Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями

Громов Р.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложена модель экспресс-оценки эффективности управления малыми и средними промышленными предприятиями. Определены показатели оценки и методика ее проведения с учетом специфики малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг, производство, малые и средние промышленные предприятия, оценка эффективности, критерии эффективности, потребитель



При оценке эффективности бизнеса можно выделить значительное число факторов внутренней и внешней среды, которые определяют как сегодняшнее состояние бизнеса, так и его результативность в будущем. Не оспаривая важность каждого из факторов, следует отметить низкую вероятность адекватной оценки каждого из них на предприятиях малого бизнеса.

По нашему мнению, при оценке малых и средних промышленных предприятий необходимо сосредоточить внимание на трех компонентах: потребитель, маркетинг и производство.

Важнейшей задачей в процессе разработки экспресс-оценки эффективности является определение показателей, которые будут подвергаться мониторингу и анализу.

Три основных компонента для мониторинга

Потребитель (удовлетворение потребностей, качество, цена).

Удовлетворение потребностей связано как с возможностями организации, так и с информацией о потребностях настоящих и потенциальных клиентах доступной организации. Ценовая политика фирмы, несомненно, подвержена количественному измерению, и имеется возможность сравнить ее с ценами на аналогичные товары конкурентов.

В качестве критериев оценки могут выступать следующие сведения о деятельности организации:

1) наличие сертификата ISO;

2) участие в конкурсах на получение премии в области качества [1];

3) наличие системы управления качеством в организации;

4) присутствие конкретных процессов обеспечения качества, реализуемых в организации;

5) применение конкретных методов контроля качества в организации.

Маркетинг (исследование рынков, включая исследование потребителей). С одной стороны, маркетинговые исследования позволяют выявить настоящие и потенциальные потребности покупателей, с другой — позволяют определить позиции конкурентов и товаров заменителей.

Для оценки маркетинговой составляющей уровня управления малым и средним бизнесом предлагаются следующие показатели:

– наличие и организация службы маркетинга в организации;

– периодичность проведения маркетинговых исследований;

– полнота маркетинговых исследований;

– планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия;

– применение технологий формирования общественного мнения [2].

Производство (организация, финансы, человеческий ресурс). Исследованию проблем идентификации и оценки производственного потенциала посвящено достаточно много работ. Однако большинство результатов этих исследований ориентировано на крупные предприятия, изобилуют большим количеством параметров и предлагаемые подходы высокозатратны для малого бизнеса.

Анализ работ российских ученых позволил выделить для экспресс-оценки такой показатель как анализ движения и эффективности использования составляющих производства.

Эффективная организация финансового менеджмента, по нашему мнению, может быть охарактеризована наиболее полно с позиций стоимостного подхода.

В последние годы используются различные показатели, отражающие процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – NPV (показатель чистой текущей стоимости), EVA (экономическая добавленная стоимость), MVA (рыночная добавленная стоимость), SVA (акционерная добавленная стоимость), CVA (добавленная денежная стоимость) и CFROI (скорректированные денежные притоки в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки в текущих ценах). Каждый из указанных показателей имеет свои ограничения и недостатки [3, 4].

По нашему мнению, конкретный выбор стоимостного показателя, закладываемого в систему максимизации стоимости, зависит от конкретного предприятия (например, наличия квалифицированных кадров для расчета и мониторинга показателей), целей менеджмента и возможностей получения достоверных и оперативных сведений по такому показателю. Очевидно, что главным критерием будет выступать основной результат, однако в любом случае, необходимо проанализировать ограничения использования и недостатки указанных показателей.

Оценка персонала

В отношении оценки персонала существует достаточно много показателей, которые рассматриваются различными авторами. Несомненно, что все из предлагаемых показателей достаточно важны. Однако необходимо учитывать тот факт, что применение каждого из них связано с определенными трудозатратами. По нашему мнению, следует сосредоточиться на следующих основных показателях.

1. Формирование в организации общих для персонала ценностных ориентиров и норм и социально-психологический климат в коллективе.

2. Отношение сотрудника к применяемым стимулам. Для российских предприятий характерно недостаточное внимание к этому вопросу.

Естественно, необходимо учитывать и квалификацию персонала. Но как уже определено выше, важно не только оценивать соответствие квалификации персонала задачам, стоящим перед организацией в настоящем, но и способность персонала к удовлетворению потребителя в будущем.

Каждый из трех компонентов критериев содержит 5 субкритериев, таким образом, система оценки эффективности управления объединяет 15 оценочных категорий. Краткое содержание и структуру критериев оценки отражает табл. 1

Таблица 1

Краткое содержание и структура критериев оценки эффективности управления организацией

Критерий
Максимум
1. Потребитель
20
1.1. Удовлетворение потребностей
4
1.2. Формирование будущих потребностей
4
1.3. Управление качеством
4
1.4. Ценовая политика в настоящем
4
1.5. Планирование ценовой политики в будущем
4
2. Маркетинг
20
2.1. Наличие и организация службы маркетинга в организации
4
2.2. Периодичность проведения маркетинговых исследований
4
2.3 Полнота маркетинговых исследований
4
2.4. Планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия
4
2.5 Применение технологий формирования общественного мнения
4
3. Производство
20
3.1. Анализ движения и эффективности использования составляющих производства
4
3.2. Анализ динамики стоимостных показателей
4
3.3. Исследование социально-психологического климата в коллективе
4
3.4. Анализ удовлетворенности персонала применяемыми в организации стимулами
4
3.5. Учет и развитие квалификации персонала с учетом перспектив развития организации
4
Общая оценка уровня эффективности управления организацией
60

Экспертный анализ каждой из категорий предполагает пять вариантов оценки управленческой деятельности в организации (см. табл. 2).

Таблица 2

Варианты оценки управленческой деятельности в организации

Оценка, балл
Состояние категории
0
деятельность не ведется
1
деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю
2
деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации
3
деятельность ведется постоянно и систематически
4
деятельность ведется максимально эффективно (эталонный уровень)

Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать треугольник, на который может быть наложен профиль системы управления в организации, построенный с учетом по каждому из трех оценочных критериев модели (см. рис. на с. ???). Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления.

Рис. Профиль системы управления в организации

По мере решения проблем, в свое время помешавших применить сложную систему оценки, предложенная модель может эволюционировать вместе с организацией и со временем стать базой для построения более сложной системы. Важно, что к этому моменту организация уже дорастет до ее внедрения: накопит базу по ряду показателей, получит понимание того, какие сферы необходимо наиболее тщательно отслеживать, приобретет навыки регулярного учета и анализа по показателям.


Страница обновлена: 12.08.2024 в 11:29:43