Анализ налоговой системы в рамках обеспечения экономической безопасности
Беликова Е.В.1, Чернявская Е.Ю.1, Шамрай-Курбатова Л.В.1
1 Волгоградский институт бизнеса, Россия, Волгоград
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Цитировать:
Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. Анализ налоговой системы в рамках обеспечения экономической безопасности // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 11. – С. 4361-4374. – doi: 10.18334/ce.15.11.113692.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370868
Аннотация:
В работе рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности государства посредством налоговой системы, поскольку в современном государстве она является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов. Анализируется функционирование налоговой системы, которая позволяет обеспечивать государство финансовыми ресурсами с целью решения социальных и экономических задач, взятых государством на себя обязательств, это и обуславливает актуальность темы исследования. Авторы рассматривают перспективы развития налоговой системы. Обосновывается точка зрения того, насколько эффективно и в полном объеме пополняется государственный бюджет, зависит обороноспособность страны, ее экономическое состояние и перспективы и возможности развития в кратко- и долгосрочном периоде.
Ключевые слова: доходная часть бюджета, финансовые взаимоотношения, налоговые доходы федерального бюджета, налоговая система государства, финансовые ресурсы, налоговые и неналоговые доходы, активизации экономического роста страны, регулирование налоговой нагрузки, консолидированный бюджет, экономическая безопасность государства
JEL-классификация: H20, H22, H56, H71
Введение
Актуальность исследования. В современном государстве роль налоговой системы заключается в распределении финансовых ресурсов в государстве, обеспечении контроля за движением финансовых ресурсов, стимулировании налогоплательщиков посредством регулирования налоговой нагрузки, воспроизводства ресурсов, формировании особых финансовых фондов, за счет которых государство выполняет взятые на себя обязательства и функции. Доходная часть бюджета, как правило, формируется за счет налоговых поступлений, являющихся инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Налоговая политика является косвенным инструментом, который обеспечивает функционирование социально-экономических процессов для экономической безопасности в стране [1, 2]. Факторами налоговой системы в экономической безопасности страны являются: стабильность системы налогообложения, устойчивость этой системы и уровень собираемости налогов.
Цель исследования – на основе анализа налоговой системы предложить мероприятия по повышению уровня налоговых доходов федерального бюджета и стабилизации системы налогообложения и экономической безопасности государства.
Задачи исследования:
Ø проанализировать динамику и структуру налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2016–2020 гг.;
Ø дать оценку структуры налоговых доходов федерального бюджета в 2020 г.;
Ø выявить проблемы применения налогового законодательства и регулирования налоговой системы Российской Федерации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в определении мероприятий, которые приведут к увеличению налогооблагаемой базы в связи с укреплением имущественного положения налогоплательщиков.
Теоретическая значимость исследования отражена в результатах, полученных авторами в процессе решения задач проведенного исследования, к которым можно отнести влияние налоговой системы на экономическую безопасность государства.
Практическая значимость предлагаемого исследования представлена анализом налоговой системы в рамках обеспечения экономической безопасности.
Теоретико-методологической базой исследования являются: научные труды исследователей-экономистов Дивиной Л.Э. [3] (Divina, 2014), Шуваловой Е.Б., Бутенко Л.А., Руденко Ю.А. [4] (Shuvalova, Butenko, Rudenko, 2016) в которых освещают вопросы обеспечения экономической безопасности государства посредством налоговой. Ряд авторов рассматривают перспективы развития налоговой системы РФ, в частности это Гамзатова С.А. [5] (Gamzatova, 2020), Савина Л.Л. [6] (Savina, 2019), Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. [7] (Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020), Власова М.С. [10] (Vlasova, Sukhanov, 2016).
Основная часть
В функционировании практически каждого современного государства налоговая система играет ключевую роль в обеспечении финансовой и экономической безопасности, что обусловлено тем, что поступления от налогов обеспечивают финансовыми ресурсами все уровни функционирования экономической системы в стране [8, с. 229–230] (Kislova, Krylova, Chernyavskaya, 2018, р. 229–230).
В этой связи налоговая политика, проводимая государством, таким образом, играет ключевую роль в формировании совокупности инструментов, обеспечивающих функционирование социально-экономических процессов в обеспечении экономической безопасности в стране.
