Опыт создания и защиты студенческого стартап-проекта в формате «Стартап как диплом» в секторе креативных индустрий

Ладыженская Т.П.1, Никитина В.Э.
1 Югорский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Ладыженская Т.П., Никитина В.Э. Опыт создания и защиты студенческого стартап-проекта в формате «Стартап как диплом» в секторе креативных индустрий // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4117-4140. – doi: 10.18334/epp.14.8.121346.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296491

Аннотация:
В статье рассмотрена актуальность и востребованность разработки стартап проекта, в динамично развивающемся секторе креативных индустрий в современных условиях, с необходимостью по созданию спортивно-развлекательного центра с многофункциональной тесного соприкосновения со спортивной направленностью. Ключевыми субъектами в данном процессе выступают университеты со студентами. Статья посвящена вопросам формирования студенческих стартапов. Выявлены и описаны основные процессы развития студенческого стартапа изучение проекта ориентацией подготовленного с качестве выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». Отличительными элементами развития является интеграция роллер–культуры в социальное пространство. Особенности перспективности развлекательных услуг, обусловлены новизной идей и интересным форматом проведения своего досуга населением. В работе обобщается важность совершенствования и создания стартап проекта в секторе креативной экономики в ХМАО–Югре, акцентируется внимание на развитии экономики округа, а точнее на такие ее свойства, как гибкость и современность через моложёное предпринимательство. Посредством поддержание комфортных условий для сохранения и раскрытия потенциала талантливой молодежи, а также повышение туристической привлекательности Югры.

Ключевые слова: креативные индустрии, выпускная квалификационная работа «Стартап как диплом», молодёжное предпринимательство, здоровье сбережение, комфортная среда

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

В целях реализации академической политики университета, повышения научно-образовательного потенциала через создание эффективной инновационной среды, обеспечивающей условия для освоения обучающимися методов и технологий молодежного предпринимательства в 2023 году создана Лаборатория предпринимательства, являющаяся структурным подразделением Высшей школы цифровой экономики ЮГУ. Реализация инновационно-образовательной деятельности студентов,применение современных бизнес-подходов к принятию экономических решений, выстраивание персональной траектории развития личностей с развитой предпринимательской компетенцией по запуску стартап-проектов в настояцее время является достаточно актуальной темой.

Для развития новой экономики, инновационного предпринимательства существует острая необходмиость в подготовленных кадрах для работы в рамках практических форматов деловых игр, мастермайндов, тренингов и нетворкингов.

Чтобы кратно увеличить число молодых предпринимателей, государство принимает новые федеральные проекты, а университеты меняют образовательные программы и увеличивают количество мероприятий с целью вовлечения студентов и поддержки их инициатив. Студенческое предпринимательство выступает актуальной темой для анализа в кругу экспертов. Вопросы определения студенческих стартапов и их основных характеристик рассматриваются в научных трудах Сатаева П.А., Соловейчика К.А. [1] (Sataev, Soloveychik, 2021), Петрова А.М. [2] (Petrov, 2021), Ежова А.С. [3] (Ezhov, 2020). Вопрос сотрудничества между университетами и стартапами исследован в работах Стажаровой Д. М. [4], Зинова В. Г. [5], Кураковой Н.Г. и Цветковой Л.А. [6], Шенкоя Т., Янг К. Я. И Сунг Е. Х [7].Условия и факторы формирования студенческих стартапов представлены в работах Коростелкиной И.А., Воронковой Н.В. [8] (Korostelkina, Voronkova, 2021), Штыхно Д.А., Искандаряна Р.А. [9] Journal of Creative Economy ■ Vol. 17, Num. 2, 2023 — 600 — (Shtyhno, Iskandaryan, 2019).

Образовательные мероприятия формируют предпринимательские компетенции не только у обучающихся, но и у преподавателей, а также предоставляют возможности апробации и реализации бизнес-проектов на основе установления межорганизационных связей с экспертным сообществом, частными и институциональными инвесторами через взаимодействие в рамках экспертных сессий и других мероприятий.

Целью исследования было изучение технологий и анализ реализованного стартап проекта в направление креативных индустрий.

В настоящее время индустрия развлечений с интегрированием элементов здоровье сберегающего поведения для населения становится все более востребована в современном обществе в условиях рыночной экономики. В том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре (далее- ХМАО–Югре), приравненному к районам крайнего севера. Несмотря на то, что данная сфера не относится к товарам и услугам первой необходимости, спрос на нее усиленно растет, благоприятно воздействуя на эволюционирование рынка развлекательных услуг.

К приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития ХМАО − Югры до 2050 г. (на долгосрочную перспективу) относятся: развитие предпринимательства и поддержи открытия бизнеса среди молодежи, популяризация здорового образа жизни населения и формирование комфортной среды региона [10]. Значимость жизнедеятельности социально-ориентированных новых проектов в сегменте развлечений обусловлена следующими предпосылками развития определенного сообщества: модификация досуговых ценностей; сплочение социального окружения; профилактическое воздействие, посредством предоставления уникальных услуг на рынке.

Бизнес-проекта по созданию спортивно-развлекательного роллер-центра подготовленный в Лаборатории предпринимательства в рамках «Стартап как диплом» полностью соответствует стратегическим планам направленным в том числе на развитие молодежного предпринимательства. Вместе с тем проект направлен на решение проблемы нехватки досугово-развлекательных мест в г. Ханты-Мансийске, вследствие интегрирования роллер-культуры в социальное пространство.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

− Определение ниши и актуальности проекта;

− Анализ рынка и целевой аудитории проекта;

− Проведение апробации минимального жизнеспособного продукта;

− Подготовка организационного и маркетингового плана;

− Разработка производственного и финансового плана;

− Моделирование бизнес-процессы деятельности проекта;

– Оценка экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов.

Разработка проекта рассчитана на ближайший анализируемый период с 2024-2027 гг.

Основная часть

Определение ниши бизнес-плана. Экономическую базу ХМАО – Югры более полувека составляет нефтегазовый сектор. Однако, в 2020 году регион один из первых субъектов России законодательно установил креативные индустрии, как отдельную часть экономики. Ориентированную на решение следующих необходимых задач для развития региона до 2030 года: совершенствование условий развития творческого потенциала и предпринимательства среди молодежи, создание инновационных продуктов потребления преимущественно в маркетинго-ориентированных секторах, поддержание комфортных условий и повышение туристической привлекательности Югры [11].

Идея проекта заключается в разработке бизнес-проекта по созданию спортивно-развлекательного центра с созданием внутри роликового катка, где будут предоставляться в аренду роликовые коньки и средства защиты.

В связи с чем, можно сделать вывод о том, что реализация данного направления окажет положительное влияние на развитие экономики округа, а точнее на такие ее свойства, как гибкость и современность [12]. Сфера развлечений и отдыха, в секторе креативных индустрий с направленностью пропаганды здорового образа жизни населения является одной из самых прибыльных сфер, динамично развивающихся в современном мире.

Она в значительной степени развита и актуальна в Югре, в связи с чем, с каждым годом увеличиваются бюджетные средства на строительство спортивных объектов, сооружений и парков отдыха. В следствие чего максимизируется число привлеченных жителей в сферу массового спорта и физкультуры, путем предоставления нового формата проведения досуга и разработанных мероприятий для всех возрастов.

Обоснование актуальности проекта. Проект является социально-ориентированным, поскольку универсальность предоставляемых услуг на рынке развлечений может стать инструментом укрепления общества и популяризации семейных ценностей населения региона. Стоит отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.11.2023 №875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи», в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи. Данный Указ включает в себя: разработку мероприятий, направленных на сплочение семьи и коллектива; поддержку улучшения здоровья детей и взрослых; совершенствование условий комфортной среды существования [13].

Реализация проект предлагает решение проблемы, посредством проведение активных мероприятий, мастер-классов и соревнований на роликовых коньках. Развитие данного вида отдыха улучшит взаимодействие между участниками определенного сообщества. Функционирование стартап-проекта по способствует созданию новых рабочих мест, которые не могут быть полностью автоматизированы. Обусловлено, это необходимостью обеспечения высокой степени личного взаимодействия и обслуживания посетителей. Успешный стартап является ключевой частью стратегии экономического развития города, через привлечение новых постоянных жителей или туристов, а также инвестиций [14, 15].

Одним из важнейших показателей, который задает тенденцию роста потребности в организации сферы развлечений является численность населения. Проанализируем динамику в целом ХМАО–Югры, в том числе г. Ханты-Мансийск за трехлетний период с 2022-2024 гг. [16].

