Повышение эффективности стратегического управления малым предприятием с учетом различных форм государственной поддержки бизнеса
Курлыкова А.В.1, Киргизова И.В.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Курлыкова А.В., Киргизова И.В. Повышение эффективности стратегического управления малым предприятием с учетом различных форм государственной поддержки бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2633-2648. – doi: 10.18334/epp.13.8.118790.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604792
Аннотация:
В данном исследовании раскрываются механизмы и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, и оценивается их влияние на повышение эффективности стратегического управления для рассматриваемых субъектов бизнеса. Проведен анализ различных форм оказываемой поддержки субъектам МСП в Оренбургской области. Выявлены основные экстенсивные и интенсивные факторы совершенствования управления малым предприятием. Определен и обоснован авторский подход, предполагающий выбор направлений повышения эффективности деятельности малых предприятий, следующих экстенсивным или интенсивным путём развития. Предложены этапы повышения эффективности стратегического управления малым предприятием. Представленные в статье результаты исследования и авторские рекомендации будут полезны руководству малых предприятий и частным предпринимателям при стратегическом управлении фирмой, а также для дальнейшего развития теории стратегического менеджмента, кроме того могут быть применены органами государственной власти с целью развития форм государственной поддержи бизнеса.
Ключевые слова: формы государственной поддержки бизнеса, стратегическое управление, малое предприятие, повышение эффективности
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
Малое и среднее предпринимательство (МСП) сегодня функционирует в условиях жестких санкционных ограничений, недостатка финансовых ресурсов, оборудования и программного обеспечения для развития IT. В современных условиях, с одной стороны, МСП остро нуждается в различных формах государственной поддержки, но при этом руководители предприятий малого и среднего бизнеса сегодня отказываются от долгосрочного взгляда на бизнес.
Действительно высокая турбулентность и неопределенность внешней среды приводит к тому, что основное внимание менеджмента МСП обращено на оперативную работу, закрывают «узкие места». Все это в ближайшей перспективе негативно скажется на общей компоненте социально-экономического развития страны, поскольку происходит отказ от стратегического видения, отказ от инновационной составляющей в пользу краткосрочной выгоды.
Субъекты МСП находятся в состоянии затяжного кризиса, вызванного событиями повсеместного распространения коронавирусной инфекции в начале 2020 г. и усугублённого введением антироссийских санкций с февраля 2022 г. Небольшой запас прочности малых и средних предприятий создаёт дополнительные сложности для реализации мер по выходу из кризиса. Данные Федеральной налоговой службы показывают, что количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось на 350 тыс. ед. в 2020 г., а в 2021 г. продемонстрировало незначительный рост: за год количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось всего на 24 тыс. ед. При этотом пик закрытий субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 г. пришёлся на период с марта по июнь: в рассматриваемый период закрылось 113,5 тыс. коммерческих предприятий [8].
В целях смягчения последствий экономического кризиса и введения антироссийских санкций государство разрабатывает и внедряет различные меры поддержки. Субъектам МСП оказывается, прежде всего, такие как: финансовая (субсидии, кредитование, проектное финансирование, «зонтичные» механизмы предоставления поручительств), так и информационная и консультационная поддержка. По данным Центрального банка России, за первое полугодие 2022 г. финансовую поддержку получили 98,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 227,38 млрд р. [14]
Ключевой целью исследования является определение механизмов и форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса и оценка их влияния на повышение эффективности стратегического управления для рассматриваемых субъектов, а также выявление экстенсивных и интенсивных факторов совершенствования управления малым предприятием. Применение различных форм государственной поддержки существенно повысит эффективность всех этапов стратегического управления малым предприятием.
Научная новизна исследования заключается в научном обосновании и определении экстенсивных и интенсивных факторов, определяющих эффективность стратегического управления малым предприятием.
