Проблемы формирования системы устойчивого развития предпринимательских структур в условиях кризиса
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Галимов И.А. Проблемы формирования системы устойчивого развития предпринимательских структур в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 46-50.
Аннотация:
Статья посвящена проблемам государственного механизма поддержки и развития предпринимательских структур. Рассматривается республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан. В статье предложены меры, способствующие формированию системы устойчивого развития предпринимательских структур.
Ключевые слова: кредитование малого бизнеса, предпринимательские структуры, государственная поддержка, малый и средний бизнес, Республика Башкортостан, система устойчивого развития, республиканская программа
Правительства всех стран принимают беспрецедентные меры по борьбе с финансовым кризисом, определяя для себя при этом различные приоритеты. Большинство государств делают упор на помощи банковской системе, реальному сектору экономики и предпринимательским структурам, а также поддержке существующих социальных программ. В Америке, в европейских странах, в России для борьбы с кризисом мобилизованы общие средства, составляющие 10–15% объема валового внутреннего продукта [3].
В России вся государственная финансовая помощь была направлена только на поддержание фондовых и банковских рынков. Только спустя несколько месяцев после начала кризиса государство вспомнило, что именно предпринимательские структуры являются опорой экономики.
По сравнению с крупными предприятиями у малых и средних предпринимательских структур есть ряд преимуществ:
– повышенная мобильность – возможность быстро перестроить производство или остановить его на время без значительных потерь (если продукция перестала пользоваться спросом или ее стало дорого выпускать);
– небольшой коллектив работников;
– широкие возможности использования аутсорсинговых услуг;
– отсутствие на балансе объектов соцкультбыта и пр.
Поддержка предпринимательства в условиях кризиса
К концу весны 2008 года именно субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) являлись самым значимым для банков потребителем кредитных услуг. Малый и средний бизнес в России находится в прямой зависимости от кредитов. И теперь, в условиях кризиса, почти все проблемы в банковской сфере сразу же отзываются в предпринимательском звене экономики.
Очевидно, что банки в условиях кризиса являются ненадежным финансовым посредником между государством и предпринимательскими структурами. Государству не следует напрямую отдавать банкам деньги.
Проблему недоступности кредитов (отсутствие залоговых инструментов у предпринимательских структур, высокая процентная ставка) правительство может решать с помощью субсидий кредитных процентных ставок. Кроме того, существует инструмент предоставления государственных гарантий предпринимателям и компаниям.
Государство может помочь предпринимателям, прежде всего, вовлечением в систему государственного и муниципального заказа. Объективность такова, что подавляющая часть предпринимательских структур удалена от участия в закупках товаров и услуг государством.
В первую очередь, система оповещения о тендерах и конкурсах немедленно должна быть выстроена через единственный уполномоченный орган всероссийского регулирования государственного заказа. При этом необходимо поменять параметры победы в данных конкурсах. Сегодня залогом победы является наименьшая цена. При этом качество, последующий сервис или обслуживание, а также цена эксплуатации не берутся в расчет.
Как правило, большая часть некачественных товаров или услуг потребует в ближайшее время очередного конкурса. Кроме того, в системе проведения конкурсов совершенно не учитывается так называемый «гудвилл» – деловая репутация компании участника.
Следует с осторожностью относиться к такому явлению, как вмешательство органов власти в развитие предпринимательской активности. Несомненно, помощь от государства должна быть. Но невозможно только указами и распоряжениями заставить появиться новые предпринимательские субъекты или поддерживать существующие. Необходимо создавать условия для их появления и стабильного развития.
Башкирская программа
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации принимаются программы по поддержке СМСП. Недавно и в Башкортостане была принята программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 г. Ее реализация станет основной задачей предпринимательства республики на текущий год.
