Киберэкономика как результат цифровой модернизации современной экономики: эпоха технологий индустрии 4.0
Степанов Д.А.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Степанов Д.А. Киберэкономика как результат цифровой модернизации современной экономики: эпоха технологий индустрии 4.0 // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 271-288. – doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111155.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706905
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автоматизация и цифровизация, как долгосрочные эволюционные процессы, вызывают значительные эффекты, такие как трансформация профессий и профилей рабочих мест, изменение форм занятости и повышение роли платформенной экономики, порождая вызовы для социальной политики.
Целью данной статьи является исследование возможностей киберэкономики как результата цифровой модернизации современной экономики.
Предметом исследования являются технологии Индустрии 4.0 в различных отраслях.
Результаты. Определено, что немецкий термин «Индустрия 4.0» рассматривается как концепция промышленной революции и модернизации 21 века и/или философия, которая ставит во главу угла интеллектуальные продукты и услуги посредством непрерывной децентрализации и интеграции. Выявлено, что революция Индустрии 4.0 действует на трех уровнях, а именно: высококачественная цифровизация процессов, интеллектуальное производство и связь между компаниями.
В статье обоснованы перспективы развития некоторых отраслей бизнеса в условиях Индустрии 4.0, в том числе, новые цифровые бизнес-модели; цифровая техника; вертикальная интеграция; интеграция горизонтальной цепочки создания стоимости; интеллектуальное техническое обслуживание и сервисное обслуживание; цифровое рабочее место; продажи и цифровой маркетинг.
Также определены новые бизнес-модели в условиях Индустрии 4.0, в том числе: оптимизация внутренних и внешних процессов; улучшение интерфейса клиента; новые экосистемы и сети создания ценностей; умные продукты и услуги.
Выводы. В статье делается вывод, что индустрия 4.0 включает: большие данные и их анализ, автономных роботов, моделирование, горизонтальную и вертикальную системную интеграцию, промышленный Интернет вещей, кибербезопасность, облачные технологии, аддитивное (дополнительное) производство, расширенную (или виртуальную) реальность. Индустрия 4.0 – это новая промышленная революция, направленная на цифровизацию и интеграцию цепочки создания стоимости. Четвертая промышленная революция меняет производственные процессы и логистическую деятельность по всей цепочке поставок.
Ключевые слова: киберэкономика, цифровая модернизация, Индустрия 4.0, цифровые технологии
Введение
В последние годы темп изменений, которые происходят в жизни, общественном развитии, экономике, образовании, управлении и других сферах, становится все быстрее. Причинами такого роста являются процессы распространения информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, явления глобализации и конвергенции как взаимопроникновение в бизнес-процессы участников цифровой экосистемы. По научным оценкам, в современном мире информационно-коммуникационные технологии формируют новый технологический базис общества. К цифровым технологиям относятся Интернет вещей, роботизация и киберсистемы, искусственный интеллект, большие данные, безбумажные технологии, аддитивные технологии (3D-печать) и т.п.
Цифровизация предоставляет множество преимуществ, речь идет о многочисленных мультипликационных эффектах цифровизации, когда в единое информационное пространство включаются все производственные цепочки. Потенциальные положительные эффекты цифровой экономики (цифровые дивиденды) подтверждаются мощными аналитическими кампаниями [14] и мировыми форумами [21], и в зависимости от методов оценки размер цифровой экономики сейчас оценивается от 4,5 до 15,5 % мирового ВВП [13], и у нее есть огромный потенциал для дальнейшего расширения.
