Проблемы и особенности обеспечения национальной продовольственной безопасности
Мизюркина Л.А.1, Сафронова О.Н.1
1 Пензенский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 34 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26001238
Цитирований: 24 по состоянию на 19.12.2023
Аннотация:
В статье даны основные понятия, сущность и характеристика национальной безопасности, неотъемлемой частью которой является продовольственная безопасность страны. Уровень и качество питания населения характеризуют степень ее социально-экономического развития, поскольку производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще.Обеспечение продовольственной безопасности РФ является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. Продовольственная безопасность должна базироваться, в первую очередь, на мобилизации внутренних ресурсов для обеспечения гарантий.
Важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается в придании ей определенного статуса и законодательного обеспечения.
Ключевые слова: качество продукции, государственное регулирование, национальная безопасность, продовольственная безопасность, критерии оценки, уровень развития, оценка состояния, эффективная система
JEL-классификация: Q18, F52, O13
Национальная безопасность традиционно рассматривается как важнейшая характеристика народно-хозяйственной системы. Среди различных видов безопасности особое место занимает продовольственная безопасность, которая является неотъемлемой частью национальной безопасности. На протяжении всей истории человечества обеспечение продовольствием оставалось одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности государств мира (Ларионов, 2015). Критический для России 2014 г. обострил рассматриваемую проблему (Крапчина, Котова, 2014).
Соответствующий уровень развития народно-хозяйственной системы определяет возможность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития экономики в целом, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Анализ состояния народного хозяйства России за 2010–2014 гг. позволяет сделать ряд выводов:
- экономика утратила способность к осуществлению расширенного воспроизводства;
- на фоне падения объемов производства в аграрном секторе в промышленности и в перерабатывающих отраслях сильно возрос удельный вес сырьевой ориентированности экономики;
- качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие социальные последствия: сокращение реальных доходов населения; лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и медицинское обслуживание; уменьшение продолжительности жизни. И все это происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам, благосостоянию и положению в обществе.
В связи с этим необходимо из множества угроз национальной безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние народного хозяйства.
Уровень и качество питания населения характеризуют степень ее социально-экономического развития, поскольку «… производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще…» [1].
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. Поэтому социально-экономическая политика государства должна быть тесно связана с продовольственной безопасностью, основанной в первую очередь на мобилизации внутренних ресурсов для обеспечения ее гарантий.
Для нашей страны важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается в придании ей определенного статуса и законодательного обеспечения. При этом оценка состояния обеспечения продовольственной безопасности должна учитывать:
– степень самообеспеченности населения продовольствием отечественного производства (продовольственная независимость);
– масштабы импорта продовольствия и сырья для его производства, критический порог импорта продовольствия и его отдельных видов;
– степень открытости отечественного агропродовольственного рынка, эффективный механизм противодействия импортной интервенции;
– уровни развития и устойчивости агропромышленного производства;
– уровни доходов и питания населения и его отдельных групп;
– наличие продовольственных запасов и надежной системы снабжения населения продовольствием;
– соответствие требований продовольственной безопасности законодательству, системе правовых и нормативных актов, направлениям агропродовольственной политики государства, управляемости процессами обеспечения продовольственной безопасности;
– степень экологизации и качества продукции, сырья и продовольствия;
– наличие внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.
В России законодательная база обеспечения продовольственной безопасности требует усовершенствования. Решению проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности будет способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой многогранной и сложной проблемы. Их можно объединить в четыре группы:
1. нормативные и правовые акты общего свойства, определяющие место и роль продовольственной безопасности в системе национальной безопасности, дающие оценку ее современному состоянию, раскрывающие принципы, цели и направления стратегии продовольственной безопасности;
2. нормативные и правовые акты, направленные на повышение экономической и физической доступности качественного продовольствия для населения страны и его отдельных групп и категорий;
3. нормативные и правовые акты, регулирующие внешнюю и внутреннюю торговлю продукцией, сырьем и продовольствием;
4. нормативные и правовые акты, защищающие население от потребления некачественного продовольствия и сырья для его производства.
Что касается роли государства в обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов для населения, то следует отметить, что государственное регулирование в этой области связано с:
– усилением и расширением законодательной базы, определяющей ответственность производителей за качество сырья и конечной продукции, и разработкой нормативных документов, устанавливающих пороговые значения качества;
– созданием эффективной системы государственного регулирования качества и безопасности производимой продукции через государственную регистрацию новых пищевых продуктов, материалов и изделий, лицензирование отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле и оказанию услуг в сфере общественного питания, внедрение систем качества при производстве продукции, сырья и продовольствия;
– мониторингом качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья населения;
– внедрением в технологии производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции достижений научно-технического прогресса.
