Структурная политика и ее инструментальное обеспечение
Скачать PDF | Загрузок: 20
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Узкая международная специализация российской экономики и накопленные структурные дисбалансы отражают низкую конкурентоспособность обширных сегментов экономики. Это означает, что проводимая государственная политика неблагоприятна с точки зрения достижения устойчивого долгосрочного экономического роста. Необходимость разработки и реализации эффективной государственной структурной политики и определение ее инструментов может стать основой для ликвидации диспропорций в российской экономике и ее выхода на траекторию устойчивого развития.
Ключевые слова: государственное регулирование экономики, промышленная политика, макроэкономика, структурная политика, структура промышленного производства, структурные диспропорции
Структурную политику можно рассматривать в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей (производств), получивших статус приоритетных.
Анализ мирового опыта реализации структурной политики (в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань) свидетельствует о том, что правительства этих государств рассматривают ее в качестве основы для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальных производителей. В целом эта политика может быть признана эффективной: страны, проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпы экономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось от вмешательства в рыночные отношения [1].
Две большие разницы
Отсутствие единой теоретической базы ведет к разнообразию толкований термина «структурная политика» как среди российских, так и зарубежных экономистов [2;3]. Так, структурная (промышленная) политика определяется через реализацию интересов государства в сфере промышленного производства, что фактически размывает ее границы до пределов социально-экономической политики. Зачастую она сводится к выборочной поддержке отраслей народного хозяйства. Неоднозначность трактовки содержания данного термина затрудняет идентификацию роли и места промышленной политики среди других видов государственной социально-экономической политики.
Основным недостатком большинства существующих определений является отсутствие системности – структурная политика не может быть направлена только на решение проблем отдельных отраслей. Она должна вести к повышению эффективности экономики через оптимизацию распределения ресурсов и позволять быстро и адекватно реагировать на внешние шоки, являясь, таким образом, основой устойчивого экономического роста.
Очень часто структурная политика ассоциируется в отечественной литературе с промышленной политикой. Четкого разграничения между этими понятиями нет. Они употребляются как синонимы, хотя структурная политика иногда рассматривается как один из элементов промышленной политики [4]. В этом случае подразумевается, что промышленная политика означает действия государства по отношению к промышленности в целом, без дифференциации по видам деятельности. Отрицательная сторона заключается в том, что промышленность состоит из различающихся по своему положению секторов. Поэтому практически любая мера оказывает на них дифференцированное воздействие.
Виды и инструменты структурной политики
По нашему мнению, структурную политику необходимо рассматривать как стратегию развития и повышения эффективности промышленного производства. Она должна быть направлена на создание благоприятных условий для приоритетных видов экономической деятельности, повышения конкурентоспособности отечественных отраслей, предприятий и продукции. Структурная политика призвана обеспечивать устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе.
На наш взгляд, термин «промышленная политика» может выступать синонимом структурной политики. Промышленная политика является, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост через структуру промышленного производства.
В соответствии с таким определением сущности структурной политики можно предложить классификацию ее видов (см. табл. 1).
Таблица 1
Виды структурной политики
Критерии классификации
|
Виды структурной политики
|
по длительности воздействия
|
среднесрочная и долгосрочная
|
по масштабу воздействия
|
общесистемная и селективная
|
по территориальному охвату
|
федеральная, региональная и районная
|
по направленности участия в международном разделении труда
|
импортозамещающая и экспортно-ориентированная
|
по превалирующему функциональному направлению
|
научно-техническая, инновационная, инвестиционная,
денежно-кредитная, фискальная и пр.
|
Подобная классификация позволяет охватить весь возможный комплекс использования инструментов промышленной политики на различных уровнях ее реализации. К таким инструментам, составляющим единый механизм промышленной политики, отвечающий требованиям комплексности и системности, относят: макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные (см. табл. 2).
Таблица 2
Инструменты структурной политики
Инструменты
структурной политики
|
Содержание
инструментов
|
Макроэкономические инструменты
|
— создание благоприятной общеэкономической среды для развития
производства;
— поддержание финансовой стабильности и недопущение развертывания инфляции; — преодоление бюджетного дефицита; — поддержание устойчивого курса национальной валюты |
Информационные инструменты
|
обеспечение экономических агентов достоверной информацией
о социально-экономической среде для принятия решений в производственной
деятельности и минимизации рисков
|
Ресурсные (затратные) инструменты
|
предоставление рыночным субъектам воспроизводственных
ресурсов для развития
|
Институциональные инструменты
|
— формирование правовой и организационно-экономической
среды для ведения конкурентного бизнеса;
— обеспечение хозяйственного порядка |
Аномалии
Необходимость проведения структурной политики в России назрела реально, поскольку налицо структурные аномалии, замедляющие экономическое развитие страны. Это сырьевая зависимость национального хозяйства, слабая инвестиционная активность и отсутствие реального прогресса в становлении инновационных секторов, примитивизация промышленности и ее низкая конкурентоспособность, демографический кризис и острые проблемы в развитии социальной сферы. Наличие диспропорций служит важным индикатором необходимости структурных преобразований.
Рыночный механизм не в состоянии самостоятельно исправить данные структурные диспропорции. Проведение эффективной структурной политики требует, безусловно, государственного вмешательства. Однако в конкретный момент времени и в зависимости от той или иной экономической ситуации структурная политика должна проводиться с помощью функционального государственного вмешательства, которое не затрагивает конкретные виды деятельности. А иногда требуется селективное управление, направленное на определенные сектора экономики и виды деятельности.
В то же время, по нашему мнению, требуется комбинированный подход в проведении структурной политики, использующий как функциональные, так и селективные инструменты государственного вмешательства. Это обусловлено тем, что сама политика может быть и функциональной, и селективной в зависимости от ее целей, характера и используемых инструментов.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 13:37:38