Становление теории налогообложения

Паскачев А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Паскачев А.Б. Становление теории налогообложения // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 50-54.

Аннотация:
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов и основой функционирования финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Среди экономических инструментов государственного воздействия на рыночную экономику налоги занимают особое место. От того, насколько правильно и объективно построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Взимание налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами хозяйствующих субъектов и населения.

Ключевые слова: налогообложение, рыночные отношения, государственное регулирование экономики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов и основой функционирования финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Среди экономических инструментов государственного воздействия на рыночную экономику налоги занимают особое место. От того, насколько правильно и объективно построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Взимание налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами хозяйствующих субъектов и населения.

С помощью налогов государство стимулирует производство и получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на него общественных функций, регулирует внешнеэкономическую деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, финансирует расходы по социальному обеспечению. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов среди населения. Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью социально-экономического развития и функционирования любого государства.

В настоящее время, когда в России формируется совершенно новая экономическая модель, многие граждане воспринимают налоги только как изъятие части их доходов (часто необоснованное), которые они получили за свой труд. Это постоянно присутствующее противоречие интересов населения и государства, особенно ярко проявляющееся в буржуазном обществе в резкой поляризации нищеты и богатства, было еще отмечено Г.Ф. Гегелем, который писал, что “население часто рассматривает налоги как нечто им враждебное, препятствующее осуществлению их цели” [2]1. Справедливость этого постулата наглядно подтверждается, например, практикой косвенных налогов (или акцизов), взимаемых через цены товаров, в основном, предметов широкого потребления. Это создает значительные привилегии для господствующих классов и групп населения, т.к. почти целиком тяжесть этих налогов перекладывается на малоимущие слои населения, потребляющие большую часть этих товаров.

Слабость обоснования и недостаточная четкость в изложении принципиальных позиций системы налогообложения продолжает оставаться причиной необоснованной критики налогов и требований введения различных льгот. До сих пор на всех уровнях господствует, несомненно, преувеличенное мнение о возможностях налогов, желание возложить на них не свойственные им функции. Между тем, очень важно правильно определить область применения налоговых механизмов. В экстремальных обстоятельствах она сужается, но вместе с тем возрастает значение координации налогов с другими макроэкономическими инструментами: кредитом, оплатой труда и т.д., без переложения их специфической роли на налоги.

Что же скрывается под необходимостью использования такого экономического инструмента, как “налог”?

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения расходов, связанных с деятельностью государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, налог является инструментом формирования централизованных на разных уровнях власти финансовых ресурсов. Налоговые платежи основываются на законном, легальном характере производимого с их помощью изъятия части доходов хозяйствующего субъекта в пользу государства.

В трудах отечественных и зарубежных исследователей налог в большинстве случаев также определен как денежный платеж в казну государства. Такого же мнения придерживались и отечественные экономисты XIX – начала ХХ вв., специализировавшиеся в области налогообложения. Так, русский экономист Н.И. Тургенев в своей работе, вышедшей в 1818 г. и положившей начало русской финансовой науке, утверждал, что налог – это “средство к достижению цели общества или государства. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа” [3]. А. Соколов полагал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ее расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента” [4]. А. Тривус считал, что “налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ соответствующего эквивалента” [5].

Для того, чтобы более полно объяснить и понять сущность налогов и задачи, которые они призваны решать, необходимо обратиться к эволюции основных взглядов различных экономических учений на сущность и роль налогов.

Нечто, подобное налогам, появилось еще задолго до образования государств. Но налоги, как система взаимоотношений, возникли лишь с появлением прообраза государственного устройства. Первоначально налоги носили характер бессистемных платежей и имели натуральную форму. В средние века по мере укрепления товарно-денежных отношений налоги и сборы стали принимать более упорядоченный характер и обретать денежную форму. Тогда же появились первые попытки объяснить необходимость сбора налогов. Во многом под влиянием религии эти объяснения носили культовый характер.

Первой теорией, которая обосновывала необходимость уплаты налогов с научной точки зрения, стала теория обмена. Ее суть заключается в том, что через уплату налогов граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка, защите от внешних врагов.

По мере развития государственного устройства развивалась и система налогообложения. Уже в XV веке основу бюджета государства стали составлять сборы с тех, кто пользовался природными ресурсами, капиталами, вещными правами, принадлежавшими государству. В XVII в. государство начало взимать налоги со средств производства: полуфеодальных мануфактур, ремесленных мастерских, предприятий услуг (почта, кофейни и т.д.). Таким образом, весь вышерассмотренный период можно охарактеризовать как период возникновения налоговой системы с весьма слабым научным обоснованием. В это время вопросы налогообложения рассматривались в рамках исследований политической экономии – науки о законах развития хозяйства и материального производства, сформировавшейся в ХVП-ХVШ вв. Первыми экономистами были чаще всего коммерческие люди и государственные служащие. К размышлениям в этой области их подталкивали практические нужды хозяйства, торговли и государственного управления.

