Стратегические проблемы в отечественной ломопереработке

Удальцова Н.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Удальцова Н.Л. Стратегические проблемы в отечественной ломопереработке // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 80-85.

Аннотация:
В статье идет речь о роли металлоперерабатывающей отрасли в современных условиях, уровне технической и технологической оснащенности переработки лома и отходов черных металлов в России и за рубежом. Определены ключевые проблемы развития металлургического комплекса, предложен ряд мероприятий по совершенствованию отечественной системы ломопереработки.

Ключевые слова: высокотехнологичное оборудование, черная металлургия, металлургия, техническая оснащенность, переработка лома и отходов металлов, ломоперерабатывающая подотрасль, электросталеплавильное производство, стратегические проблемы



Лом черных металлов во всех странах мира рассматривается как стратегическое сырье, позволяющее снизить зависимость национальной металлургии от рудного сырья. При этом сокращаются расходы топливно-энергетических ресурсов и решаются экологические задачи при производстве черных металлов.

Рециркуляция вторичных металлов (многократное возвращение их в производство) дает около 40% сырья для металлургической промышленности, экономит от 60% до 95% энергии по сравнению с получением металла из руды.

Сегодня в России около 40% стали производится из соответствующих видов лома и отходов. В основных промышленно развитых странах (США, Япония, Германия и др.) доля производимой из лома металлопродукции существенно выше.

Значительные запасы металлолома в стране и проблемы с его переработкой

Запасов металлолома в нашей стране достаточно, чтобы обеспечить растущее электросталеплавильное производство, при этом даже сохранив достаточный объем экспорта. Другое дело, что ломоперерабатывающая подотрасль долгое время была «падчерицей» в глазах людей, которые определяли промышленную политику страны.

Ломозаготовители в последние годы столкнулись с проблемой собираемого лома. Качество амортизационного лома имеет четкую тенденцию к ухудшению. Возрастает, с одной стороны, доля сложного, трудного для сбора лома, с другой – растет объем легковесного лома, содержащего примеси цветных металлов. А отечественные ломоперерабатывающие предприятия оснащены устаревшим оборудованием, не способным выполнить требования потребителя по качеству подготовки вторичных металлов к плавке.

Если раньше структура российского сталеплавильного передела, где основную долю занимали мартены, не нуждалась в существенной переработке металлолома, то сейчас положение с требованиями по качеству подготовки лома меняются.

Электросталеплавильщики, уменьшая энергетические затраты на тонну выпускаемой стали, стремятся работать с качественным ломом, который обеспечивает минимальную поломку электродов, наилучшие технологические режимы. То есть требования металлургов к поставляемому лому возросли значительно, что заставляет изменить работу ломоперерабатывающей подотрасли, повысить ее технологический и технический уровень.

России требуется высокотехнологичное ломоперерабатывающее оборудование

Только в последние годы в подотрасли произошли определенные подвижки в оснащении современными технологиями, техникой. Но, к сожалению, это произошло не благодаря общей промышленной политике, а только в связи с экспортом металлолома. Экспорт заставил российских металлургов закупать лом по ценам, близким к мировым, что, в конечном счете, дало возможность ломопереработчикам покупать современную технику. Но, несмотря на определенные подвижки, подотрасль продолжает отставать от достижений металлургии.

Качество лома, поступающего на электросталеплавильные заводы, не удовлетворяет металлургов, заставляет их создавать мощности по доводке лома до нужного состояния. Тенденция, появившаяся в последнее время, – приобретение вторметов металлургическими предприятиями – весьма сомнительная и, вероятно вынужденная мера. Опыт работы промышленно развитых стран показывает, что ломоперерабатывающий бизнес практически везде остается независимым.

Оснащение техническое и технологическое наших предприятий оставляет желать лучшего. Плюс к этому стоимость современного ломоперерабатывающего оборудования вызывает сомнения в возможности приобретения его средними и небольшими ломоперерабатывающими фирмами.

Диаграмма ниже (см. рис.) показывает оснащенность высокотехнологичным оборудованием для переработки лома и отходов черных металлов в развитых странах и в России (на примере шредерной установки).

Рис. Оснащенность шредерными установками ломоперерабатывающих предприятий (1 шредер / 10 млн чел.)

Европа: «управление отходами», Россия — «обращение с отходами»

На протяжении последних 10 лет количество участников рынка лома в стране растет. Тем не менее, по сравнению с другими отраслями, на этом рынке слишком много игроков, поэтому он перенасыщен. При этом рентабельность и техническая оснащенность очень многих предприятий весьма низкая.

Система ломозаготовки в России отличается от системы, принятой в европейских государствах. Если в Европе рынок ломозаготовки является самостоятельным, то в России большинство металлургических предприятий создали свои ломоперерабатывающие сети, частично обеспечивающие заготовку лома для собственного потребления. Параллельно с ними активно работают и независимые ломозаготовители.

Приобретая небольшие предприятия, металлурги начинают вкладывать определенные средства в обновление технического парка этих площадок. Учитывая высокую рентабельность металлургического производства и относительно низкую стоимость ломоперерабатывающего оборудования (по сравнению с металлургическим), это не представляет особых проблем для меткомбинатов. Даже относительно низкая рентабельность приобретенных ломоперерабатывающих предприятий на данном этапе не особенно беспокоит металлургов. На их взгляд, они решают самую главную задачу – обеспечение сырьевой независимости и безопасности. Вопрос достаточно спорный и требует серьезного экономического исследования.

Несовершенное законодательство – одна из главных причин сложившейся негативной ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе и на рынке лома черных металлов. Нормативная база по своему количеству огромна, но качества нет. В законодательстве ничего не сказано о ломе как о стратегическом сырье и металлофонде.

Если европейские страны идут по пути «управления отходами», то в России в 2002 году лишь был утвержден федеральный классификатор отходов. В нормативной документации используется лишь термин «обращение с отходами» как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию и обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов [1]. Результаты, достигнутые в этой области в европейских странах, для России пока остаются недостижимыми.

Адекватная политика

Проблемы стратегического характера определяют необходимость развития черной металлургии не столько как металлопроизводящей отрасли, сколько как технологического металлоперерабатывающего комплекса, предлагающего потребляющим отраслям широкий спектр изделий.

В условиях, когда технологические возможности снижения ресурсоемкости в рамках отдельных производств ограничены, ведущую роль должны играть структурные факторы. Это, прежде всего, оптимизация системы ресурсообеспечения предприятий за счет увеличения доли вторичной металлургии, восстановления производства металлопродукции повышенной технологической готовности, совершенствования структуры сортамента выпускаемых конструкционных материалов [2].

На данный момент необходима адекватная политика, соответствующая состоянию экономики страны и возможностям металлургического комплекса. Эта политика, затрагивая металлургическую промышленность, напрямую затронет ломоперерабатывающую подотрасль. В этих целях следует осуществлять следующие меры.

1. Продолжить структурные изменения, приведя производственные мощности в соответствии с потребностями внутреннего рынка и экономически целесообразного экспорта. Закрытие избыточных мощностей должно осуществляться в рамках соответствующей государственной программы с акцентом на регионы и обязательно сопровождаться механизмом, стимулирующим такие действия.

2. Изменить условия инвестиционной политики, устранив ограничения фискального характера в том, что касается переоценки основных фондов, амортизационной политики, льготного налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции, таможенных льгот при импорте уникального оборудования [3].

3. Обеспечить финансирование трудоустройства, переобучения и досрочного выхода на пенсию высвобождаемого в результате модернизации персонала металлургических компаний.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:33