Обзор литературы
Индустрия 4.0 была инициирована федеральным правительством Германии как стратегический план развития экономики страны с целью глубокого внедрения информационно-коммуникационных средств и технологий в промышленность путем подключения всех компонентов производства (оборудования, продукции и т. д.) к общей глобальной сети обмена данными. Должен произойти переход от обычной автоматизации производства, использования информационных технологий в производстве (которые были сутью третьей промышленной революции) к объединению в сеть ресурсов, информационных потоков, объектов и человека [20]. Таким образом, сущность Индустрии 4.0 заключается в том, что физические объекты будут определенным образом постоянно подключены к единой мировой сети – индустриальному интернету (Интернету вещей на промышленном уровне), с целью обмена информацией между ними без непосредственного привлечения к этому человека. Индустрия 4.0 считается четвертой промышленной революцией, которая уже сегодня происходит в крупнейших экономиках мира, в частности, в США и Германии, а ее движущей силой является крупные промышленные компании и научные центры.
В формировании концепции «Индустрия 4.0» основную роль играют следующие понятия: «киберфизические системы» (CPS), «промышленное производство», «интеллектуальное производство», «виртуальная реальность», «самоуправляемость». Киберфизическая система – это сочетание процессов и кибернетических компонентов (вычислительных процессов), которые обеспечивают организацию измерительно-вычислительных процессов, защищенное сохранение и обмен измерительной и служебной информации, организацию и осуществление воздействий на физические процессы [1, c. 32], [24]. Кибернетические системы – это интеллектуальные устройства, которые создают модульные фабричные структуры, которые в свою очередь являются частью Интернета вещей.
Первая промышленная революция сместила акцент с увеличения объемов производства на повышение производительности, а затем на автоматизацию. В социальной сфере первая промышленная революция (Индустрия 1.0) определила эволюцию от торгового города, который развивался на основе обмена товарами и продуктами, полученными из сельского хозяйства, к промышленному городу, который развивался на основе повышения производительности труда.
Вторая промышленная революция (Индустрия 2.0) привела к переходу от индустриального города к плановому, в котором новый тип работника был освобожден от производственных процессов, связанных с тяжелым физическим трудом. Труд рабочих был заменен социальными и охранными услугами, механическим оборудованием и полной автоматизацией.
Третья промышленная революция (Индустрия 3.0) вызвала переход от планового города к фрагментированному, где промышленность все больше отдалялась от рынков, что привело к изменению экономических систем и методов производства. Возник новый социально-экономический порядок, еще больше отделивший жилые кварталы от рабочих мест, потребителей, городской жизни, научно-исследовательских и инновационных институтов.
Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) привела к переходу от фрагментированного города к Умному городу. На современном этапе социально-экономические преобразования основаны на новейшем технологическом явлении – цифровизации. Технология сделала возможными новые продукты и услуги, которые вызвали значительные преобразования, как в личной, так и в профессиональной жизни, подчеркивая взаимодействие между машинами и людьми.
Основной целью внедрения Индустрии 4.0 в компаниях является достижение более высокой производительности и гибкости. Это не может быть достигнуто только за счет совершенствования производственного процесса путем постепенных и прорывных технологических инноваций, а скорее за счет тщательной технологической и организационной трансформации и обновления бизнес-модели компании.
Термин Индустрия 4.0 был придуман в рамках стратегического проекта правительства Германии, описывающего компьютеризацию производства. Индустрию 4.0, или Четвертую промышленную революцию, можно определить как собирательный термин для технологий и концепций организации цепочки создания стоимости. Поскольку Индустрия 4.0 включает в себя множество тематически пересекающихся элементов и концепций, принципы проектирования Индустрии 4.0 включают: взаимосвязь, информационную прозрачность, техническую помощь и децентрализованные решения [11, p. 11]. Некоторые эксперты считают, что переход к Четвертой промышленной революции следует «закону Мура», который гласит, что технология удваивает свои мощности и производительность каждые два года [4]. Считается, что Индустрия 4.0 оказывает значительное влияние на обрабатывающую промышленность, поскольку существует большая потребность в обработке высокой сложности и изменении спроса в сторону более индивидуальных продуктов [3, c. 38].
