Отечественные банки как источник финансирования инноваций
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (78), Июнь 2013
Цитировать:
Акинина В.П., Абасов Р.Г. Отечественные банки как источник финансирования инноваций // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – С. 34-38.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134935
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Затронуты проблемы внедрения инноваций в отечественную экономику. Авторами проанализирован соответствующий зарубежный опыт, на основе которого предложена и аргументирована точка зрения, что отечественные банки могут служить рычагом финансирования инновационных проектов.
Ключевые слова: финансирование, инвестиции, кредитование, венчурный капитал, банковский менеджмент, банк, инновация
Одной из причин сдерживания широкого внедрения инноваций в нашей стране является не только отсутствие эффективной системы финансирования соответствующих проектов, но и наличия существенных источников такого финансирования.
Выгодный заем
При рассмотрении возможностей инвестиционнофинансового обеспечения инновационного развития в России в качестве альтернативы государственной финансовой поддержки инновационных проектов могут быть представлены средства коммерческих банков. Для достижения этой цели необходимо разработать меры по повышению заинтересованности последних в кредитовании инноваций.
По мнению авторов, необходимо формирование долгосрочной инвестиционной стратегии обеспечения инновационных процессов и национальной системы финансирования инноваций в соответствии со структурными и институциональными особенностями экономики России с использованием зарубежного опыта.
В развитых странах значительное место в качестве источников венчурного капитала занимают банки, которые активно осуществляют инвестиции в высокорисковые проекты. По мнению авторов, применение данной практики отечественными банками позволило бы повысить свою прибыльность как за счет участия в высокодоходных проектах, так и за счет перехода от консервативной продуктовой линейки к оказанию инновационных услуг, что в свою очередь как нельзя лучше отразится на показателях конкурентоспособности в условиях вхождения России в ВТО.
На самом деле роль банков в развитии инноваций сводится не только к кредитованию инновационных компаний. Существуют и другие, возможно, более действенные механизмы влияния банков на развитие инноваций. Например, многие страны, в том числе Россия, стремятся развивать рынок венчурного капитала. И поскольку банки являются доминирующими финансовыми учреждениями в большинстве стран, возникает естественное желание полагаться именно на них для выполнения этой задачи [1].
Один из положительных примеров участия банков в инновационных проектах демонстрирует китайская модель финансирования. Власти Китая поддерживают малые и средние инновационные компании не только в рамках инновационных госпрограмм. Банки с государственным участием, в том числе Промышленно-торговый банк Китая, Шанхайский банк развития «Пудун» и Банк развития Китая, предоставляют инноваторам кредиты и займы под льготные проценты. Помимо прямой финансовой поддержки технологических компаний эффективным рычагом стимулирования роста оказывается также предоставление гарантий и обеспечение обязательств по выданным кредитам. Согласно данным Национальной комиссии по развитию и реформированию, уже к середине 2003 года количество финансовых институтов, предоставляющих гарантии по кредитам для малых и средних предприятий, достигло в Китае 966, а их совокупный капитал превысил 28,65 млрд юаней. Эти институты обеспечили финансовые гарантии более чем по 100 тыс. выданных кредитов на общую сумму 117,9 млрд. юаней. Но главное – ежегодно количество организаций, оказывающих подобную поддержку (поручительства и гарантии по кредитам) малым и средним инновационным компаниям Китая, возрастает в среднем на 25% [2].
И семена взойдут
В качестве аргументов в пользу переноса иностранного опыта на российскую почву можно привести следующие:
• кредитно-финансовые организации России могут стать лидирующими агентами по финансированию инноваций при наличии соответствующих ресурсов. Причем в отличие от негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, имеющих право инвестировать лишь определенную часть своих средств, у коммерческих банков отсутствуют подобные ограничения, что предоставляет им наибольшие возможности по поддержанию инноваций. В этой связи необходимо разработать эффективные механизмы поощрения кредитно-финансовых организаций за поддержку инноваций (налоговое стимулирование, льготное кредитование Банком России конкретных инновационных проектов) или разделения кредитно-финансовыми институтами рисков инновационных проектов с государством;
• применительно к российской экономике наиболее адекватными представляются кластерная система финансирования и кредитования инноваций с учетом особенностей российской национальной экономики и ее инновационного развития в средне- и долгосрочной перспективе.
Таким образом, рассматривая проблемы формирования инновационной экономики, можно отметить, что развитию инноваций в России препятствует дефицит финансовых ресурсов. Следовательно, возникает необходимость более активного использования банковских ресурсов для долгосрочного кредитования экономики. Последнее требует создания эффективной системы регулирования банковских рисков, возникающих при кредитовании инвестиционных проектов.
С учетом особенностей инвестиционной деятельности целесообразно выделить следующие принципы, на которых должно базироваться регулирование банковских рисков: непрерывность, дифференцированность, комплексность, гибкость, ориентация на нетрадиционные для отечественной банковской системы методы.
Повышению эффективности регулирования рисков, по мнению авторов, могло бы способствовать развитие рефинансирования коммерческих банков по двум направлениям:
• увеличение сроков целевого кредитования Банком России коммерческих банков для осуществления инвестиционных проектов до 10 лет (как показывает практика, срок кредитования банками отечественного бизнеса, как правило, не превышает 5 лет); подобные кредиты могли бы предоставляться банкам под залог будущих требований по проектным и инвестиционным кредитам, имеющим государственное значение;
• создание полноценного механизма синдицирования, венчурного кредитования и секьюритизации инвестиционных кредитов;
• распространение государственных гарантий на инвестиции в венчурные проекты, позволяющие банкам относить затраты на эти проекты к первой группе риска, а также частично или полностью гарантировать беззалоговые кредиты.
Необходимо отметить, что развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения в практику банков финансовых инноваций [3], которые в силу ряда институциональных проблем, а так же несовершенства законодательной базы еще не получили распространения. В этой связи особое внимание необходимо уделить секьюритизации активов, а также структурированным финансовым продуктам банков, которые позволили бы удовлетворить специфические потребности клиентов за счет сочетания традиционных (депозиты, облигации, векселя) и производных (свопы, форварды, кредитные деривативы, опционы) финансовых инструментов.
Вывод
В сложившейся ситуации для эффективного внедрения инноваций вышеизложенные меры не могут и не должны протекать как хаотический процесс, что требует особого внимания со стороны государства.
Объявленные правительством РФ меры по поддержке реального сектора экономики, в том числе государственные гарантии по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели, призваны значительно снизить риски банков. Вместе с тем банки должны повысить свою экономическую эффективность и рационально использовать государственную поддержку. Данная задача может быть решена путем более квалифицированного структурирования сделок, позволяющего снижать кредитные риски.
Источники:
2. Героева А. Business Guide (Венчурная отрасль). Приложение, №19 (74), 28.04.2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/1623306/print.
3. Мельников О.Н., Краевский И.С. Результаты внедрения информационных технологий на стратегическом и тактическом уровнях // Креативная экономика. – 2011. – № 6 (54). – c. 115-120. – http://www.creativeconomy.ru/articles/4022/
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:31:27