Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона

Чистякова Н.О., Краковецкая И.В., Воробьева Е.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180194
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторами проанализированы существующие методики оценки потенциала университетов, отдельно изучены подходы по выявлению степени эффективности инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. Предложена методика, включающая в себя набор индикаторов и профили оценки. Кроме того, предложен алгоритм оценивания потенциала университета, являющийся методологической основой для применения данного инструмента.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, человеческий капитал, инфраструктура, управление организацией, бизнес-инкубаторы, высшие учебные заведения, кадры, региональная экономика, инновационный потенциал, системный подход, творческие способности, методики оценки, научный, образовательный



В последнее время актуализировалась необходимость оценки эффективности деятельности высшей школы с целью повышения результативности ее работы и увеличения отдачи вкладываемых бюджетных средств. Все это свидетельствует о важности создания методики оценки деятельности вузов, которая бы позволила выявить эффективность функционирования учебных заведений и впоследствии принять соответствующие управленческие решения.

Здесь зарождаются знания

Существует большое количество подходов к оценке университетов, включая наделавшую много шума методику оценки эффективности Министерства образования и науки. Однако, на наш взгляд, ключевой является необходимость рассматривать объекты высшей школы как элементы региональной инновационной среды и подходить к оцениванию с учетом этих параметров. Особенно важно осознавать роль вузов не только как центров подготовки квалифицированных кадров, но и как базового звена генерации новых знаний, создания новых рабочих мест.

Учитывая эти обстоятельства ключевыми должны быть индикаторы, определяющие инновационный потенциал университета, за исключением, конечно, вузов исключительно гуманитарной специализации и заведений культуры и искусства (здесь должны быть другие критерии).

Подходы к оценке потенциала университетов

В настоящее время инновационная деятельность является фактором, определяющим параметры развития экономических систем, а инновационный потенциал – важнейшая составляющая конкурентоспособности. Проблемы его формирования и реализации особо актуальны для России, так как недооценка инновационного потенциала, его недостаточное использование затрудняют процесс развития конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики.

Рассмотрим особенности и возможности наиболее известных зарубежных и российских подходов к оценке инновационного потенциала высших учебных заведений, принимающих активное участие в инновационных процессах, а также в процессе интеграции образования, науки и бизнеса.

Одним из инструментов оценивания инновационной деятельности организаций является методологический подход, использованный в рамках проекта TACIS FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды в России». Инновационный потенциал вуза оценивается как сумма потенциалов предприятий по методикам «коммерческая зрелость организации» и «стадии развития разработки (инновационного проекта)».

При данном подходе инновационные проекты рассматриваются как инструменты реализации стратегии развития научно-технической организации. Поэтому оценивалась вся совокупность рыночно ориентированных проектов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, и сама организация, ее коммерческая зрелость [2].

Примером исследования инновационного потенциала высшей школы России являются работы В.Е. Шукшкунова, Е.А. Ныркова, А.М. Варюхи [3, 4] В них приведены результаты исследования инновационного потенциала, состояния инфраструктуры научно-инновационной деятельности (ее состав, уровни и тенденции), а также инновационной активности вузов Минобразования России. Основным источником информации об инновационном потенциале вузов в работе этих авторов являлись анкетные опросы, для чего был разработан специальный анкетный комплекс. Вся совокупность базовых показателей инновационного потенциала вузов России была представлена в виде двух матричных блоков: научно-инновационная инфраструктура; инновационная активность.

Для ранжирования оценки уровня развития научно-инновационной инфраструктуры и степени инновационной активности вузов использовались базовые показатели, результаты экспертных оценок весовых коэффициентов для этих показателей, частные выборки, созданные по классификационным критериям. В качестве оценки степени инновационной активности каждого вуза использовалась сумма баллов базовых параметров инновационной активности, умноженных на весовые коэффициенты. Также авторами вышеописанной методики был определен рейтинг инновационного потенциала каждого анкетированного вуза как средневзвешенный показатель оценки уровня развития научно-инновационной инфраструктуры и оценки степени инновационной активности вузов с учетом коэффициентов значимости этих показателей.