Рисунок 1 – Динамика численности населения ХМАО – Югры в трехгодовой динамике

Источник: составлено авторами на основе [16,17]

На основании Рисунка 1, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период с 2022-2024 гг.. в округе прослеживается положительная динамика численности населения. На конец анализируемого года показатель составил 1 759 386 чел., что на 45 623 чел. или (2,7%) больше по сравнению с 2022 г. Увеличение показателя обусловлено благоприятной экономической ситуацией в округе, что располагает к положительному росту рождаемости граждан и миграционным процессам.

Численность жителей в г. Ханты-Мансийске на 2024 г. составила 111 772 человека, что на 2 200 чел. или (2,0%) больше по сравнению с 2022 г. Это в свою очередь обусловлено следствием механического и естественного прироста населения.

Данный проект помогает решить проблему нехватки досугово -развлекательных мест и несет спортивно-оздоровительную функцию, для детей 3+ лет, молодежи и взрослых. Структуру населения г. Ханты-Мансийска на 2024 год представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Численность населения по возрастным группам на 2024 год в г. Ханты-Мансийске

Источник: составлено авторами на основе [16,17]

Исходя из данных Рисунка 2, было определено, что за 2024 год лидирующую позицию занимает категория: взрослые от 30 до 60 лет, ее численность составляет 48 062 чел. или (43,0%), на втором месте категория пожилые люди от 60 до 80 лет с численностью 24 366 чел. или (21,8%), что почти вдвое ниже показателя лидера, и тройку победителей замыкает молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, составляя при этом 13 413 чел. или (12,0%).

Данная возрастная структура обусловлена, прежде всего сложившимися демографическими процессами. Средний возраст населения в городе составляет 34,4 лет. Однако, стоит отметить, что с каждым годом доля молодого населения возрастает. Это связано с совершенствованием молодежной политики округа и созданием наиболее привлекательных условий для постоянного проживания [17].

Реализация эффективной молодежной политики взаимосвязана с исследованием досуга. Поскольку, сфера свободного времени напрямую влияет на формирование потенциала и творческого капитала молодежи [18].

Анализ потенциальных потребителей. При исследовании потенциальных потребителей были использованы следующие инструменты: письменный анонимный опрос населения; личное интервью у детей и их родителей, которые посещали летнюю секцию по роликовым конькам; интервью у спортсменов и любителей с альтернативными видами спорта; информационные технологии, с целью извлечения статистических данных роллер-центров по стране [19].

Исходя из проведенного анализа, были определены следующие сегменты целевой аудитории проекта:

Рисунок 3 – сегментация потенциальных потребителей проекта

Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.

На основе анализа целевой аудитории, можно сделать вывод о том, что совокупность всех сегментов потенциальных потребителей составляет примерно 85 841 человек или 76,8% от общего числа населения г. Ханты-Мансийска на 2024 год. На остальные аудитории, не входящие в фокус, действует так называемый эффект ореола – они заряжаются интересом других потребителей.

Апробация проекта. Разработан минимально жизнеспособный продукт (MVP) и проверен на практике 03.08.2023 года в в парке «Долина Ручьев» г. Ханты-Мансийске. Основной целью являлось определение актуальности оказываемых услуг, посредством проведения бесплатной открытой тренировки на свежем воздухе [20,21].

Рисунок 4 – Создание минимального жизнеспособного продукта

(MVP- Minimum Viable Product)

Источник: составлено авторами

На рисунке 4, проиллюстрирован поэтапный процесс проведения апробации проекта. Основной идеей являлось проведение тренировк на роликовых коньках с тренером в летний период при благоприятных погодных условиях на свежем воздухе. В ходе информирования потенциальных клиентов через социальные сети, были получены 11 положительных откликов от родителей детей. Предложение подразумевало наличие собственного инвентаря у участников, при отсутствии выдачу инвентаря от тренера при наличии необходимых размеров. Возрастной диапазон участников составлял от 5-9 лет. Апробация имела положительный результат. Тренировка была проведена.

Общая характеристика проекта и сферы деятельности. Идея бизнеса заключается в разработке бизнес-плана спортивно-развлекательного центра с созданием роликового катка внутри, где будут предоставляться в аренду роликовые коньки, защитная экипировка и спортивный инвентарь.

Новизна проекта заключается в формировании здоровьесберегающего поведения населения, посредством предоставления уникальных услуг на рынке, с интегрированием роллер-спорта для проведения досуга населения.

