Оптимизация деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга: анализ доступности и оценка потребности населения в государственных услугах

Смирнова Ю.Л.1, Токарева Л.С.1, Александров М.М.2, Минаев Н.Н.3,4, Розова А.Ю.2, Донская О.Н.2, Манина А.А.2, Волчкова И.В.5,4
1 Комитет по информатизации и связи
2 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (СПб ГКУ «МФЦ»)
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет
4 СПБ ГУП «СПБ ИАЦ»
5 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Смирнова Ю.Л., Токарева Л.С., Александров М.М., Минаев Н.Н., Розова А.Ю., Донская О.Н., Манина А.А., Волчкова И.В. Оптимизация деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга: анализ доступности и оценка потребности населения в государственных услугах // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 2359-2378. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120229.

Аннотация:
Исследование направлено на решение проблемы оптимизации деятельности многофункциональных центров, в частности на анализ доступности многофункциональных центров Санкт-Петербурга для заявителей, а также оценку потребности населения в государственных услугах, предоставляемых в многофункциональных центрах, что имеет важное значение для создания клиентоориентированной среды предоставления государственных услуг. В статье рассматриваются вопросы деятельности многофункциональных центров Санкт-Петербурга. Представлен анализ динамики обращений заявителей, анализ охвата населения окнами многофункциональных центров по различным районам города, оценка потребности в оказании государственных услуг в многофункциональных центрах Санкт-Петербурга с целью выявления возможности оптимизации процесса обслуживания заявителей. Представленный прогноз увеличения количества обращений в многофункциональные центры строится с учетом текущих тенденций и ожидаемых изменений в предоставлении услуг. Полученные результаты имеют важное значение для оптимизации работы многофункциональных центров, улучшения качества обслуживания, повышения эффективности и доступности государственных услуг в многофункциональных центрах Санкт-Петербурга, а также разработки механизмов улучшения системы обслуживания граждан. Статья предназначена для исследователей и практиков в области государственного управления, муниципального развития, аналитиков, руководителей и сотрудников многофункциональных центров, а также специалистов, изучающих вопросы качества предоставляемых государственных услуг.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, качество услуг, доступность услуг, прогнозирование потребности в государственных и муниципальных услугах, оптимизация деятельности многофункциональных центров

JEL-классификация: H11, O31, O33

Источники:

1. Новые принципы предоставления услуг: госуслуги 2.0. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f6893edc1a99dc7ee452bd468e47c15b/Byklet_fz-210.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 11 апреля 2022 № 837-р «Об утверждении Концепции 24/7». Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/2c8fbfef3cd046a7b748add4a3f3cd60/837-p.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
3. Огнева В.В. Доступность и качество государственных услуг в регионе: состояние и пути повышения эффективности // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – № 2. – c. 68– 74.
4. Кайль Я.Я. Создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 26. – c. 8-15.
5. Зворыкина Т.И. Как повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг? // Компетентность. – 2017. – № 5. – c. 32–34.
6. Кузнецова П.Ю. Доступность государственных и муниципальных услуг: проблемы реализации // Стандарты и качество. – 2017. – № 2. – c. 62– 65.
7. Страчкова Н.В., Лукьяненко Е.А. Геомаркетинг в контексте информатизации общественно-географических исследований: суть, этапы развития, сфера применения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. – 2017. – № 3–1. – c. 97–107.
8. Зайнашева З.Г., Мешкова Н.Г. Современные критерии оценки качества и доступности предоставления государственных услуг // Экономика качества. – 2015. – № 1. – c. 40–50.
9. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – № 4. – c. 15–27.
10. Мохнаткина Л.Б., Серяева М.Г. Оценка доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 3. – c. 61–66.
11. Сергеев Д.В., Сергеева Н.В. Оценка качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Чувашского университета. – 2014. – № 3. – c. 213–217.
12. Илющенко Т.М., Мешкова Ю.О. Управление процессом предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014. – № 1. – c. 47–53.
13. Прокофьева А.И. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в регионах России // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – № 2. – c. 140–149. – doi: 10.22394/1682-2358-2018-2-140-149.
14. Малик Е.Н., Шедий М.В., Пикалов Б.В. «Электронное правительство» как интегративная платформа предоставления государственных услуг // Управленческое консультирование. – 2020. – № 9. – c. 19–30. – doi: 10.22394/1726-1139-2020-9-19-30.
15. Губанова Н.В. Димитров И.Л. Перспективы оптимизации предоставления муниципальных и государственных услуг населению на базе МФЦ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 8. – c. 195–197.
16. Степанова А.А., Седых О.Г. Система оценки качества и эффективности деятельности центров «Мои документы» в Иркутской области // Global and Regional Research. – 2020. – № 2. – c. 343–349.
17. Иванова А.С., Дегтерева В.А. Многофункциональные центры как инструмент повышения качества государственного управления. / Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2020. – 259–264 c.
18. Гайнанов Д.А. Клиентоориентированный подход к предоставлению муниципальных услуг: теоретические и методические аспекты // Экономика и управление народным хозяйством. Серия Экономика и право. – 2016. – № 11. – c. 26–33.
19. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Клиентоориентированная оценка эффективности государственных услуг // Телескоп. – 2021. – № 4. – c. 79–96. – doi: 0.51692/1994-3776_2021_4_79.
20. Калинин А.М. Использование принципа клиентоцентричности в государственном управлении: повестка внедрения // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2023. – № 3. – c. 7–25. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-7-25.
21. Журихин С.А. Клиентоориентированность в сфере государственного управления // Вестник университета. – 2023. – № 1. – c. 26–32.
22. Болдина М.Ю. Клиентоориентированность и клиентоцентричность при предоставлении государственных и муниципальных услуг // Социология. – 2023. – № 5. – c. 168–174.
23. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902388832 (дата обращения: 20.11.2023).
24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 494 О государственной программе Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/822403608 (дата обращения: 30.10.2023).
25. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или в случаях, установленных РФ, публично-правовыми компаниями». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55172242/ (дата обращения: 15.11.2023).
26. Методика мониторинга осуществления многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг отдельных функций в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденная Минэкономразвития РФ 22.12.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.umfc-no.ru/upload/iblock/a27/swkwzk2ntggtwb4k4le959xxb0nunk32/Входящее_корреспонденция_от_Министерство_информационных_технологий.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

Страница обновлена: 16.02.2024 в 18:29:50