Доминирующей тенденцией в современном производстве является массовая кастомизация, при которой производство движется к более персонализированным продуктам и модульному дизайну продукта. На «умной» фабрике производственные технологии могут взаимодействовать с окружающей средой, изменения могут вноситься автоматически, а производственные фирмы могут адаптировать свое производство быстрее и эффективнее с точки зрения затрат. Это требует эффективного управления данными и компетентности в анализе и сборе больших объемов данных [3, p. 40]. Одной из важных характеристик Индустрии 4.0 является ускорение за счет экспоненциальных технологий, где мощность и производительность технологии растут экспоненциально. Контекст, в котором фирмы адаптируют и внедряют технологические инновации, можно рассматривать с трех точек зрения: технологический, организационный и экологический контексты. Это подчеркивает, что существуют как внутренние, так и внешние факторы организационной инновационности [12, p. 110].
Результаты исследования
Исследования цифрового бизнеса компании «IDG», проведенные в 2018 году показывают, что 89 % организаций планируют принять первую цифровую бизнес-стратегию, однако лишь 44 % полностью приняли этот подход. Лидируют по доле адаптации цифровых инноваций сферы сервис-обслуживания (95 %), финансовых услуг (93 %) и здравоохранения (92 %) [23]. 55 % стартапов уже приняли стратегию цифрового бизнеса по сравнению с 38 % традиционных предприятий. Уменьшение стоимости передовых технологий (смартфон самого высокого уровня в 2007 году стоил 499 долл.; модель с аналогичными характеристиками стоила 10 долл. в 2015 году) революционизирует бизнес и общество. Комбинаторные эффекты мобильных, «облачных», сенсорных и аналитических технологий, искусственного интеллекта ускоряют прогресс в экспоненциальном масштабе [28]. Такой вызов бизнес-сектору может быть принят только четко очерченным осознанием направлений и темпов инноваций как в конкретной отрасли, или на местном товарном рынке, так и в глобальных масштабах.
Индустрия 4.0 по-разному влияет на обрабатывающие отрасли. Увеличение расходов на персонал сказывается на эффективности машиностроительных предприятий. После многолетних вложений в разработку и производство оборудования интерес сместился на программное обеспечение. Рабочая сила должна иметь высокий уровень квалификации, чтобы адаптироваться к последствиям внедрения IoT, в результате преобразования роли сотрудников из операторов в решателей проблем. Индустрия 4.0 меняет бизнес-модели в различных отраслях обрабатывающей промышленности. Компании готовы поддержать высшие учебные заведения, инвестируя в междисциплинарное образование в области экономики, инженерии, информатики и математики для будущих сотрудников. Сектора электротехники и ИКТ обращаются не только к своим клиентам, но и к клиентам своих клиентов. Таким образом, развиваются отношения типа «B2B2C». С другой стороны, некоторые отрасли переживают легкие изменения. Здесь речь идет о секторах, которые включают в себя технологии высокого уровня, таких как сектор медицинского машиностроения или автомобильный сектор [2, p. 20]. Наряду с промышленностью 4.0, цифровизация также способствует трансформации компаний, ориентируясь главным образом на добавленную стоимость для потребителя [7, p. 342]. Создание ценности путем интеграции дизайна способствует повышению конкурентоспособности фирм за счет инноваций [5, p. 51]. Такой подход позволяет им приобрести уникальность, облегчая их борьбу с конкурентами, которым будет сложнее имитировать их бизнес-модель и стратегию. Таким образом, компании приобретают интеллектуальную и устойчивую конкурентную силу [8, p. 245]. Меняя управленческие подходы, необходимо поддерживать инновационные решения. Для того, чтобы внести вклад в создание устойчивых промышленных ценностей, промышленный Интернет вещей (IoT) требует расширения перспективы создания устойчивой ценности тройного конечного результата (TBL). С экономической, экологической, социальной и технической точек зрения она должна быть дополнена тремя другими измерениями, а именно технической интеграцией, данными, информацией и публичным контекстом [10, p. 21].