Миссия стартапа заключается в повышении привлекательности активных видов отдыха среди жителей региона и создании комфортных условий, способствующих популяризации семейных ценностей.

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Цель деятельности стартап-проекта:

− основная: предоставление населению (детям 3+, молодым людям и взрослым) в г. Ханты-Мансийске услуг по прокату роликовых коньков и спортивного инвентаря.

− дополнительная: проведение праздников; возможность базового обучения с инструктором – это вариант индивидуальной тренировки (разовое посещение) или занятий в группе (покупка абонемента); проведение мастер классов по катанию; организация соревнований и тематических вечеринок; игровая детская комната; уголок отдыха.

− перспективная: Создание брендированных аксессуаров с символикой компании: мотивационные дневники для юных спортсменов с целью повышение мотивации обучения катанию на роликах, футболки, рюкзаки. Что способствует повышению не только лояльности клиентов, но и увеличению продаж.

Описание ассортимента услуг. Рассмотрим предоставляемый ассортимент услуг предприятия, согласно коду ОКВЭД. (см. табл. 1)

Таблица 1 − Классификация услуг деятельности предприятия


Наименование услуг
Код по ОКВЭД
Деятельность по ОКВЭД
1
Прокат роликовых коньков
93.29
Деятельность зрелищно-развлекательная прочая
2
Организация праздников
3
Аренда игровой комнаты
4
Мероприятия
5
Проведение тренировок
93.11
Деятельность спортивных объектов
6
Продажа кофе и снеков
56.10.2
Деятельность по приготовлению и/ или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте или на вынос.
Источник: составлено авторами

Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг аренды спортивного инвентаря и средств защиты. Также была сформирована организационная структура предприятия.

Рисунок 5 – Организационная структура проекта

Источник: составлено авторами

Для данного проекта при выходе на рынок будет прослеживаться традиционная линейная организационная структура. Она представлена в виде иерархической пирамиды. Во главе располагается управляющий, который обладает наибольшей полнотой власти и координирует действия других сотрудников более низкого уровня, таких как: администратор-кассир, профессиональный инструктор, smm-специалист, уборщик и услуги подрядчика по бухгалтерскому сопровождению.

Описание рынка сбыта и конкуренции. Блок-схема анализа рынка сбыта проекта проиллюстрирована на рисунке 6.

Рисунок 6 − Блок-схема сбыта продукции

Источник: составлено авторами

Схема планирования сбыта услуг включает в себя три основных канала сбыта: социальные сети (группа Вконтакте, Telegram платформа), личный сайт, а также приход клиентов в центр посредством влияния торгового центра, наружной рекламы или других факторов. Оплата услуги возможна, как онлайн через сайт, так и оффлайн в спортивно-развлекательном центре. Получить услугу можно исключительно в центре.

На основе установления должностных инструкций персонала произведена визуализация сценария оказания основных услуг спортивно-развлекательного роллер-центра (см. рис. 7) [22].

Рисунок 7 – Сценарий оказания основных услуг клиенту центра

Источник: составлено авторами

Таким образом, при разработке бизнес-плана спортивно-развлекательного центра были обозначены основные и дополнительные виды его экономической деятельности.

Анализ факторов внутренней и внешней. Является неотъемлемой частью стратегического планирования и маркетинговой политики компании. Развитие бизнеса планирует анализ различных факторов, которые могут в дальнейшем прямо или косвенно оказать воздействие на оказываемые услуги, маркетинговую политику, расходы компании [23,24].

Для анализа факторов внешней среды в качестве инструмента был выбран и проведен PEST-анализ, предназначенный для долгосрочного бизнес-планирования на 3-5 лет вперед с систематическим обновлением информации (см. табл. 2).

