Инструментально-стратегический аспект управления инновационной восприимчивостью компании

Райская М.В.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37649374
Цитирований: 10 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Акцентировано внимание на наличии взаимосвязи стратегического и инновационного видов управления в деятельности современных организаций. Выявлено место инновационной восприимчивости компании среди категорий «инновационный потенциал» и «инновационная активность». Предложено авторское понимание содержания инновационной восприимчивости организации. На основе официальных статистических данных проведен анализ значимости факторов, препятствующим инновациям в российских компаниях. Рассмотрены стратегические инструменты управления инновационной восприимчивостью компаний, среди которых в качестве наиболее актуальных выделены управление организационным знанием и вовлечение персонала.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, стратегическое управление, инновационная среда, инновационная восприимчивость

JEL-классификация: O31, O33, O32

Источники:

1. Баранова И.В., Зайцев А.В. Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 3. – С. 219-238. – doi: 10.18334/vinec.6.3.36967.
2. Вартанова М.Л. Необходимость активизации инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 2. – С. 141-150. – doi: 10.18334/vinec.7.2.38112.
3. Войтешонок М., Парамонова И. Инновационная восприимчивость как обобщающий показатель способности к инновационной деятельности // Наука и инновации. – 2015. – № 1(143). – С. 29-32. – url: http://innosfera.by/files/2015/1.pdf.
4. Дюжев В.Г., Сусликов С.В. Формирование инновационно-восприимчивой среды предприятия на основе комплексного подхода к совершенствованию системы управления персоналом // Экономический вестник Донбасса. – 2015. – № 2(40). – С. 120-125. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-innovatsionno-vospriimchivoy-sredy-predpriyatiya-na-osnove-kompleksnogo-podhoda-k-sovershenstvovaniyu-sistemy.
Егорова М.В. Механизмы формирования и функционирования региональной инновационной системы. / автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. - Казань: Казанский государственный технологический университе, 2009. – 37 с.
6. Егорова М.В. Необходимость применения инновационных подходов в управлении мотивацией персонала крупных промышленных предприятий (на примере нефтехимической компании) // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 9. – С. 245-251.
Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: стат. сб. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/03/23/1164003717/Indicators_of_Innovation_2018.pdf.
8. Ильиных С.А., Михайлова Е.В. Инновационная восприимчивость и сопротивление инновациям: социологический взгляд // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 14. – С. 12-14. – url: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/14/sociology/ilyinykh-mikhailova.pdf.
9. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. – 2018. – № 3. – С. 261-270. – doi: 10.18334/ce.12.3.38922.
10. Комков С.Ю. Особенности оценки и управления инновационной восприимчивостью предприятия // Вестник ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П.О. СУХОГО. – 2004. – № 2(15). – С. 47-54. – url: http://elib.gstu.by/handle/220612/9671.
11. Комков С.Ю. Предпосылки и методические особенности оценки инновационной восприимчивости производственных систем // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. – 2003. – № 3. – С. 78-88. – url: https://elib.gstu.by/handle/220612/962.
Мацоцкий С.С., Данилова Е.Н., Ципес Г.Л. Создание корпоративной инновационной среды: люди и технологии. / в кн.: Открытые инновации для крупных компаний. - М.: МШУ Сколково, 2011.
13. Мельников О.Н., Красникова А.С. Интеграция стратегии и тактики предприятий как организационно-управленческой компоненты повышения конкурентоспособности инновационного предпринимательства // Креативная экономика. – 2017. – № 12. – С. 1439-1456. – doi: 10.18334/се.11.12.38703.
14. Мыслякова Ю.Г., Кислов Р.С. Формирование инновационной состоятельности промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2016. – № 2. – С. 123-140. – doi: 10.18334/ce.10.2.34997.
Нелюбина Т.А., Романова О.А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем. / Монография. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. – 257 с.
Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских компаниях. - М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 384 с.
Райская М.В. Теория инноваций и инновационных процессов. / Учебное пособие. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. – 268 с.
18. Райская М.В. Управление инновационной восприимчивостью компании: содержательно-аналитический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – С. 741-752. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39452.
19. Райская М.В., Кулагина И.В. Проектирование организационно-управленческих инноваций на предприятии инновационной инфраструктуры // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 2. – С. 242-245.
20. Рудалева И.А., Кабашева И.А. Инновационная восприимчивость работников организации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-11. – С. 2495-2498. – url: https://www.fundamental-reseach.ru/ru/article/view?id=35973.
21. Франк Е.В., Машевская О.В. Инновационная восприимчивость и ее составляющие как регуляторы адаптации промышленного предприятия к условиям изменяющейся среды // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – № 8(130). – С. 88-96.
Holsapple C.W., Singh M. The Knowledge Chain Model: Activities for Competitiveness, Handbook on Knowledge Management 2, Springer Science & Business Media B.V., 2005. Pp. 215-251
Nonaka I., Takeuchi N. The Knowledge – Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. - New York: Oxford University Press, 1995. – 284 с.
Probst G.J.B. Practical Knowledge Management: A Model That Works. Genevaknowledgeforum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.genevaknowledgeforum.ch/downloads/prismartikel.pdf.
Rehäuser J., Krcmar H. Wissensmanagement im Unternehmen, in: Schreyögg, G., Conrad, P. (Hrsg.): Managementforschung 6: Wissensmanagement, Berlin und New York: Walter de Gruyter, 1996. S. 1-40

Страница обновлена: 17.09.2025 в 00:04:19

 

 

Instrumental-strategic aspect of company innovation susceptibility management

Rayskaya M.V.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2019)

Citation:

Abstract:
The attention is focused on the relationship of strategic and innovative management in modern organizations. The paper revealed innovation of the company among the categories of "innovation potential" and "innovative activity". The author's understanding of the content of innovative receptivity of the organization is proposed. On the basis of official statistical data the analysis of the significance of factors impeding innovation in Russian companies was carried out. The strategic management tools innovative susceptibility, among which the most relevant is highlighted organizational knowledge management and employee engagement are highlighted.

Keywords: innovation, strategic management, innovative environment, innovation infrastructure, innovation receptivity

JEL-classification: O31, O33, O32