Для обеспечения экономической безопасности в сфере налоговых отношений необходимо такое состояние налоговой сферы, при котором:
– обеспечивается полнота сбора налогов в бюджет государства;
– защита от внешних и внутренних угроз налоговой сферы;
– рост стимулирующей функции налогов за счет либерального налогообложения, различных налоговых льгот и преференций, обеспечивающих необходимые условия тем секторам экономики, которые находятся в неблагоприятных обстоятельствах по каким-либо объективным причинам.
Рисунок 1. Динамика и структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2016–2020 гг.
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной налоговой службы [15].
По представленным данным видно, что удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составлял в 2016 году 65,6%, в 2017 году – 73,6%, в 2018 году – 73,1%, в 2019 году – 62,0%, в 2020 году – 77,2%. Прирост налоговых поступлений в 2018 году по отношению к 2017 году составил 2724,8 млрд руб., а в 2019 году по отношению к 2018 году – 637,5 млрд руб.
В 2020 году по отношению к 2019 году прирост налоговых доходов федерального бюджета составил 1195,89 млрд руб., или +9,66%. В качестве основного фактора роста налоговых поступлений выступает совершенствование политики налогового администрирования, то есть повышение уровня эффективности мер по сбору налогов, контроля за исполнением требований налогового законодательства и пресечение деятельности по уклонению от уплаты налогов [7, с. 1368–1370] (Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020, р. 1368–1370).
Структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2020 году составляли налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации (5 303,88 млрд руб., или 43%)
Рисунок 2. Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета в 2020 г., млрд руб., %
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы [15].
На втором месте – налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (4057,49 млрд руб., или 33%). Также значимый удельный вес занимают налоги и пошлины по товарам, ввозимым на территорию РФ (3053,64 млрд руб., или 24%).
Значимый удельный вес в структуре налоговых поступлений по налогу на пользование полезными ископаемыми в 2020 и 2019 годах по сравнению с 2018 годом обусловлен увеличением поступлений по НДПИ в расчете на возросшую стоимость нефти марки Urals в декабре 2017 – ноябре 2018 года (с 52,1 долл./ баррель до 70,2 долл./ баррель).
Существенным фактором увеличения поступлений в федеральный бюджет по указанной статье является повышение ставок налога на добычу нефти: в декабре 2017 года произошло увеличение ставки с 857 до 919 рублей за тонну добываемой нефти.
Также по указанной выше причине тенденции снижения стоимости нефтедобычи на Urals в 2019 году с 70,24 долл./ баррель до 63,23 долл./ баррель при одновременном снижении курса американской валюты с 61,95 руб./долл. до 65,11 руб./долл. в декабре – январе 2018/19 гг. Данные процессы привели к закономерному снижению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых.
Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет по видам налогов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2018–2020 гг.
Показатель
|
Период
|
Отклонения
| |||||
2018
|
2019
|
2020
|
Абс., тыс. руб.
|
Отн.,%
| |||
2019/ 2018
|
2020/ 2019
|
2019/ 2018
|
2020/ 2019
| ||||
Налог
на прибыль организаций
|
995,5
|
1185
|
1091
|
189,5
|
-94,0
|
19,0
|
-7,9
|
Налог
на добавленную стоимость на товары, работы, услуги, реализуемые на территории
РФ
|
3574,6
|
4257,8
|
4269
|
683,2
|
11,2
|
19,1
|
0,3
|
Акциз
подакцизным товарам, производимым на территории РФ
|
860,7
|
522,2
|
1035
|
-338,5
|
512,8
|
-39,3
|
98,2
|
Налоги
на товары, ввозимые на территорию РФ
|
187,7
|
225,4
|
263,1
|
37,7
|
37,7
|
20,1
|
16,7
|
Налоги
и сборы, иные регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
6106,9
|
6173,1
|
6239,3
|
66,2
|
66,2
|
1,1
|
1,1
|
Государственные
пошлины
|
17,1
|
16
|
16,8
|
-1,1
|
0,8
|
-6,4
|
5,0
|
Итого
|
11742,7
|
12380,2
|
12914,2
|
637,5
|
534,0
|
5,4
|
4,3
|
Основываясь на данных, следует отметить, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом наибольший прирост достигнут по поступлению в федеральный бюджет налогов на товары, ввозимые на территорию страны: +37,7 млрд руб., или +20,1%. Отрицательная динамика, как и в предшествующем анализируемом периоде, обнаружена по налоговым поступлениям по подакцизным товарам, произведенным на территории РФ: в 2019 году по сравнению с 2018 годом их объем снизился на -338,5 млрд руб., или на -39,3%.