В качестве основного метода исследования выбраны методы системного и процессного подходов, что позволяет рассматривать стратегическое управление как последовательность взаимосвязанных этапов, на основе системного подхода можно выявить экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий малого бизнеса, а также представить формы государственной поддержки во взаимосвязи.
Основная часть
Прежде чем перейти к анализу различных форм поддержки малого бизнеса следует определиться с классификацией. Предприятие может быть отнесено к микропредприятию, малому, среднему или крупному по следующим параметрам:
- размер доходов;
- численность сотрудников;
- доля участия других компаний в уставном капитале [7].
В таблице 1 отразим критерии отнесения того или иного предприятия к микропредприятию, малому, среднему или крупному.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятия к микропредприятию, малому, среднему или крупному
Виды предприятий по размеру
|
Критерии
| ||
Размер доходов (выручка), миллионов
рублей
|
Среднесписочная численность
сотрудников, человек
|
Доля участия других компаний в
уставном капитале
| |
Микропредприятие
|
До 120
|
До 15 включительно
|
-
|
Малое предприятие
|
120 – 800
|
16 – 100 включительно
|
Доля участия государственных образований, общественных и
религиозных организаций и фондов – не более 25 %. Доля участия обычных
юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49 %
|
Среднее предприятие
|
800 – 2000
|
101 – 250
|
-
|
Крупное предприятие
|
Свыше 2000
|
Свыше 250
|
-
|
Итак, как видно из таблицы 1, малым предприятием может называться организация, чей оборот выше 120 млн р., но ниже 800 млн р., при этом среднесписочная численность сотрудников составляет от 16 до 100 включительно. К малым предприятиям, кроме того, предъявляются ограничения по доле участия других организаций в уставном капитале: так, доля участия государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не должна превышать 25 %, а доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) – 49 % [7].
Рассмотрим структуру малого и среднего предпринимательства в России, а также динамику изменения численности субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 2017 по 2023 гг. Данная динамика отражена в таблице 2.
Таблица 2
Структура и динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства в России в период с 2017 по 2023 гг.
Год |
Микропредпри-ятия
|
Малые предприятия
|
Средние предприятия
|
Всего субъектов МСП
| ||||
Численность,
единиц
|
Темп
роста, %
|
Численность,
единиц
|
Темп
роста, %
|
Численность,
единиц
|
Темп
роста, %
|
Численность,
единиц
|
Темп
роста, %
| |
2017
|
5699202
|
-
|
267598
|
-
|
20535
|
-
|
5987335
|
-
|
2018
|
5832415
|
102,34
|
264593
|
98,88
|
20078
|
97,77
|
6117086
|
102,17
|
2019
|
5874543
|
100,72
|
248085
|
93,76
|
18655
|
92,91
|
6141283
|
100,40
|
2020
|
5740777
|
97,72
|
222144
|
89,54
|
16978
|
91,01
|
5979899
|
97,37
|
2021
|
5547563
|
96,63
|
215372
|
96,95
|
17680
|
104,13
|
5780615
|
96,67
|
2022
|
5726154
|
103,22
|
211755
|
98,32
|
17960
|
101,58
|
5955869
|
103,03
|
2023
|
5955165
|
104,00
|
211338
|
99,80
|
17992
|
100,18
|
6184495
|
103,84
|
Как видно из таблицы 2, в течение рассматриваемого периода наиболее значительные темпы роста показывали микропредприятия. У малых предприятий во всём анализируемом периоде наблюдается отрицательная динамика, а численность средних предприятий показывает рост с 2021 г.
При этом Петров Д. В. и Хорольская Т. Е. отмечают, что распределение субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности осуществляется следующим образом, как отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности в 2019 г.
Источник: составлено авторами на основе [10]
Как видно из рисунка 1, из названных видов экономической деятельности наибольшее число субъектов малого бизнеса занято в оптовой торговле (22 %). 15 % субъектов занято в строительстве, 11 % – в розничной торговле, 10 % – в сфере транспортных услуг, 8 % – в сфере операций с недвижимостью, и наименьший процент занят в обрабатывающих производствах.
