Механизм взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями как способ привлечения кадров в отрасль
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Введение
В настоящее время в России наблюдается самый низкий за всю историю оценки уровень безработицы [1], равный 2,4% на конец 2024 года [2]. Кадры являются важнейшей составляющей производственных сил, определяющих производственные возможности экономики, и текущая ситуация, характеризуемая как дефицит кадров, говорит о наличии значительных ограничений производственных возможностей именно по кадровому фактору. В соответствии с положениями Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [3], недостаточность трудовых ресурсов является одной из угроз экономической безопасности для Российской Федерации. Безусловно, в наши дни, с учетом современного уровня развития науки и техники, ключевым направлением деятельности, направленной на снижение значимости кадрового дефицита и повышения производительности труда, приводящего к снижению потребности в кадрах, является автоматизация и цифровизация различных процессов. Общая направленность развития экономики на цифровизацию и автоматизацию производств и системы государственного управления определена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Она получила развития в отраслевых и региональных программах, направленных на цифровую трансформацию. Так, в промышленности действует Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года [5], в строительстве – Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 г.» [6] и т.д. Однако полностью решить проблему дефицита кадров текущий уровень цифровизации и автоматизации производств, а также уровень инвестиций в инновационные технологии пока не позволяют.
Строительство является одной из отраслей, которая наиболее остро испытывает дефицит кадров. Это отражается как на соотношении резюме и вакансий на рынке труда (на электронных сервисах поиска работы и сотрудников), а также росте заработных плат, значительно превышающем темпы инфляции. Так, например, индекс напряженности на рынке труда (соотношение количества резюме к числу активных вакансий) в строительстве и недвижимости составил во второй половине 2024 года 3,0, что означает наличие дефицита соискателей (при нормальном значении показателя в диапазоне от 4,0 до 7,9, что умеренный уровень конкуренции за рабочие места) [7]. Кроме того, по данным Исследования рынка труда Российской Федерации, прирост средних медианных заработных плат в строительстве составил 160% [8]. Таким образом, в настоящее время предприятия и организации строительной отрасли начинают конкурировать за трудовые ресурсы, используя размер оплаты труда, а также прибегая к традиционному для отрасли методу – привлечению миграционной рабочей силы. Однако тот уровень социальной напряженности, который существует по этому вопросу в последнее время, говорит о необходимости искать и другие способы покрытия дефицита кадров и привлечения кадров в отрасль. Особенно остро данный вопрос стоит в настоящий момент, когда дефицит кадров в отрасли усиливается за счет целого ряда факторов, в том числе:
- оттока кадров в результате частичной мобилизации;
- оттока кадров в другие сферы, в том числе оборонно-промышленный комплекс;
- наличия планов по увеличению объемов строительства, закрепленных утвержденной в 2022 году Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [9], согласно положениям которой отрасли потребуется значительный приток кадров.
Соответственно, вопросы привлечение кадров в строительную отрасль являются актуальными и имеют большое практическое значение в наши дни.
Исследованиями в сфере кадрового обеспечения занимались многие отечественные ученые. Так, большинство исследований занимаются изучением инструментов и механизмов привлечения кадров в рамках деятельности конкретной организации:
- Пархомчук М.А. и др. [10], Долгополова И.В., Хасанов Р.А. [11], Виниченко М. В., Строкова С. А. [12] проанализировали основные источники привлечения персонала в организацию и провели сравнительный анализ их достоинств и недостатков;
- Малышева О. Л. [13], Васюкова А.В. [14], Камарова Т.А. и Патутина С.Ю. [15] изучали инновационные кадровые технологии привлечения персонала.
Ряд исследователей делали акцент на отраслевой специфике в вопросах привлечения кадров:
- Шелестов Н. В., Коваженков М. А. [16], занимались повышением эффективности процессов привлечения персонала на промышленных предприятиях, а Царева Н А., Буздык К С. Уделяли внимание привлечению на промышленные предприятия молодых специалистов [17];
- вопросами формирования и развития кадровых ресурсов, кадрового потенциала в сельском хозяйстве посвящены работы Шиловой И. Н., Дружинина Д. И. [18], Первых Н. А., Гришаевой О. Ю. [19];
- Лымарева О. А., Такахо Б. Р. изучали вопрос привлечения кадров в сферу услуг [20];
- Мудрова Е.Б., Легостаева В.И. [21], а также Кальмай О.М. и др. [22] исследовали проблемы привлечения и закрепление в вузе молодых научно-педагогических кадров.