К сожалению, следует констатировать, что в нашей стране пока нет ни органа, ни самостоятельной единой информационной системы, чтобы постоянно и комплексно анализировать и прогнозировать процессы, связанные с надежным обеспечением населения качественной продукцией, сырьем и продовольствием.
В вопросе надзора и контроля за качеством сырья и продовольствия важная роль принадлежит стандартизации и сертификации, действующим в соответствии с федеральными законами «О сертификации», «О стандартизации». В начале 2000-х годов фонд нормативных документов по стандартизации только на пищевые продукты включал около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов и более 3,5 тыс. технических условий. Однако если в экономически развитых странах среднегодовые темпы актуализации стандартов находятся в пределах 6–12%, то в России они значительно ниже.
Любое государство ответственно за здоровье нации, оно должно гарантировать качественное потребление населением продуктов питания, поэтому важнейшим направлением государства должно стать совершенствование стандартов на продукцию, сырье и продовольствие и методы контроля качества.
В ближайшие годы совершенствование государственной политики стандартизации в сфере продовольствия необходимо строить в направлении:
– приведения имеющегося фонда нормативных документов по стандартизации в соответствии с действующим законодательством, требованиями и нормами ВТО;
– разработки и совершенствования фонда, ГОСТов и других нормативных документов, а также исключения из стандартов требований, не характеризующих основные потребительские свойства объекта стандартизации;
– расширения масштабов применения международных стандартов и гармонизации показателей и требований российских стандартов с международными и прогрессивными национальными стандартами других стран.
Безусловно, проблема обеспечения национальной безопасности имеет много аспектов. Среди них – экономическая, информационная, финансовая, налоговая, банковская и другие виды безопасности.
Активную работу в области национальной безопасности ведет Торгово-промышленная палата РФ. Одним из важнейших направлений ее деятельности является создание и ведение реестра надежных партнеров и создание национального кредитного бюро, из базы которого можно получить информацию о потенциальном партнере.
В понятии продовольственной безопасности должны находить отражение такие факторы, как:
– ответственность государства за обеспечение продовольственной безопасности страны и отдельного гражданина;
– уровень полезных потребностей для поддержания здоровья населения на основе применения научно обоснованных норм питания;
– экономическая и физическая доступность необходимого уровня потребления продовольствия;
– качественная безопасность продовольствия;
– источники покрытия потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.
Возможность получения достаточного и качественного питания в стране должен иметь каждый ее гражданин. Создание таких условий является обязанностью государства, ответственного за здоровье нации, сохранение и повышение ее генофонда. Исходя из этого, продовольственную безопасность страны можно характеризовать как ответственность государства в обычных и чрезвычайных условиях обеспечить для каждого человека экономическую и физическую доступность качественного (безопасного) продовольствия, преимущественно отечественного производства, на уровне научно обоснованных или временных (для чрезвычайных ситуаций) норм питания.
Для объективной оценки состояния и необходимости поддержания продовольственной безопасности страны на оптимальном уровне следует использовать систему специальных показателей, позволяющих одновременно и комплексно рассматривать ее в динамике и в сравнении. Такие показатели применяются в мировой практике и практике отдельных государств. Обобщение экономической литературы по этому вопросу показывает, что при выборе оценочных показателей используются как общие, так и специфические методологические положения и методические подходы. Однако общим подходом к определению продовольственной безопасности является то обстоятельство, что она рассматривается с двух позиций: применительно к территории и к каждому отдельному человеку.
Для определения уровня «продовольственной безопасности» отдельного человека в мировой практике используются стандарты нормального питания.
Общий уровень энергетических затрат организма взрослого человека, ведущего активный образ жизни, за конкретный период эксперты определяют путем следующих расчетов:
,
где
Эт общие энергетические затраты организма, ккал;
К – коэффициент затрат энергии на 1 кг массы тела человека, ккал;
М – масса тела человека, кг;
Вп – временной период, сутки.
В 1992 году в нашей стране заговорили о минимальном наборе продуктов питания в составе потребительской корзины, которая вместе с методическими указаниями по ее определению была утверждена в 1999 г.
Формирование набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, должно происходить с учетом возможности удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания, сложившейся структуры питания.
Разработанная математическая модель «Продовольственная безопасность Российской Федерации» позволяет найти интегральный показатель ее уровня. В ней в качестве основных критериев его оценки принимает производство сельскохозяйственной продукции по номенклатуре потребительской корзины и среднедушевое потребление продуктов питания.
В качестве главных внешних факторов, влияющих на уровень продовольственной безопасности, в нее включены размеры финансовой поддержки государством сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровень доходов населения. Объем импорта продовольствия, экологическое загрязнение сельскохозяйственных продуктов. Модель дает возможность оценить воздействие каждого из внешних факторов или их совокупности на уровень продовольственной безопасности, а также решить обратную задачу – что необходимо предпринять для его повышения.