Для того чтобы ориентировать предприятия МСП на долгосрочную перспективу на основе повышения эффективности стратегического управления рассмотрим, на какие формы государственной поддержки ориентируют малые предприятия.
Косов М.Е. отмечает, что государство реализует сразу комплекс мероприятий в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и состав данных мероприятий зависит от целей, которые преследует государство в конкретный момент времени. Однако сущность государственного регулирования деятельности МСП сводится к реализации следующих целей в рамках общего регулирования экономики государством:
- объективное распределение доходов;
- устойчивый экономический рост;
- стабильность внешнеэкономической деятельности;
- высокий уровень занятости;
- устойчивое финансовое положение [5].
Чшиева З. Г. и Будаева А. А. в своей работе выделили следующие особенности господдержки малого и среднего бизнеса в России:
- основу государственной поддержки составляют финансовые инструменты (гранты, венчурные фонды и субсидии), а также кадровая и информационная поддержка;
- базовыми приоритетами выделения государственной поддержки выступают критерии инновационности, наукоёмкости, создание новых рабочих мест и повышение эффективности экономик регионов [16].
Формы поддержки малого и среднего бизнеса государством могут быть различны. Так, государство оказывает информационную поддержку (создание информационных платформ), имущественную поддержку (передача государственного имущества предприятиям), финансовую поддержку (финансовая помощь в виде субсидий, инвестиций и прочих выплат) и консультационную поддержку [9].
При этом стоит отметить, что после февраля 2022 года государственная поддержка МСП стала как никогда актуальна. Отмечается, что введённые в феврале-марте санкции затронули 84 % субъектов малого и среднего бизнеса [5], в связи с чем большая часть малых и средних предприятий остро ощутила потребность в поддержке государства.
После февраля 2022 года на федеральном уровне государственные меры поддержки МСП касаются сферы кредитов (например, предоставление льготных кредитов инновационным компаниям под 3 %), налогов (продление сроков уплаты по упрощённой налоговой системе на 6 месяцев), проверок и штрафов (введение ограничений для выписки штрафов), субсидиарных выплат (аванс по госконтрактам до 90 %) [6].
Плотникова Е. В., Лазько Л. В., Кулик А. В. систематизировали меры поддержки государства малого и среднего бизнеса в 2022 году и схематично отразили их так, как показано на рисунке 2.
Федеральные меры поддержки малого и
среднего бизнеса, введённые в условиях санкций
| ||
|
|
|
Выкуп земельных участков без торгов
|
|
Кредитные каникулы (отсрочка по
возврату кредита или уменьшение размера платежей в течение льготного периода)
|
|
| |
Гранты молодым предпринимателям
|
| |
|
|
|
Компенсация расходов на систему
быстрых платежей
|
|
Льготные кредиты для инновационных
малых и средних предприятий
|
|
|
|
Льготные кредиты для микро-, малых
и средних предприятий, самозанятых
|
Рисунок 2. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 г.
Источник: составлено авторами на основе [11]
Как видно из рисунка 2, выделяются шесть основных мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 г. К их числу относятся меры в сфере кредитования (например, кредитные каникулы и льготные кредиты), а также финансовые выплаты, компенсации и выкуп земельных участков без торгов. Данные меры призваны стабилизировать деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях жёстких внешних ограничений и повысить эффективность их деятельности.
На региональном уровне, а именно в Оренбургской области, данная поддержка оказывается в следующих формах:
- образовательная поддержка;
- консультационная поддержка;
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- инновационная поддержка;
- информационная поддержка.