Дифференциация исследований по отраслевой принадлежности отражает специфику процессов привлечения и удержания кадров в конкретной отрасли.
Имеется также ряд исследований по вопросам кадрового обеспечения непосредственно в строительстве. Так, Трещеткин Б.С. [23], а также Забелина С. А., Шрейбер А. А., Ковалевский В. П. исследовали основные проблемы кадрового обеспечения в строительстве, а также предлагали пути снижения кадрового дефицита в отношении квалифицированный кадров, обращая внимание в том числе на совершенствование механизмов образования [24].
На наш взгляд, представленные в научной литературе исследования по вопросам обеспечения предприятий строительной отрасли кадрами не соответствуют критерию системности – не предполагают выделение мероприятий и механизмов привлечения, который могли бы быть задействованы как крупными и средними предприятиями, так и микро- и малыми предприятиями, а также не структурированы по горизонтам управления. Зачастую, предлагаемые мероприятия и способы привлечения персонала не отличаются конкретностью. В совокупности это определяет наличие научного пробела, который только подтверждает актуальность, а также практическую значимость темы исследования.
Целью исследования является разработка механизма взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями как способ привлечения кадров в отрасль. Научная новизна исследования определяется структурированием мероприятий взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями как по горизонтам управления, так и по масштабам организаций строительной отрасли в зависимости от наличия финансовых ресурсов на проведения различного рода мероприятий, что в совокупности образует механизм взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями и обеспечит привлечение кадров в отрасль.
Нами сформулирована следующая гипотеза исследования: разработка механизма взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями, основанная на конкретных предложениях с учетом масштабов мероприятий и привлекаемых к ним организаций, распределенных во времени и нацеленных на достижение результата как в текущем периоде, так и на стратегическую перспективу, и обеспечит более эффективное привлечение кадров, будет способствовать снижению кадрового дефицита в строительстве.
В ходе исследования использованы методы анализа и синтеза, описания и сравнения, а также систематизации.
Основная часть
В современных условиях динамичного развития экономики и технологий, взаимодействие строительных и производственных компаний с образовательными учреждениями становится все более актуальным. Такое сотрудничество направлено на формирование эффективной системы подготовки кадров, максимально соответствующих требованиям рынка труда, а также на внедрение инновационных подходов в образовательный процесс.
Такое взаимодействие может быть направлено как на взаимодействие со студентами образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (далее – вузов и колледжей соответственно), а также школьниками, что определяет цели и горизонт формирования эффекта от такого взаимодействия:
- при взаимодействии со студентами вузов и колледжей, обучающимися по строительным специальностям в качестве основной цели необходимо определить их удержание в отрасли. Студенты по разным причинам выбирают профессию при поступлении. При этом зачастую ими движет не только и даже не столько желание приобрести конкретную профессию и работать по конкретной специальности. Иногда в качестве мотивов для поступления выступает наличие возможности обучаться на бюджетной основе, близость к дому, влияние окружения и родителей. Вероятность продолжения карьеры в строительной отрасли в таких случаях невелика. Однако ряд мероприятий по взаимодействию с потенциальными работодателями – предприятиями строительной отрасли – может способствовать вовлечению молодежи в выбранную профессию, осознанию ее социальной значимости, наличия перспектив карьерного роста и осознанного управления продвижением по карьерной лестнице, а также пониманию сути и многообразия строительных специальностей и направлений работы, осознанию технологичности, инженерной сложности и интеллектуальности современного строительного процесса. Такие мероприятия будут иметь эффект в течение 1-4 лет;
- при взаимодействии со школьниками стоят цели привлечения школьников в профессию, формирования мотивации к выбору строительной профессии для дальнейшего обучения (в вузе или колледже). Здесь также необходимо ознакомить школьников и с широтой карьерных возможностей и выбором специальностей, однако задействованные в процессе привлечения школьников в строительные профессии будут значительным образом отличаться как содержанием и сложностью мероприятий, так и сроком получения результата. Школьники поступят на строительные предприятия в качестве сотрудников в течение периода, превышающего 3-4 года (срок обучения в образовательном учреждении для получения строительной профессии). В совокупности эти мероприятия могут стать элементами механизма взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями.
