Social audit: problems and possible solutions
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-1 / June, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
This article describes the different interpretations of the concept of «social audit», and social standards most common in the world. The major problems in the introduction and application of social audit are marked out. There are ways to overcome difficulties in the way of a social audit in Russia.
Keywords: social audit, social responsibility, social standards, model of social audit, indicators of social responsibility
Впервые словосочетание «социальный аудит» было использовано в 40-х годах XX века. Общепризнанного понятия «социальный аудит» как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе не выработано. Под социальным аудитом понимается:
– оценка соответствия фактического состояния дел в социальной сфере предприятия обязательным стандартам, установленным государством (обязательный социальный аудит);
– оценка соответствия положения дел в социальной сфере предприятия социальным стандартам, установленным самим предприятием, которые, соответственно, не могут быть ниже государственных (добровольный или инициативный социальный аудит);
– выявление причин возможных несоответствий состояния социальной сферы предприятия стандартам, а также определение важности и срочности решения социально-экономических проблем предприятия;
– выработка предложений по приведению состояния и условий социальной среды предприятия в соответствие с государственными минимальными социальными стандартами, которые не могут быть ниже общепризнанных международных, а также с социальными стандартами аудируемого предприятия [1];
– разработка предложений по профилактике социальной напряженности (конфликтов) на предприятии, совершенствованию управления персоналом, повышению качества трудовой жизни, улучшению социальных условий на производстве, соблюдению социальных норм и т.п. [1];
– определение основных направлений социальной стратегии предприятия (стратегический социальный аудит) с целью повышения социальной эффективности работы всех структурных подразделений (социальный аудит эффективности или аудит управления) [1];
– социальный аудит подразумевает осуществление постоянного мониторинга социальной сферы предприятия и выявления возможных «зон» социальных рисков, как внутри предприятия, так и вне его [2].
Цель социального аудита: оценка социального климата в компании
Под социальным аудитом автором понимается проверка, которая заключается в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования социальной жизни предприятия:
– в обязательном порядке – на соответствие основных показателей социальной жизни организации минимальным государственным социальным стандартам и общепризнанным международным социальным требованиям;
– в добровольном порядке – на условиях, установленных законодательством и/или внутренними нормативными актами аудируемого предприятия.
Социальный аудит как метод обследования социоэкономических отношений представляет собой весьма сложную процедуру. Он должен дать оценку социального климата на разных уровнях и проанализировать не только экономические, финансовые и др. материальные факторы, но и соответствие текущего положения дел неэкономическим стандартам воспроизводства человеческих ресурсов [3].
В условиях глобализации происходит процесс формирования национальных моделей, обусловленный различной степенью развития рыночных отношений, а также историческими, национальными особенностями и др. факторами.
Англосаксонская модель социального менеджмента характеризуется экономическим рационализмом, поощрением личной инициативы, законопослушанием, гражданским аскетизмом и т.п. [4].
В немецкой модели менеджмента также можно найти самобытные черты: общепризнанные немецкая педантичность и дисциплинированность, точность в использовании рабочего времени и т.п.
В японском менеджменте широко и весьма эффективно используются исторические традиции конфуцианства: уважение к труду, старшим по возрасту, по положению в иерархической лестнице, коллективная ответственность, достижение согласия путем переговоров и компромиссов [5].
Стандарты, разработанные неправительственными организациями
Очевидно, что формирующаяся на основе международного опыта российская модель социального аудита не может быть копией зарубежных моделей и должна иметь свои отличительные черты. В настоящее время существует ряд стандартов, разработанных неправительственными организациями, которые находят большое распространение в мире, в том числе:
– руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI). В отчетах GRI три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика;
– стандарт AA 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компании с этических позиций и представляющий собой набор критериев, на основе которых может быть проведён аудит деятельности предприятия в социальной сфере;
– стандарт SA 8000, основные вопросы которого: детский труд, здоровье и безопасность, свобода объединений и право на коллективный договор, дискриминация на рабочем месте, дисциплина, рабочее время, компенсация, система менеджмента;
– стандарт ISO 14001, являющийся одним из наиболее широко применяемых стандартов в области охраны окружающей среды.
Социальный аудит – предмет острых дискуссий. Концепции социальной ответственности и социального аудита подвергаются жёсткой и порой весьма справедливой критике. Как писал нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман: «Есть только одна ответственность бизнеса – использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивает прибыль, до тех пор, пока эти занятия находятся в рамках правил игры» [7].
Критики социального аудита в России также считают, что главная забота бизнеса – прибыль, главная социальная роль бизнеса – уплата налогов, создание рабочих мест, производство товаров и услуг хорошего качества. Эффективному внедрению социального аудита препятствует отсутствие нормативно-правовой основы его создания и функционирования. Кроме того, отсутствуют чёткие стандарты социальной отчётности, не определены субъекты и объекты отношений в сфере аудита и их компетенция.
Параметры социальной ответственности национального бизнеса
Должна ли социальная ответственность являться добровольной или обязательной? Позиция бизнес-сообщества состоит в том, что она должна быть исключительно добровольной.
Несмотря на ряд выявленных проблем, и неоднозначную оценку социального аудита в различных кругах, социальный аудит справедливо относится к числу эффективных инновационных методов анализа управленческой деятельностью организации, поскольку в социальном аудите заключена возможность проверки, контроля, верификации социальных отношении на предприятиях с целью социальной ответственности предприятий перед обществом и государством.
Представляется, что при внедрении социального аудита государство должно взять в свои руки инициативу по определению параметров социальной ответственности национального бизнеса и формированию механизмов продвижения лучшего опыта в этой области. Конкретными решениями обозначенных проблем социального аудита могут стать:
– ведение диалога в заинтересованных кругах с целью достижения согласия по основным вопросам социального аудита;
– принятие закона о социальном аудите;
– разработка системы оценочных показателей социальной ответственности организаций;
– разработка комплексной системы социальных стандартов, которая не противоречила бы международным нормам и отражала специфику отечественных социоэкономических отношений [3];
– разработка в рамках системы социального партнёрства организационной структуры социального аудита на федеральном и региональном уровнях;
– повышение роли профсоюзов; внесение в систему профессионального образования специальности «социальный аудитор»;
– подготовка квалифицированных социальных аудиторов.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 15:14:59