Рассмотрим данные формы подробнее. Образовательная поддержка включает бесплатное и льготное обучение предпринимателей. Консультационная и информационная поддержка связаны с созданием и функционированием бизнес-инкубаторов и прочих организаций, предоставляющих необходимую информацию и осуществляющих консультирование по вопросам ведения предпринимательской деятельности. Финансовая поддержка заключается в предоставлении микрозаймов, кредитов, поручительства и осуществлении микрофинансирования. Имущественная поддержка связана с предоставлением муниципального имущества в личное долгосрочное пользование субъектам малого предпринимательства, а также предоставлением в пользование офисных и производственных помещений на льготных условиях. Инновационная поддержка включает финансирование инновационных проектов в высокотехнологичных или приоритетных отраслях экономики России [9].
В таблице 3 приведена численность субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших ту или иную форму поддержки, в процентах от общей численности субъектов МСП.
Таблица 3
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших ту или иную форму поддержки, в процентах от общей численности субъектов МСП
Форма поддержки
|
Численность субъектов
МСП, получивших данную форму поддержки, в % от общей численности субъектов
МСП
|
Финансовая поддержка
|
72
|
Консультационная
поддержка
|
33
|
Образовательная
поддержка
|
12
|
Информационная
поддержка
|
7
|
Имущественная поддержка
|
0,8
|
Инновационная поддержка
|
0,2
|
Из таблицы 3 следует, что рассматриваемые формы поддержки оказываются субъектам МСП Оренбургской области непропорционально. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательство получило финансовую поддержку, в то время как инновационная поддержка составляет менее 1 %. Малый и средний бизнес обладают мощным инновационным потенциалом, который, тем не менее, необходимо активно развивать. Следовательно, государственная инновационная поддержка субъектов МСП должна оказываться в большем объёме.
Далее рассмотрим совершенствование управления малым предприятием на основе стратегического подхода на уровне самого хозяйствующего субъекта.
Направления совершенствования управления малым предприятием могут быть различны, всё зависит от специфики отдельного анализируемого субъекта, а также проблем, которые перед ним стоят. Канкулов А.М. выделяет следующие общие направления совершенствования управления малым предприятием:
- использование веб-технологий, интеллектуальных систем управления и Интернет-технологий;
- улучшение существующих процессов;
- внедрение подхода «постоянного улучшения»;
- аутсорсинг;
- стратегические объединения с другими предпринимателями [4].
Факторы совершенствования деятельности малого бизнеса могут как экстенсивными, так и интенсивными. Тахиуллина Ю.Н. и Байгузина Л.З. выделяют следующие экстенсивные и интенсивные факторы совершенствования управления малым предприятием, отражённые в таблице 4.
Таблица 4
Факторы совершенствования управления малым предприятием
Экстенсивные
|
Интенсивные
|
- Увеличение количества используемых ресурсов;
- увеличение количества средств и предметов труда; - увеличение численности рабочей силы; - увеличение времени использования ресурсов; - увеличения времени использования и продолжительности функционирования средств труда; - увеличение запасов (продолжительности оборота) оборотных фондов. |
- Совершенствование процесса функционирования используемых
ресурсов;
- совершенствование технологии производства; - совершенствование организации производства; - совершенствование организации труда; - совершенствование воспроизводства и ускорения обновления основных производственных фондов. |
Как видно из рисунка 3, экстенсивные факторы совершенствования управления малым предприятием направлены в основном на наращивание количества материалов, ресурсов, людей и так далее, то есть измерение результатов таких факторов совершенствования происходит в количественном отношении. В то время как интенсивные факторы повышения эффективности управления малым предприятием направлены на качественное улучшение, изменение условий организации труда и производства и так далее. Качественную оценку результатов проводить гораздо сложнее, однако при совершенствовании стратегического управления малым предприятием обойтись одними количественными показателями невозможно.
В соответствии с выделенными экстенсивными и интенсивными факторами совершенствования управления малым предприятием Тахиуллина Ю.Н. и Байгузина Л.З. сформулировали направления повышения эффективности для малых предприятий. В зависимости от того, какой путь избрало предприятие – экстенсивный или интенсивный, – меняются стратегические цели повышения его эффективности, методы достижения целей и, соответственно, результаты.
