Социальная ответственность бизнеса как фактор развития системы отечественного образования
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (94), Октябрь 2014
Цитировать:
Шацкая И.В. Социальная ответственность бизнеса как фактор развития системы отечественного образования // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 83-91.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22505066
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены вопросы развития системы отечественного профессионального образования. Основное внимание автора уделено вопросу активации взаимодействия института высшей школы с бизнес-сообществом на основе принципов корпоративной социальной ответственности. Предложены рекомендации по развитию практики партнерских отношений коммерческих предприятий и образовательных организаций высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, государственная поддержка, непрерывное образование, корпоративная социальная ответственность, партнерство образовательных организаций и бизнес-сообщества
Явление социализации бизнеса объясняется общемировой тенденцией повсеместного распространения социальной политики и усиления социальной функции общественных институтов. В далеком уже 2006 г. Президент России В.В. Путин в ходе своего Ежегодного Послания Федеральному собранию произнес: «…считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания является народ» [2]. За прошедшее время концепция социальной ответственности хотя и снискала относительную популярность в деловой среде, но вместе с тем по сей день сохраняет черты хаотичности и избирательности; развитие социальной функции бизнеса происходит сравнительно медленными темпами, практически не задействуя средний и малый бизнес. Кроме того, отличительной особенностью практики социальной ответственности на отечественных предприятиях является явная сосредоточенность на ближайшем круге заинтересованных сторон – собственниках, персонале предприятий, в то время как прочие участники делового окружения предприятия – поставщики и потребители, местное сообщество, некоммерческие организации – фактически выпадают из поля зрения его социальных интересов.
На одних «устоях» не устоишь
В нашей стране концепция корпоративной социальной ответственности продвигается в основном крупными корпорациями, созданными в результате приватизации или на основе иностранного капитала, которые концентрируют внимание, прежде всего, на интересах стейкхолдеров. Кроме того, само общество в силу неразвитости традиций публичных действий не оказывает достаточного влияния на бизнес. Главной же, по нашему мнению, причиной относительно низкой популярности механизмов корпоративной социальной ответственности остается отсутствие закрепленных на государственном уровне ее принципов и стандартов, особенностей единообразного регулирования и применения. В результате сегодня мы можем говорить о социальной ответственности бизнеса как об исключительно добровольной инициативной деятельности, обусловленной моральными устоями и корпоративной культурой предприятий. И пока ситуация не изменится, социальная ответственность многих предприятий в России, скорее всего, будет ограничиваться фрагментарными, а на многих предприятиях разовыми актами социальной поддержки.
Примечательно, что государство осознает высокую значимость концепции корпоративной социальной ответственности, справедливо рассматривая ее как неотъемлемую черту нынешней цивилизационной волны и важнейший фактор устойчивого развития не только определенного бизнеса, но и целой территории, а также всей страны. Кроме того, реализация принципов социальной ответственности становится основой социальной поддержки государства и его общества. Поэтому концепция социальной ответственности бизнеса должна распространяться на все сферы общественной деятельности, включая самые проблемные и социально значимые, какими являются медицина, культура и, разумеется, образование.
Как отметил В.В. Путин: «Правительство должно навести порядок с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты» [2]. Соглашаясь с данным утверждением, добавим, что, по нашему мнению, одним из наиболее действенных способов «наведения порядка» в сфере профессионального образования является именно организация сотрудничества системы образования и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства. Отметим также, что государственно-частное партнерство обеспечивает практическое воплощение концепции корпоративной социальной ответственности перед государством и обществом, что особенно актуально для социального государства, к коему причисляет себя Россия [1], где важнейшим ресурсом является человек, а государственная идеология базируется на принципах его всестороннего и непрерывного развития.
Мы можем предложить следующие рекомендации государству для активизации социальной ответственности бизнеса перед образовательными организациями и развития механизма государственно-частного партнерства в сфере образования.
