Особенности формирования инновационной среды предпринимательских университетов
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (78), Июнь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134934
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Ориентация на инновационность в условиях экономики, основанной на знаниях, заставляет предпринимательские вузы искать новые способы взаимодействия со своими внешними и внутренними стейкходерами, которые выступают одновременно инициаторами и участниками этого процесса. Являясь важным элементом системы поддержки инноваций, предпринимательские университеты на основе использования свойств фракталов могут стимулировать создание благоприятной инновационному развитию внутренней и внешней среды.
Ключевые слова: инфраструктура, человеческий потенциал, знания, бизнес-процессы, предпринимательский университет, система обеспечения инновационного развития, организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития, фракталы
Эффективность деятельности любой социально-экономической системы в современных условиях во многом зависит от степени ее ориентации на инновационный тип развития. В основе этого лежит структурная перестройка организации на основе универсализации используемых ею технологий и совершенствования ее бизнес-процессов с целью раскрытия инновационного потенциала сотрудников и создания в рамках организации таких самостоятельных бизнес-единиц, которые способны либо самостоятельно заниматься исследованиями и разработкой инновационных проектов в наиболее перспективных областях, либо готовы к эффективному взаимодействию с организациями-партнерами [7].
Активность ведет к росту
Исследования особенностей организации инновационной деятельности компании, создание системы обеспечения такой деятельности, называемой в литературе «экосистемой поддержки инноваций», является серьезным вызовом для любой организации. Здесь важна не только мобилизация ее собственных ресурсов при их полном качественном и количественном соответствии инновационному вектору развития и наличии у топ-менеджмента способности эти ресурсы эффективно использовать, но и желание и способности государства создать благоприятный инновационный климат путем решения трех основных задач:
• создание стимулов и условий для поддержки инновационных проектов;
• устранение бюрократических, законодательных, конкурентных и других препятствий для развития инноваций;
• совершенствование информационной базы и способов ее использования для развития обучения в области современных технологий и НИОКР [12].
Таким образом, по отношению к инновационному процессу государство должно действовать как садовник, который, ухаживая за ценным растением, создает для его роста и развития своеобразную экосистему или благоприятную среду. Подобные действия необходимы и в отношении предпринимательских университетов, которым в современной экономике отводится особая роль драйверов регионального развития. Как показывает анализ мирового опыта, в создании предпринимательской экосистемы должны принимать участие все стейкхолдеры образовательных учреждений, однако активизация этого процесса невозможна без политической воли и административных ресурсов.
Представленные на рисунке 1 элементы системы поддержки инноваций, развивающейся в условиях формирования среды инновационного развития, отражают взаимосвязь и взаимозависимость всех участников инновационного процесса, начиная с этапа разработки инноваций в сфере фундаментальной науки (университеты и передовые научные лаборатории) через развитие инновационных разработок с помощью государственных научно-исследовательских лабораторий и частно-государственных партнерств и заканчивая коммерциализацией инноваций и появлением на рынке новых товаров и услуг благодаря деятельности предпринимателей, ориентированных на инновационное развитие своего бизнеса.
Рис. 1. Среда обеспечения инновационного развитияи элементы системы поддержки инноваций [12]
Важным средством поддержки (трансляции) процессов инновационного развития являются гибкие, адаптивные, способные обслуживать технические, финансовые, коммерческие и прочие потребности инноваторов, организации-партнеры. Во многих передовых странах благоприятные условия для ключевых участников процесса инновационного развития обеспечиваются благодаря созданию совместных фондов и частно-государственных партнерств, которые подталкивают университеты и бизнес к участию в совместных проектах.
Отринув преграды
Важным элементом системы поддержки политики инновационного развития является устойчивая система децентрализованных технически оснащенных лабораторий, организаций и предприятий, легко доступных как для уже действующих, так и для потенциальных предпринимателей-инноваторов. При этом продуманные, крупномасштабные программы, обеспеченные государством (финансовая поддержка, специализированная техническая помощь и обучение, улучшенная инфраструктура) оказывают значительное влияние на успешное развитие инноваций.