Направления повышения эффективности деятельности малых предприятий, следующих экстенсивным путём развития, приведены на рисунке 4.
Как следует из схемы, приведённой на рисунке 4, малые предприятия, избравшие экстенсивный путь развития, могут реализовывать четыре направления повышения эффективности своей деятельности. Все выделенные направления связаны с увеличением доли рынка организации (количественный фактор), однако в каждом направлении это увеличение достигается за счёт различных методов. В первом направлении – благодаря освоению новых территорий, во втором – благодаря модернизации производства, в третьем – благодаря замене сырья на более качественное, в четвёртом – благодаря расширению ассортимента и введению в ассортимент новых групп товаров.
Направления повышения эффективности
деятельности малых предприятий, следующих экстенсивным путём развития
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение доли организации на
рынке за счёт освоения новых территорий
|
|
Увеличение доли организации на
рынке за счёт повышения качества товаров, достигаемого модернизацией
производства
|
|
Увеличение доли организации на
рынке за счёт повышения качества товаров, достигаемого заменой сырья на более
качественное
|
|
Увеличение доли организации на
рынке за счёт расширения ассортимента товаров, включая дифференциацию и
производство новых видов товара
|
Источник: составлено авторами на основе [13]
Направления повышения эффективности деятельности малых предприятий, следующих интенсивным путём развития, приведены на рисунке 5.
Из рисунка 5 следует, что основные результаты повышения эффективности деятельности малых предприятий, следующих интенсивным путём развития, связаны со снижением затрат на производство продукции. Как и в предыдущей схеме, методы достижения данного результата разнятся от направления к направлению. Так, в первом направлении затраты на производство снижаются за счёт оптимизации выпускаемого ассортимента, во втором направлении – за счёт оптимизации величины активов, численности сотрудников и т.п.; в третьем направлении – за счёт снижения потерь энергии, простоев, объёмов брака и т.п.; в четвёртом направлении – за счёт поиска новых поставщиков сырья.
Направления повышения эффективности
деятельности малых предприятий, следующих интенсивным путём развития
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Снижение затрат организации путём
оптимизации выпускаемого ассортимента продуктов или услуг
|
|
Снижение затрат на производство
товаров путём оптимизации величины активов организации, оптимизации
численности сотрудников и т.п.
|
|
Снижение затрат на производство
путём модернизации производства за счёт снижения потерь энергии, простоев,
объёмов брака и т.п.
|
|
Снижение затрат на производство
товаров путём поиска новых поставщиков сырья, поставляющих сырьё аналогичного
или более высокого качества по более низкой цене
|
Источник: составлено авторами на основе [13]
Совершенствование и внедрение изменений так или иначе предполагают осуществление некоторых этапов, шагов для достижения цели. При этом выделим как этапы совершенствования стратегий малых предприятий, так и этапы проведения самого процесса совершенствования управления малыми предприятиями.
Черняева А.Ю. выделяет следующие этапы стратегического управления малым и средним бизнесом:
- определение ценностей компании;
- определение миссии компании;
- формирование видения;
- постановка целей;
- декомпозиция стратегических целей;
- определение компетенции ключевых показателей компании;
- разработка мероприятий по реализации поставленных задач [15].
Отметим также, что перечисленные выше этапы, в сущности, ничем не отличаются от классической схемы стратегического управления и не учитывают специфику деятельности малых предприятий. В соответствии с этим для совершенствования стратегического управления малым предприятием можно использовать систему показателей оценки, разработанную авторами и подробно рассмотренную в предыдущем разделе.
Александрова А.Р. и Хабибуллин Р.Г. конкретизируют этапы повышения эффективности стратегического управления малым предприятием путём разработки «комплексной программы по повышению эффективности работы» [1]. При этом Александрова А.Р. и Хабибуллин Р.Г. выделяют следующие этапы совершенствования стратегического управления малым предприятием, перечисленные в таблице 4.