Рассмотрим мероприятия, подлежащие включению в указанный механизм:
1. Взаимодействие со школами: ранняя профориентация, популяризация профессий и проектная деятельность для школьников.
Основной целью взаимодействия строительных компаний со школами как уже было отмечено, является ранняя профориентация обучающихся. Это позволяет не только повысить интерес школьников к профессиям в сфере строительства и производства, но и сформировать у них понимание значимости этих профессий для общества. В составе мероприятий взаимодействия со школьниками следует выделить:
1.1. Экскурсии на предприятия.
Экскурсии на предприятия и строительные площадки – это не просто возможность для школьников увидеть, как устроен строительный комплекс и какие есть отраслевые профессии, но и важный этап в их профессиональном самоопределении. Посещение производственных объектов позволяет увидеть реальные процессы работы специалистов, почувствовать атмосферу рабочего места. Они могут наблюдать за тем, как проектируются и строятся здания, какие технологии применяются для обеспечения безопасности и качества, а также как осуществляется взаимодействие между различными специалистами – архитекторами, инженерами, строителями и менеджерами. Это помогает школьникам понять, что каждая профессия в строительстве имеет свою уникальную специфику и важность.
Кроме того, экскурсии способствуют, в некоторой степени, развитию практических навыков. Учащиеся могут задавать вопросы специалистам, получать ответы на интересующие их темы и даже участвовать в небольших профильных мастер-классах непосредственно на площадке производства.
Важно отметить, что такие мероприятия способствуют формированию положительного имиджа строительной отрасли. Школьники могут иметь предвзятое мнение о профессиях в строительстве, считая их не привлекательными. Экскурсии дают возможность развеять эти мифы, показывая, что строительная сфера предлагает множество интересных и востребованных направлений деятельности и профессий.
Также важно учитывать, что такие визиты развивают у школьников чувство ответственности и понимание важности командной работы. Строительство – это всегда коллективный труд, где каждый член команды играет свою роль. Осознание этого факта способствует формированию у молодежи навыков сотрудничества и коммуникации, которые будут полезны им в любой сфере деятельности.
1.2. Открытые уроки и мастер-классы.
Открытые уроки и мастер-классы с участием профессионалов отрасли – это важный элемент образовательного процесса, который позволяет школьникам не только получать теоретические знания, но и развивать практические навыки, необходимые для будущей профессии. Профессионалы, проводящие открытые уроки и мастер-классы, могут поделиться своим опытом, рассказать о карьерном пути и специфике своей работы. Прямое взаимодействие со школьниками способствует открытому диалогу, ребята могут задавать вопросы и получать ответы от специалистов, которые уже достигли успеха в своей сфере.
Во время мастер-классов участники могут не только наблюдать за работой профессионалов, но и активно участвовать в процессе. Например, на занятиях по строительству учащиеся могут попробовать свои силы в создании простых конструкций, изучении основ проектирования или даже в работе с современными строительными материалами и инструментами. Это практическое взаимодействие помогает развивать такие качества, как креативность, критическое мышление и умение работать в команде. Кроме того, работа в кросс-функциональных командах, плечом к плечу с профессионалами отрасли способствуют формированию у школьников уверенности в своих силах.
Часто бывает так, что школьники не знают о существовании определенных специальностей или имеют о них искаженное представление. Мастер-классы позволяют развеять мифы и показать, что многие профессии могут быть не только интересными, но высокооплачиваемыми.
1.3. Конкурсы и олимпиады.
Конкурсы и олимпиады по тематике строительства и производства играют важную роль в последующем выборе профессионального образовательного учреждения.
Организация таких конкурсов может принимать различные формы: от индивидуальных проектов до групповых заданий, где участники работают в командах. Это создает возможность для обмена идеями и совместного поиска решений, что является неотъемлемой частью работы в реальных условиях строительной сферы. Подобные мероприятия помогают школьникам почувствовать себя «в профессии».