Поскольку инноваторам нужна защита от бюрократических законов, монополистов и давления крупного бизнеса, успешность проведения политики инновационного развития требует не только наличия сильной законодательной базы, но и постоянной готовности властей к изменению и корректировке норм и правил, связанных с тарифами, стандартами, правами на интеллектуальную собственность, таможенными процедурами и т.п., если таковые создают препятствия для инновационной деятельности. Некоторые страны, в числе которых Канада, Израиль, Швеция, Финляндия, Южная Корея, Китай, пытаются преодолеть эти проблемы, создавая особые экономические зоны, технограды и т.п., свободные от бюрократии и создающие благоприятный климат для ориентированного на инновации предпринимательства.
Анализ модели процесса инновационного развития для бизнеса, разработанной экспертной комиссией по бизнес-инновациям Совета национальной академии Канады [14], дает нам возможность выделить наиболее значимые составляющие внешней и внутренней среды бизнеса, обеспечивающие успешность этого процесса.
Поскольку, по мнению экспертов, активными помощниками бизнеса в разработке инновационных идей являются вузы, особого внимания заслуживают следующие факторы, способствующие успешности инновационной деятельности:
• идеи и знания, которые поддерживают инновации;
• талантливые, квалифицированные, ориентированные на предпринимательство сотрудники, воображение и энергия которых способствуют развитию и реализации инновационных бизнес-стратегий;
• сети, сотрудничество и связи, которые дают возможность партнерам по инновациям создавать пулы человеческих и других ресурсов, обмениваться информацией, делить риск и издержки;
• капитал и финансирование, которые помогают предпринимателям построить мост между их инновационными идеями и их коммерческой реализуемостью.
Хотя до сих пор университеты выполняют в основном базовые исследования, их разработки все больше переплетаются с прикладными и связаны с оказанием помощи бизнесу в разработке успешных способов коммерциализации его идей. Именно вузы чаще всего оказывают бизнесу техническую и информационную поддержку, осуществляют «доводку» технических разработок и обучение сотрудников. Получив в аудитории теоретические знания, студенты имеют возможность применить их на практике в ходе проведения научных исследований по заявкам предприятий в реальной бизнес-среде, попутно приобретая профессионализм и обучаясь предпринимательству. По мнению работодателей, участие студентов в проведении исследований благоприятно для бизнеса по ряду причин:
1) как возможность подбора лучших молодых сотрудников для компании;
2) как возможность изменения содержания программ обучения и теоретических курсов с целью их приближения к реальным потребностям бизнеса;
3) как средство подбора новых идей и знакомства со специализированными возможностями вузов;
4) как способ получения доступа к трудовым ресурсам с большим адаптивным и инновационным потенциалом.
Эффективность такого сотрудничества зависит не только от желания и умения бизнеса и вузов инициировать проведение совместных исследований, но и от наличия спроса у государства, у общества и у самого бизнеса на предпринимателей, стремящиеся использовать коммерческий потенциал новых идей.
Аппарат поддержки
Очевидно, что в процессе инновационного развития участвуют не только предприниматели и университеты, но и целый спектр дополнительных игроков-посредников, составляющих вместе с вузами и бизнесом так называемую экосистему поддержки инновационного развития [14]. Представляя собой сложное единство, обусловленное определенным сходством мотивов и организационных культур ее участников или стейкхолдеров, эта экосистема характеризуется высокой эффективностью своей синергии, связей, передачи знаний и идей. В ее состав входят:
• агентства по передаче технологий;
• университетские лаборатории по прикладным исследованиям;
• государственные исследовательские институты и программы;
• бизнес-инкубаторы;
• «ангелы» и венчурные капиталисты.
В свою очередь создание условий для устойчивого инновационного развития вуза как ценного игрока системы инновационного развития должно основываться на комплексном подходе, учитывающем влияние всех составляющих этой экосистемы на образовательное учреждение. Ключевое значение при этом имеет инновационная предпринимательская активность самого университета, позволяющая не только создавать внутреннюю систему обеспечения инновационного развития вуза, но и транслировать ее за пределы организации. Поскольку термин «система обеспечения инновационного развития вуза» еще не получил развития в научной литературе, обоснуем некоторые теоретические подходы к его содержанию.
Под обеспечением в широком плане понимают совокупность мероприятий и средств, создания условий, которые способствуют нормальному осуществлению экономических процессов, реализации запланированных программ, проектов, поддержке стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, устранению нарушений нормативных актов [6].
Таким образом, систему обеспечения инновационного развития предпринимательского вуза мы рассматриваем как совокупность кадровой, финансовой, социально-экономической, институциональной, научной, организационно-правовой и других компонентов внутренней и внешней среды университета, стимулирующих взаимодействие его стейк-холдеров для решения задач разработки, внедрения и распространения инноваций в целях повышения конкурентоспособности вуза.
Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития предпринимательского университета можно рассматривать как важнейший элемент системы обеспечения инновационного развития предпринимательского вуза, представляющий собой совокупность институтов, форм и методов воздействия на институциональный, поведенческий и инструментальный аспекты процесса управлением университетом и направленный на создание благоприятной среды для использования инновационного потенциала университета в целях повышения его конкурентоспособности.
Если под базовым механизмом организационного управления понимать «достаточно сложный набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение лиц, готовящих и принимающих решения на всех этапах функционирования организации» [4], то организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития университета следует рассматривать как набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение участников процесса инновационного развития университета (субъектов и объектов, внутренних и внешних стейкхолдеров), совместно готовящих и принимающих решения, касающиеся создания благоприятной среды для использования инновационного потенциала университета и осуществления связанных с этим процессом социально-экономических процессов в рамках системы обеспечения инновационного развития университета в целях повышения его конкурентоспособности.
Схема организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития университета представлена на рисунке 2. Данная схема составлена с учетом воздействия факторов внешней среды, связанных с созданием благоприятного для инновационного развития вузов климата (входов), а также с учетом результатов (выходов), свидетельствующих о тех преобразованиях, которые обусловлены инновационным развитием предпринимательского университета.
Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития предпринимательского университета представляет совокупность управленческих отношений на основе специфических способов и методов взаимодействия всех стейк-холдеров вуза, стимулирующих появление научных разработок, их освоение и внедрение в производственный процесс. Он является частью системы обеспечения инновационного развития вуза и вместе с ней выступает неотъемлемой частью общей системы управления. Данная сложная открытая система имеет определенную организационную структуру, действующую на основе нормативной базы, инфраструктуры управления, процессов и процедур субъект-объектных взаимоотношений для достижения намеченных целей.
Рис. 2. Схема организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития университета
Модель сменяет модель
Анализ содержания организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предпринимательского университета необходимо проводить в контексте трех основных аспектов:
• институционального: субъекты и объекты управления инновационным развитием;
• поведенческого: действия и деятельность субъектов и объектов управления инновационным развитием;
• инструментального: методы, процедуры и технологии управления инновационным развитием.
Субъектами управления, реализующими функцию обеспечения инновационного развития вуза, могут быть:
• руководство вуза;
• руководители учебных и прочих подразделений вуза, проектных и т.п. групп;
• ППС и сотрудники вуза, обладающие особыми лидерскими и предпринимательскими компетенциями;
• бизнес-консультанты и др.
Объектами управления в процессе обеспечения инновационного развития предпринимательского вуза являются ППС, сотрудники и студенты университета, способные генерировать нововведения, осуществлять их трансфер и создавать условия поддержки инновационной деятельности своих коллег.
Функционирование организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предпринимательского университета может иметь различную природу, связанную, в том числе, с целеполаганием субъектов управления.
Проведенное нами исследование показывает возможность фрактального подхода к реализации такой деятельности, что означает целенаправленное использование свойств фракталов для распространения предпринимательской культуры сопредпринимателей [2].
Сопредприниматели – это компетентные, активные и безупречные партнеры по работе, которые обладают ярко выраженной компетентностью в формировании концепции, осуществлении действия и социальной компетентностью, т.е. эмоциональным, социальным интеллектом и нравственной чистотой [8]. Считается, что высшей целью сопредпринимателей является долгосрочное повышение или поддержание на должном уровне стоимости предприятия путем обеспечения выгоды (добавленной стоимости) для основных групп интересов, таких как сотрудники, клиенты, поставщики, инвесторы и общество в целом.
Сопредпринимательство оценивается как нормативная конструкция, содержащая нормативноэтические и нормативно-практические оценки, которые стимулируют соответствующую мотивацию поведения персонала в дальнейшем развитии сопредпринимательства [5].
В таких условиях происходит целенаправленная смена «субъект-объектной» модели управления культурой предпринимательства в условиях ее формирования на «субъект-субъектную» модель в процессе ее развития. Очевидно, что такая модель имеет фрактальную природу, предполагающую стимулирование создания в рамках благоприятной инновационному развитию среды самоподобных предпринимательских структур на основе трансфера внутри организации, а затем и за ее пределами определенных компетенций.