Таблица 2 – PEST-анализ

Факторы
Возможности и угрозы
P
Политические факторы
Неблагоприятная внешнеэкономическая политика;
Поддержание государством направления креативные индустрии;
Ужесточение требований безопасности услуг деятельности предприятия, включая методы их контроля на Законодательном уровне РФ;
Несовершенная налоговая система, приводящая к росту цен на предоставляемые услуги.
E
Экономические факторы
Высокий уровень инфляции в стране;
Изменение располагаемого дохода на душу населения;
Тенденции в банковской сфере;
Рост постоянных и переменных издержек предприятия (повышение стоимости коммунальных услуг, транспортных и д.);
Усиление конкуренции;
Уход постоянных поставщиков спортивного инвентаря и оборудования с рынка услуг;
Возможность мирового финансового кризиса.
E
Экономические факторы
Высокий уровень инфляции в стране;
Изменение располагаемого дохода на душу населения;
Тенденции в банковской сфере;
Рост постоянных и переменных издержек предприятия (повышение стоимости коммунальных услуг, транспортных и д.);
Усиление конкуренции;
Уход постоянных поставщиков спортивного инвентаря и оборудования с рынка услуг;
Возможность мирового финансового кризиса.
S
Социальные факторы
Изменение социальных слоев населения;
Искажение нравственных ценностей потребителей;
Требования к высокому сервису и качеству предоставляемых услуг;
Социальная напряженность жителей города.
T
Технологические факторы
Появление усовершенствованных технологий;
Законодательство по технологиям;
Доступ к инновационным продуктам.

Источник: составлено авторами

В регионе активно оказывается финансовая поддержка, например, в виде грантов субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно. Грант предоставляется в сумме от 100 000 до 500 000 рублей при условии софинансирования расходов, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию проекта. Также в 2024 году был продлён упрощенный режим налогообложения в ХМАО–Югре для категории организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (классы 90 - 93). Налоговые ставки, установленные региональным законодательством [25].

Среди экономических факторов макроокружения, оказывающих существенное влияние на предприятие, можно выделить высокий уровень инфляции в стране и уровень безработицы среди населения. Целевой показатель Центрального Банка РФ по инфляции составляет 4%. По результатам февраля годовая инфляция (февраль 2024-го к февралю 2023-го) соответственно составила 7,69 % и 7,44 % по данным Росстата. При этом месячный (февраль к январю 2024-го) рост цен замедлился до 0,68% после 0,86% в январе. Это отражает влияние усугубляющих денежно-кредитных условий в части увеличившейся привлекательности сбережений. По прогнозам аналитиков Центрального Банка ключевая ставка сохранится и составит 16% на фоне смещения баланса рисков в сторону проинфляционных и сохранения повышенных инфляционных ожиданий. Пик годовой инфляции ожидается в конце весны — начале лета 2024 году, это будет связано с эффектом низкой базы, поскольку год назад рост цен значительно замедлился.

Таким образом, применение PEST-анализ поможет спрогнозировать и в будущем минимизировать внешние факторы, тормозящие развитие компании, оценить риски при выходе на новые рынки или запуске новых продуктов или услуг, а также принять решения относительно привлечения государственного субсидирования или частных инвестиций.

Для установления и выявления внешних факторов, с учётом формирования которых будет в будущем осуществляться реализация стартап-проекта был применён SWOT- анализ. Главной задачей SWOT-анализа является выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз для разработки маркетинговой стратегии и продвижения услуг бизнеса (см. табл. 6) [26,27].

Таблица 3 – SWOT-анализ

Факторы
Содержание деятельности
S
Сильные стороны
1. Все сезонность деятельности предприятия.
2. Уникальность оказываемых услуг в сфере развлечений в г. Ханты-Мансийске (роликовые коньки: квады)
3. Широкая развлекательная программа для разных возрастов.
4. Доступное ценовое предложение для потребителей по аренде помещения и проката спортивного инвентаря.
5. Возможность базового обучения с инструктором.
6. Многофункциональность помещения. Наличие дополнительных услуг: мягкая зона, батутный уголок, кафе.
7. Технологическая составляющая, создание цифровой платформы по самостоятельному базовому обучению для посетителей вход на которую через qr-код.
8. Разработка гибкой ценовой политики.
9. Быстрая адаптивность.
W
Слабые стороны
1. Сезонная зависимость спроса на услуги.
2. Зависимость от арендодателя.
3. Высокие постоянные издержки.
4. Слабо развитая цифровая маркетинговая деятельность.
O
Возможности
1. На данный момент отсутствует прямой конкурент на рынке услуг. Возникает возможность получения большей доли целевой аудитории.
2. Возникновение новейших технологий и более качественного спортивного инвентаря и оборудования.
3. Увеличение уровня доходов населения.
4. Расширение на начльном этапе каналов взаимодействия с населением. Запуск рекламы проекта через городские паблики, личный сайт, яркую вывеску.
5. Установление партнерских отношений проведению разного уровня мероприятий.
6. Создание собственного мерча.
7. Продажа роликовых коньков и спортивного инвентаря.
8. Развитие профессионального роллер спорта ( 4 направления).
T
Угрозы
1. Выход на рынок новых конкурентов.
2. Сезонные колебания, низкий спрос на услуги.
3. Изменение жизненных ценностей и потребностей населения.
4. Снижение платежеспособности населения
5. Банкротство в связи с высокими издержками.