Как видно из таблицы 4, повышение эффективности стратегического управления малым предприятием по Александровой А.Р. и Хабибуллину Р.Г. включает в себя девять этапов. При этом весь этот процесс «запускается» в ответ на возникновение какой-либо кризисной ситуации, и первым этапом выступает принятие мер по устранению такой кризисной ситуации. Только после этого осуществляется процесс диагностики текущего состояния предприятия, разработка стратегии и так далее. Такое теоретическое описание стратегического управления малым предприятием приближено к реальности, так как руководство малых предприятий редко осуществляет непрерывный мониторинг внешних факторов и оценку текущего состояния организации. Все стратегические изменения, как правило, возникают именно в качестве ответа на произошедшие изменения. Однако отметим, что предложенные этапы не во всех случаях могут быть применены на малом предприятии. Так, этап совершенствования организационной структуры управления может оказаться бесполезным для тех малых предприятий, где всего лишь несколько работников и простая линейная структура управления.
Таблица 4
Этапы повышения эффективности стратегического управления малым предприятием
Этап
|
Характеристика этапа
|
1
|
2
|
Реализация первоочередных мер
|
На данном этапе происходит
непосредственное устранение кризисной ситуации, при этом данное
устранение должно осуществляться в рамках программно-целевого управления |
Диагностика текущего состояния организации
|
На данном этапе необходимо
провести исследование сильных и слабых сторон организации, определить
основные проблемы в деятельности предприятия и наметить пути их решения, а
также решить, каким
образом использовать конкурентные преимущества организации для нивелирования негативного воздействия со стороны внешней среды |
Разработка стратегии
|
На данном этапе проводится
описание результатов диагностики текущего состояния организации и
разрабатываются план последующих действий по трансформации предприятия и
перечень критериев эффективности
|
Совершенствование организационной структуры управления
|
На данном этапе происходит
пересмотр существующей организационной структуры управления, её реорганизация
с учётом новых стратегических целей и задач, а также оптимизация скорости и
качества прохождения информационных потоков
|
Рационализация системы финансового менеджмента
|
На данном этапе принимаются
решения по сокращению расходов и созданию оптимальной структуры денежных
потоков
|
Улучшение технологической структуры
|
На данном этапе
осуществляются меры по сокращению затрат на производство продукции,
оптимизации производственного процесса и ассортимента продукции
|
Оптимизация системы закупок
|
На данном этапе принимаются
меры по соответствию объёмов закупок объёмам производства и реализации
продукции с целью сокращения затрат на хранение запасов и недопущения
перепроизводства продукции
|
Оптимизация сбытовой деятельности
|
На данном этапе
осуществляется разработка сбытовой политики предприятия, а также разработка
программы стимулирования сбыта
|
Улучшение системы планирования, прогнозирования и контроля
|
На данном этапе создаётся
комплексная система анализа деятельности организации и планирования её
дальнейшей деятельности на основе проведённого анализа
|
Стратегическое управление малым предприятием, как отмечает Сысоева Е.В., представляет собой цикл [12]. Схематично отразим его на рисунке 6.
Миссия малого предприятия
|
|
Концепция малого предприятия
|
|
Разработка стратегии развития
|
|
|
|
|
|
Контроль и корректировка стратегии
развития
|
|
Составление стратегического плана
| ||
|
|
|
|
|
|
Реализация стратегии развития
|
|
Источник: составлено авторами на основе [12]
Как следует из схемы, приведённой на рисунке 6, цикл стратегического управления малым предприятием представляет собой непрерывный процесс совершенствования реализуемой стратегии или её полной переработки в соответствии с миссией и концепцией малого предприятия. В свою очередь миссия и концепция организации должны отвечать запросам рынка и соответствовать условиям внешней среды, иначе малое предприятие неспособно будет адаптироваться и выдержать конкуренцию.
