Стратегическая устойчивость корпоративных предпринимательских объединений

Ермоленко И.И., Мерзликина Г.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермоленко И.И., Мерзликина Г.С. Стратегическая устойчивость корпоративных предпринимательских объединений // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 52-56.

Аннотация:
В статье исследованы тенденции интеграционных процессов в экономике и корпоратизации предприятий, а также связанные с этими явлениями проблемы устойчивости корпоративных предпринимательских объединений в стратегическом аспекте. Сформирована концептуальная основа сбалансированной системы показателей корпоративных предпринимательских объединений.

Ключевые слова: интеграционные процессы, устойчивое развитие, корпоратизация предприятий, корпоративные предпринимательские объединения, стратегическая устойчивость, производственно-технологическая устойчивость, индекс устойчивого развития доу-джонса



Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий. Данный процесс, в свою очередь, превращается в наиболее характерную черту современной экономической организации [4].

Многочисленные публикации по теме устойчивого развития до сих пор не дают единого представления о том, какой должна быть «устойчивая корпорация». Причиной такой ситуации является всеобъемлемость концепции. Большинство ученых рассматривают вопросы в области устойчивости с различных точек зрения. Так, экономисты делают упор на поддержание высокого экономического роста и занятости. Социологи же фокусируются на общественном прогрессе, который учитывал бы нужды каждого члена общества. В то время как экологи пытаются сократить ущерб, наносимый окружающей среде планеты.

При разработке и реализации управленческих решений в отношении устойчивого развития корпоративного объединения в долгосрочной перспективе одной из главных задач является создание стратегических конкурентных преимуществ, новых возможностей. В этой связи при обосновании соответствующих решений или плана развития корпоративной коммерческой организации, исходя из определенных стратегических факторов, рекомендуем руководству корпорации концентрироваться на достижение триединства целей по компонентам стратегической устойчивости.

Компоненты стратегической устойчивости

1. Достижение устойчивости совокупности стратегических функциональных сфер бизнеса хозяйствующего субъекта, определяющих его экономическую стабильность:

финансово-инвестиционная устойчивость характеризуется сбалансированностью собственных и заемных финансовых ресурсов организации, рациональное использование которых обеспечивает выполнение всех обязательств перед работниками, другими организациями и государством, а так же оказывает влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в развитие ее хозяйственной деятельности;

коммерческая (деловая) устойчивость определяется уровнем деловой активности, надежности экономических связей организации с контрагентами, ее долей на рыке сбыта [2];

производственно-технологическая устойчивость выражена налаженностью ресурсного и технологического обеспечения бизнес-процессов для производства товаров (работ, услуг) в соответствии с запросами потребителей и относительно маркетинговых тенденций;

организационная устойчивость предполагает адекватную структуру управления, высокую степень координации и адаптивность связей между различными подразделениями предприятия, оперативность эффективность и их совместной реакции на воздействие внешней среды;

социальная устойчивость подразумевает вовлечение коллектива предприятия в общественные процессы, его содействие росту благосостояния общества и уровня социальной обеспеченности своих работников [2]. Для современных корпораций, ориентированных на достижение социальной устойчивости, все более очевидной становится тенденция концентрации внимания к вопросам социальной направленности, с чем связано расширение социальных и экологических проектов.

Индекс устойчивого развития Доу-Джонса также характеризует уровень социальной устойчивости, так как основан на тщательной оценке экономических показателей, показателей воздействия на окружающую среду и социальной деятельности, учитывает такие вопросы, как корпоративное управление, изменение делового климата, стандартов в области поставки, условий труда. Соответственно, защита бренда и развитие деловой репутации требуют от компаний внимательного отношения к заинтересованным сторонам и интересующим их вопросам, ведь инвесторы предпочитают вкладывать в компании, демонстрирующие высокий уровень социальной ответственности.

инновационная устойчивость характеризует обеспеченность бизнес-процессов организации современным оборудованием и технологиями, а также оригинальных способов их организации, что позволяет производить конкурентоспособную продукцию (работы, услуг) или внедрять в производство новые ее виды товаров (работы, услуг).

2. Осуществление корпоративной социальной ответственности бизнеса и гарантии экологической безопасности деятельности хозяйствующего субъекта.

3. Взаимодействие хозяйствующего субъекта с государственными органами власти, подразумевающие государственную поддержку бизнеса и эффективное сотрудничество с государственными и институтами.

Концептуальная основа

Рассмотрев структурные элементы устойчивости, сформулируем понятие стратегической устойчивости корпоративного предпринимательского объединения следующим образом: сбалансированное состояние ресурсов предприятия, оптимальное сочетание и рациональное использование которых обеспечивает его способность развивать, поддерживать и сохранять необходимые условия для достижения, в сочетании с интересами общества и государственных институтов, стратегических целей и долговременных конкурентных преимуществ.

Таким образом, при разработке стратегии развития корпоративной организации предлагаем опираться на концепцию сбалансированной системы показателей Нортона и Каплана [3], а именно определение по каждой функциональной стратегической сфере бизнеса только стратегических факторов влияния на устойчивость системы и расчет соответствующих показателей. Причем, с ориентацией всей системы на достижение значимости для государственных институтов (по принципу господдержка в обмен на эффективность), участие в социальных программах и гарантии благоприятной экологической обстановки (см. рис.).

Рис. Концептуальная основа сбалансированной системы показателей корпоративных предпринимательских объединений

Следовательно, применяя стратегический подход к вопросам достижения или сохранения устойчивости, корпоративная организация в процессе управления хозяйственной деятельностью сможет не только разрабатывать стратегии адаптации к возмущающим воздействиям внешней среды, но и формировать благоприятные условия своего устойчивого функционирования и развития.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:41