Маркетинговая политика – эффективный подход модернизации экономики сферы образовательных услуг

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (80), Август 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20270729

Аннотация:
Определена маркетинговая политика развития сферы образовательных услуг, включающая формирование инфраструктуры интернет-маркетинга, что возможно осуществить, создав в каждом вузе электронную систему маркетинга, используя разработанную в рамках данного исследования информационно-коммуникационную систему, являющуюся частью общей межвузовской электронной маркетинговой системы, созданной на базе глобально-инновационного образовательного портала.

Ключевые слова: инновации, маркетинг, образовательные услуги, модернизация, инновационный процесс, сетевое пространства



Сфера образовательных услуг России развивается в условиях формирования рыночных отношений, информационного общества, инновационно-ориентированной экономики и всеобщей глобализации. Все это послужило мощным стимулом для интеграции сферы образовательных услуг в рыночную среду и развития рыночных экономических отношений в этой сфере. Рыночные преобразования национальной образовательной системы выразились в обеспечении конкурентной среды на рынке образовательных услуг [6].

Задачи модернизации сферы образовательных услуг

Одной из главных задач модернизации сферы образовательных услуг является создание единого интерактивно-сетевого пространства сферы образовательных услуг. Это реализовано, поскольку создана комплексная информационно-коммуникационная система с широкими и отчасти уникальными функциональными возможностями [7]. Новые технологии позволят создать условия для устойчивого развития рынка образовательных услуг, формируя недостающие звенья рыночной инфраструктуры в форме распределенных виртуальных организаций.

Информационно-коммуникационная система, созданная на основе использования средств электронной цифровой подписи, криптографии и других современных технологий, позволит участникам рынка образовательных услуг осуществлять основную деятельность в электронном виде, обеспечивая однозначную идентификацию личности и документооборот путем обмена электронными документами, подписанными и имеющими юридическую силу. Все это позволит формировать новую более высокую культуру маркетингового управления и организации деятельности, а также обеспечит открытость, прозрачность и гласность в сфере образовательных услуг. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий создает невиданные ранее условия для модернизации сферы образовательных услуг с использованием эффективной маркетинговой политики.

Вышеизложенное побуждает к поиску эффективных маркетинговых подходов модернизации экономики сферы образовательных услуг с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Изучение зарубежного опыта маркетингового управления

Изучение зарубежного опыта маркетингового управления в университетах чрезвычайно важно для российских вузов в условиях развития современного рынка образовательных услуг. Анализ существующих структур маркетингового управления может значительно облегчить решение задачи создания маркетингового комплекса на основе опыта зарубежных коллег и реализации универсальной модели маркетингового управления.

Высшие учебные заведения США имеют богатый опыт создания отделов маркетингового управления международной образовательной и научной деятельностью. Это обусловлено спецификой системы высшего образования страны: коммерческая основа, открытость, интернациональность, престижность и надежность.

Университет Бостона является одним из самых ярких примеров функционирования подразделения маркетингового управления. В структуре университета создан отдел маркетинга и коммуникаций. Он является основным подразделением, выполняющим функции обеспечения маркетингового управления и коммуникаций в университете.

Отдел маркетинга и коммуникаций (ОМиК) разрабатывает стратегические и тактические планы деятельности вуза и доводит их до сведения остальных подразделений и партнеров.

Успешная работа этого подразделения основана на профессионализме и креативности его сотрудников, а также на достижении высоких результатов.

ОМиК состоит из восьми основных подразделений и нескольких вспомогательных специализированных подотделов, отвечающих за внутреннюю и внешнюю связь вуза (коммуникации) с различными аудиториями посредством средств массовой информации, печатных изданий, интернета, видеоматериалов и др.

Структура отдела маркетинга и коммуникаций:

1. Офис вице-президента университета по маркетингу и коммуникациям;

2. Отдел видеопродукции университета;

3. Университет сегодня;

4. Технические группы:

• служба технической поддержки учебного процесса и оснащения аудиторий необходимыми видео и аудио материалами и техникой,

• служба обеспечения учебного процесса видео материалами,

• служба обеспечения процесса обучения техническими средствами,

• служба технической поддержки (техническое обслуживание);

5. Отдел по связям с общественностью;

6. Отдел стратегических коммуникаций:

• центральный информационный ресурс для персонала, студентов и партнеров,

• творческие службы:

• служба дизайна и печатных материалов,

• редакция,

• служба создания и использования новых интернет-технологий,

• фотолаборатория.

Производство информационных продуктов и услуг

В настоящее время сформировалось и выделилось в самостоятельную отрасль производство информационных продуктов и услуг для их дальнейшей продажи с использованием новых информационных технологий.

По мере коммерциализации информационной деятельности возникает так называемый информационный маркетинг, или маркетинг информационных продуктов и услуг. Информационный маркетинг определяют как деятельность, которая способствует эффективности встречи покупателя и продавца на рынке информации, где в качестве продавца выступает информационная служба, а в качестве покупателя - потребитель информации.

В связи с вышеназванным, широкое внедрение информационных технологий должно сопровождаться специализированным маркетингом инновационных образовательных услуг с привлечением интернет-маркетинга.

В целях развития интернет-маркетинга в сфере образовательных услуг создана при участии автора многофункциональная информационная система «Межрегиональный маркетинговый центр».

Данная Система позволяет осуществлять маркетинговые исследования каждому участнику, в том числе вузу самостоятельно, или заказать проведение маркетинговых исследований специализированной маркетинговой компании. В этой Системе предусмотрена возможность размещения информации о предприятиях, организациях, компаниях оказывающих маркетинговые услуги.

При этом для каждой такой организации создается Web-портал, а для каждого сотрудника Web-сайт-виртуальный кабинет и предоставляются личные средства шифрования и электронной цифровой подписи.

Наличие этих средств позволяет каждому сотруднику маркетинговой компании осуществлять электронный документооборот с клиентами и другими участниками Системы, а также проводить опросы в удаленном режиме.

Вывод

Любой участник электронной системы маркетинга может заключить договор в электронном виде, подписав его электронной цифровой подписью с интересующей маркетинговой компанией и заказать маркетинговые исследования. Таким образом, данная подсистема открывает для субъектов сферы образовательных услуг новые достаточно широкие возможности для проведения маркетинговых исследований.


Источники:

1. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования . – 2008. – № 1. – С. 120–146.
2. Бездудная А.Г. Тенденции развития высшего образования в США и России // Экономическое возрождение России. – 2008. – № 1 (15). – С. 41–49.
3. Глобальный инновационно-образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.giop.ru.
4. Управление высшими учебными заведениями в условиях инновационной экономики / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб: Гуманистика, 2007. – 280 с.
5. Данилова Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов // Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2006. – С. 55–61.
6. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок // Социологические исследования. – 2004. – № 4 (32).
7. Савзиханова С.Э. Формирование единого информационно-коммуникативного пространства системы образования региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 37 (172). – С. 17–21. List of references
8. Agranovich M. L. Indicators in management of education: what show and where conduct? // Education questions. – 2008 . – № 1. – P. 120–146.
9. Bezdudny A.G.Tendentsiiof development of the higher education in the USA and Russia // Economic revival of Russia. – 2008. – №. 1 (15). – Page 41–49.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:40