Кроме того, при определении уровня продовольственной безопасности страны необходимо принимать во внимание следующие составляющие:
– объем производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стране;
– потребность населения в продовольствии по научно обоснованным нормам потребления продуктов питания;
– уровень самообеспечения продовольствием, рассчитанный не из норм потребительской корзины, а на основе научно обоснованных норм потребления продовольствия отдельными группами населения с учетом природных и экономических условий территории проживания.
А.Н. Жигаловым и С.С. Алимбековым выделено двадцать пять факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на экономическую доступность продовольствия; но только одиннадцать из них имеют позитивный вектор воздействия, то есть при росте фактора показатель экономической доступности увеличивается. Предлагаемая ими модель уровня экономической доступности продовольствия (ЭДП) имеет следующий вид: [2]
ЭДП = F (X1 … X11; Z1 … Z14),
где
(X1 … X11) – факторы уровня душевого дохода населения;
(Z1 … Z14) – факторы уровня розничных цен.
Официальная статистика делит все население по уровню доходов на 10 децилей, различие в уровне доходов между которыми составляет 13‑15 раз. Естественно, что структура потребительских расходов, уровень потребления и его структура в этих группах существенно разнятся между собой.
Зависимость потребления калорий от покупательской способности населения (отношение дохода к стоимости потребительской корзины) можно определить уравнением:
где
К и Кмакс – соответственно текущее и максимальное потребление калорий, ккал/чел. в сутки;
П – покупательская способность;
q − коэффициент пропорциональности.
Специфического подхода требует и оценка экономической доступности продовольствия для городского и сельского населения.
Помимо того что сельское население определенную долю продовольствия получает из личного подсобного хозяйства и имеет более низкие доходы в расчете на душу населения, для него характерна более значительная по сравнению с городским дифференциация потребительских расходов и потребления важнейших видов продовольствия.
В современных нестабильных экономических условиях проблема обеспечения продовольственной безопасности страны не только и не столько аграрная, сколько комплексная, непосредственно связанная с устойчивым макроэкономическим развитием государства, его возможностями осуществления социально-ориентированной политики, неуклонного повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агропромышленном производстве. Вместе с тем для России как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия основой укрепления ее продовольственной безопасности и повышения устойчивости является прежде всего повышение эффективности функционирования отечественного АПК (Алтухов, 2008) и его базовых отраслей за счет:
– мобилизации потенциала агропромышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием, в первую очередь его базовыми видами независимо от конъюнктуры мирового агропродовольственного рынка;
– формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной инфраструктуры для их эффективного развития, защиты отечественных товаропроизводителей от нездоровой конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
– обеспечения оптимизации межотраслевых экономических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое бы стимулировало рост темпов расширенного воспроизводства прежде всего в сельском хозяйстве;
– совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения ее доступности для основной массы товаропроизводителей, создания относительно благоприятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве;
– создания системы надежных гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспечения жесткого контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке и особенно за импортной продукцией;
– наращивания и рационального использования продовольственных ресурсов путем повышения технологического уровня производства и стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства продукции;
– формирования и развития крупномасштабных специализированных зон производства основных видов сельскохозяйственной продукции, ликвидации разного рода барьеров и административных ограничений на перемещение продукции, сырья и продовольствия внутри страны.
Кроме того, необходимо осуществление системы социально-экономических мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для питания в соответствии с минимальными физиологическими стандартами.
Изменение социально-экономической ситуации в России привело к уменьшению потребления населением почти всех пищевых продуктов, особенно наиболее ценных видов (см. таблицу).
Таблица
Фактическое и нормативное потребление населением основных продуктов питания в Российской Федерации, кг/год
Продукты
питания |
Годы
|
Справочно
| ||||||
1990
|
2000
|
2014
|
Рациональная норма
потребления |
1913 год
|
Норма потребления трудоспособного
населения |
Норма потребления пенсионеров
|
Норма потребления
детей | |
Хлебопродукты
|
119
|
118
|
120
|
110
|
253
|
134
|
103,7
|
84,3
|
Картофель
|
106
|
118
|
125
|
117
|
127
|
107,6
|
80
|
107,4
|
Овощи
и бахчевые
|
89
|
86
|
92
|
139
|
50
|
97
|
92
|
108,7
|
Плоды
и ягоды
|
35
|
34
|
40
|
71
|
15
|
23
|
22
|
51,9
|
Масло
растительное
|
10,2
|
10
|
11
|
13
|
3,1
|
13,8
|
11
|
10,0
|
Сахар
|
47
|
35
|
36
|
39
|
3
|
22,2
|
21,2
|
25,2
|
Мясо
и мясопродукты
|
75
|
45
|
51
|
78
|
24
|
37,2
|
31,5
|
33,7
|
Молоко
и молочные продукты
|
386
|
226
|
241
|
390
|
130
|
238,2
|
218,9
|
352,2
|
Яйца,
шт.
