершенствовать процесс предоставления государственных услуг и повысить их качество без существенной реорганизации работы государственных структур, оказывающих государственные и муниципальные услуги.
Целью работы является доказательство гипотезы о том, что МФЦ – институт государственного сектора, оптимизирующий деятельность субъектов экономики, посредством эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг.
Доказательство выдвинутой гипотезы будет осуществляться посредством сопоставления основополагающих характеристик категории «институт» с точки зрения экономической науки и основных характеристик МФЦ.
Правила игры
Рассматривая программу социально-экономического развития Российской Федерации в рамках административной реформы, следует акцентировать внимание на необходимости соответствующих институциональных преобразований в системе государственного управления, и в частности создания многофункциональных центров.
По мнению Д. Норта, «институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [1, с. 17]. Деятельность людей и субъектов бизнеса носит абсолютно свободный характер, и каждый из них преследует свои интересы. Поэтому любая экономическая система представляет сформированную обществом некую совокупность правил, определяющих суть всего хозяйственного механизма и порядок действия всех экономических агентов. В данном случае под институтом будет пониматься не только формальные и неформальные правила и механизмы, но и в широком смысле организации и иные экономические структуры.
Следствием возникновения любого института является наличие у экономических субъектов потребности в наборе функций, которые реализует конкретная экономическая система. Следовательно, у каждой подсистемы, организации, института имеется свое функциональное назначение. Поэтому возросшая со стороны населения и фирм потребность в качественном предоставлении государственных услуг послужила основой появления МФЦ как института, предоставляющего данные услуги (см. рис 1).
Рис. 1. Стадии создания нового института
Принципы, функции, цели
Создание многофункционального центра является результатом целенаправленного институционального изменения. Обычно на уровне экономики в целом субъектом подобного преобразования выступает государство в лице конкретного института законодательной или исполнительной власти. О.С. Сухарев выделяет следующие принципы институционального планирования:
– целевая заданность;
– определение области приложения;
– функциональная полнота;
– необходимое разнообразие;
– восприятие нормы;
– монетарное наполнение;
– устойчивость к изменениям [3, с. 61].
Данные положения соответствуют принципам создания и функционирования МФЦ (см. рис. 2).
Рис. 2. Сопоставление принципов формирования института и института МФЦ
Создание любого института предполагает реализацию трех основных функций:
1) регулирование деятельности субъектов экономики;
2) создание возможностей для удовлетворения потребностей;
3) обеспечение устойчивости общественной жизни.
Цели создания многофункциональных центров в полной степени совпадают с теоретическими функциями любого создаваемого института (см. табл. 1).
Таблица 1
Сопоставление функций теоретической модели института и целей создания МФЦ
Теоретические
функции института
|
Цели
создания МФЦ
|
Регулирование
деятельности субъектов экономики
|
Повышение
информированности фирм и населения о порядке, способах и условиях
предоставления государственных и муниципальных услуг
|
Создание
возможностей для удовлетворения потребностей
|
Создание
условий эффективного предоставления субъектам бизнеса и населению государственных
и муниципальных услуг:
1) повышение качества предоставляемых услуг; 2) увеличение комфортности получения услуг; 3) упрощение процедур получения услуг |
Обеспечение
устойчивости общественной жизни
|
Противодействие
коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг
|
Эффект
Д. Норт отмечает, что институты уменьшают неопределенность выбора в экономике в условиях явного недостатка информации, который ведет к неопределенности выбора, к большим затратам трудовых, материальных, временных и иных ресурсов, а, следовательно, помогают экономить ресурсы и делают функционирование субъекта более эффективным [1].
На основе базовых характеристик институтов, изложенных в экономической литературе, постараемся найти соответствие с функциональными критериями деятельности МФЦ (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление основных характеристик институтов и функциональных критериев МФЦ
Характерные
черты институтов
|
Функциональные
критерии МФЦ
|
Институты
выполняют главную задачу экономической теории, т.е. обеспечивают
предсказуемость результатов определенной совокупности действий
|
Основной
критерий МФЦ предполагает, что человек приходя в определенное место, с
высокой степенью вероятности, «получает там то, что искал» (соответственно
государственную или муниципальную услугу), затратив заранее известное количество
материальных, временных, трудовых ресурсов
|
Институтам
присуща система стимулов
|
Быстрое
и качественное получение услуги – главный стимул субъектов экономики при
обращении в МФЦ
|
Институты
обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в «определенных
рамках», что высоко ценится экономическими агентами
|
Критерии
функционирования МФЦ полностью исключают игнорирование экономического
субъекта при предоставлении услуги
|
Институты
сокращают трансакционные издержки
|
Получение
услуги в МФЦ предполагает сокращение затрат на поиск и обработку информации
|
Следовательно, создание центров обслуживания населения является наиболее распространенным и эффективным направлением в контексте предоставления и повышения качества государственных услуг, а также внедрения новых форм взаимодействия между государством и населением. Реализация проекта выведет на качественно новый уровень процесс предоставления государственных и муниципальных услуг, тем самым повысив эффективность функционирования всех субъектов экономики (см. рис. 3).
Рис. 3. Характеристика эффекта предоставления государственных и муниципальных услуг посредством создания многофункциональных центров (МФЦ)
Таким образом, МФЦ является современным институтом, призванным существенно изменить особенности взаимодействия основных экономических агентов. Результат его деятельность должен соответствовать основному постулату экономической теории – правилу эффективности, согласно которому человек или фирма стараются максимизировать свое удовлетворение или доход, выбирая соответствующую технологию института с минимальными затратами ресурсов. При этом важным направлением реализации функций МФЦ является достижение положительного эффекта, что во многом будет определять эффективность построения новой институциональной структуры.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 11:17:03