Эволюция института налогообложения: историко-экономический аспект

Корнилова К.А.1, Акопян Д.А.2, Горбунова О.А.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Самарский государственный технический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Корнилова К.А., Акопян Д.А., Горбунова О.А. Эволюция института налогообложения: историко-экономический аспект // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 12. – С. 5049-5062. – doi: 10.18334/ce.17.12.119793.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997340

Аннотация:
Историко – экономический аспект эволюции института налогообложения представляет собой изучение изменений в системе институциональной структуры налогообложения на протяжении времени и анализ правовых актов, регулирующих этот институт. Процесс гармонизации отношений в сфере налогообложения был актуален во все времена, однако стоит учесть, что он неразрывно связан с изменением ключевого элемента институциональной среды – формализованных правил, то есть законодательства. В ходе исторического анализа авторы выделили несколько этапов развития института налогообложения и выявили положительные и отрицательные черты их развития, отметили, что необходимо для формирования оптимальной налоговой системы сегодня. В современных условиях эволюция института налогообложения продолжается: в основу модификаций системы налогообложения в различных странах легли экономические теории, а также социально-экономические изменения. Например, в последнее время активно обсуждаются вопросы о введении налогов на цифровые услуги, о борьбе с налоговыми уклонениями, вопросами цифровизации и т.д. Исследование будет интересно специалистам в области налогообложения для практической оптимизации налоговой системы и экономистам - теоретикам для дальнейшей разработки единой оптимальной модели налогообложения.

Ключевые слова: институт налогообложения, институциональные изменения, история налогообложения, налоговая система, институциональная среда

JEL-классификация: B15, B52, H21, H71

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение:

Налогообложение как институт социально-экономического развития начал формироваться с процессами становления государства. Институт налогообложения оказывает значительное влияние на экономическую активность субъектов экономики. Речь идет как про физических, так и про юридических лиц, формирующих экономический кругооборот доходов и расходов.

Среди исследований на смежную тематику за последние несколько лет необходимо отметить труды таких российских авторов, как Н.В. Миллер [1], В.Г. Пансков [2], О.В.Лушников [3], А.А.Лавриненко и Д.К Иваницкий [4], П.Н.Алешин [5], Н.С.Кошевая и Т.В.Шурухина [6]. При этом стоит отметить, что в рамках данных исследований не выявлена единая структура института налогообложения и не отражены возможности применения результатов исторического анализа для оптимизации действующей налоговой системы.

Однако данная устойчивая система существовала не всегда: институт налогообложения в нашей стране прошел длительный путь формирования. Необходимость изучения прошлого опыта необходимо для понимания основных принципов и концепций системы налогообложения, анализа эффективности действующего механизма налогообложения и разработки гармоничной налоговой политики, реформирования формализованных правил и норм взаимодействия между экономическими субъектами.

Целью исследования является формирование структуры социально - экономического института налогообложения на основе исторического анализа и выявление возможностей для его оптимизации.

Научная новизна состоит в раскрытии структуры института налогообложения, выделения элементов института и выявления исторических этапов развития института налогообложения.

Авторская гипотеза заключается в следующем: формализованные правила и нормы в виде налогового законодательства остаются в нашей стране ключевым элементом института налогообложения, так как без них нельзя установить гармоничные отношения между налогоплательщиками и государством.

В экономической теории налоги рассматриваются в контексте их воздействия на деятельность и поведения экономического субъекта. Среди основных подходов, которые рассматриваются в экономической теории, можно выделить следующие:

- подход налоговой эффективности – теория утверждает, что налоги могут искажать принятия экономических решений, и это приводит к нерациональному и неэффективному использованию ресурсов в дальнейшем;

- подход налоговой инцидентности – данный подход выявляет экономического субъекта, который несет налоговое бремя;

- подход налоговой оптимизации – данный подход отражает методы минимизации налогового бремени в краткосрочном и долгосрочном периодах под действием внешних и внутренних факторов. Это очень важно, налогоплательщики в независимости от уровня образования должны разбираться и понимать формализованные правила оптимизации и уплаты налогов как в лице физических, так и в лице юридических лиц.

