Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (28), Апрель 2009
Цитировать:
Мелихов В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 42-45.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838140
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье раскрываются содержание понятия «предпринимательский университет», основные направления и формы предпринимательской деятельности высших учебных заведений. В качестве институциональной основы подобной деятельности рассматриваются технопарки и бизнес-инкубаторы. Предлагаются организационно-экономические меры по стимулированию и развитию предпринимательской деятельности высших учебных заведений.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, высшее образование, бизнес-инкубаторы, вуз, технопарк, предпринимательский университет, развитие предпринимательской деятельности, предпринимательство в вузе
Во всех странах мира правительства стремятся уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях учебные заведения вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.
В 1998 г. Бертон Р.Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Enterpreneurial Universit» (предпринимательский или антерпренерский университет) [5]. Что же представляет собой подобный университет?
Наиболее универсальным и емким нам представляется определение предпринимательского университета как источника предпринимательской активности [4]. В свою очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе?
В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития» П.Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета [6].
Первое направление связано с подготовкой будущих предпринимателей, людей готовых основать и нести ответственность за собственный бизнес.
Второе направление – предпринимательская деятельность самого университета. Создание бизнес-инкубаторов, технопарков, дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь.
О значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оскфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долл., из которых университет получает около 1 млрд [4; С.-19].
В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал университета, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл., в Университете Джорджа Вашингтона – около 500 млн., а в 280 университетах и колледжах он составляет более 100 млн долл. [2; С.- 61].
При этом речь идет не просто о предпринимательстве и создании новых предприятий. Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую – разработку и внедрение инноваций.
Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.
Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.
Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США в 1985 г. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.
Актуальны эти принципы и для нашей страны. Более того, именно в этом направлении у России имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности.
В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3; С. 72]. В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.
В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука (исследования) – практика.
Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров являются стратегическими факторами успеха [1]. Для развития указанных организационных форм поддержки трансфера технологий, позволяющих осуществить их эффективную коммерциализацию, повышение конкурентоспособности университетов и лидерство в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:
Источники:
2. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. – М.: Народное образование, 2005. – 223 с.
3. Коваленко А.И. Образовательное антрепренерство. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 166 с.
4. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией профессора Ю.Б. Рубина. – М.: ООО
«Маркет ДС Корпорейшн», 2005. – 402 с.
5. Clark, Burton R. Creating Enterpreneurial Universities: Organ izational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998.
6. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in Europe. V.29. – P. 187-193.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:29:40