Источник: составлено авторами Исходя из проведенного SWOT-анализа, мы можем сделать вывод о том, что прежде всего стоит обратить внимание на зависимость спортивно-развлекательного центра от сезонного спроса на услуги.

Моделирование бизнес-процессов. Контекстная диаграмма функциональной декомпозиции включает общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой (см. рис. 8) [28].

Рисунок 8 – Контекстная диаграмма

Источник: составлено авторами

Рассмотрим более подробно диаграмму декомпозиции оказания услуг предприятия (см. рис. 9).

Рисунок 9 – Диаграмма декомпозиции

Источник: составлено авторами

Декомпозиция отражает 5 основных функций с установлением порядка их взаимодействия: прием заявки, выбор услуги, продажа услуги, оказание дополнительных услуг, решение конфликтных ситуаций

Технологический реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент повышения эффективности. Разработанная имитационная модель отражает процесс прогнозируемой посещаемости потребителей предприятия, на основе установленной вероятности принятия решения о покупке услуги при влиянии двух маркетинговых инструментов: наружной рекламы (приход без предварительной записи клиентов) и группы Вконтакте. Основными входными параметрами будут являться: количество потенциальных потребителей за месяц в размере 5000 человек. И установленные проценты вероятности принятия решения в следующем размере:

– Приход без предварительной записи – 49%;

– Группа Вконтакте – 20%.

На основе качественного анализа конкурентной среды и потребностей рынка были установлены проценты вероятности отказа клиентов. На первом этапе принятия решения о совершении покупки потребителем отказ составит – 31% от общего числа, на втором этапе – 53% от оставшегося числа потребителей, согласившихся на первом этапе.

Рисунок 10 – Действующая блок-схема имитационной модели

Источник: составлено авторами

В результате запуска имитационной модели при рассмотрении на промежутке двух факторов принятия окончательных решений на выходе получили следующие данные: на первом этапе решения об отказе потребителей составит 1524 человек или 31% от первоначально установленных 5000 потенциальных потребителей, на втором этапе еще 53% от оставшихся 3476 человек. Таким образом, 1649 человек или (33%) от общего числа потенциальных потребителей воспользуются услугами данного предприятия.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при анализе потенциальных потребителей лишь 33% воспользовались бы услугами предприятия, из возможных 100%. Что может быть обусловлено, слабой маркетинговой стратегией по нехватке внедряемых инструментов по привлечению и удержанию целевой аудитории [29, 30,31].

Для оптимизации бизнес-процессов проекта, с целью увеличения потенциальных потребителей, прогнозируемо готовых воспользоваться услугами центра, рекомендуется совершенствование рекламной кампании. Посредством внедрения двух маркетинговых инструментов таких, как: создание личного сайта и введение Telegram платформы, что благоприятно скажется на ее финансовой деятельности.

В связи с чем произойдет следующее прогнозируемое изменение проценты вероятности принятия решения:

- Приход без предварительной записи – 30%;

- Группа Вконтакте – 20%;

- Сайт – 10%.

На первом этапе принятия решения о совершении покупки потребителем отказ составит – 30% от общего числа, на втором этапе – 49% от оставшегося числа потребителей, согласившихся на первом этапе.

Рассмотрим, более подробно результат от внедрения данных инструментов на рисунке 11.

Рисунок 11 – Оптимизированная действующая блок-схема имитационной модели

Источник: составлено автором

Таким образом, создание сайта и Telegram платформы с пакетом функций «Для бизнеса», визуализируют увеличение числа потребителей, положительно расположенных к покупке услуг центра. На выходе получили такие данные: на первом этапе решения об отказе потребителей составит 1515 человек или 30% от первоначально установленных 5000 потенциальных потребителей, что на 9 человек или 1% меньше по сравнению с действующей моделью; на втором этапе уже 49% от оставшихся 3485 человек, что на 4% ниже по сравнению с базовой моделью. Таким образом, 1763 человек или (35%) от общего числа потенциальных потребителей воспользуются услугами данного предприятия.

