Аутсорсинг как метод оптимизации затрат муниципального учреждения здравоохранения

Материкин М.Е., Сметанюк Р.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Материкин М.Е., Сметанюк Р.И. Аутсорсинг как метод оптимизации затрат муниципального учреждения здравоохранения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 152-157.

Аннотация:
Может ли муниципальное учреждение здравоохранения использовать аутсорсинг ради сокращения собственных затрат? А если может, то в какой части своей деятельности? Чтобы ответить на эти вопросы, автор определил виды медицинских и немедицинских услуг, выявил специфику применения аутсорсинга в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе для непрофильных видов деятельности, оценил его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: аутсорсинг бизнес-процессов, медицинская помощь, лечебно-профилактическое учреждение, производственный аутсорсинг, муниципальное учреждение здравоохранения, медицинские и немедицинские услуги, система жизнеобеспечения



Главной целью учреждения здравоохранения является оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи населению, осуществляемой с применением современных лечебно-диагностических методов. Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья населения.

Медицинская помощь состоит из медицинских услуг, организационно-технических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, лекарственного обеспечения и т.д. Однако помимо основной деятельности администрация муниципального учреждения здравоохранения обязана решать и другие задачи:

– организация обслуживания систем жизнеобеспечения;

– организация системы питания, работы прачечной, уборки помещений;

– ведение бухгалтерского учета,

– финансовый контроль деятельности учреждения и пр.

Данные функции имеют огромное значение для успешного функционирования муниципального учреждения здравоохранения. К сожалению, холодные батареи, грязные стены, неработающие розетки, плохая работа столовой и т.д. при значительных финансовых средствах, направляемых на устранение этих проблем – весьма распространенное явление сегодняшнего дня.

Решение данной проблемы, на наш взгляд, лежит в выделении и передаче непрофильных, немедицинских функций муниципального учреждения здравоохранения специализированным компаниям, в штате которых находятся высококвалифицированные специалисты конкретной отрасли. В экономической теории данный процесс называется «аутсорсинг».

Непрофильные функции

Аутсорсинг – передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание иной компании, которая специализируется в данной отрасли. В отличие от услуг, имеющих ограничение по времени предоставления (начало и конец), а также обладающих разовым, эпизодическим, случайным характером, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональному обеспечению бесперебойной работоспособности отдельных секторов организации на условиях длительного соглашения (не менее 1 года).

Передача непрофильных функций муниципального учреждения здравоохранения внешним исполнителям благодаря опыту и технологиям обеспечит наиболее качественное их выполнение. Компания, предоставляющая специализированные услуги, первой сталкивается с проблемами, появляющимися в данной сфере, и осуществляет инвестиции в разработку новых решений для поставленных задач. При этом она постоянно повышает квалификацию своего персонала, развивает специализированные технологии.

Узкая специализация в предметной области позволяет компании обеспечить гарантированное и качественное исполнение функции, которая передается ей на условиях аутсорсинга. А в связи с выполнением большого количества однородных операций для множества клиентов исполнитель способен удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги [2].

Для того чтобы обеспечить такое же качество немедицинских услуг самостоятельно, муниципальному учреждению здравоохранения необходимо инвестировать значительные средства в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение и т.п. Поэтому при принятии решения об аутсорсинговом сотрудничестве необходимо принимать во внимание не только затратную составляющую, но и качественные характеристики выполнения немедицинских функций учреждения.

Возможности аутсорсинга

Важно понимать, что аутсорсинг – это стратегия управления компанией, которая предполагает реструктуризацию внутрихозяйственных процессов и внешних взаимодействий учреждения. Развитие аутсорсинга в российской практике открывает широкие возможности: выделяют производственный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов [3].

Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных функций, которые не являются для медицинского учреждения основными. Производственный аутсорсинг позволяет медицинской организации сосредоточиться на внедрении новых видов медицинской помощи, новых технологий [4].

Однако в учреждении здравоохранения на производственный аутсорсинг может быть выделен ограниченный перечень медицинских услуг, в то время как аутсорсинг бизнес-процессов является весьма перспективным. Он позволит медицинскому учреждению сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты по непрофильным видам деятельности, сконцентрироваться на выполнении основных задач муниципального учреждения здравоохранения. Возможности применения аутсорсинга в муниципальном учреждении здравоохранения проиллюстрировано на рис.

Рис. Возможности применения аутсорсинга в муниципальном учреждении здравоохранения

Однако, наряду с явными преимуществами, аутсорсинг обладает и рядом недостатков, представленных в табл.

Таблица

Достоинства и недостатки аутсорсинга

Достоинства
Недостатки
1. Улучшение качества немедицинских услуг.
2. Снижение рисков, связанных с предоставлением немедицинских услуг.
3. Реструктуризация затрат в пользу основных видов деятельности.
4. Оптимизация численности персонала и экономия рабочего пространства, возможность разработать систему компенсаций и льгот и удержать ключевых сотрудников.
5. Доступ к высококвалифицированной помощи и поддержке в определенных вопросах.
6. Непрерывность процесса оказания услуг аутсорсинговой компанией (нет отпусков, больничных и т.д.).
7. Экономия времени при подборе кадров, инфраструктуры, технологии.
1. Потеря сотрудниками рабочих мест.
2. Возможна потеря контроля, утечка информации, полная или частичная зависимость от аутсорсинговой компании.
3. Психологический фактор: не каждая фирма доверит внутреннюю информацию посторонней организации.
4. Возможность утраты некоторых видов деятельности, которые в совокупности с основным видом, обеспечивали учреждению успех на потребительском рынке.
5. Достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг.
6. Аутсорсинговая компания как коммерческий субъект имеет риски разориться, что влечет для медицинского учреждения дополнительные моральные и материальные затраты.

Внедрение аутсорсинга

В процессе внедрения аутсорсинга муниципальные учреждения здравоохранения сталкиваются и с другими сложностями. В частности, с ограниченностью законодательной базы для их широкого использования.

Кроме того, чтобы вынести отдельные процессы на аутсорсинг, необходимо описать, проанализировать и классифицировать процессы, которые существуют в организации. Также следует выделить основные и вспомогательные процессы и определить, какие из них экономически целесообразно передать специализированным компаниям. Это, как правило, сделать достаточно затруднительно при отсутствии квалифицированных специалистов [1].

Применение аутсорсинга обеспечивает не только оптимизацию численности персонала, но и минимизацию финансовых рисков, возможность направлять большее количество ресурсов на решение основных задач учреждения здравоохранения:

– обеспечение потребностей населения квалифицированной медицинской помощью, осуществляемой с применением современных лечебно-диагностических методов;

– повышение качества и оперативности медицинского ухода и сервисного обслуживания больных.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:16