Методологической основой исследования выступают такие общенаучные методы, как синтез, сравнение и аналогия. Также в рамках статьи проведен историко – экономический анализ развития института налогообложения.

Основная часть:

Говоря о теориях налогообложения и становлении института налогообложения в экономической науке, можно выделить следующие моменты согласно направлениям и школам:

1. Неоклассическая школа – в рамках данного направления налоги рассматриваются как инструмент налоговой политики, направленный на сбор доходов и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Кейнсианская школа – эта школа экономической мысли подчеркивает роль налогообложения не только как средство стимулирования экономического спроса, но и регулирования рыночной конъектуры.

3. Институциональная школа – для данного подхода характерно уделение основного внимания роли института налогообложения, включая налоговую систему в целом. Данная школа не только отражает вопросы отдельно взятой категории, но и системно предопределяет развитие внешней и внутренней среды экономического явления или процесса через изучение институциональной среды.

В экономической теории институциональная структура отражает организацию социально – экономических отношений и связей, которые регулируют производственные и воспроизводственные отношения. Важным аспектом институциональной структуры является её влияние на эффективность функционирования экономики и распределения ресурсов.

Сегодня структура института налогообложения включает в себя совокупность элементов, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Таблица 1 – Элементы института налогообложения

Элемент института налогообложения
Описание элементов
Налоговое законодательство
согласно институциональной теории представляет собой свод формальных, официально закрепленных, законов и правил, сложившихся исторически в зависимости от традиций территорий. Налоговое законодательство можно характеризовать как «подвижное» и подверженное изменениям. Законодательство способно реагировать на изменения внутреннего и внешнего характера, происходящие в государстве. Как правило, законодательство имеет несколько уровней и может включать общие налоговые кодексы, законы о конкретных видах налогов, приказы и инструкции на местных территориях. При этом стоит выделить необходимость формирования не только федерального законодательства, но и систему законов на местном (региональном) уровне. Это необходимо в связи с тем, что каждый регион нашей страны обладает своим, уникальным социально – экономическим кодом развития.
Налогоплательщики
совокупность профессиональных сообществ, реализующих налоговую политику. В разных странах структура налоговых органов может быть разной, однако вне зависимости от этого они являются ответственными за сбор, контроль и администрирование налоговых платежей. Немаловажным фактором, определяющим величину налоговых поступлений, являются действия налоговых органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. От качества проводимых в регионе мероприятий по проверке правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет зависит уровень налоговой дисциплины и соответственно степень выполнения бюджетных назначений по налогам.
Налоговые органы
субъекты экономических отношений, как физические, так и юридические лица. В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, при этом налогоплательщики могут быть разделены на различные классификационные группы.
Налоговый учет и отчетность
совокупность корпоративной информации о налогообложении и администрировании экономических субъектов. К данной информации предъявляется ряд требований по эффективности и безопасности раскрытия.
Контроль и надзор
данный механизм осуществляется через проведение аудита и проверок разных уровней сложности. Налоговый контроль является жизненно важной частью поддержания экономической стабильности и защиты граждан от несправедливого налогового бремени. Без надлежащего налогового контроля правительствам может не хватать ресурсов для предоставления государственных услуг, а граждане могут столкнуться с более высокими налоговыми ставками и меньшими льготами. Кроме того, налоговый контроль помогает отслеживать и предотвращать уклонение от уплаты налогов, мошенничество и другие незаконные действия. Это важно для экономического здоровья страны, поскольку помогает обеспечить справедливое и эффективное использование ресурсов. Налоговый контроль также помогает гарантировать, что у правительства достаточно денег для выполнения своих обязательств и финансирования важных проектов, приносящих пользу обществу.
Налоговые льготы и стимулы
представляют собой особые преимущества и условия, которые предоставляются налоговыми органами для стимулирования определенных видов деятельности или для снижения налоговой нагрузки некоторых категорий налогоплательщиков. Налоговые льготы — это, прежде всего, стимулы, предлагаемые правительством для поощрения определенных видов деятельности или поведения, таких как инвестиции в определенные отрасли, владение жильем, благотворительные пожертвования или расходы на здравоохранение. Налоговые льготы дают компаниям возможность снизить налоговую нагрузку, тем самым высвобождая ресурсы для инвестиций и развития бизнеса. Налоговые льготы могут использоваться в качестве положительных стимулов для поощрения определенных видов деятельности, таких как создание рабочих мест, исследования и разработки и инвестиции в местное сообщество.
Международное налогообложение
система регулирования сложных межгосударственных отношений, которая регулирует налоговые обязательства и налоговые отношения. Налоговая система также может оказывать влияние на внешние отношения страны. Например, некоторые страны могут предоставлять налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций или развития экспорта. Различные национальные налоговые системы также могут создавать конкуренцию между странами, связанную с привлечением инвестиций и бизнеса.
Система налогового администрирования.
данная система включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечивать налоговые поступления в бюджетную систему РФ. Методы налогового администрирования, это налоговое регулирование и контроль, а также налоговое планирование и прогнозирование. Налоговое регулирование поддерживает интересы государства в бюджетной сфере, а именно как можно лучше обеспечить финансовое покрытие всех общественных потребностей. Налоговый контроль в РФ является важным элементом, ведь его цель, это препятствовать уходу от налогов. Ситуация с уходом от налогов, а именно с помощью укрытия дохода, является очень актуальной в РФ.
Налоговая культура
высокий уровень налоговой культуры позволит увеличиваться налоговым поступлениям. Ведь люди будут платить налоги, понимая, что эти средства направлены на развитие общества и создания благополучной среды проживания.
Источник: составлено авторами