Рассматривая поведенческий аспект содержания социально-экономического механизма обеспечения инновационного развития вуза, следует отметить три основных условия, которые, по мнению экспертов, способствуют формированию в вузе культуры предпринимательства:
1. Создание среды предпринимательства, т.е. такой институциональной среды, которая предполагает четкое понимание поставленных целей и конечных результатов, а также создает необходимые условия для обучения предпринимательству в рамках всего учебного заведения.
2. Вовлечение в предпринимательство стейкхолдеров, т.е. привлечение к обучению предпринимательской деятельности всех заинтересованных сторон, а именно представителей органов власти всех уровней (местных, региональных, федеральных), спонсоров, работодателей, руководства и сотрудников самих вузов.
3. Развитие практики предпринимательства, т.е. развитие и совершенствование методов изучения предпринимательства, что требует перехода от модели передачи знаний к экспериментальной модели обучения и предполагает обучение студентов тому, что они смогут использовать в реальной жизни [11].
Анализ институционального аспекта механизма обеспечения инновационного развития вуза(методы, процедуры и технологии управления инновационным развитием) позволяет воспользоваться известным положением Э. Шейна о том, что процесс формирования культуры в известном смысле идентичен процессу создания самой группы, поскольку «сущность» группы, характерные для ее участников образ мысли, взгляды, чувства и ценности, являющиеся следствием коллективного опыта и коллективного обучения, выражаются в системе принятых группой представлений, не существующих вне этой группы. Развитие группы и формирование культуры являются внутренне взаимосвязанными процессами, причем оба этих процесса считаются следствием определенных действий лидеров и коллективного опыта группы [9]. Именно такая идеология должна лежать в основе формирования и реализации коллективистской стратегии внедрения культуры сопредпринимателей. Ее основой могут быть динамические способности организации, рассматриваемые как специфическая подсистема организации, отвечающая за ее адаптацию.
Развиваться вместе с изменениями
В современной науке динамические способности – это потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро изменяющейся среде, которые отражают потенциал организации в достижении новых и инновационных форм конкурентных преимуществ с учетом траекторных зависимостей и рыночных позиций.
В процессе создания динамических способностей базовыми единицами для управленческого воздействия выступают неотъемлемые элементы предпринимательской культуры организации.
Таким образом, концепция динамических способностей предполагает учитывать факт непрерывной динамики окружающей среды и развивать те компетенции предпринимательского университета, которые будут необходимы после ожидаемых изменений. В этом смысле можно согласиться с мнением В.А. Чайки и Т.Е. Андреевой, что динамические способности являются суммой ключевых компетенций и способностей к изменению. При этом ключевыми элементами динамических способностей исследователи называют такие процессы, как:
• управление знаниями – получение экономических выгод от знаний как активов фирмы через: приобретение нового знания путем разработок и прикладных научных исследований; накопление знаний извне и изнутри компании, из внешней среды и из внутренних процессов отдельно взятой фирмы; хранение знаний в базах данных; извлечение знаний в нужный момент;
• организационное обучение, выполняющее в механизме функционирования динамических способностей роль инструмента приобретения знаний через накопление опыта работниками компании при выполнении определенных задач, кодификацию знаний в различные корпоративные материалы, в описания и характеристики, распространение знаний и инновационную активность;
инновационная активность – следствие проявления динамических способностей, стимулирует как технологические (продуктовые или процессные), так и организационные инновации, т.е. новаторские решения в области организационной структуры и протекания различных процессов внутри компании;
• предпринимательская ориентация – поведение лидера как предпринимателя, который предвидит будущие изменения, а также осуществляет предпринимательскую функцию [1].
Динамические способности содействуют процессу распознания новых возможностей для ППС, сотрудников и студентов как сопредпринимателей, в том числе посредством создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации их знаний и предпринимательских компетенций как активов.
Таким образом, предпринимательская культура как совокупность ценностей, определяющих предпринимательские стратегию и тактику развития предпринимательского университета c учетом интересов его заинтересованных сторон на принципах корпоративной социальной ответственности, характеризуется особым набором компетенций, которые должны подкрепляться его динамическими способностями [3].
Механизмы действия динамических способностей организации, важнейшим показателем которых является быстрота реакции коллектива на события во внешней среде, как представляется, способны создавать фракталы, зависящие от организационных знаний, в том числе и предпринимательских компетенций. Формой проявления таких механизмов в предпринимательском университете является интрапренерство как внутреннее предпринимательство. Оно представляет собой принципиально новый механизм обеспечения инновационного развития предпринимательского вуза.
