Entrepreneurial University: the integration of science and business

Valeriy Melikhov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2009

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=11838140
Cited: 21 by 07.12.2023

Abstract:
The article disclosed the content of the notion «entrepreneurial university», the main directions and forms of business of higher education institutions. As the institutional framework of these activitiestechnology and business incubators are considered. Organizational and economic measures to stimulate business development and higher education establishments are proposed

Keywords: entrepreneurial university, technology parks, business incubators



Во всех странах мира правительства стремятся уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях учебные заведения вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.

В 1998 г. Бертон Р.Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Enterpreneurial Universit» (предпринимательский или антерпренерский университет) [5]. Что же представляет собой подобный университет?

Наиболее универсальным и емким нам представляется определение предпринимательского университета как источника предпринимательской активности [4]. В свою очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе?

В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития» П.Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета [6].

Первое направление связано с подготовкой будущих предпринимателей, людей готовых основать и нести ответственность за собственный бизнес.

Второе направление – предпринимательская деятельность самого университета. Создание бизнес-инкубаторов, технопарков, дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь.

О значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оскфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долл., из которых университет получает около 1 млрд [4; С.-19].

В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал университета, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл., в Университете Джорджа Вашингтона – около 500 млн., а в 280 университетах и колледжах он составляет более 100 млн долл. [2; С.- 61].

При этом речь идет не просто о предпринимательстве и создании новых предприятий. Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую – разработку и внедрение инноваций.

Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.

Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.

Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США в 1985 г. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.

Актуальны эти принципы и для нашей страны. Более того, именно в этом направлении у России имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности.

В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3; С. 72]. В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.

В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука (исследования) – практика.

Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров являются стратегическими факторами успеха [1]. Для развития указанных организационных форм поддержки трансфера технологий, позволяющих осуществить их эффективную коммерциализацию, повышение конкурентоспособности университетов и лидерство в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:

  • законодательно определить и закрепить понятия «инновация» и «инновационный бизнес»;
  • внести изменения в налогообложение учреждений высшего профессионального образования и предприятий малого инновационного бизнеса. Эти меры (снижение налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование для инновационных исследований и производств) должны повысить привлекательность инновационного бизнеса для университетов и создаваемых ими малых предприятий;
  • внедрить программу подготовки управленческих кадров для инновационного бизнеса и бизнес-инкубаторов;
  • составить и ввести новые венчурные программы финансирования инновационного бизнеса;
  • разработать и внедрить механизм компенсации части ставки по кредитам коммерческих банков для создаваемых университетами инновационных предприятий.
  • Реализация предложенных мер позволит сделать серьезный шаг по развитию отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы, внесет вклад в модернизацию всей российской экономики. Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы – опору на цивилизованных производителей: приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий; развитие тех секторов рынка, которые приносят обществу пользу, а не истощают его не возобновляемые сырьевые ресурсы. Поэтому развитие предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.

    Страница обновлена: 13.05.2025 в 16:00:38