Однако в стоимостном выражении, наибольший прирост наблюдается по поступлению от налога на добавленную стоимость: в 2018 году по сравнению с 2017 годом они увеличились на 504,7 млрд руб., и в 2019 году по сравнению с 2018 годом – еще на 683,2 млрд руб.
Тенденции роста поступлений в 2018–2019 гг. налога на прибыль организаций были обусловлены преимущественно усилением влияния фактора налогового администрирования, то есть более эффективной деятельности по сбору налогов и исполнению налогового законодательства, в частности пресечения незаконных схем уклонения от уплаты налогов в бюджет. В 2020 году налог на прибыль организации снизился на 7,9%, что было связано с периодом пандемии, когда значительная часть предприятий на территории страны получили отрицательные финансовые результаты или прекратили свою деятельность [11, с. 113] (Belikova, Orekhova, 2017, р. 113).
Снижение поступлений от акцизов объясняется уменьшением перечня подакцизных товаров, например табачной продукции и алкоголя.
Таким образом, обобщив динамику и структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации, необходимо отметить в нем значимую роль федеральных налогов и высокий уровень зависимости от налогов на добычу природных ископаемых (преимущественно углеводородного сырья). Это указывает на высокий фактор риска и зависимости бюджета страны от углеводородной добычи и экспорта при одновременной значимости мер налогового администрирования как меры снижения риска недополучения доходов.
Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году составила 72,5%, что на 8,5% ниже уровня 2019 года.
Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018–2020 гг., млрд руб.
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы [15].
Более чем на 85% за счет налоговых и неналоговых поступлений формируют свои доходы г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, г. Москва, Ленинградская область.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации перечислены в объеме 3774,3 млрд рублей, что составляет 25,3% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость отдельных региональных бюджетов от помощи из федерального бюджета. Доходная часть 9 регионов: Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Тыва, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Крым, г. Севастополя, Республики Алтай и Кабардино-Балкарской Республики более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений [12, с. 126–130] (Krylova, Chernyavskaya, 2016, р. 126–130).
Отметим, что снижение объема налоговых поступлений за анализируемый период вызвано последствиями распространения коронавирусной инфекции, а также неблагоприятными экономическими условиями.
Пути повышения поступлений налоговых доходов федерального бюджета могут быть условно разделены на несколько направлений (табл. 2).
Таблица 2
Мероприятия и экономический эффект от их реализации (федеральный уровень)
№
|
Предлагаемые мероприятия
|
Пути их реализации
|
Экономический или социальный эффект
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Разработка
государственной политики в области поддержки реального сектора экономики
|
v
Налоговые льготы и налоговые
преференции
v Создание специальных экономических зон v Сокращение административного контроля за ходом осуществления предпринимательской деятельности |
Экономический
рост, как результат увеличение налога на прибыль
|
2.
|
Устранение
недостатков в Налоговом кодексе, с целью недопущения применения схем ухода от
уплаты налогов
|
v
Изучение практического опыта
применения налоговых схем на основании данных налоговых органов
v Устранение пробелов в Налоговом кодексе РФ |
Рост уровня налоговых поступлений за счет невозможности
применения схем ухода от налогообложения
|
3.
|
Разработка
стимулов по обеспечению выхода предприятий и индивидуальных предпринимателей
из теневого сектора
|
v
Ужесточение наказания за ведение
двойной бухгалтерии или осуществления деятельности без ее регистрации
v Создание условий (административных и налоговых) в соответствии с которыми работать легально было бы выгоднее чем работать на нелегальном положении |
ü
Рост НДФЛ в результате отказа
предпринимателей от выплат «серых» заработных плат
ü Увеличение налога на прибыль пропорционально уровню роста отображаемых в официальной отчетности объемов продаж |
4.
|
Модернизация
процесса администрирования |
v
Изменение системы стимулов оплаты
труда
v Модернизация в сфере текущего анализа и камерального контроля |
Практический опыт показывает, что усиление контроля за
состоянием налоговой дисциплины налогоплательщиков позволяет увеличить размер
налоговых поступлений от 1 до 5%
|
Итак, со стороны Правительства РФ должны последовать шаги для преобразования как налоговой системы, так и бюджетной системы в целом.