Кроме того, конкурсы и олимпиады могут включать в себя наличие дополнительных баллов для поступления в образовательные организации на отраслевые направления подготовки.
Не менее важным аспектом является создание условий для участия в конкурсах всех желающих, независимо от уровня подготовки. Это может быть достигнуто путем организации мастер-классов, тренингов и предварительных занятий, которые помогут учащимся подготовиться к соревнованиям. Таким образом, даже те, кто только начинает свой путь в выборе дальнейшего обучения, смогут попробовать свои силы и развить интерес к сфере строительства.
1.4. Создание отраслевых проектных практик.
Командная работа школьников над реальной задачей, сформированной отраслевой компанией, это инновационный подход к ранней профориентации.
Работа формируется в несколько этапов: погружение в задачу, учебный трек, проектная деятельность под руководством наставников, и презентация выполненной работы. Работая над проектом, школьники развивают критическое мышление, креативность, учатся стратегическому мышлению и анализу, осваивают проектную деятельность. Кроме того, работа над проектом – это практический опыт взаимодействия с реальным сектором экономики и возможность увидеть результаты своего труда в будущем. Работодатели в проекте получают возможность сформировать группу талантливых и перспективных абитуриентов для последующего взаимодействия в рамках целевого обучения в профессиональном образовательном учреждении.
2. Взаимодействие с вузами и колледжами. Сотрудничество строительных компаний с образовательными организациями направлено на улучшение качества подготовки специалистов и их быструю интеграцию в производственные процессы.
В составе мероприятий взаимодействия со студентами вузов и колледжей следует выделить:
2.1. Оснащение мастерских и лабораторий.
Инвестиции в оборудование образовательных организаций позволяет студентам проходить практические занятия, используя современные инструменты и технологии. Студенты, проходя практику на оборудовании, которое используется непосредственно на строительных площадках наращивают профессиональные навыки в процессе обучения и выходя на рынок труда способны конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы в стройке. Кроме того, инвестиции в инновации, такие как виртуальная реальность и дополненная реальность, открывают новые горизонты для обучения. Студенты могут погружаться в симуляции реальных ситуаций, что значительно повышает уровень их подготовки. Это особенно актуально для профессий, связанных с техническими направлениями. Более того обновление и модернизация оборудования образовательных учреждений повышает интерес студентов к учебному процессу.
2.2. Развитие системы стажировок на площадках строительных производств.
Развитие направления для прохождения практики и стажировки студентов на реальных объектах с первого года обучения позволяет им не только применять полученные знания, но и развивать навыки, необходимые для успешной карьеры. Работая под руководством квалифицированных специалистов, студенты получают уникальную возможность погрузиться в рабочую среду, ознакомиться с реальными проектами и задачами, что значительно обогащает их опыт. Студенты учатся адаптироваться к условиям работы, практический опыт помогает студентам лучше понять свои интересы и предпочтения в профессии, что может повлиять на выбор специализации или направления дальнейшего обучения. Успешное прохождение практики часто открывает двери для последующего трудоустройства. Работая в строительных компаниях, студенты получают опыт, наращивают стаж.
2.3. Адаптация образовательных программ, развитие корпоративных кафедр.
Формирование образовательных программ под запрос реального сектора экономки является ключевым аспектом обеспечения качества и актуальности образования в условиях быстро меняющегося мира. Совместная работа учебных заведений, работодателей и профессиональных ассоциаций по обновлению учебных планов позволяет интегрировать современные стандарты и технологии, что, в свою очередь, способствует подготовке выпускников, готовых к вызовам рынка труда.
Важным шагом в этом процессе является регулярный анализ потребностей индустрии и выявление новых тенденций. Например, внедрение цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, работу с большими данными и облачными вычислениями, внедрение принципов бережливого производства и пр., требует от образовательных учреждений быстрого пересмотра содержания учебных программ и методов обучения с учетом динамики развития новых технологий.
Развитие корпоративных кафедр в современном мире стало важной тенденцией в части объединения образования и бизнеса. Именно участие экспертов-практиков и интеграция представителей работодателей в образовательный процесс способно сократить несоответствие учебных программ запросу отрасли. Тесное взаимодействие создает гибкую и адаптивную образовательную среду, способствующую полноценному развитию студентов. Такой подход повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, в также повышает гарантии трудоустройства молодых специалистов на отраслевые предприятия.