Как и любая другая область деятельности, совершенствование управления малым предприятием на основе стратегического подхода не может не иметь свои препятствия и ограничения. В рамках создания механизма совершенствования управления стратегического управления малым предприятием невозможно не упомянуть различные проблемы и ограничения малого предпринимательства. Так, Бабаянц А.А. выделяет такие ограничения для малого бизнеса в России, как чрезмерная налоговая нагрузка, бюрократическая нагрузка (к этому числу автор относит постоянное изменение форм отчётности и правил заполнения документации, в том числе в сфере трудового законодательства, которое затруднительно регулярно отслеживать), сложность получения кредитования, а также отсутствие сбалансированного рынка труда [2]. Данные проблемы носят комплексный характер и должны решаться на государственном уровне, в том числе в рамках регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать вывод, раскрывает механизмы и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, при этом авторами оценивается их влияние на повышение эффективности стратегического управления для рассматриваемых субъектов бизнеса. Проведен анализ различных форм оказываемой поддержки субъектам МСП в Оренбургской области. Выявлены основные экстенсивные и интенсивные факторы совершенствования управления малым предприятием. Определен и обоснован авторский подход, предполагающий выбор направлений повышения эффективности деятельности малых предприятий, следующих экстенсивным или интенсивным путём развития. Предложены этапы повышения эффективности стратегического управления малым предприятием. Представленные в статье результаты исследования и авторские рекомендации будут полезны руководству малых предприятий и частным предпринимателям при стратегическом управлении фирмой, а также для дальнейшего развития теории стратегического менеджмента, кроме того могут быть применены органами государственной власти с целью развития форм государственной поддержи бизнеса.
Источники:
2. Бабаянц А. А. Подходы и пути повышения эффективности деятельности малого производственного предприятия в современных условиях // Крымский вектор - 2019: Сборник научных трудов Всероссийского экономического форума с международным участием, Евпатория, 07–08 декабря 2018 года. 2018. – c. 79-84.
3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 13.06.2023).
4. Канкулов А. М. Стратегии повышения экономической эффективности деятельности предприятия // Моя профессиональная карьера. – 2021. – № 20. – c. 139-144.
5. Косов М. Е. Инструменты государственной финансовой поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, повышение их эффективности // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 5. – c. 269-273.
6. Курлыкова А.В., Киргизова И.В. Инструментарий оценки управления малым предприятием на основе стратегического подхода // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 369-384. – doi: 10.18334/ce.17.1.116925.
7. Малые предприятия в 2022 году – какие компании попадают в эту категорию. ППТ.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://ppt.ru/malie-predpriyatia (дата обращения: 23.06.2023).
8. Непотопляемый резерв. Комерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5873470 (дата обращения: 23.06.2023).
9. Официальный портал города Оренбурга. Orenbutg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://orenburg.ru (дата обращения: 26.06.2023).
10. Петров Д. В., Хорольская Т. Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития // Еги. – 2020. – № 2 (28).
11. Плотникова Е. В., Лазько Л. В., Кулик А. В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях ужесточения санкций // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 3(5). – c. 230-235.
12. Сысоева Е. В. Системный подход в стратегическом управлении малым бизнесом // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 3-1. – c. 198-207.
13. Тахиуллина Ю. Н., Байгузина Л. З. Направления повышения эффективности деятельности малого предприятия // Аллея науки. – 2018. – № 10(26). – c. 202-205.
14. Центральный банк Российской Федерации. Банк России. Официальный сайт ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 23.06.2023).
15. Черняева А.Ю. Внедрение стратегического менеджмента в систему управления малого и среднего бизнеса // Современные инновации. – 2020. – № 1 (35).
16. Чшиева З. Г., Будаева А. А. Формирование инвестиционной привлекательности малого и среднего бизнеса: российский и зарубежный опыт // Управленческий учёт. – 2021. – № 12-4. – c. 1084-1089.
Страница обновлена: 21.07.2024 в 11:01:50