Социальный аудит: проблемы и возможные пути решения

Осипова Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Осипова Т.В. Социальный аудит: проблемы и возможные пути решения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 23-28.

Аннотация:
В статье приводятся различные трактовки понятия «социальный аудит», а также наиболее распространённые в мире социальные стандарты. Отмечаются основные проблемы в области внедрения и применения социального аудита. Предлагаются способы преодоления трудностей, возникающих на пути становления социального аудита в России.

Ключевые слова: социальная ответственность, социальный аудит, социальные стандарты, модель социального аудита, показатели социальной ответственности



Впервые словосочетание «социальный аудит» было использовано в 40-х годах XX века. Общепризнанного понятия «социальный аудит» как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе не выработано. Под социальным аудитом понимается:

– оценка соответствия фактического состояния дел в социальной сфере предприятия обязательным стандартам, установленным государством (обязательный социальный аудит);

– оценка соответствия положения дел в социальной сфере предприятия социальным стандартам, установленным самим предприятием, которые, соответственно, не могут быть ниже государственных (добровольный или инициативный социальный аудит);

– выявление причин возможных несоответствий состояния социальной сферы предприятия стандартам, а также определение важности и срочности решения социально-экономических проблем предприятия;

– выработка предложений по приведению состояния и условий социальной среды предприятия в соответствие с государственными минимальными социальными стандартами, которые не могут быть ниже общепризнанных международных, а также с социальными стандартами аудируемого предприятия [1];

– разработка предложений по профилактике социальной напряженности (конфликтов) на предприятии, совершенствованию управления персоналом, повышению качества трудовой жизни, улучшению социальных условий на производстве, соблюдению социальных норм и т.п. [1];

– определение основных направлений социальной стратегии предприятия (стратегический социальный аудит) с целью повышения социальной эффективности работы всех структурных подразделений (социальный аудит эффективности или аудит управления) [1];

– социальный аудит подразумевает осуществление постоянного мониторинга социальной сферы предприятия и выявления возможных «зон» социальных рисков, как внутри предприятия, так и вне его [2].

Цель социального аудита: оценка социального климата в компании

Под социальным аудитом автором понимается проверка, которая заключается в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования социальной жизни предприятия:

– в обязательном порядке – на соответствие основных показателей социальной жизни организации минимальным государственным социальным стандартам и общепризнанным международным социальным требованиям;

– в добровольном порядке – на условиях, установленных законодательством и/или внутренними нормативными актами аудируемого предприятия.

Социальный аудит как метод обследования социоэкономических отношений представляет собой весьма сложную процедуру. Он должен дать оценку социального климата на разных уровнях и проанализировать не только экономические, финансовые и др. материальные факторы, но и соответствие текущего положения дел неэкономическим стандартам воспроизводства человеческих ресурсов [3].

В условиях глобализации происходит процесс формирования национальных моделей, обусловленный различной степенью развития рыночных отношений, а также историческими, национальными особенностями и др. факторами.

Англосаксонская модель социального менеджмента характеризуется экономическим рационализмом, поощрением личной инициативы, законопослушанием, гражданским аскетизмом и т.п. [4].

В немецкой модели менеджмента также можно найти самобытные черты: общепризнанные немецкая педантичность и дисциплинированность, точность в использовании рабочего времени и т.п.

В японском менеджменте широко и весьма эффективно используются исторические традиции конфуцианства: уважение к труду, старшим по возрасту, по положению в иерархической лестнице, коллективная ответственность, достижение согласия путем переговоров и компромиссов [5].

Стандарты, разработанные неправительственными организациями

Очевидно, что формирующаяся на основе международного опыта российская модель социального аудита не может быть копией зарубежных моделей и должна иметь свои отличительные черты. В настоящее время существует ряд стандартов, разработанных неправительственными организациями, которые находят большое распространение в мире, в том числе:

– руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI). В отчетах GRI три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика;

– стандарт AA 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компании с этических позиций и представляющий собой набор критериев, на основе которых может быть проведён аудит деятельности предприятия в социальной сфере;

– стандарт SA 8000, основные вопросы которого: детский труд, здоровье и безопасность, свобода объединений и право на коллективный договор, дискриминация на рабочем месте, дисциплина, рабочее время, компенсация, система менеджмента;

– стандарт ISO 14001, являющийся одним из наиболее широко применяемых стандартов в области охраны окружающей среды.

Социальный аудит – предмет острых дискуссий. Концепции социальной ответственности и социального аудита подвергаются жёсткой и порой весьма справедливой критике. Как писал нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман: «Есть только одна ответственность бизнеса – использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивает прибыль, до тех пор, пока эти занятия находятся в рамках правил игры» [7].

Критики социального аудита в России также считают, что главная забота бизнеса – прибыль, главная социальная роль бизнеса – уплата налогов, создание рабочих мест, производство товаров и услуг хорошего качества. Эффективному внедрению социального аудита препятствует отсутствие нормативно-правовой основы его создания и функционирования. Кроме того, отсутствуют чёткие стандарты социальной отчётности, не определены субъекты и объекты отношений в сфере аудита и их компетенция.

Параметры социальной ответственности национального бизнеса

Должна ли социальная ответственность являться добровольной или обязательной? Позиция бизнес-сообщества состоит в том, что она должна быть исключительно добровольной.

Несмотря на ряд выявленных проблем, и неоднозначную оценку социального аудита в различных кругах, социальный аудит справедливо относится к числу эффективных инновационных методов анализа управленческой деятельностью организации, поскольку в социальном аудите заключена возможность проверки, контроля, верификации социальных отношении на предприятиях с целью социальной ответственности предприятий перед обществом и государством.

Представляется, что при внедрении социального аудита государство должно взять в свои руки инициативу по определению параметров социальной ответственности национального бизнеса и формированию механизмов продвижения лучшего опыта в этой области. Конкретными решениями обозначенных проблем социального аудита могут стать:

– ведение диалога в заинтересованных кругах с целью достижения согласия по основным вопросам социального аудита;

– принятие закона о социальном аудите;

– разработка системы оценочных показателей социальной ответственности организаций;

– разработка комплексной системы социальных стандартов, которая не противоречила бы международным нормам и отражала специфику отечественных социоэкономических отношений [3];

– разработка в рамках системы социального партнёрства организационной структуры социального аудита на федеральном и региональном уровнях;

– повышение роли профсоюзов; внесение в систему профессионального образования специальности «социальный аудитор»;

– подготовка квалифицированных социальных аудиторов.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:57