Рассмотрим основные этапы становления института налогообложения в нашей стране [7]:

1.Допетровский этап

Налоговая система Российского государства в основном определилась при Иване III, когда подати стали систематическими, найдена общая единица обложения - соха, содержавшая определенное количество пахотной земли (для крестьян) или посадских дворов (для городских жителей). Завершенный вид она приобретает при Иване IV: совершается отчетливая фиксация сохи как единицы обложения на основе проведенной поземельной переписи. Законодательно установлена величина сохи для различных сословий и в зависимости от плодородия земли. Совершенствуется и приобретает упорядоченный вид аппарат для сбора налогов [8]:

Одним из главных документов налогового законодательства на Древней Руси была "Русская правда" - первый русский кодекс законов, который предписывал порядок сбора и уплаты налогов. В "Русской правде" были описаны различные виды налогов, включая дани, товарные сборы, ренты и др.

Также к основным документам налогового законодательства на Древней Руси относились:

"Уложение Константина Багрянородного" – законодательный акт Киевской Руси, устанавливающий систему сбора дани и уплаты налогов.

"Изборник" – сборник законодательных актов, созданных во времена правления Ивана Грозного. В нем были установлены порядок и размеры налогов, в том числе на землю и ремесленников.

"Стоглав" – церковный собор 1551 года, на котором были утверждены нормы налогообложения церковных владений, а также установлены размеры обязательных пожертвований.

Важно отметить, что документы налогового законодательства Древней Руси были довольно разрознены и на протяжении веков изменялись и дополнялись. Эти документы представляют собой историческое наследие, которое исследователи изучают для понимания налоговой системы и экономической жизни этого периода.

2. Реформы Петра I и Екатерины Великой - были усовершенствованы аспекты налогообложения физических лиц и оптимизировано таможенное законодательство. Процедуры таможенного контроля и взимания пошлин были упрощены, установлены стандарты и система контроля. В рамках законодательства налогообложения физических лиц выбрана единая мера начисления налога, установлены территориальные налоговые льготы и дополнительные повинности

В период правления Петра I и Екатерины Великой в России осуществлялись значительные реформы в налоговой системе, что привело к появлению нескольких важных налоговых документов.

- Указ Петра I "О подушном налоге" (1718 г.) - этот указ ввел систему подушного налога, который был взимаем с граждан в зависимости от их социального статуса. По сути, этот налог являлся налогом на проживание и был одним из первых шагов к созданию прогрессивной системы налогообложения в России.

- Указ Петра I "О пошлине" (1724 г.) - этот указ ввел новую систему пошлин, которые были взимаемыми на транспорт, товары и услуги, импортные и экспортные товары. Он также установил порядок взимания пошлин и контроль за процессом сбора денежных средств.