Группой ученых и специалистов [27] были очерчены девять разработок (результатов) научно-технического прогресса, которые составляют основу Индустрии 4.0.
Рассмотрим их более подробно.
1. Большие данные и их анализ (Big Data and Analytics). Благодаря информационно-коммуникационным средствам и технологиям объем структурированных и неструктурированных данных в бизнесе, поступающих из множества различных источников, только растет и возникает проблема оперативного получения из них нужной ценной аналитической информации, для принятия взвешенных и эффективных управленческих решений. Процесс поиска в большом объеме информации нужной и ее дальнейшая обработка и получили название «большие данные». Кроме того, остается актуальной и процедура интеллектуального анализа данных (Data Mining).
2. Автономные работы (Autonomous Robots) – это работы, способные самостоятельно выполнять задачи без вмешательства человека. Такие работы в виде, например, различного производственного оборудования, являются важным компонентом Индустрии 4.0 потому, что именно они являются основной киберфизических систем.
3. Моделирование (Simulation) используется в значительной степени только на этапах проектирования производственных бизнес-процессов, отдельного нового производственного оборудования или новой продукции. Однако в Индустрии 4.0 моделирование будет активно вовлечено и в самом процессе производства, например, на этапе тестирования и настройки оборудования и т.п.
Производство, которое работает в физическом (реальном) мире, будет иметь идентичную до мелочей виртуальную модель. Виртуальная модель производства и реальное производство будут тесно взаимосвязаны, и полностью соответствовать друг другу. Благодаря этому, например, в случае необходимости внесения каких-либо изменений в производство, они могут быть протестированы и оптимизированы на виртуальной модели, а затем быстро перенесены в реальный мир [27]. Это позволит значительно экономить время, средства и повышать инновационность производства из‑за того, что «в виртуальном мире неудачные решения будут обнаружены быстро и за меньшие средства» [25].
4. Горизонтальная и Вертикальная Системная Интеграция (Horizontal and Vertical System Integration). Современные информационно-коммуникационные средства и технологии позволяют объединить в единое информационное пространство в рамках одного предприятия все его подразделения, в пределах одной логистической цепи поставок всех его участников и т.п. Однако не всегда даже подразделения одного предприятия работают в единой информационной системе, уже не говоря о разных отдельных предприятиях. В Индустрии 4.0 такого не может быть, все должно быть соединено между собой в единое информационное пространство. Кроме того, существующая жесткая иерархическая система доступа к информации на предприятиях и между предприятиями в условиях Индустрии 4.0 будет разрушена: объекты, подключенные к Промышленному Интернету Вещей, смогут получать любую нужную им информацию напрямую независимо от информационного уровня.
5. Промышленный Интернет Вещей (The Industrial Internet of Things) будет связывать все компоненты производства в единую сеть обмена информацией в режиме реального времени [25].
6. Кибербезопасность (Cybersecurity) предусматривает проведение мероприятий, связанных с защитой мест хранения и обработки данных, сетей их передачи. Предприятия могут себя обезопасить от различного вредоносного программного обеспечения и кибератак, ограничивая доступ в Интернет, постоянно проверяя входящие информационные электронные потоки и т.п. Однако в Индустрии 4.0 актуальность проблема кибербезопасности будет только повышаться. И хотя сейчас существует ряд защищенных протоколов и механизмов передачи данных, потребность в них будет только расти [25]. Вместе с технологическими решениями важное место занимают и организационные меры кибербезопасности.
7. Облачные технологии (The Cloud). Большое количество интеллектуальных устройств будет генерировать большой объем различной информации, которая должна надежно храниться, быстро обрабатываться и быть доступной любому устройству из разных точек доступа мгновенно. Для этого лучше всего сейчас подходят облачные технологии, производительность которых должна только расти, обеспечивая почти мгновенный доступ и обработку данных.