Очевидно, что указанные мероприятий не могут быть реализованы всеми участниками строительной отрасли. Значительная часть из них может быть реализована только предприятиями крупного и среднего бизнеса. Однако это не значит, что микро- и малые предприятия должны оставаться в стороне. Принимая участие в подобных мероприятиях, они также могут формировать для себя кадровый резерв и за счет системы взаимодействия с одними и теми же ребятами – сначала школьниками, а потом уже и студентами вузов и колледжей, которые приходя в организацию за счет прохождения целого ряда практик, уже будет адаптированы к работе на предприятии и не потребуют усилий для дополнительного обучения.
2.4. Повышение престижа строительных профессий через использование инструментов PR. Одним из направлений повышения престижа профессии строителя являются мероприятия популяризации через средства массовой информации (далее – СМИ) и социальные сети (с учетом целевой аудитории). Так, примером такого мероприятия является создание короткометражных фильмов о профессии строителя в рамках проекта «Киноуроки в школах России».
На основе изложенного комплекса мероприятий с учетом их распределения по сроку формирования результата (срок, в течение которого молодые специалисты придут работать на предприятия отрасли), а также распределению мероприятий по масштабам затрат и доступности для предприятий крупного и среднего, а также микро- и малого бизнеса представим разработанный механизм взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями в виде таблицы (Таблица 1):
Таблица 1. Механизм взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями
Вид мероприятия
по срокам получения результата
|
Мероприятия
| |
Для реализации предприятиями крупного и среднего бизнеса
|
Для реализации микро-
и малыми предприятиями
| |
Мероприятия среднесрочного характера
(со сроком получения результата
от 1 года
до 3-4-х лет): работа
со студентами вузов
и колледжей
|
- оснащение мастерских, лабораторий;
- организация практик и стажировок студентов (возможна массово); - организация целевого обучения (возможна массово); - создание корпоративных кафедр. |
- организация практик
и стажировок студентов;
- организация целевого обучения. |
Мероприятия долгосрочного характера
(со сроком получения результатам свыше 4-х лет): работа
со школьниками
|
- ознакомление
с профессией через экскурсии на предприятия (возможно массово);
- ознакомление с профессией через открытые уроки и мастер-классы (возможно массово); - конкурсы и олимпиады; - повышение престижа строительных профессий через использование инструментов PR (возможно совместно с Минстроем и др.) |
- ознакомление с профессией через экскурсии
на предприятия;
- ознакомление с профессией через открытые уроки и мастер-классы |
Таким образом, в рамках микро- и малые предприятия могут участвовать в процессах привлечения кадров в отрасль, реализуя некоторые мероприятия с ограниченным кругом вовлекаемых школьников или студентов, подбирая и подготавливая кадровый резерв. Сущность мероприятий при этом не отличается от тех, что выполняются предприятиями крупного бизнеса. Некоторые мероприятия в силу высокой стоимости их организации (например, оснащение лабораторий или организация корпоративных кафедр), могут быть рекомендованы только предприятиям крупного и среднего бизнеса.
Нетрудно заметить, что предлагаемые мероприятия не являются принципиально новыми. И некоторые из них применяются. Однако их применение не является регулярным. Для вовлечения предприятий отрасли в данные процессы, с учетом их прямой заинтересованности в кадрах в ситуации серьезного кадрового дефицита, необходимо популяризация предлагаемого механизма и примеров и инструментов его реализации.
Заключение
В результате исследования проблемы привлечения кадров на предприятия строительной отрасли в условиях серьезного дефицита кадров, был разработан механизм взаимодействия предприятий строительной отрасли с образовательными организациями. Данный механизм включает ряд мероприятий по взаимодействию предприятий со школьниками и студентами вузов и колледжей в целях как ранней профориентации, повышения осведомленности о широком спектре строительных профессий и больших возможностей построения карьеры в рамках строительной отрасли, так и формирования мотивации к обучению и последующей работе в отрасли. Предложенные в составе механизма мероприятия структурированы по сроку получения эффекта, а также по масштабам организаций, которым доступна их реализация.
Страница обновлена: 13.01.2025 в 12:21:28