|
297
|
223
|
265
|
291
|
49
|
200
|
180
|
193,0
|
Рыба
и рыбопродукты
|
20
|
10,4
|
12
|
23,3
|
3,5
|
16
|
15
|
14,0
|
Так, за период с 1990 г. по 2014 г. потребление мяса и мясных продуктов в расчете на душу населения сократилось почти на 47%, молока и молочных продуктов − на 60%, яиц − на 12%. Одновременно возросло потребление менее ценных в пищевом отношении продуктов питания, в частности картофеля – на 18%. В результате качество и структура питания россиян в целом ухудшились.
Предстоит использовать более эффективные механизмы обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшимся в экстремальных ситуациях, и ее регламентации во избежание разного рода злоупотреблений, а также предстоит повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения.
Проблемы, связанные с устойчивым продовольственным обеспечением населения, требуют хорошо продуманных долгосрочных и системных решений, разработки и реализации эффективной долгосрочной стратегии развития аграрного сектора экономики, ориентированного на обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК, укрепление его производственного потенциала. Следует обратить внимание на стратегию развития «зеленой» агроэкономики как основу устойчивого развития АПК (Порфирьев, 2015).
В современных рыночных условиях хозяйствования задача устойчивого обеспечения населения страны продовольствием перерастает в сложные экономические межотраслевые проблемы, решение которых с позиции отдельных отраслей является недостаточным. Наряду с этим, вступление России в ВТО значительно ограничивает страну «в своих возможностях проводить активную структурную политику в АПК» (Гумеров, 2013). Поэтому нужны научные разработки, посвященные выявлению резервов самообеспечения и импортозамещения страны в целом и ее отдельных регионов основными видами продовольствия и обоснованию рациональных направлений их товаропотоков, причем эти материалы должны быть скоординированы в общей схеме развития и размещения АПК с учетом его роли в экономике страны.
Для России важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается в придании ей определенного статуса и законодательного обеспечения. В то же время ее широта и сложность не могут вызвать желание выделить какие-то критические точки, которые бы характеризовали степень остроты и одновременности разрешения продовольственной проблемы. К ним следует отнести уровни потребления основных видов продовольствия и степень импортной продовольственной зависимости. Именно в этих двух показателях синтезируется решение большинства задач обеспечения продовольственной безопасности страны.
Оценка состояния обеспечения продовольственной безопасности государства должна учитывать:
– уровни развития и устойчивости агропромышленного производства;
– уровни доходов и питания населения и его отдельных групп;
– степень самообеспечения населения страны продовольствием отечественного производства (продовольственная независимость);
– масштабы импорта продовольствия и сырья для его производства, критический порог импорта продовольствия и его отдельных видов;
– наличие продовольственных запасов и надежной системы снабжения населения продовольствием;
– соответствие требований продовольственной безопасности законодательству, системе правовых и нормативных актов;
– состояние производственного потенциала АПК и отраслей сельского хозяйства в особенности;
– степень экологизации сельского хозяйства, качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
– наличие внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.
В нашей стране законодательная база обеспечения продовольственной безопасности, ее нормативное и правовое регулирование сопряжены с определенными сложностями и трудностями развития АПК, поэтому необходимо формирование полноценного законодательства, направленного на обеспечение здорового и достаточного питания населения, продовольственной безопасности страны.
[1] Маркс, К., Энгельс, Ф. (1962). Сочинения (2-е изд.; Т. 25; Ч. 2; С. 184–185). М.: Государственное издательство политической литературы.
[2] Жигалов, А.Н., Алимбеков, С.С. (2007). Экономическая доступность продовольствия: методы и пути повышения (С. 158). М.: Хлебпродинформ.
Источники:
Гумеров, Р.Р. (2013). Продовольственная безопасность страны: угрозы нарастают (об эффектах членства в ВТО и не только об этом). Российский экономический журнал, 1, 52–71.
Иванова, В., Гончаров, В. (2013). Продовольственный комплекс: проблемы развития. Экономист, 3, 10.
Крапчина, Л.Н., Котова, Л.Г. (2014). Продовольственная безопасность в условиях глобализации: пути сохранения и повышения. Продовольственная политика и безопасность, 1(1), 53–66.
Ларионов, В.Г. (2015). Продовольственная безопасность России. Продовольственная политика и безопасность, 2(1), 47–58. doi: 10.18334/ppib.2.1.456
Порфирьев, Б.Н. (2015). Развитие «зеленой агроэкономики» в России – долгосрочный ответ на санкции и стратегическое направление модернизации отечественного АПК. Российский экономический журнал, 1, 110–116.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 11:21:39