- "Указ о птичьем налоге" (1770 г.) - этот указ был одним из последних налоговых документов, принятых при Екатерине II.

3. Период до 1917 года – налоговое законодательство стало учитывать отраслевое разделение налогов [9]. Отдельно были оптимизированы сельскохозяйственные, торговые и промышленные группы налогов. Физические лица были разделены на группы налогоплательщиков в зависимости от их социального статуса. Значительную роль в развитии налоговой системы страны стали играть профессиональные регулирующие институты: подготовка специалистов, занимающихся реформированием налогового законодательства и налоговым контролем.

4. Период СССР – новая государственная политика требовала развития и существенных изменений института налогообложения, как с точки зрения налогового законодательства, так и с точки зрения регулирующей и надзорной функций. Одной из особенностей налоговой системы становится высокий уровень централизации и государственного контроля. В рамках нового налогового законодательства происходит окончательное разделение и закрепление правил начисления налогов, как для физических, так и для юридических лиц [10]. Происходит становление системы подготовки и переподготовки кадров для работы в налоговых органах страны.

5. 90-е годы 20 века – формирование законодательства в соответствие с социально – политическими изменениями в стране. Были проведены реформы налоговой системы с целью упрощения процедуры уплаты налогов, уменьшения налоговой нагрузки, борьбы с коррупцией и повышения прозрачности системы налогообложения [11]. Развитие института налогообложения тесно связано с другими социально важными институтами, как, например, предпринимательство, образование, наука. Происходило кардинальное изменение законодательства в связи с политическими изменениями страны: были введены изменения в такие значимые законы как « О налоге на прибыль предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на имущество», «О налоге на доходы физических лиц».

6. Современный этап налоговой политики и налогообложения (2000 - е годы по настоящее время) – для данного этапа характерен переход к цифровой трансформации налоговой системы. Это способствует упрощению процедуры уплаты налогов и развитию налогового администрирования. Цифровизация в налоговой сфере упрощает процессы взимания налогов, снижает бюрократию и повышает прозрачность системы. Это приводит к более эффективному контролю со стороны налоговых органов и повышению доверительных отношений между бизнесом и налоговыми органами. Модернизация экономики и реализация новых финансовых продуктов способствовало тому, что были приняты законы «О налогообложении цифровых финансовых активах»

Как видим из анализа, критерием для выявления этапов развития налогообложения в нашей стране служит, прежде всего, изменение законодательства, введение новых регламентирующих формальных документов. В данном случае, законодательство можно рассматривать в контексте институциональной теории как совокупность формализованных правил поведения экономических субъектов. Оно устанавливает правила игры для экономических агентов и организаций разного масштаба деятельности. Законы и иные нормативные акты определяют правила и обязанности участников рыночных отношений, регулируют соблюдение контрактов, защищают собственность и ограничивают возможность для монополизации рынка. В связи с этим, исследовательская гипотеза подтверждается: формализованные правила и нормы остаются ключевым элементом института налогообложения.

История становления института налогообложения может раскрыть взаимосвязь между налоговой политикой и экономико – социальным развитием общества [12]. Исторический анализ позволяет определить сильные и слабые стороны различных подходов к налогообложению, а также дает возможность использовать эти знания для формирования более справедливой, прозрачной и эффективной налоговой системы, закрепленной в законодательстве в настоящем и будущем. Грамотная выстроенная налоговая система позволяет решать актуальные проблемы современной экономики (экологизация, устойчивое развитие) [13] и стремление к ускоренной цифровизации социально – экономических процессов [14]. Однако для этого необходима система мероприятий и методов, которая может быть применена для оптимизации имеющегося законодательства и практик налогообложения физических и юридических лиц.

Выводы:

Таким образом, опыт исторических изменений в налоговой политике и выявлении ключевых элементов институциональной среды налогообложения может быть использован для оптимизации налогового механизма следующим образом:

1. Анализ эффективности налоговых политик – сравнение опыта регионов и стран в ретроспективном анализе. Выстраивается более конструктивный диалог между государством, физическими и юридическими лицами. Происходит повышение уровня доверия к действующей налоговой системе, так как наблюдается неизбежный позитивный тренд по оптимизации налогового бремени.

