Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложена модель экспресс-оценки эффективности управления малыми и средними промышленными предприятиями. Определены показатели оценки и методика ее проведения с учетом специфики малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: маркетинг, производство, малые и средние промышленные предприятия, оценка эффективности, критерии эффективности, потребитель
При оценке эффективности бизнеса можно выделить значительное число факторов внутренней и внешней среды, которые определяют как сегодняшнее состояние бизнеса, так и его результативность в будущем. Не оспаривая важность каждого из факторов, следует отметить низкую вероятность адекватной оценки каждого из них на предприятиях малого бизнеса.
По нашему мнению, при оценке малых и средних промышленных предприятий необходимо сосредоточить внимание на трех компонентах: потребитель, маркетинг и производство.
Важнейшей задачей в процессе разработки экспресс-оценки эффективности является определение показателей, которые будут подвергаться мониторингу и анализу.
Три основных компонента для мониторинга
Потребитель (удовлетворение потребностей, качество, цена).
Удовлетворение потребностей связано как с возможностями организации, так и с информацией о потребностях настоящих и потенциальных клиентах доступной организации. Ценовая политика фирмы, несомненно, подвержена количественному измерению, и имеется возможность сравнить ее с ценами на аналогичные товары конкурентов.
В качестве критериев оценки могут выступать следующие сведения о деятельности организации:
1) наличие сертификата ISO;
2) участие в конкурсах на получение премии в области качества [1];
3) наличие системы управления качеством в организации;
4) присутствие конкретных процессов обеспечения качества, реализуемых в организации;
5) применение конкретных методов контроля качества в организации.
Маркетинг (исследование рынков, включая исследование потребителей). С одной стороны, маркетинговые исследования позволяют выявить настоящие и потенциальные потребности покупателей, с другой — позволяют определить позиции конкурентов и товаров заменителей.
Для оценки маркетинговой составляющей уровня управления малым и средним бизнесом предлагаются следующие показатели:
– наличие и организация службы маркетинга в организации;
– периодичность проведения маркетинговых исследований;
– полнота маркетинговых исследований;
– планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия;
– применение технологий формирования общественного мнения [2].
Производство (организация, финансы, человеческий ресурс). Исследованию проблем идентификации и оценки производственного потенциала посвящено достаточно много работ. Однако большинство результатов этих исследований ориентировано на крупные предприятия, изобилуют большим количеством параметров и предлагаемые подходы высокозатратны для малого бизнеса.
Анализ работ российских ученых позволил выделить для экспресс-оценки такой показатель как анализ движения и эффективности использования составляющих производства.
Эффективная организация финансового менеджмента, по нашему мнению, может быть охарактеризована наиболее полно с позиций стоимостного подхода.
В последние годы используются различные показатели, отражающие процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – NPV (показатель чистой текущей стоимости), EVA (экономическая добавленная стоимость), MVA (рыночная добавленная стоимость), SVA (акционерная добавленная стоимость), CVA (добавленная денежная стоимость) и CFROI (скорректированные денежные притоки в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки в текущих ценах). Каждый из указанных показателей имеет свои ограничения и недостатки [3, 4].
По нашему мнению, конкретный выбор стоимостного показателя, закладываемого в систему максимизации стоимости, зависит от конкретного предприятия (например, наличия квалифицированных кадров для расчета и мониторинга показателей), целей менеджмента и возможностей получения достоверных и оперативных сведений по такому показателю. Очевидно, что главным критерием будет выступать основной результат, однако в любом случае, необходимо проанализировать ограничения использования и недостатки указанных показателей.
Оценка персонала
В отношении оценки персонала существует достаточно много показателей, которые рассматриваются различными авторами. Несомненно, что все из предлагаемых показателей достаточно важны. Однако необходимо учитывать тот факт, что применение каждого из них связано с определенными трудозатратами. По нашему мнению, следует сосредоточиться на следующих основных показателях.
1. Формирование в организации общих для персонала ценностных ориентиров и норм и социально-психологический климат в коллективе.
2. Отношение сотрудника к применяемым стимулам. Для российских предприятий характерно недостаточное внимание к этому вопросу.
Естественно, необходимо учитывать и квалификацию персонала. Но как уже определено выше, важно не только оценивать соответствие квалификации персонала задачам, стоящим перед организацией в настоящем, но и способность персонала к удовлетворению потребителя в будущем.
Каждый из трех компонентов критериев содержит 5 субкритериев, таким образом, система оценки эффективности управления объединяет 15 оценочных категорий. Краткое содержание и структуру критериев оценки отражает табл. 1
Таблица 1
Краткое содержание и структура критериев оценки эффективности управления организацией
Критерий
|
Максимум
|
1.
Потребитель
|
20
|
1.1.
Удовлетворение потребностей
|
4
|
1.2.
Формирование будущих потребностей
|
4
|
1.3.
Управление качеством
|
4
|
1.4.
Ценовая политика в настоящем
|
4
|
1.5.
Планирование ценовой политики в будущем
|
4
|
2.
Маркетинг
|
20
|
2.1.
Наличие и организация службы маркетинга в организации
|
4
|
2.2.
Периодичность проведения маркетинговых исследований
|
4
|
2.3
Полнота маркетинговых исследований
|
4
|
2.4.
Планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия
|
4
|
2.5
Применение технологий формирования общественного мнения
|
4
|
3.
Производство
|
20
|
3.1.
Анализ движения и эффективности использования составляющих производства
|
4
|
3.2.
Анализ динамики стоимостных показателей
|
4
|
3.3.
Исследование социально-психологического климата в коллективе
|
4
|
3.4.
Анализ удовлетворенности персонала применяемыми в организации стимулами
|
4
|
3.5. Учет
и развитие квалификации персонала с учетом перспектив развития организации
|
4
|
Общая
оценка уровня эффективности управления организацией
|
60
|
Экспертный анализ каждой из категорий предполагает пять вариантов оценки управленческой деятельности в организации (см. табл. 2).
Таблица 2
Варианты оценки управленческой деятельности в организации
Оценка,
балл
|
Состояние
категории
|
0
|
деятельность
не ведется
|
1
|
деятельность
ведется непостоянно, от случая к случаю
|
2
|
деятельность
ведется частично, в зависимости от ситуации
|
3
|
деятельность
ведется постоянно и систематически
|
4
|
деятельность
ведется максимально эффективно (эталонный уровень)
|
Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать треугольник, на который может быть наложен профиль системы управления в организации, построенный с учетом по каждому из трех оценочных критериев модели (см. рис. на с. ???). Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления.
Рис. Профиль системы управления в организации
По мере решения проблем, в свое время помешавших применить сложную систему оценки, предложенная модель может эволюционировать вместе с организацией и со временем стать базой для построения более сложной системы. Важно, что к этому моменту организация уже дорастет до ее внедрения: накопит базу по ряду показателей, получит понимание того, какие сферы необходимо наиболее тщательно отслеживать, приобретет навыки регулярного учета и анализа по показателям.
Страница обновлена: 12.08.2024 в 11:29:43