Многокритериальная оценка готовности вуза к цифровой трансформации
Долганова О.И.1
, Мирзоян М.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 73 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Апрель 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38211981
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
А данной статье рассматривается проблема оценки готовности высшего учебного заведения к цифровой трансформации. В результате анализа российского и зарубежного опыта реализации цифровых преобразований авторами определяются ключевые требования к архитектуре вуза, в том числе его ИТ-инфраструктуре; управлению бизнес-процессами; кадровому потенциалу; использованию имеющихся финансовых инструментов. По каждому исследуемому аспекту авторами разработан перечень критериев, сформулированный на основе анализа лучшей практики и текущих тенденций развития цифровизации вузов. Также в статье представляется инструментальное средство визуализации – приборная панель, которая позволяет облегчить анализ и мониторинг готовности вуза к цифровым преобразованиям. Предложенный многокритериальный подход к оценке может быть интересен высшим учебным заведениям, планирующим или начинающим проекты коренного преобразования деятельности за счет информационных технологий, а также исследователям в области управления инновационным развитием организаций образовательной сферы.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, цифровая трансформация, оценка готовности, приборная панель
JEL-классификация: I23, I21, I26
Источники:
Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №6 от 30.05.2017)
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №9 от 25.10.2016)
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г №1632-р
Spies M. Digital Transformation in Higher Education. Navitas Ventures Blog. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/navitas-ventures/digital-transformation-in-higher-education-17688f19fd5.
Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. «Цифровые чемпионы». PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf.
7. Логиновский О.В., Нестеров М.И., Шестаков А.Л. Применение методов архитектурного подхода в развитии информационной системы крупного вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2013. – № 4. – С. 123-128.
TOGAF® Standard, Version 9.2. The Open Group. [Электронный ресурс]. URL: http://pubs.opengroup.org/architecture/togaf9-doc/arch/chap27.html#tag_27.
Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2017.
10. Бюллетень о сфере образования 2017. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. – 2017. – № 12. – С. 28.
Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T.-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/doc/3895765?ref=mrktg-srch.
Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformation-trends-in-education/#7a66b17f2a9a.
Gill M., VanBoskirk S. The Digital Maturity Model 4.0. Benchmarks: Digital Business Transformation Playbook. Forrester Research. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forrester.com.
Limitierte IT-Ressourcen bremsen die digitalin transformation. Informationstechnik. [Электронный ресурс]. URL: https://www.it-daily.net/shortnews/20011-limitierte-it-ressourcen-bremsen-die-digitalen-transformation.
Щетинин С. Глобальные тренды цифровой трансформации. The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://sapland.ru/file/panelinaya-diskussiya-vizovi-i-vozmozhnosti-dlya-cio.pdf.
Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. [Электронный ресурс]. URL: https://www. apqc.org/pcf.
17. Силаков Л.Ф. Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – С. 361-372. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38693 .
18. Новичков Н., Долганова О., Новичкова А. Об оценке готовности компании к цифровой трансформации // Общество и экономика. – 2018. – № 8. – С. 84-95. – doi: 10.31857/S020736760000815-5.
Business Process Maturity Model (BPMM). Version 1.0. OMG (Object management group). [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/spec/BPMM/About-BPMM.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-2-2009. Информационная технология. Оценка процесса. Часть 2. Проведение оценки (переиздание 2018 г.)
21. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 1. – С. 19-25.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/639291-ru.
Лапидус Л.В. Центр компетенций цифровой экономики. МАКО - ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративному образованию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.makonews.ru/centr-kompetencij-cifrovoj-ekonomiki.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
25. Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К вопросу о финансировании образовательных учреждений в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 713-716.
26. Ребрин Ю.И. Особенности финансирования вуза в современных условиях // Известия ТРТУ. – 2004. – № 4(39). – С. 40-43.
Мирзоян М.В. Применение онтологического подхода в управлении компетенциями госслужащих // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития: Сборник научных статей по результатам III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития. 2017. – С. 326-330.
Страница обновлена: 06.09.2025 в 03:39:52
Download PDF | Downloads: 73 | Citations: 12
Multi-criteria assessment of the university's readiness for digital transformation
Dolganova O.I., Mirzoyan M.V.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (April 2019)
Abstract:
This article deals with the problem of assessing the readiness of higher education institutions for digital transformation. As a result of the analysis of Russian and foreign experience in the implementation of digital transformation, the authors determine the key requirements for the architecture of the University, including its it infrastructure; business process management; human resources; the use of available financial instruments. For each aspect of the study, the authors developed a list of criteria based on the analysis of best practices and current trends in the development of digitalization of universities. Also, the article presents a visualization tool – a dashboard that makes it easier to analyze and monitor the readiness of the University to digital transformation. The proposed multi-criteria approach to evaluation may be of interest to higher education institutions planning or starting projects of radical transformation of activities through information technology, as well as researchers in the field of management of innovative development of educational organizations.
Keywords: higher education institution, digital transformation, readiness assessment, dashboard
JEL-classification: I23, I21, I26

Россия, Москва