Предполагается, что из бюджета региона на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства будет выделено 500 млн рублей. Эта сумма почти в 10 раз превышает объем средств, выделенных на подобные цели в 2008 году (54,6 млн руб.) [5]. Кроме того, будут привлечены дополнительные средства из федерального бюджета на условиях софинансирования. В результате общая сумма средств, направленных на поддержку СМСП в Башкортостане, в 2009 г. превысит 1,5 млрд руб.
Финансовая поддержка СМСП будет осуществляться по следующим направлениям:
– субсидирование ранее понесенных затрат (субсидирование части процентной ставки, страховых взносов, лизинговых платежей и т.д.);
– финансирование проектов на начальной стадии становления бизнеса (не более одной субсидии до 400 тыс. руб.);
– микрофинансирование (размер займа не превышает 600 тыс. руб., а срок займа – 12 месяцев);
– предоставление займов на приобретение основных средств (размер займа не превышает 3 млн руб., а срок займа – до 36 месяцев);
– предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда (объем ответственности не может превышать 70% от объема обязательств предприятия перед финансовой организацией) [4].
Предпринимательские способности – это дар
Данная программа положительно отличается от подобных документов, принятых в предыдущие годы, и не только объемами финансирования. Предлагаемые меры опробованы мировой антикризисной практикой, а следовательно, имеют шансы на успешную реализацию. Однако, по нашему мнению, в документе есть и определенные недостатки, которые могут значительно снизить экономический эффект от реализации программы.
Программа пытается объединить в себе финансовую помощь существующим предпринимателям и попытку частично решить проблему безработицы за счет создания новых предпринимательских структур.
То есть предполагается помощь тем гражданам, которые впервые решили стать предпринимателями. Это яркое доказательство того, что чиновники просто не осознают, что предпринимательские способности – это дар, это талант, который дается не каждому. А если этот талант и есть, то его нужно развивать.
Чтобы стать профессиональным музыкантом, нужен, по крайней мере, музыкальный слух. Чтобы стать профессиональным спортсменом, нужны достижения в спорте. Не каждый из нас может стать космонавтом. Если гражданин решит завтра пойти работать, например, хирургом, его не примут без соответствующего образования. Но почему бытует такое мнение, что абсолютно каждый без соответствующего образования и без мало-мальских способностей может стать предпринимателем?
Государственные средства на развитие бизнеса — после… психологического теста
Предположим, что гражданин зарегистрировался предпринимателем, получил денежные средства от государства. Что происходит дальше? Он сталкивается с жестокими законами рыночной конкуренции. На рынке уже есть предприятия, которые завоевали свою нишу, имеют устоявшиеся деловые связи, обладают определенным имуществом.
Если уж гражданин в благополучные времена не решился стать предпринимателем, то каковы его шансы стать успешным и раскрутить бизнес во времена кризисные? Шансы почти нулевые. Новоявленный предприниматель разорится, а деньги будут потрачены впустую.
Поэтому граждане, принявшие решение заняться бизнесом, должны в первую очередь пройти элементарное психологическое тестирование на предмет выявления предпринимательских наклонностей. Это будет своего рода профориентацией. Затем в обязательном порядке, при отсутствии экономического образования, необходимо пройти краткосрочные образовательные курсы.
Для закрепления полученных знаний нет необходимости создавать специальные бизнес-инкубаторы. Достаточно предложить проведение практической части обучения профильным компаниям из соответствующих отраслей. Основной принцип – платность услуги.
Опять-таки, расчет за услуги по предоставлению практики предприятиям может быть сделан государством напрямую или предпринимателями из государственных грантов. Только после этого гражданину, прошедшему соответствующую подготовку, можно выделять государственную помощь. Можно с уверенностью сказать, что в этом случае сумма затрат на практику новых предпринимателей окажется значительно ниже.
Таким образом, формирование системы устойчивого развития предпринимательских структур в условиях кризиса требует тщательного, но оперативного комплекса антикризисных мер. При этом необходимо соблюдать паритет интересов всех субъектов предпринимательства и государства.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:16:33