Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг на местном уровне

Усков И.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (17), Декабрь 2012

Цитировать:
Усков И.В. Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг на местном уровне // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 6. – С. 23-29.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303670
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследованы особенности оценки предоставления бюджетных услуг населению на местном уровне в Украине. Предложены комплексные мероприятия по оценки деятельности местных органов власти при предоставлении бюджетных услуг населению.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная услуга, бюджетный процесс, местные органы власти, местные финансы



Введение

В условиях трансформации экономики Украины возникают значительные проблемы по созданию эффективной системы оценки предоставления местными органами власти социальных услуг населению, результативности формирования и использования ими бюджетных средств на подведомственной территории. Принятие нового Бюджетного кодекса Украины способствовало децентрализации властных полномочий, обоснованному распределению доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетов, однако не обеспечило создания рациональной системы оценки эффективности деятельности местных органов власти.

Отсутствие системы оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления не способствует рациональному распределению ограниченных финансовых ресурсов между бюджетными программами, качественному предоставлению социальных услуг населению, не обеспечивает трансформацию системы местных финансов, оптимизацию системы местного налогообложения. Безответственность местных органов власти за показатели своей деятельности ставит под сомнение эффективность реализации социально-экономических реформ в стране, способствует усилению социальной напряжённости на уровне территориальных образований Украины.

Проблемам развития местного самоуправления, оценки их деятельности посвящены труды: И.В. Барановой [1], Т.Г. Бондарук [2], О.П. Кириленко [3], И.О. Лунина [4], Л.В. Лисяк [5], Л.А. Мещеряковой [6], Н.М. Сабитова [7].

При этом в их исследованиях рассматриваются отдельные направления по оценки деятельности местных органов власти при предоставлении социальных услуг населению. В условиях трансформации системы местных финансов необходимы новые подходы и мероприятия по развитию теории и методики определения эффективности и результативности деятельности местных органов власти.

Целью исследования является дальнейшее развитие теоретических основ по оценки результативности деятельности местных органов власти в процессе оказания бюджетных услуг населению.

Результаты

В условиях бюджетной децентрализации комплексная оценка качества управления финансами местных органов власти должна предусматривать одновременную оценку эффективности функционирования местных органов власти. Эта оценка позволит установить целесообразность и эффективность работы чиновников различного ранга, определить обоснованность оказания ими социальных услуг населению.

Специфическими целями оценки финансового положения и качества управления финансами местных органов власти является:

  • оценка состояния и степени прозрачности системы общественных финансов региона;
  • определение роли общественного сектора в экономики региона, анализ возможностей повышения вклада частного сектора в предоставление общественных (бюджетных) услуг;
  • выявление и оценка факторов кредитоспособности местных органов власти, входящих в состав репрезентативных территориальных образований;
  • оценка соответствия нормативно-правовой базы бюджетного процесса, процедур составления и исполнения бюджетов, принятия и исполнения решений в области бюджетной политики региона требованиям общегосударственных законов и принципам оптимального управления бюджетами;
  • оценка межбюджетных отношений, связанная с определением эффективности формирования доходов, распределения расходов, предоставления межбюджетных трансфертов на уровне административно-территориальных образований;
  • обоснование основных направлений совершенствования управления местными финансами;
  • обоснование системы индикаторов, позволяющих отслеживать исполнение этой программы и оценивать её социальную и экономическую эффективность.
  • При этом цели диагностики не ограничиваются разовым обследованием системы местных финансов региона. В результате её проведения администрация (правительство) региона должны получить методический инструмент для мониторинга и совершенствования управления местными финансами. Кроме того, могут быть даны предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего межбюджетные отношения и местные финансы, и разработке системы «стандартного» и «расширенного» мониторинга местных финансов.

    В рамках оценки финансового положения и качества управления финансами местных органов власти систематизируются данные, характеризующие:

  • порядок ведения бюджетных счетов, проведения платежей, формирования и актуализации отчётных данных по бюджетам региона и репрезентативных территориальных образований;
  • полномочия и ответственность финансовых органов, их взаимодействие в процессе исполнения областных и местных бюджетов;
  • количество и состав бюджетных учреждений (бюджетополучателей), относящихся к различным уровням бюджета, объём их финансирования;
  • применяемые классификаторы: бюджетная классификация, план счетов бухгалтерского учёта, целесообразность использования местных классификаторов бюджетных учреждений и т.д.;
  • бухгалтерский учёт операций с местными финансами;
  • планы, работы или позиции администрации региона и администрации репрезентативных территориальных образований.
  • На основании оценки финансового положения и качества управления финансами местных органов власти должны разрабатываться комплексные мероприятия, направленныев том числе на:

  • демократизацию бюджетного процесса, привлечение населения, общественных организаций к выработке приоритетов бюджетной политики;
  • повышение прозрачности системы местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета;
  • достижение реалистичности местных бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
  • проведение реструктуризации государственных и коммунальных предприятий и бюджетной сети, сокращение нерациональных бюджетных расходов в частности , субсидии коммунальному хозяйству;
  • снижение дефицитности местных бюджетов, повышение эффективности управления внутренними и внешними заимствованиями;
  • создание эффективного механизма реализации бюджетной политики на уровне административно-территориальных образований;
  • достижение реалистичности местных бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами.
  • При выполнении работ по оценке эффективности и качества управления бюджетами автор предлагает использовать зарубежный опыт реформирования управления финансами на местном уровне, а также базовую систему индикаторов и критериев оценки её выполнения и эффективности. На основании этой типовой программы должен разрабатываться проект концепции основных положений местной программы реформирования (совершенствования) управления местными финансами в регионе, включающий анализ исходной ситуации, цели и задачи программы, обоснование основных направлений их решения, перечень основных законодательных актов.

    Так, Т. Г. Бондарук [1, c. 475] предлагает осуществлять оценку эффективности функционирования местных органов власти с использованием системы индикаторов и определения балов по каждой группе индикативных показателей. Этот метод позволяет оценивать результативность работы местных органов власти, минимизировать негативные факторы и условия, оказывающие воздействие на достижения запланированных результатов работы.

    Основными недостатками этого метода является сложность при выборе индикативных показателей оценки работы местных органов власти, значительные потери времени при обработке необходимых статистических, финансовых и иных показателей.

    И.В. Баранова [2, c. 153] для оценки эффективности функционирования местных органов власти предлагает использовать отдельные не взаимосвязанные показатели в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта. Сущность этого метода состоит в сравнении достигнутых социальных результатов с плановыми показателями. Основным недостатком этого метода является использование только социальных индикаторов для оценки эффективности функционирования местных органов власти.

    Н.М. Сабитова [7, c. 64] для оценки эффективности функционирования местных органов власти предлагает использовать социальные, экономические, демографические показатели. В основе её метода лежит комплексная оценка, позволяющая оценить качество жизни населения на местном уровне. Анализ трудов украинских и зарубежных учёных позволил автору предложить следующую схему оценки эффективности функционирования местных органов власти (рис. 1).

    Рис. 1. Общая схема оценки эффективности функционирования местных органов власти

    Составлено автором

    Предложенная схема устанавливает комплексные и взаимосвязанные мероприятий по оценки эффективности функционирования местных органов власти, способствует выделению этапов, показателей и мероприятий по проведению этой оценки. На основании предложенной общей схемы оценки эффективности функционирования местных органов власти, автором определена общая схема результативности деятельности этих органов власти (рис. 2).

    Рис. 2. Общая схема оценки эффективности деятельности местных органов власти (Составлено автором)

    Выводы

    На основании проведённого исследования установлено, что в Украине на местном уровне отсутствует система оценки качества предоставляемых бюджетных услуг местными властями. Это способствовало разработке общей схемы оценки эффективности и результативности деятельности местных органов власти в условиях проводимых социально-экономических реформ.

    Использование этой системы оценки позволит, с одной стороны, повысить ответственность местных органов власти при предоставлении социальных услуг населению, с другой стороны, обеспечит эффективное и рациональное использование ограниченных бюджетных средств на уровне территориальных образований.


    Источники:

    1. Бондарук Т.Г. Определение сущности местного самоуправления // Экономист. – 2006. – № 6. – С. 44-46.
    2. Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств. – Новосибирск: САФБД, 2009. – 218 с.
    3. Кириленко О.П. Местные бюджеты Украины (история, теория, практика). – К.: НИОС, 2000. – 384 с.
    4. Лунина И.О. Формирование местных бюджетов в контексте социально-экономических реформ // Экономика Украины. – 2006. – № 1. – С. 23-31.
    5. Лисяк Л.В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития Украины: монография. – К.: НИФИ, 2009. – 600 с.
    6. Мещерякова Л.А. Теоретические и методологические аспекты бюджетных отношений в регионе: монография. – Ставрополь Северо-Кавказский социальный институт, 2005. – 151 с.
    7. Сабитова Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. – 2003. – №2. С. 64-65.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:01:19