Прогнозируемый рост численности потребителей в месяц составит 6,5% или 114 человек. Что обусловлено прежде всего, эффектом каждого предложенного инструмента. Преимущественными функциями сайта будут являться экспресс-презентация продукта, формирование корпоративной культуры, возможность оптимизации ресурсов под нужды бизнеса: создание многоуровневого каталога и подключением CRM-cистемы. Создание такой актуальной платформы, как Telegram с настраиваемыми автоматизированными рассылками, способствует не только увеличению клиентской базы, но и ее удержанию [32].

Функционирование деятельности предприятия предполагается с сентября 2024 г. Инвестиционные вложения составят 3 402 639 руб. Основные источники финансирования: грантовая поддержка в размере 1 000 000 рублей, субсидия на открытие бизнеса в размере 350 000 руб., а также собственные средства в размере 1 971 369,4 рублей.

Согласно произведенным расчетам за исследуемый период с 2024 – 2027 гг.. произойдет увеличение выручки от продаж на 15 155 339,8 руб., прежде всего, за счет увеличения физического объема оказываемых услуг.

Рисунок 11 – Точка безубыточности бизнес – проекта в 2024 году

Источник: составлено авторами

Точка безубыточности вырастет с показателя 3 707 175,00 руб. в 2024 году и в 2027 году составит 11 719 996,20 руб.

Срок окупаемости 1 год 4 месяца. Получение чистой прибыли запланировано с января 2026 года. Величина чистой прибыли за весь период равна 4 918 503,8 руб.

При разработке проекта достигнута поставленная цель и решены следующие основные задачи: 1. Проведен анализ рынка и целевой аудитории проекта; 2. Разработан бизнес-план; 3. Смоделированы основные бизнес-процессы деятельности проекта; 4. Проанализирован технологический реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент повышения эффективности.

Выводы

В заключении, стоит отметить, что проект стал финалистом в акселерационной программе от «Мой бизнес», вошел в топ–1000 технологических проектов и прошел ряд менторских сессий от Сколково во время проведения стартап-тура 2024 г. успешно защищён в форме выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». Всего в университете в текущем году в данном формате была защищено 11 выпускных квалификационных работ. Ключевые направления работы в целях устранения выявленных проблем, в том числе по недостаточному объёму квалифицированных и подготовленных тренеров (наставников) среди преподавательского сообщества, а также сложнастими с поиском инвесторов перспективы развития на ближайшие время связаны с анализом полученных успешных практик текущего года в университете, разработкой и внедрением методик масштабного вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство, а также подготовки квалифицированных наставников.

В перспективе совместными усилиями планируется:

· создание максимального количества возможностей для самореализации молодых людей и, как следствие, эффективной реализации инновационного потенциала молодежи в обществе, путем привлечения студентов в тренинги и другие мероприятия, начиняя с 1 курса;

· развитие предпринимательской траектории и построение эффективной экосистемы молодежного предпринимательства, за счёт повышения квалификации через обучение преподавателей и сотрудников трекерству проектных команд;

· создание системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок студентов и сотрудников Университета через создание стартап студии.

Полученные результаты вносят вклад в изучение российского студенческого предпринимательства и определяют актуальность дальнейших исследований данной научной области.


Источники:

