Обеспечение устойчивого экономического роста как важнейшая цель государственного регулирования на региональном уровне
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье определена роль государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне в рамках федеративного государства. Рассматривается возможность использования уровня федерального округа (макрорегиона) в решении конкретных задач социально-экономического развития.
Ключевые слова: государственное регулирование, региональная экономика, федеральный округ, макрорегион, регулирование экономики, социально-экономические процессы
Важным инструментом регионального развития являются целевые региональные программы, разрабатываемые и принимаемые на общегосударственном уровне и содержащие постановку целей и инструментарий для их реализации. Однако с усложнением социально-экономических процессов, особенно в связи с развитием кризисных явлений, возникает немало проблем, для решения которых бывает недостаточно мобилизовать ресурсы даже нескольких соседних регионов – субъектов федерации.
Обеспечение устойчивого экономического роста на всех уровнях современной экономики приобретает особую роль. В большей мере это касается регионов, чье значение в регулировании социально-экономических процессов в современном мире постоянно повышается. В случае с государствами с федеративным устройством, к числу которых относится Россия, значение региона как государствообразующей категории обретает решающий характер для обеспечения социально ориентированного типа современного общественного воспроизводства.
Программа развития макрорегиона
Развитие Российской Федерации, начиная с 90-х годов минувшего столетия, характеризуется, в частности тем, что процесс перехода к рыночной системе хозяйствования усугубил диспропорции в экономике и значительно ухудшил положение многих регионов. С появлением в нашей стране в 2000 году федеральных округов, которые мы можем рассматривать как макрорегионы, проблема во многом стала приобретать общий характер для значительных групп регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. Особо остро эта проблема стоит для регионов, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО), в том числе для Республики Дагестан.
Встает вопрос об объединении усилий и средств групп регионов в решении конкретных задач социально-экономического развития. Здесь как раз и возникает возможность использования уровня федерального округа (макрорегиона).
Имеющиеся практически во всех развитых странах современного мира программы развития макрорегионов выполняют в основном функции прогнозно-стратегического характера, определяя важнейшие направления развития всей территории макрорегиона и экономических регионов, в него входящих [2]. Применительно к России указанные направления развития взятой в качестве единого целого территории федерального округа (макрорегиона) должны учитываться отдельными субъектами федерации при определении стратегии и подготовке комплексных программ развития регионов.
Следует отметить, что такая роль программ макрорегионов уже получает признание. Например, в Южном федеральном округе действует Федеральная целевая программа «Юг России 2012». Она утверждена в качестве основных направлений развития регионов ЮФО.
Развитие Дагестана
Анализ взаимосвязанных общеэкономических показателей позволяет выявлять основные тенденции экономического развития региона.
Сравнительный анализ различий в социально-экономическом развитии территорий ЮФО показал, что различия между субъектами федерации, входящими в состав этого округа, являются чрезмерными по среднероссийским меркам [4].
За последние годы в Республике Дагестан сохранились позитивные тенденции экономического роста и динамики уровня жизни населения. Среднегодовые темпы роста основных социально-экономических показателей характеризуются устойчиво высоким уровнем. Так, темпы роста за последние годы составили:
– валового регионального продукта – 115,8%;
– промышленного производства – 116,3%;
– инвестиций в основной капитал – 129%;
– строительства – 129,6%;
– оборота розничной торговли – 124,7%;
– платных услуг населению – 118,1%;
– реальных располагаемых доходов населения – 123%;
– реальной начисленной заработной платы – 114 процентов [5].
При этом наблюдалось опережение средних темпов роста большинства социально-экономических показателей по стране и ЮФО.
За три года инвестиции в основной капитал увеличились в 2,1 раза, поступление налогов в консолидированный бюджет республики – более чем в 3 раза, денежные доходы на одного жителя – в 2,5 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения – в 1,9 раза. Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении возросла на 2,6%, или на 68,3 тыс. человек в основном за счет сохраняющегося в Дагестане естественного прироста. Сократилась доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума – до 10,1% против 24% в 2005 году. Снизился уровень безработицы (общей – с 22,3% в 2005 году до 13,4% за 2008 год, зарегистрированной – с 4,3% в 2005 году до 3,7% за 2008 год), выполнялись все бюджетные обязательства [1].
Инвестиционная активность республики
Несмотря на мировой финансовый кризис и вызванный им рост потребительских цен выше запланированных, социально-экономическая ситуация в 2008 году характеризовалась ростом большинства основных экономических показателей, существенным улучшением наполняемости бюджетной системы.
Инвестиционная активность экономики республики сохраняет достигнутые в последние годы высокие темпы (свыше 20%). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2008 год составил 86 273,2 млн руб., или 129,4% к уровню предыдущего года (за 2007 год – 134,2%). Рост инвестиций обеспечил увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (129,7%), и темп роста в 2008 году незначительно превысил уровень предыдущего года (129,3%).
На финансирование Республиканской инвестиционной программы за прошедший год было выделено 5184,7 млн руб., что больше объема средств 2007 года в 1,6 раза.
В 2008 году продолжалась работа по реализации на территории республики федеральных целевых программ. Принимаются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата, привлечению инвестиций и реализации проектов в области развития гидроэлектроэнергетики, машиностроения, промышленности строительных материалов, химической, стекольной, пищевой промышленности. Это позволит продолжить поступательное развитие республики, создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные поступления в бюджет, повысить инвестиционный рейтинг региона. В настоящее время инвестиционный пакет Дагестана включает 84 проекта и 55 бизнес-идей на общую сумму 230 млрд рублей.
Необходимо усиление кооперационных связей между регионами
Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации во многом определяется их налоговым потенциалом, существующей налоговой базой и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Доходы консолидированного бюджета за 2008 год составили по предварительным данным 52 594,2 млн руб., или 135,6% к уровню предыдущего года. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики составил 14 262 млн руб., увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. При этом удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета вырос с 21,6% за 2007 год до 27,1% за 2008 год.
Один из показателей, характеризующих эффективность проводимой государственной налоговой политики, – объем собственных доходов консолидированного бюджета в расчете на душу населения – увеличился в 1,7 раза к предыдущему году.
В результате удалось снизить дотационность консолидированного бюджета с 76% в 2007 году до 72% в 2008 году. При этом без учета дополнительно поступивших федеральных инвестиций уровень дотационности определен в размере 69 процентов.
Необходима активизация внутри- и внешнеэкономической деятельности регионов посредством усиления их всесторонних кооперационных связей с соседями по федеральному округу (макрорегиону). Одновременно государству следует наращивать усилия по регулированию социально-экономических процессов в рамках округа как единого целого. Все это позволит наиболее оптимальным образом аккумулировать потенциал входящих в него территорий, сосредоточить совместные усилия регионов по решению наиболее важных задач по преодолению кризиса и последующему выходу на траекторию устойчивого социально-экономического роста. Напротив, отсутствие такого типа регулирования ведет к неиспользованию возможностей, потенциально имеющихся у регионов, способствует дальнейшему снижению темпов экономического развития и самым серьезным образом затрудняет переход на инновационный путь развития.
[1] Рассчитано по данным Дагестанстата.
Страница обновлена: 17.11.2024 в 20:14:45