Роль банковского сектора в кризисной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в российском банковском секторе. Говорится о значении банков в стабильной экономической системе. Приводится динамика основных показателей деятельности кредитных организаций за последние годы, определяется место и роль банков в процессе выхода России из кризиса.
Ключевые слова: коммерческие банки, банковская система, структура капитала, ставка рефинансирования, антикризисная политика
В условиях финансового кризиса значение банков в экономике возросло ввиду ряда объективных причин. Рассмотрим, какие тенденции сейчас имеют место в российской экономике, и какая роль отводится в ней банкам.
Изначально антикризисные меры, принимаемые правительствами отдельных стран, имели два направления и реализовывались непосредственно через банковскую систему.
Первое – это понижение ставки рефинансирования для поддержки предприятий. Правительства многих западных стран с целью поддержки производителей снизили учетную ставку практически до нуля.
Второй путь – это повышение ставки рефинансирования. В России правительство, сдерживая высокие темпы инфляции, с конца 2008 г. повышало ставку и нормативы по обязательному резервированию банков четыре раза, что негативно сказалось на динамике выдачи кредитов. Такая политика оправдана, если экономика имеет значительный запас прочности и все относительно благополучно.
Ставка
В России кризис проявился не с такой силой, как в США и Европе. Предполагалось, что в качестве принимаемых мер будет осуществляться последовательная поддержка реального сектора. Она должна была идти в основном за счет стимулирования банковской активности. Этого не произошло. Вместо того, чтобы ориентировать банки на поддержку приоритетных отраслей, осуществлялись разрозненные финансовые вливания.
Отсюда можно сделать вывод, что сдерживание инфляции посредством повышения учетной ставки – это неэффективная мера, поскольку так или иначе происходит накачка экономики денежной массой.
Кредиты для предприятий имеют такую цену, которая сводит к минимуму эффективность их привлечения. В связи с этим в первую очередь ощутимые потери понесут самые прокредитованные отрасли (торговля, строительство).
Проблема неадекватной сложившимся условиям структуры капитала, помимо объективных внешних факторов, является отчасти и следствием осуществления неграмотного менеджмента на предприятиях. О слабости отечественного риск-менеджмента, особенно на уровне региональных компаний, говорят невнятные меры по сохранению стабильности в работе предприятий, а зачастую и отсутствие таковых.
Недооценка опасности внешних кризисных явлений вкупе с запоздалыми мерами, связанными с попытками увеличить долю собственных средств в структуре капитала, привели к предбанкротному состоянию значительное число предприятий [4].
Хронология кризиса
Рассмотрим более подробно хронологию развития кризиса в России. Период вплоть до начала 2008 г. был относительно благоприятным для кредитования. Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 15 июня 2004 г. до 3 февраля 2008 г. уменьшалась вплоть до 10%. Это был исторический минимум с 1992 года, после этого она начала увеличиваться в связи с распространением мирового финансового кризиса. На 5 июня 2009 г. учетная ставка составила 11,5% – результат стабилизационной политики Правительства РФ. На рис. 2 (см. с. ???) представлены изменения учетной ставки за 2007–2009 гг.
Проследим динамику некоторых показателей деятельности кредитных организаций в Москве за 2007–2009 гг. (рис. 1 на с.???). Поскольку данный экономический район является абсолютным лидером по финансовой составляющей, то тенденции, имеющие место в его банковской сфере, являются во многом показательными.
Рис. 1. Динамика выдачи банками кредитов в Москве в 2007–2009 гг. (тыс. руб.)
Из графика видно, что за 2008 год темпы роста выдаваемых кредитов были довольно велики. Сектор розничного кредитования в начале 2009 года быстро отреагировал на повышение требований к выдаче кредитов и снижение доходов населения сокращением объемов предоставленных кредитов. Предприятия же по инерции продолжали брать кредиты еще 2-3 месяца теми же темпами. Необходимость в перекредитовании для них оказалась чрезвычайно важна в сложившихся условиях. Начиная с 2009 года, наметилась общая тенденция к снижению объема выдаваемых кредитов. К 1 мая 2009 г. общий объем выданных кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, составил более 12 трлн руб. и по данным последних трех месяцев впервые за последние два года его рост прекратился. Это результат государственной политики: банки более жестко оценивают кредитоспособность заемщика, предприятия менее охотно берут кредиты из-за высоких процентов.
Задолженность
В части банковского ритейла снижение выданных кредитов в рублях составило на 01.05.2009 относительно начала года более 300 млрд руб., т.е. около 10%. Данный факт можно объяснить тем, что падение общего уровня доходов населения неизбежно приводит к уменьшению объемов кредитования по всем видам ритейла. Поскольку рынок розничного кредитования до начала 2009 г. развивался довольно быстрыми темпами, то потенциал падения у него также велик, поэтому, скорее всего, объемы выдаваемых кредитов будут уменьшаться.
Рис. 2. Динамика просроченной банковской задолженности по г. Москве в 2007–2009 гг. (тыс. руб.)
Так как ставки по кредитам выросли и ужесточились сами условия выдачи кредитов, промышленные предприятия, имеющие внутренние проблемы, столкнулись с ограничением доступа к финансовым ресурсам. Все это способствует повышению риска невозврата заемных денежных средств. Данную тенденцию можно проследить на рис. 2. Увеличение учетной ставки, как правило, совпадало с повышением требований к экономическим кондициям предприятий, подававших заявку на получение кредита.
В настоящий момент банки испытывают серьезные трудности с ликвидностью и практически не могут функционировать без поддержки со стороны государства. В условиях большого экономического давления на банки, ужесточения контроля за их деятельностью вряд ли следует ожидать от банковского сектора осуществления эффективных мер по улучшению собственного положения на кризисном рынке. Степень зависимости всей экономики от осуществляемых правительством антикризисных мероприятий многократно возросла.
Взаимодействие
Попробуем представить общую схему взаимодействия правительства, банков и реального сектора (см. рис. 3).
Рис. 3. Взаимодействие правительства, банков и реального сектора.
В предложенной схеме доведение финансовых средств до целевых предприятий должно носить последовательный планомерный характер. В качестве организаций, выступающих посредниками в этом процессе, необходимо использовать банки, и на то есть множество причин:
– банки выполняют функции финансовых посредников, они являются самыми компетентными в этом вопросе органами;
– значительно снижаются затраты, связанные с осуществлением контроля за расходованием денежных средств, т.к. наряду с контролем со стороны правительственных органов также возможно делегирование контрольных функций Центральному банку и коммерческим банкам в регионах;
– необходимо предотвращение экономической изоляции банков и сохранение по возможности созданной ранее банковской инфраструктуры.
Выделение средств для поддержки банковской системы является важным шагом на пути выхода из кризиса. Многие аналитики склоняются к тому, что вторая волна кризиса накроет финансовый сектор и в целом всю экономику России уже в начале 2010 года. Они основываются на больших темпах роста «плохой» банковской задолженности. Данное явление побудит государство произвести дополнительные финансовые вливания. Если же этого не произойдет, следует ожидать череду банкротств заемщиков, а следом и коммерческих банков [5].
Обобщая все сказанное выше, необходимо отметить возрастающую роль банковской системы в экономике нашей страны. Это обусловлено повышением регулирования экономики на данный момент. Банковская система же – это инструмент в руках правительства, благодаря которому возможны многие контрольные меры. Осуществление за счет нее регулирования финансовых потоков является обязательной составляющей выхода России из мирового финансового кризиса.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:20