Прежде всего, необходимо отразить понятие корпоративной социальной ответственности в законодательстве, а также в основных государственных программах развития России. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., которая является одним из ключевых документов, отражающих пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе динамичного развития экономики, национальной безопасности и укрепления позиций нашей страны в мировом сообществе, не содержится даже упоминания термина корпоративной социальной ответственности. Отдельный раздел Концепции посвящен вопросам взаимодействия государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития, где провозглашается инициатива перехода к инновационному социально ориентированному развитию России на основе выстраивания отношений с субъектами предпринимательства. В Концепции упоминается необходимость поддержки инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала, однако отсутствуют даже в общем виде рекомендации по социальному поведению субъектов предпринимательства, не разработаны государственные принципы и стандарты социальной политики и социальной ответственности бизнес-структур. Пока основные положения Концепции социальной ответственности бизнеса не закреплены на высшем уровне, данное явление будет иметь бессистемный характер, а значит, оставаться фрагментарным и избирательным.
Без системности не обойтись
В Программе развития образования на 2013–2020 гг., целью которой является обеспечение соответствия качества российского образования запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, развитие института государственно-частного партнерства как инструмента корпоративной социальной ответственности рассматривается в качестве одного из важнейших условий повышения эффективности образовательной деятельности. Но остается непонятным, как обеспечить упорядоченность отношений государства, бизнеса и общества в лице потребителей образовательных услуг без предварительной проработки на государственном уровне единых для всех участников норм и правил. Потому и сохраняется проблема, которую председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства П. Селезнев охарактеризовал так: «… с одной стороны, не сформирован спрос на государственно-частное партнерство со стороны субъектов РФ и муниципальных образований в области образования, с другой стороны, отсутствует предложение со стороны частного сектора» [3]. Чтобы ликвидировать эту проблему «…необходимо развивать нормативную и институциональную базу для государственно-частного партнерства в образовании» [3]. Министерством экономического развития подготовлен проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в России», принятие которого ожидается осенью 2014 г. Возможно, новый закон станет импульсом налаживания долгосрочных и системных отношений бизнеса с объектами социальной сферы.
Важным политическим решением, как нам представляется, должно стать создание при Правительстве России коллегиального органа по регулированию отношений в области государственно-частного партнерства в сфере образования. При этом мы придерживаемся мнения о необходимости децентрализации государственной функции регулирования таких отношений, настаивая на создании региональных институтов, ответственных за стратегическое развитие регионов. Это позволит вплотную сконцентрироваться на проблемах регионов и выработать самостоятельную адекватную программу их преодоления на основе ситуационного управленческого подхода. В рамках структурной модели системы стратегического планирования регионов нам представляется актуальным предложение академика В.М. Полтеровича о создании так называемых «региональных агентств развития» или «региональных агентств модернизации», которые могли бы «способствовать разрешению фундаментального противоречия между требованием универсальности федеральных законов и необходимостью применения разнообразных инструментов в зависимости от конкретных особенностей региона» [4].
Основными функциями региональных агентств развития, по мнению В.М. Полтеровича, должны стать:
- обеспечение видения региона;
- обеспечение реализации эффекта масштаба, например, за счет повышения квалификации работников;
- содействие в решении проблем, требующих межрегиональной координации, в частности, вопросов трансферта технологий, создания технологических платформ, развития других экономических институтов;
- решение проблемы межотраслевой координации (когда для обеспечения эффективности проекта требуются усилия предприятий разных отраслей). Последняя функция представляется нам в высшей степени важной в свете регулирования отношений в области государственно-частного партнерства в сфере образования. Главными задачами агентства в этой области станут:
- координация деятельности по внедрению и развитию принципов и механизмов корпоративной социальной ответственности на предприятиях региона;
- создание условий для диалога между государством, образовательными организациями и бизнесом;
- создание условий для стимулирования активного взаимодействия бизнес-сообщества с образовательными организациями, в том числе на основе финансовых преференций;
- разработка индикаторов социальной эффективности взаимодействия бизнес-сообщества с образовательными организациями.