8. Аддитивное (дополнительное) производство (Additive Manufacturing). Основой такого производства является 3D печать, с помощью которого уже сейчас создаются прототипы будущей готовой продукции и производятся несложные детали или готовая продукция. Такая печать имеет широкие перспективы в производстве по индивидуальному заказу небольших партий продукции, позволяет снизить складские запасы и затраты на логистические услуги.
9. Расширенная (или виртуальная) реальность (Augmented Reality) в Индустрии 4.0 будет использоваться работниками предприятий для обучения, принятия различных решений. Например, производственное оборудование вышло из строя. Работник подходит к такому оборудованию в специальных очках и видит на экране как само оборудование в режиме реального времени, так и информацию, которая ему должна помочь в решении проблемы (информацию о возможной поломке, инструкции по ее устранению и т.д.) [11; 25].
Новые цифровые бизнес-модели включают в себя анализ или построение алгоритмов для производственных компаний, которые могут захотеть передать этот вид услуг на аутсорсинг, а также другие услуги, такие как анализ больших данных и управление производительностью.
Перспективы развития некоторых отраслей бизнеса в условиях Индустрии 4.0, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Перспективы развития некоторых отраслей бизнеса в условиях Индустрии 4.0
Выгоды от внедрения цифровых технологий
|
Характеристика
|
Новые цифровые бизнес-модели
|
Оптимизация цифровых процессов.
Модель оплаты за использование-управление глобальной платформой. Анализ больших данных и управление производительностью. |
Цифровая техника
|
Совместные цифровые исследования и цифровые
модели, виртуальное прототипирование и моделирование.
|
Вертикальная интеграция
|
Умные фабрики.
Автоматизация машин. Производственные исполнительные системы (MES). Управление цифровыми активами. |
Интеграция горизонтальной цепочки создания стоимости
|
Центр управления цепочкой создания стоимости.
Цифровые источники. Цифровое управление транспортом и логистикой. Логистика. Умные сайты. Планирование спроса и предложения. |
Интеллектуальное техническое обслуживание и сервисное
обслуживание
|
Профилактическое обслуживание.
Интегрированная цифровая техника. Дополненная реальность. |
Цифровое рабочее место
|
Электронное финансирование / контроль.
Цифровой HR. Внутренний обмен информацией. Гибкость систем. |
Продажи и цифровой маркетинг
|
Цифровая CRM.
Омниканальная торговля. Порталы самообслуживания. Персонализированный маркетинг и продажи. Услуги электронных платежей. |
Консалтинговая компания PwC также выделяет новые области обслуживания, такие как технологии, позволяющие осуществлять цифровое управление человеческими ресурсами и финансовый контроль над вышеописанными интегрированными цепочками создания стоимости, а также другие услуги, помогающие фирмам выйти на потребителя (цифровой маркетинг). Инфраструктура (машины, датчики и т. д.) и гибкость системы (взаимосвязанность всех частей) являются фундаментальными, и компании будут предлагать комплексные решения (например, компания Siemens уже предоставляет комплексные решения для Индустрии 4.0).
В условиях Индустрии 4.0 происходит трансформация в производственных компаниях, и возникают новые бизнес-модели (табл. 2).
Таблица 2 – Новые бизнес-модели в условиях Индустрии 4.0
Цифровая трансформация в производствен-ных
компаниях
|
Основная технология
|
Создание стоимости
|
Стоимость доставки
|
Захват ценности
|
1. Оптимизация внутренних и внешних процессов
|
Большие данные, облачные вычисления, коллаборативные
роботы, аддитивное производство, искусственное зрение или дополненная
реальность.
|
Прослеживаемость продукции и ресурсов: более
эффективное производство, логистика, контроль качества, управление запасами и лучшее
техническое обслуживание.
|
Более гибкие предложения: кастомизация и т.д.
|
Оптимизация затрат за счет более эффективных
процессов и использования ресурсов
|
Машина к машине: соединение внутренних
процессов/соединение внутренних процессов с процессами поставщика.
| ||||
Обучение сотрудников: работа из любого места в любое
время, большая и быстрая коммуникация, обмен знаниями.