2. Избежание повторения ошибок – снижение налоговых рисков и неопределенностей. Налоговая система становится более прозрачной и открытой для внешних и внутренних пользователей информацией о налоговых органах, плательщиках и законодательстве.

3. Анализ изменений в экономике и обществе – выявление традиционных факторов, влияющих на налоговые отчисления и правонарушения. Возможность для государства составлять плановые документы на будущие периоды с учетом детерминант, влияющих на способность налогоплательщиков пополнять бюджет. При необходимости государство может вводить дополнительные льготы, фиксировать послабления временного или постоянного характера для определенного круга лиц.

4. Учет международного исторического опыта – выявление лучших практик по налоговому регулированию и контролю. Возможность знать правила игры в рамках культурно – национальных налоговых традиций при развитии глобальных бизнес – сетей и продвижения предпринимательских идей.

5. Создание стабильной и предсказуемой институциональной среды в налоговой отрасли – улучшение функционирования всех элементов внутренней и внешней среды налоговой системы.

Однако важно помнить, что исторический опыт является лишь одним из факторов, которые следует учитывать при оптимизации ключевых элементов структуры института налогообложения. Между тем, исторический опыт способствует снижению количества спорных налоговых вопросов в практике страны и возможностей для злоупотреблений и неоднозначностей. Анализ экономической, социальной и политической ситуации в настоящем, а также глобальное информационное пространство должны быть также приняты во внимание для разработки удачной налоговой политики. Перспективы налоговой политики зависят от решения проблем эффективности, справедливости и стимулирования экономического роста. Необходимо осуществлять реформы, которые не только учитывают все эти аспекты и способствуют устойчивому развитию экономики, но и основываются на позитивном историческом опыте


Источники:

1. Миллер Н.В. История налогообложения в России // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 1. – c. 16-21.
2. Пансков В.Г. О роли показателя налоговой нагрузки в регулировании экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2021. – № 1. – c. 99-110. – doi: 10.24412/2071-6435-2021-1-99-110.
3. Лушников О.В. Влияние эпохи Великой Монгольской империи на российское правосознание и государственное управление // Гуманитарные исследования. История и филология. – 2021. – № 3. – c. 25-35. – doi: 10.24412/2713-0231-2021-3-25-35.
4. Лавриненко А.А., Иваницкий Д.К. Система налогообложения Российской Федерации // Вестник науки. – 2021. – № 1(58). – c. 28-33.
5. Алешин П.Н. Особенности земского налогообложения в великорусских и инородческих губерниях России во второй половине XIX в // Экономическая история. – 2020. – № 4(51). – c. 399-406. – doi: 10.15507/2409-630X.051.016.202004.399-406.
6. Кошевая Н.С., Шурухина Т.В. Аналитический обзор этапов развития налоговой системы в РФ // Московский экономический журнал. – 2021. – № 1. – c. 61. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10061.
7. Бочарова О.Н. Институт налогообложения, формирование и развитие // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 8(76). – c. 56-61.
8. Азизов А.А., Хорошилов А.С. Налогообложение в Древней Руси // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 8. – c. 338-346.
9. Башашкина Г.Ю. История налогообложения. Налогообложение в России до 1917 года // Транспортное дело России. – 2017. – № 4. – c. 61-63.
10. Миллер Н.В., Муталяпова Д.О. Исторические аспекты развития налогообложения в России IX начала XX веков // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2009. – 2009. – № 3. – c. 190-193.
11. Караваева И.В. Трансформация налоговой политики России в 1990-е годы // Эко. – 2008. – № 7(409). – c. 139-155.
12. Юзбашян А.П. Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики // Вестник науки. – 2023. – № 6(63). – c. 162-167.
13. Shekhova N.V., Nazarov M.A., Gusakova E.P., Kireeva E.E., Peskova D.R., Dorozhkin V.E. Issues of financial Assurance of Economy Greening in the Regions // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 15. – p. 8211-8227.
14. Orlova D.R., Khodkovskaya Yu.V., Charikov V.S., Sharafutdinov R.B. Development of business environment of oil and gas companies in digital economy. / В книге: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS.Том 57. - Samara: Future Academy, 2019. – 1205-1212 p.

Страница обновлена: 10.02.2024 в 23:37:10