National Banks as the Source of Innovation Financing
Download PDF | Downloads: 23 | Citations: 12
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 / June, 2013
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=19134935
Cited: 12 by 07.12.2023
Abstract:
The article touches upon the problems of innovations implementation in the national economy. The Authors analyzes the corresponding foreign experience, on the basis of which the point of view that national banks can serve as an instrument of innovative projects financing, is proposed and theoretically substantiated.
Keywords: innovation, investments, venture capital, financing, bank management, crediting, bank
Одной из причин сдерживания широкого внедрения инноваций в нашей стране является не только отсутствие эффективной системы финансирования соответствующих проектов, но и наличия существенных источников такого финансирования.
Выгодный заем
При рассмотрении возможностей инвестиционнофинансового обеспечения инновационного развития в России в качестве альтернативы государственной финансовой поддержки инновационных проектов могут быть представлены средства коммерческих банков. Для достижения этой цели необходимо разработать меры по повышению заинтересованности последних в кредитовании инноваций.
По мнению авторов, необходимо формирование долгосрочной инвестиционной стратегии обеспечения инновационных процессов и национальной системы финансирования инноваций в соответствии со структурными и институциональными особенностями экономики России с использованием зарубежного опыта.
В развитых странах значительное место в качестве источников венчурного капитала занимают банки, которые активно осуществляют инвестиции в высокорисковые проекты. По мнению авторов, применение данной практики отечественными банками позволило бы повысить свою прибыльность как за счет участия в высокодоходных проектах, так и за счет перехода от консервативной продуктовой линейки к оказанию инновационных услуг, что в свою очередь как нельзя лучше отразится на показателях конкурентоспособности в условиях вхождения России в ВТО.
На самом деле роль банков в развитии инноваций сводится не только к кредитованию инновационных компаний. Существуют и другие, возможно, более действенные механизмы влияния банков на развитие инноваций. Например, многие страны, в том числе Россия, стремятся развивать рынок венчурного капитала. И поскольку банки являются доминирующими финансовыми учреждениями в большинстве стран, возникает естественное желание полагаться именно на них для выполнения этой задачи [1].
Один из положительных примеров участия банков в инновационных проектах демонстрирует китайская модель финансирования. Власти Китая поддерживают малые и средние инновационные компании не только в рамках инновационных госпрограмм. Банки с государственным участием, в том числе Промышленно-торговый банк Китая, Шанхайский банк развития «Пудун» и Банк развития Китая, предоставляют инноваторам кредиты и займы под льготные проценты. Помимо прямой финансовой поддержки технологических компаний эффективным рычагом стимулирования роста оказывается также предоставление гарантий и обеспечение обязательств по выданным кредитам. Согласно данным Национальной комиссии по развитию и реформированию, уже к середине 2003 года количество финансовых институтов, предоставляющих гарантии по кредитам для малых и средних предприятий, достигло в Китае 966, а их совокупный капитал превысил 28,65 млрд юаней. Эти институты обеспечили финансовые гарантии более чем по 100 тыс. выданных кредитов на общую сумму 117,9 млрд. юаней. Но главное – ежегодно количество организаций, оказывающих подобную поддержку (поручительства и гарантии по кредитам) малым и средним инновационным компаниям Китая, возрастает в среднем на 25% [2].
И семена взойдут
В качестве аргументов в пользу переноса иностранного опыта на российскую почву можно привести следующие:
• кредитно-финансовые организации России могут стать лидирующими агентами по финансированию инноваций при наличии соответствующих ресурсов. Причем в отличие от негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, имеющих право инвестировать лишь определенную часть своих средств, у коммерческих банков отсутствуют подобные ограничения, что предоставляет им наибольшие возможности по поддержанию инноваций. В этой связи необходимо разработать эффективные механизмы поощрения кредитно-финансовых организаций за поддержку инноваций (налоговое стимулирование, льготное кредитование Банком России конкретных инновационных проектов) или разделения кредитно-финансовыми институтами рисков инновационных проектов с государством;
• применительно к российской экономике наиболее адекватными представляются кластерная система финансирования и кредитования инноваций с учетом особенностей российской национальной экономики и ее инновационного развития в средне- и долгосрочной перспективе.
Таким образом, рассматривая проблемы формирования инновационной экономики, можно отметить, что развитию инноваций в России препятствует дефицит финансовых ресурсов. Следовательно, возникает необходимость более активного использования банковских ресурсов для долгосрочного кредитования экономики. Последнее требует создания эффективной системы регулирования банковских рисков, возникающих при кредитовании инвестиционных проектов.
С учетом особенностей инвестиционной деятельности целесообразно выделить следующие принципы, на которых должно базироваться регулирование банковских рисков: непрерывность, дифференцированность, комплексность, гибкость, ориентация на нетрадиционные для отечественной банковской системы методы.
Повышению эффективности регулирования рисков, по мнению авторов, могло бы способствовать развитие рефинансирования коммерческих банков по двум направлениям:
• увеличение сроков целевого кредитования Банком России коммерческих банков для осуществления инвестиционных проектов до 10 лет (как показывает практика, срок кредитования банками отечественного бизнеса, как правило, не превышает 5 лет); подобные кредиты могли бы предоставляться банкам под залог будущих требований по проектным и инвестиционным кредитам, имеющим государственное значение;
• создание полноценного механизма синдицирования, венчурного кредитования и секьюритизации инвестиционных кредитов;
• распространение государственных гарантий на инвестиции в венчурные проекты, позволяющие банкам относить затраты на эти проекты к первой группе риска, а также частично или полностью гарантировать беззалоговые кредиты.
Необходимо отметить, что развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения в практику банков финансовых инноваций [3], которые в силу ряда институциональных проблем, а так же несовершенства законодательной базы еще не получили распространения. В этой связи особое внимание необходимо уделить секьюритизации активов, а также структурированным финансовым продуктам банков, которые позволили бы удовлетворить специфические потребности клиентов за счет сочетания традиционных (депозиты, облигации, векселя) и производных (свопы, форварды, кредитные деривативы, опционы) финансовых инструментов.
Вывод
В сложившейся ситуации для эффективного внедрения инноваций вышеизложенные меры не могут и не должны протекать как хаотический процесс, что требует особого внимания со стороны государства.
Объявленные правительством РФ меры по поддержке реального сектора экономики, в том числе государственные гарантии по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели, призваны значительно снизить риски банков. Вместе с тем банки должны повысить свою экономическую эффективность и рационально использовать государственную поддержку. Данная задача может быть решена путем более квалифицированного структурирования сделок, позволяющего снижать кредитные риски.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:47:01