1. Сатаев П.А., Соловейчик К.А. Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2021. – № 5. – c. 92-110. – doi: 10.18721/JE.14507.
2. Петров А.М. Студенческие стартапы в вузах России: современная ситуация // Экономические науки. – 2021. – № 201. – c. 61-66. – doi: 10.14451/1.201.61.
3. Ежов А.С. Инновационный стартап – ключевой элемент национальной инновационной системы в России // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – c. 250-255. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.50.171.
4. Стажарова Д.М., Будрина Е.В. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры ВУЗа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 3-12. – doi: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-3-12.
5. Зинов В.Г., Куракова Н.Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий // Эко. – 2022. – № 4(574). – c. 57-80. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-4-57-80.
6. Куракова Н.Г., Цветкова Л.А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения // Экономика науки. – 2021. – № 3. – c. 170-187. – doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187.
7. Shenkoya T., Hwang K.Yu., Sung E.H. Student Startup: Understanding the Role of the University in Making Startups Profitable Through University—Industry Collaboration // SAGE Open. – 2023. – № 3. – doi: 10.1177/21582440231198601.
8. Коростелкина И.А., Воронкова Н.В. Проблемы и перспективы студенческого предпринимательства в России // Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики: Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. – c. 170-176.
9. Штыхно Д.А., Искандарян Р.А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 2-1. – c. 252-262. – doi: 10.25799/AR.2019.91.2.022.
10. О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года: распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2019 года № 658-рп. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/87eadcea30ca4317dceadc279048e578/dorabotannyy_proekt_strategii.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
11. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2020 г. N 70-оз. «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://dumahmao.ru/decisions/detail.php?ID=68779 (дата обращения: 27.03.2024).
12. Татарова С.П., Коротков Е.С. Оценка состояния креативных индустрий и поиск инструментов по совершенствованию их функционирования // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 127-144. – doi: 10.18334/ce.18.1.120269.
13. О проведении в Российской Федерации Года семьи: Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://ivo.garant.ru/#/basesearch (дата обращения: 01.04.2024).
14. Богомолова Л.Л. Социальное предпринимательство. / Учебное пособие для магистров по экономике. - Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2017. – 192 c.
15. Будович Л.С. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности. - М.: Лань, 2023. – 180 c.
16. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_demp_hmao (дата обращения: 05.04.2024).
17. О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 октября 2022 года N 624-рп. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/406259432 (дата обращения: 18.03.2024).
18. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Министерство здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznyeresursy/natsproektzdravoohranenie/zozh (дата обращения: 19.03.2024).
19. Григорян Е.С. Маркетинговые коммуникации. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 294 c.
20. Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам. VC.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/369991-ilya-iz-dthink/467539-lean-startup-ili-kak-sdelat-nuzhnyyprodukt-kotoryy-budet-sebya-prodavat-sam (дата обращения: 24.03.2024).
21. Бережливый стартап: реализация метода Lean Startup. Admitad. [Электронный ресурс]. URL: https://admitad.pro/ru/blog/berezhlivyjstartap-realizaciya-metoda-lean-startup (дата обращения: 24.03.2024).
22. Современные технологии управления. Sovman.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sovman.ru/articletop/upravleniye-obyektami/upravleniye-organizatsiyey/zakony-organizatsii/ (дата обращения: 08.04.2024).
23. Базекина А.С., Ладогина А.Ю. Тенденции развития рынка развлекательных услуг в России // Неделя молодежной науки: Сборник научных статей, в трех томах. Москва, 2020. – c. 200-204.
24. Беляева А.А. Рынок развлекательных услуг России: основные характеристики и тенденции развития // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 3. – c. 67-70.
25. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=lx6enpnkah859553962 (дата обращения: 08.06.2024).
26. Логинова Е.И., Хрипунов С.Н. Применение SWOT-анализа для ООО «Первая Цифровая Типография» // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2023. – № 1. – c. 472-474.
27. Мосина В.И. Исследование факторов внутренней и внешней среды организации с использованием SWOT-анализа // Форум. – 2021. – № 3(23). – c. 105-111.
28. Сазанова Л.А. Разработка и анализ модели бизнес-процесса управления инцидентами с использованием средств IDEF-моделирования // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2023. – № 3(42). – c. 5-6. – doi: 10.26102/2310-6018/2023.42.3.002.
29. Александрова А.В., Казакова Н.А., Курашова С.А., Кондрашева Н.Н. Стратегический менеджмен. / Учебник для вузов. - Москва: ИНФРА-М, 2020.
30. Пономарева Ю.А., Кадыкова О.Ф. Маркетинговый аспект в бизнес-планировании // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых. Пенза, 2021. – c. 211-213.
31. Ladyzhenskaya T., Umarova A., Otinova K. The Development of Creative Industries as a Promising Tool for Popularizing the Culture of the Peoples of the Khanty and Mansi in the Younger Generation // International Scientific and Practical Conference on Social Sciences and Humanities: Scientific Challenges of the Development of Modern Society (SHCMS 2023): SHS Web of Conferences. Grozny, 2023. – p. 03011.– doi: 10.1051/shsconf/202317203011.
32. Конева Н.С. Оценка экономической эффективности автоматизации бизнес-процессов: подходы и методы // Пермский финансовый журнал. – 2019. – № 1(20). – c. 125-147.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:19