Отдельного внимания заслуживает государственная политика в области поддержки реального сектора экономики, причем поддержка должна быть оказана не только предприятиям с государственным участием, но и другим компаниям, чье положение находится на грани банкротства и может привести к существенным потерям рабочих мест в регионе.
Следующая часть мероприятий затрагивает вопросы налогового администрирования, в частности налогового контроля. Мероприятия по совершенствованию подходов к организации налогового контроля будут заключаться:
- в совершенствовании порядка и подходов к проведению текущего анализа;
- в разработке направлений совершенствования подходов к проведению процедур камерального контроля [13, с. 12–15] (Krokhina, 2017, р. 12–15).
Заключение
Предложенные мероприятия позволят повысить уровень самостоятельности и объем поступлений налоговых доходов, если не в ближайшей, то в долгосрочной перспективе.
Мероприятия, реализуемые на федеральном уровне (следует отметить, что данные мероприятия будут способствовать росту налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы):
Ø преобразование налоговой системы в части предоставления региональным органам власти больших полномочий;
Ø разработка государственной политики в области поддержки реального сектора экономики;
Ø устранение недостатков в Налоговом кодексе с целью недопущения применения схем ухода от уплаты налогов;
Ø разработка стимулов по обеспечению выхода предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого сектора.
Как результат, предложенный проект мероприятий позволит повысить уровень собираемости налогов, что, в свою очередь, объясняется ростом качества процесса администрирования;
Ø мероприятия, реализуемые федеральными органами власти: стимулирование реального сектора экономики с учетом имеющихся полномочий;
Ø обеспечение своевременности формирования базы об имущественном положении налогоплательщиков;
Ø повышение эффективности использования налоговых льгот.
В долгосрочном периоде перечисленные мероприятия приведут к увеличению налогооблагаемой базы в связи с укреплением имущественного положения налогоплательщиков [14, с. 28–30] (Belikova, Chub, 2017, р. 28–30).
В рамках исследования был проведен анализ элементов налоговой системы. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, снижение объема налоговых поступлений за анализируемый период вызвано последствиями распространения коронавирусной инфекции, а также неблагоприятными экономическими условиями. А также рассмотрены основные проблемы в функционировании налоговой системы РФ и определены пути ее совершенствования в целях активизации экономического роста страны.
Источники:
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.04.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.08.2021).
3. Дивина Л.Э. Налоговая составляющая экономической безопасности Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2014. – № 8. – c. 39-45.
4. Шувалова Е.Б., Бутенко Л.А., Руденко Ю.А. Система внутреннего налогового контроля организации // Статистика и Экономика. – 2016. – № 5. – c. 72-78. – doi: 10.21686/2500-3925-2016-5-72-78.
5. Гамзатова С.А. Анализ налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – № 3-2 (42). – c. 19-22.
6. Савина Л.Л. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы РФ // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 6. – c. 173-175.
7. Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1365-1386. – doi: 10.18334/eo.10.4.110920.
8. Кислова Д.А., Крылова Т.А., Чернявская Е.Ю. Специальный налоговый режим – патентная система налогообложения: преимущества и недостатки // Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования: Материалы Ежегодной II Международной научно-практической конференции. 2018. – c. 228-233.
9. Беликова Е. В., Чуб М. В. Оценка современного состояния налогообложения и проблем администрирования малого бизнеса в РФ // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4 (41). – c. 116–122.
10. Власова М.С., Суханов О.В. Налоги и налогообложение. / учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016. – 222 c.
11. Беликова Е. В., Орехова Д. В. Особенности налоговой оптимизации в малом бизнесе // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4 (41). – c. 111–115.
12. Крылова Т. А., Чернявская Е.Ю/ Особенности налогообложения для резидентов особых экономических зон // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 3(36). – c. 126–130.
13. Крохина Ю.А. Налоговое право. / учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. – 24 c.
14. Беликова Е. В., Чуб М. В. Анализ финансового обеспечения государственных и муниципальных обязательств в социальной сфере // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2017. – № 3(40). – c. 28–33.
15. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn34/ (дата обращения: 13.08.2021).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:37:12