Организационный механизм управления инновационным развитием учреждения здравоохранения на современном этапе
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (58), Октябрь 2011
Цитировать:
Полянская С.В. Организационный механизм управления инновационным развитием учреждения здравоохранения на современном этапе // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 10. – С. 124-128.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985087
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены основы механизма управления инновационным развитием учреждения здравоохранения, предложены меры по улучшению существующего механизма.
Ключевые слова: инновации, управление, здравоохранение, развитие, координация, кадровый состав, научный потенциал организации
Вступление в постиндустриальную эпоху как для многих развитых стран мира, так и для России знаменуется активизацией инновационной деятельности хозяйствующих субъектов во всех сферах экономики, в том числе и в социальной сфере. Прежде всего, это касается сферы здравоохранения. Учреждения здравоохранения не только включаются в процесс инновационной деятельности, но и пытаются в значительной степени изменить стратегию и тактику таковой с упором на подбор и воспроизводство научно-медицинских кадров, на изучение и реализацию научного потенциала организации. Это становится важным в связи с анализом имеющихся инновационных ресурсов медицинской организации, прежде всего людских ресурсов, так как кадровый состав является важнейшим стратегическим ресурсом.
В сочетании методов залог успеха
В современной ситуации для здравоохранения крайне значима наряду с изобретением новых медицинских препаратов и разработкой современного оборудования продажа патентов на новые технологии и продукты, обеспечивающие оказание различных видов высокотехнологичной медицинской помощи населению.
В связи с этим управление инновационной деятельностью в медицинской организации должно основываться на сочетании стратегического и оперативно-тактического управления. Рост затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) обуславливает необходимость поиска дополнительных источников финансирования инновационной деятельности, новых форм продвижения инноваций на рынке медицинских услуг, ускорения их реализации, а следовательно, возникает необходимость в управленческих инновациях, способных обеспечить управление инновационным развитием учреждения здравоохранения в соответствии с вызовами времени [1].
Для активизации инновационной деятельности медицинского учреждения и повышения ее эффективности требуется создание соответствующего организационного механизма управления. Данный механизм служит для координации инноваций, которые осуществляются в различных структурных подразделениях медицинской организации по горизонтали. С одной стороны, это обусловлено тем, что создается возможность выделения приоритетов инновационной деятельности, их поэтапной реализации, а с другой – финансовые средства, выделяемые под конкретный инновационный проект, не размываются и не «распыляются» по отдельным подразделениям, а концентрируются для реализации поставленных поэтапных задач инновационной деятельности медицинского учреждения в целом.
В то же время такой подход позволяет привлекать к инновационной деятельности как коллективы структурных подразделений организации здравоохранения, так и отдельных ученых, новаторов.
Таким образом, создается уникальная возможность объединения всех участников инновационного процесса медицинской организации, выявления их творческого потенциала, взглядов, соприкосновения и сопричастности, что создает предпосылки для принятия нестандартных решений при внештатных ситуациях. При этом идеология горизонтального сотрудничества реализуется на основе интеграции медицинских, медико-технологических, экономических, социальных и управленческих инноваций в учреждении здравоохранения и выстраивании новых форм взаимодействия участников.
Координация научных медицинских кадров позволит встроить их в единую инновационную деятельность организации, которая планируется, прогнозируется с учетом возможностей реализации будущих инноваций в медицине и изменений в инновационной составляющей в каждой конкретной медицинской организации.
Кроме того, координация научно-медицинских кадров создает базу стратегических ресурсов для инновационного прорыва по ключевым направлениям осуществления эффективной научной и инновационной политики в медицинской организации, позволяет изучить долю инновационного спроса в совокупном спросе, выявить основные направления развития научного прогресса в области медицины.
Инновации требуют управления
Горизонтальное сотрудничество в области инновационной деятельности медицинской организации должно дополняться вертикальным сотрудничеством или координацией инновационной деятельности по вертикали. Инновационная вертикаль способствует формированию инновационного базового ядра в организации путем включения ученых и новаторовпрактиков из числа медицинских работников в единую инновационную вертикаль, обеспечивая таким образом ей инновационную поддержку.
Инновационная вертикаль медицинской организации позволяет налаживать сотрудничество с другими учреждениями здравоохранения для совместной работы над крупными инновационными проектами, с органами власти, с различного рода финансово-кредитными институтами и крупными инвестиционными фондами по вопросам комплексного финансирования приоритетных и востребованных инновационных проектов. Она создает инновационный имидж медицинской организации и способствует налаживанию контактов с медицинским сообществом в различных формах и с различными научно-исследовательскими структурами – медицинскими вузами, научно-исследовательскими институтами, ведущими исследования по соответствующей тематике в сфере здравоохранения и смежных областях.
Таким образом, в учреждениях здравоохранения организационный механизм обеспечивает управление инновационной деятельностью как организации в целом, так и инновационными проектами, разрабатываемыми в отдельных структурных подразделениях и на наноуровне, то есть на уровне отдельных изобретателей-новаторов в краткосрочной перспективе, и управление инновационным развитием организации в долгосрочном периоде с обеспечением информационной поддержки.
Организационный механизм управления инновационным развитием учреждения здравоохранения реализует управление посредством функций координации, организации, контроля, стратегического и оперативно-тактического планирования.
Субъектом управления инновационным развитем учреждения здравоохранения выступает совет по инновационному развитию при медицинском учреждении, состоящий из новаторов-ученых, изобретателей, руководителей научных отделов, заместителя руководителя медицинской организации по научной работе. Совет по инновационному развитию призван разрабатывать и реализовывать инновационную политику медицинского учреждения, осуществлять взаимодействие учреждения с другими организациями здравоохранения, органами власти различных уровней и агентами внешней среды; формировать инновационный имидж учреждения; оказывать информационную поддержку инновационной деятельности организации, осуществлять продвижение инновационных медицинских продуктов и технологий на рынок; разрабатывать инновационную стратегию организации.
Главной функцией совета по инновационному развитию является планирование, организация, координация и контроль инновационной деятельности и инновационного развития со стороны коллектива медицинского учреждения, отдельных научных медицинских работников, входящих в базовое инновационное «ядро» медицинской организации. Совет по инновационному развитию может осуществлять общественный контроль и оказывать содействие службе инновационного анализа, заниматься научным и методическим сопровождением инновационных процессов.
Выводы
Наличие организационного механизма управления инновационным развитием учреждения здравоохранения будет способствовать нейтрализации факторов, препятствующих их инновационному развитию (слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая степень экономического риска медицинских инноваций; отсталая научно-техническая база для проведения научных медицинских экспериментов; неразвитость координационных связей внутри медицинской организации; низкий спрос на отечественные инновационные разработки) [2].
Однако отечественные учреждения здравоохранения располагают высококвалифицированными кадрами, которые способны проводить фундаментальные и прикладные исследования в медицине и смежных с ней областях, понимать значение разработки и внедрения инноваций в медицине, руководить крупными инновационными проектами.
Таким образом, становится очевидным необходимость разработки организационного механизма управления инновационным развитием внутри каждой медицинской организации для реализации приоритетных задач развития отечественного здравоохранения, таких как оказание квалифицированной медицинской помощи, улучшение качества жизни населения и увеличение продолжительности жизни россиян.
Источники:
2. Захарова А.А. Сдерживающие факторы и проблемы инновационного развития [Текст] // Становление гражданского общества и развитие российской государственности: тенденции, проблемы, противоречия: сб. науч. трудов. – Саратов: ПАГС, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:39:16