| ||||
Более прозрачное управление: принятие решений на основе
данных.
| ||||
2.Улучшение интерфейса клиента
|
Большие данные, облачные вычисления, дополненная
реальность или виртуальная реальность, новые способы взаимодействия через
новые или улучшенные точки соприкосновения создаются, позволяя лучше понять потребности
клиентов и увеличить клиентскую базу.
|
Управление новыми точками касания.
|
Сегментация на основе анализа данных.
|
Экономичный
|
Сбор, мониторинг и интерпретация данных.
|
Более прямые, эффективные и долгосрочные
отношения.
|
Новые потоки доходов: динамическое ценообразование,
оплата за использование, онлайн-оплата.
| ||
Разработка новых сервисов.
|
Улучшенные цифровые продажи: широкий спектр
устройств, согласованность между каналами, всесторонний опыт работы с клиентами,
каналы самообслуживания, предлагающие мгновенные ответы, экономия времени и затрат.
| |||
3. Новые экосистемы и сети создания ценности.
|
Большие данные, облачные вычисления, дополненная
реальность или виртуальная реальность. Таким образом, процесс создания
ценности фокусной фирмы связан с процессами заинтересованных сторон.
Переход от цепочек создания стоимости к экосистемам и, как
следствие, расширение знаний заинтересованных сторон.
|
Бизнес-инфраструктура, связанная с инфраструктурой
ключевых партнеров.
|
Доступ к новым клиентским сегментам.
|
Потенциальное увеличение захвата ценности за счет
снижения затрат для всех заинтересованных сторон.
|
Информация в режиме реального времени о производстве,
запасах и продажах, наличии и персонале.
|
Широкий ассортимент продуктов.
| |||
4. Умные продукты и услуги.
|
Большие данные, облачные вычисления,
интеллектуальная сенсоризация и встроенные системы, среди прочего,
позволяют предлагать инновационные и интеллектуальные товары и услуги
(например, удаленная установка технического обслуживания или активация
обновлений продукта).
|
Необходимы новые физические, человеческие и интеллектуальные
ресурсы.
|
Умные продукты, которые постоянно собирают
информацию от клиентов.
|
Новые потоки доходов: динамическое ценообразование,
оплата за использование, доходы, основанные на производительности.
|
Инновации в сопутствующих услугах: прогнозное
техническое обслуживание, активация обновления продукта, заказ запасных
частей
| ||||
Сотворчество: клиенты являются частью процесса
создания ценности.
| ||||
Прямые отношения между фирмой и клиентами.
|
Для того чтобы Индустрия 4.0 полностью реализовала свой потенциал, необходимо успешно внедрить или, по крайней мере, продвинуть следующие вспомогательные технологии и принципы взаимодействии, представленные в табл. 3.
Таблица 3 –Принципы и технологии Индустрии 4.0
Принципы
|
Технологии
|
Управление данными в реальном времени
(сбор/обработка/анализ/ вывод)
Совместимость Виртуализация Децентрализация Гибкость Ориентация на сервис Интегрированные бизнес-процессы |
Адаптивная робототехника
Аналитика данных и искусственный интеллект Моделирование Встроенные системы Коммуникации и сети Кибербезопасность Облачные технологии Адаптивное производство Технологии виртуализации Датчики и исполнительные механизмы RFID и RTLS-технологии Мобильные технологии |
Гибкая производственная структура и система могут быть реализованы за счет комплексного использования вышеперечисленных технологий. Таким образом, интеллектуальные машины положат начало более эффективной и совершенной производственной системе, способной поставлять потребителям лучшие товары и услуги. В конечном счете это позволит сократить производственные затраты.