Идея внутреннего предпринимательства заключается в перенесении рыночного механизма на внутриорганизационный уровень, в использовании оригинальных знаний работников и человеческого потенциала, что позволяет:
• построить конкурентные преимущества на основе уникальных организационных ресурсов в условиях изменчивой и сложной внешней среды;
• реализовать возможности организации в условиях ограниченности ресурсов [10].
Исследования показывают, что динамические способности усиливают управленческие воздействия на ресурсы и функции организации, включая НИОКР, развитие продуктов и процессов, инновационное производство, человеческие ресурсы и организационное обучение [13].
Необходимое для фрактальной организации, развивающейся в рамках постепенного перехода «антрепренерство – интрапренерство – сопредпринимательство», воспроизводство самоподобных предпринимательских структур должно основываться на сохранении основных признаков фракталов: подобия, самоорганизации, самооптимизации, целевой ориентации, динамики. Это предполагает использование не только методов обучения, но и методов распространения полученных организационных знаний и их интериоризации (закрепления в существующей организационной культуре). Такой подход возможен в рамках формирования обучающей организации, что имеет принципиальное значение для формирования системы обеспечения инновационного развития предпринимательского университета.
Выводы
Один из возможных вариантов развития интрапренерства и сопредпринимательства в региональном предпринимательском университете является реализуемый во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса проект «ВГУЭС-Сити». Направленный на обеспечение инновационного развития предпринимательского вуза данный проект позволяет апробировать концепцию создания институциональной бизнес-среды на основе формирования студенческих микрофракталов предпринимательской культуры, использующих как коллективный предпринимательский потенциал группы, так и индивидуальный потенциал каждого ее участника (нанофрактала) – носителя предпринимательских компетенций.
Предполагаемым результатом осуществления проекта «ВГУЭС-Сити» должны стать инновационные образовательные продукты, позволяющие расширить долю предпринимательского университета на международном рынке образовательных услуг Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создавая условия для воспроизводства своеобразных бизнес-единиц на основе распространения фракталов культуры предпринимательства, проект ВГУЭС-Сити «запускает» механизм скейлинга (самоподобия) на основе группового обучения действием в рамках сетевого взаимодействия бизнес-единиц, чем обеспечивает развитие разных форм предпринимательства (в том числе академического и интеллектуального).
Источники:
2. Бодункова А.Г. Черная И.П. Развитие культуры предпринимательства: фракталы как модель и источник предпринимательского потенциала / А.Г. Бодункова, И.П. Черная// Креативная экономика, 2011 – № 8 – с. 97-103.
3. Большаков З. Организационная архитектура Microsoft. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/microsoft.shtml.
4. Бурков В.Н., Кондратьев В.В. Механизмы функционирования организационных систем. – М.: Наука, 1981.
5. Вундерер Р., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2003 – № 6.
6. Игнатенко Е.Я. Система обеспечения инновационного развития субъектов хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/fem/ignatenko/diss/index.htm.
7. Организационные формы и ресурсное обеспечение систем инновационного типа развития. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika/m010/70.htm.
8. Хильб М. Интегрированный менеджмент персонала. Цели – стратегии – инструменты. – М.: Дело и сервис, 2006.
9. Шейн Э. Организационное культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
10. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. – СПб.: Высшая школа менеджмента», 2011.
11. Developing Entrepreneurial Graduates. Putting entrepreneurship at the centre of higher education. September 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncee.org.uk/publication/developing_entrepreneurial_graduates.1.pdf.
12. Innovation Policy for the Developing World Success stories and promising approaches. [Электронный ресурс]. URL: http://siteresources.worldbank.org/WBI/Resources/213798-1278955272198/Innovation_Policy2. pdf.
13. Lawson B. Developing innovation capability in organisations: a dynamic capabilities approach// International Journal of Innovation Management. Vol. 5, No. 3 (September 2001).
14. Review of Federal Support to Research and Development – Expert Panel Report Innovation Canada: A Call to Action. [Электронный ресурс]. URL: http://rd-review.ca/eic/site/033.nsf/vwapj/R-D_InnovationCanada_Final-eng.pdf/$FILE/R-D_InnovationCanada_Final-eng.pdf.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:12