Наконец, необходимо создание условий для непрерывного обновления знаний. Стремительное развитие технологий, общественный прогресс вынуждают нас признать, что знания, актуальные вчера и сегодня, завтра обесценятся. По данным экспертной оценки, представленной в докладе Т.М. Давыденко, директора Департамента профессионального образования Министерства образования и науки в РФ, «… в ближайшие десять лет 80% работников будет иметь образование, полученное более десяти лет назад, а около 80% технологий, используемых сегодня, устареет» [5]. Это говорит о необходимости развития системного непрерывного образования, которое, по нашему мнению, должно включать:
- формирование конкурентного рынка непрерывных образовательных услуг;
- формирование механизмов качества непрерывного образования на основе роста требований к качеству трудовых ресурсов, задействованных в образовательном процессе;
- обеспечение преемственности образовательных программ.
Эффективное непрерывное образование возможно только на основе партнерства образования с бизнесом, выступающим в качестве основного потребителя образовательных услуг. При этом выполнение первого условия предполагает активное участие бизнеса в разработке образовательных программ на основе профессиональных стандартов, что особенно актуально в условиях обострения конкуренции, объясняющейся стремительными темпами развития технологий. Второе и третье условия можно выполнить за счет организации образовательного процесса для профессорско-преподавательского состава на базе предприятий с целью актуализации их компетентности. То есть предприятия должны взять на себя функцию повышения квалификации работников сферы образования для расширения их практического опыта и развития навыков, отвечающих профессиональным компетенциям, заложенным в образовательных стандартах, с целью их последующей передачи учащимся образовательных организаций. Повышение качества трудовых ресурсов возможно при этом за счет разработки квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций со стороны предприятий. В свою очередь, преемственность образовательных программ можно обеспечить за счет создания учебных центров при предприятиях и сети стажировочных площадок для профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей.
Государством уже сегодня предусмотрены определенные формы финансовой поддержки, которые могли бы лечь в основу предлагаемого нами взаимодействия образовательных организаций и предприятий. Для образовательных организаций это бюджетные источники финансирования программ дополнительного профессионального образования преподавателей:
- средства федеральных целевых программ развития образования;
- средства, направляемые на финансирование программ развития федеральных университетов;
- средства федерального бюджета, направляемые на повышение квалификации научно-педагогических работников высшего профессионального образования;
- средства федерального бюджета, направляемые на повышение квалификации научно-педагогических работников среднего профессионального образования.
Для предприятий в соответствии со статьей 18 Налогового Кодекса РФ могут быть предусмотрены специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В настоящее время согласно ст. 246.1 Налогового Кодекса РФ от исполнения обязательств налогоплательщика освобождены организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработки и коммерциализации их результатов. Было бы разумно распространить эту преференцию на предприятия, на базе которых будет осуществляться дополнительное профессиональное образование, в том числе стажировка профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. В качестве дополнительных преференций можно предложить:
- снижение ставки арендной платы за землю и другое имущество;
- содействие в маркетинге результатов, получаемых в рамках реализации партнерских проектов с образовательными организациями (например, предоставление доступа к рекламе на льготных условиях);
- вклад имущества государства, как собственника, в учебные центры предприятий.
Выводы
1. Партнерство образовательных учреждений с бизнес-сообществом – важное условие прогресса образовательной деятельности.
2. Инициатива в партнерских отношениях должна отдаваться предприятиям, на базе которых будут создаваться учебные центры повышения квалификации преподавателей образовательных организаций.
Источники:
2. Путин В.В. Ежегодное послание Федеральному Собранию РФ от 10.05. 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml.
3. Барановская Н. Капитал за партой // Российская газета, 24.05.2011.
4. Полтерович В.М. Региональные институты модернизации (научный доклад). – М.: ИЭ РАН, 2011.
5. Давыденко Т.М. О проекте концепции непрерывного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. 22 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/8282/11.02.22-neprer-davydenko.pdf.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:06:24