В XVIII веке начался второй период, связанный с появлением налоговой системы, включавшей прямые и косвенные налоги. Примерно в этот же период французским врачом и ученым Ф. Кенэ впервые была обозначена органическая связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Ф. Кенэ заложил основу для анализа оборота и воспроизводства капитала. Он считал, что налогом надо облагать только чистый продукт, любые другие налоги обременяют хозяйство; по его мнению, следовало отменить или хотя бы ослабить все ограничения для производства и торговли.

Основываясь на принципе переложения налогов, их делят на прямые и косвенные. Данная классификация налогов впервые была дана Д. Локком в XVII веке. Сегодня, несмотря на найденные более совершенные критерии деления налогов, данная классификация, является наиболее распространенной. Некоторые ученые считают проблему такого деления не решаемой. Но, если исходить из учения А. Смита, все виды доходов, должны подвергаться прямому налогообложению. Он считал, что между косвенными налогами и уровнем производства существует обратно пропорциональная зависимость. Чем больше налог, тем меньше потребление товара, что объективно ведет к сокращению производства, при этом акцизы (косвенные налоги), которыми облагается продажа некоторых товаров на внутреннем рынке, должны вводиться только ради бюджетных доходов, а не для воздействия на хозяйство.

К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (приходящиеся на доход, собственность и имущество), в частности подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи и т.д.

Косвенные налоги ‑ это налоги на обращение и потребление. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и т.д. Критерием вышеуказанного деления является установление окончательного плательщика налогов.

Если плательщик – собственник, которому начислен налог, то это прямой налог. Если же окончательным плательщиком налога является потребитель товара ‑ это косвенный налог. Признак “косвенности” – обезличенность и безадресность плательщика. Именно в результате разделения налога на налог на обращение и налог на потребление появились косвенные налоги, взимаемые с каждого акта купли-продажи товара, причем не со всей его стоимости, а лишь с добавленной субъектом (производителем).

В эпоху Просвещения Монтескье, Вольтером, Мирабо была выдвинута атомистическая теория, как разновидность предыдущей теории обмена. В новой теории налог являлся результатом договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и, зачастую, не может считаться справедливой. Значительный вклад в развитие финансовой науки этого периода внесли английские и немецкие ученые Т. Гоббс, Л. Секендорф, Д. Локк.

Во второй половине XVIII века основоположник теории налогообложения – шотландский экономист и финансист Адам Смит издал книгу “Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.), где впервые были изложены основные принципы налогообложения, не потерявшие свою актуальность и в настоящее время. В этот же период возникла и теория налогов, которая получила название “классической”. Данная теория была разработана А. Смитом и Д. Рикардо. Согласно ей, налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики, социальные функции) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов. В своем главном сочинении “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.) Д. Рикардо указывал на необходимость увеличения общественного производства посредством преодоления протекционизма и введения свободной торговли. Если ликвидировать пошлины на хлеб, то увеличится общественное производство и доля землевладельцев в ресурсах уменьшится. Д. Рикардо остался в одиночестве среди участников бурной дискуссии по этому вопросу, доминировавшему во всех дебатах Англии в начале Х1Х века.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно развиваться благодаря работам немецких ученых: Ж. Сисмонди, А. Вагнера, К. Маркса, Э. Селигмана и др. В этот период возникли налоговые теории "жертвы” и “коллективных потребностей". Данные теории содержат идею принудительного характера налогов, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.

Следующий период развития системы налогообложения связан со становлением научно-теоретических взглядов на ее природу. После Первой мировой войны были проведены научно-обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Кризис в США 1929-1933 годов заставил рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги стали использовать в новом качестве – как средство государственного регулирования экономики. Этому способствовало кейнсианство ‑ теория, выдвинутая Дж. Кейнсом в 20-х годах, центральная идея которой заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. В это же время впервые на налоги была возложена социальная функция.

Позднее, в 50-х годах М. Фридман обосновал монетаристскую теорию, которая основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно данной теории рост денежной массы определяет инфляцию, а налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, и с их помощью изымается излишнее количество денег, а не сбережений, как в кейнсианской теории. Тем самым уменьшается влияние неблагоприятных факторов на развитие экономики.

Нынешний этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем. В 80-е годы XX века получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления – это продукт двух факторов: налоговой базы и налоговой ставки.

Для планирования налоговых поступлений получила широкое распространение дуга (диаграмма) Лаффера, согласно которой увеличение налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до определенного предела. Если этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет к сокращению доходов. В связи с этим проблему стимулирования деловой активности необходимо решать путем облегчения налогового бремени. Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства, что в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений.

Теория экономики предложения, которая была представлена Лаффером, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования.

[1]* печатается по материалам книги А.Б. Паскачева “Налоговый потенциал экономики России”. – М.: ИД “МЕЛАП”, 2001 г.

1 Гегель Г.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990

[3] Тургенев Н. Опыт теории налогов. 1937.

[4] Соколов А. Теория налогов 1928

[5] Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. - Баку, 1925


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:47