Принципы, лежащие в основе Индустрии 4.0, позволяют использовать адаптивные технологии для интеллектуальных продуктов и услуг, сбора данных, обработки данных, анализа данных и интеллектуального управления данными между коммуникациями и сетями, а также кибербезопасности. Когда производственные предприятия адаптируют эти технологии к Индустрии 4.0, предполагается, что эффективное внедрение Индустрии 4.0 приведет к повышению эффективности. Это послужит катализатором для национального экономического роста. В результате страна становится высококонкурентной в мировой экономике.
Выводы
Индустрия 4.0, также известная как Четвертая промышленная революция, представляет собой новый подход к инициированию волны изменений во всех сферах – от экономики до социального порядка. В основе этого лежат киберфизические системы, использующие высокие технологии в производстве на глобальном уровне.
С момента популяризации концепции Индустрии 4.0 по всему миру продолжается неуклонный прогресс в направлении создания гораздо более гибких и эффективных систем сбора и обмена знаниями. Цифровая трансформация означает интеграцию цифровых технологий во все сферы бизнеса, а ежегодное обновление цифрового потенциала корпоративного развития требует своевременного реагирования и адаптации бизнес-процессов компаний путем соответствующих технологических трансформаций. Пренебрежение глобальными изменениями может привести к потере лидерства компании на рынке и отток клиентов, которые предпочтут инновационный подход к процессу удовлетворения собственных потребностей. Для успешной реализации своего проекта в эпоху цифровой трансформации важно получать цифровой опыт, выстраивая собственное интернет-пространство.
Хотя целью Индустрии 4.0 является инновационное изменение промышленного производства, однако ее влияние будет ощущаться во всех отраслях экономики. На наш взгляд, такие изменения коснутся, прежде всего, сферы торговли и логистики. Кроме того, потребность в высококвалифицированных работниках обусловливает соответствующие изменения в образовании и науке по подготовке соответствующих специалистов. Инновационность Индустрии 4.0 требует проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Наряду с исследованиями, относящимися к техническим наукам, необходимо проводить исследования, относящиеся к экономическим наукам. В частности, исследование влияния Индустрии 4.0 на занятость населения, окружающую среду, исследование проблем энергосбережения и т.д.
Источники:
2. Arnold, C.; Kiel, D.; Voigt, K.-I. How Industry 4.0 changes business models in different manufacturingindustries. In Proceedings of the XXVII ISPIM Innovation Conference-Blending Tomorrow’s InnovationVintage, Porto, Portugal, 19–22 June 2016.
3. Brettel, M., Friederichsen, N., Keller, M. & Rosenberg, M., 2014. How Virtualization, Decentralization and Network Building Change the Manufacturing Landscape: An Industry 4.0 Perspective. International Journal of Science, Engineering and Technology, 8(1), – pp. 37-44.
4. Deloitte, 2015. Industry 4.0 Challenges and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies, Zürich: Deloitte.
5. Dubé, L.; Du, P.; McRae, C.; Sharma, N.; Jayaraman, S.; Nie, J.-Y. Convergent Innovation in Food throughBig Data and Artificial Intelligence for Societal-Scale Inclusive Growth.Technol. Innov. Manag. Rev.2018,8,49–65
6. Fantini, P.; Pinzone, M.; Taisch, M. Placing the operator at the centre of Industry 4.0 design: Modelling andassessing human activities within cyber-physical systems.Comput. Ind. Eng.2020,139, 105058
7. Frank, A.G.; Mendes, G.; Ayala, N.F.; Ghezzi, A. Servitization and Industry 4.0 convergence in the digitaltransformation of product firms: A business model innovation perspective.Technol. Forecast. Soc. Chang.2019,141, 341–351
8. Gerlitz, L. Design management as a domain of smart and sustainable enterprise: Business modelling forinnovation and smart growth in Industry 4.0.Entrep. Sustain. Issues2016,3, 244–268
9. Kiel, D.; Müller, J.M.; Arnold, C.; Voigt, K.-I. Sustainable Industrial Value Creation: Benefits and Challengesof Industry 4.0.Int. J. Innov. Manag.2017,21, 1740015
10. Mario, H., Pentek, T. & Otto, B., 2015. Design Principles for Industrie 4.0 Scenarios: A Literature Review, Dortmund: Technische Universität Dortmund. (P. 11)
11. Oliveira, T. & Fraga Martins, M., 2011. Literature review of information technology adoption models at firm level. The Electronic Journal Information Systems Evaluation, 14(1), pp. 110-121.
12. Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации. Обзор совместного исследования Всемирного банка и Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/Pages/digital_agenda.aspx (дата обращения 07.11.2020)
13. Доклад о цифровой экономике 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран, ООН 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_overview_ru.pdf (дата обращения 07.11.2020)
14. Шварцкопф Т. Индустрия 4.0 – стратегия поддержки инновационной промышленности в федеральной земле Северный Рейн/Вестфалия. Возможности для международных компаний [Электронный ресурс] /Т. Шварцкопф // II Форум бизнеса Северо-Запада, 15 октября 2015. – Режим доступа: www.kvs.spb.ru/userfiles/003.pdf (дата обращения 07.11.2020)
15. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков А.В. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 453-468. – doi: 10.18334/lim.6.4.41197.
16. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Захаров В.Я., Павлова А.А. Алгоритм принятия и реализации управленческих решений при согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 409-424. – doi: 10.18334/lim.6.4.41282.
17. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1341-1356. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41283.
18. Горкина Т.И. Старопромышленные районы в условиях трансформации экономического пространства в постиндустриальную эпоху // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2385-2400. – doi: 10.18334/eo.9.4.41413.
19. Зозуля Д.М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – С. 1-14. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38856.
20. G20 Программа по развитию и сотрудничеству в сфере цифровой экономики. Итоговый документ-2016 [Электронный ресурс]. – (дата обращения 07.11.2020)
21. Akdil,K.Y., Ustundag,A. &Cevikcan,E. (2018). Maturity and Readiness Model for Industry 4.0Strategy. InUstundag, A., Cevikcan, E.Industry 4.0: Managing the Digital Transformation. (pp. 61–94). Springer. Birmingham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57870-5_4
22. Digital economy report 2019 Embargo Digital Economy Report 2019. United Nations Conference On Trade And Development. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения 02.11.2020).
23. Edward Lee, Cyber Physical Systems: DesignChallenges [Электронный ресурс] / Edward Lee // University of California, Berkeley Technical Report No.UCB/EECS/2008/8, January 23, 2008. – Режим доступа: http://www.eecs.berkeley.edu/Pubs/TechRpts/2008/EECS/2008/8.pdf (дата обращения 07.11.2020)
24. Ibarra, D., Ganzarain, J., Igartua,J. (2018),Business model innovation through Industry 4.0: A review, Procedia Manufacturing, Volume 22, Pages 4-10, ISSN 2351-9789, https://doi.org/10.1016/j.promfg.2018.03.002.
25. McKendrick, J. (2015), "Industry 4.0: this time thewhole point of IT", [Online], available at: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=174770 (дата обращения 07.11.2020).
26. PwC (2016), Indústria 4.0 Construir a empresa digital, retrieved: https://www.pwc.pt/pt/temas-actuais/2016/pwc-industria-40.pdf (дата обращения 07.11.2020)
27. RuEmann M. Industry 4.0: The Future of Productivity and Growth in Manufacturing Industries [Электронный ресурс] / M. RuEmann, M. Lorenz, P.Gerbert, M. Waldner, J. Justus, P. Engel, M. Harnisch. – 2015/ – Режим доступа: https://www.bcgpers/pectives.com/content/articles/engineered_products_/project_business_industry_40_future_productivity_/growth_manufacturing_industries/ (дата обращения 07.11.2020)
28. State of Digital Business Transformation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/1624046/Digital %20Business %20Executive %20Summary_FINAL.pdf?t=1526402192035 (дата обращения 07.11.2020)
Страница обновлена: 07.08.2024 в 15:10:41