Первое широкомасштабное исследование инновационной деятельности вузов

Данное исследование явилось первым широкомасштабным исследованием по оценке общей характеристики инновационной деятельности вузов Минобразования России и оценке их инновационного потенциала. Авторам исследования удалось определить зависимость эффективности работы инновационной инфраструктуры вузов и экономического потенциала регионов. Анализ результатов показал, что наибольшей инновационной активностью отличаются технические специальные университеты, на втором месте группа технических многопрофильных университетов.

Классические университеты и архитектурно-строительные вузы характеризуются меньшей инновационной активностью. Определено, что во всех федеральных округах доминируют вузы с ориентацией на НИОКР [5].

К сожалению, исследователям не удалось организовать масштабную систему мониторинга инновационного потенциала вузов России для отслеживания меняющейся ситуации и своевременной корректировки управленческих решений, а следовательно, не представляется возможным проанализировать процессы в динамике. Кроме того, целесообразно добавить в адресные анкеты ряд показателей и тем для интервью, актуальных на современном этапе, с целью наиболее полного отражения инновационных процессов, протекающих в высшей школе.

Развивая эти подходы, важно сделать упор на использование при оценивании количественных показателей инновационного потенциала вузов (Ю. Максимов, С. Митяков, О. Митякова). В исследовании [6] инновационный потенциал вуза определяется как мера готовности выполнять задачи для достижения поставленной инновационной цели. Важнейшим субъектом рынка инноваций в России, по мнению авторов, является вузовский учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). Методика оценки инновационного потенциала УНИК включает следующие этапы:

• разбиение инновационного потенциала УНИК на составляющие (принцип функциональной декомпозиции) для более детального анализа;

• введение гибкой системы оценки показателей инновационного потенциала (показатели типа «да/нет», абсолютные и относительные показатели);

• введение понятий динамической и сравнительной функций инновационного потенциала, позволяющих определить как степень инновационного развития отдельного вуза, так и группы вузовских УНИК;

• определение показателей инновационного потенциала УНИК по каждой из составляющих: производственно-технологический потенциал, научно-технический, финансово-экономический, организационно-управленческий;

• вычисление инновационного потенциала УНИК как суммы инновационных потенциалов всех его составляющих.

Несомненными достоинствами данной методики является возможность отслеживать изменения темпов роста инновационного потенциала, что существенно для реализации стратегического управления университетским комплексом. Однако ряд показателей, предложенных в данной методике, сложно оценить с точки зрения объективной количественной оценки. Кроме того, представляется целесообразным использование при оценке инновационного потенциала УНИК не только тех показателей, которые «приводят к росту инновационного потенциала в данный момент», но и тех показателей, которые могут оказать влияние на развитие инновационной деятельности вуза в перспективе.

… другие подходы к оценке инновационного потенциала

На сегодняшний день известны и другие подходы к оценке инновационного потенциала. Так, С.В. Кортовым представлена оценка инновационного потенциала и инновационной активности вузов Уральского федерального округа по показателям научно-исследовательской деятельности. В данной методике инновационный потенциал вуза рассмотрен как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнении с инновационной активностью. Однако при таком подходе проанализированы показатели только научно-исследовательской деятельности и не учтены результаты других сфер деятельности вуза [7].

Еще один методический подход предложен В.А. Начаркиным, который предлагает оценивать инновационный потенциала вуза как сложную систему, осуществляющую различные виды деятельности [8]. В данном исследовании инновационный потенциал рассмотрен как совокупность инновационных потенциалов трех сфер деятельности: образовательной, научно-технической и административно-управленческой. Предложена методика оценки инновационного потенциала по каждой сфере.

Критерии для оценивания инновационного потенциала были также представлены в рамках конкурса по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные про-граммы [9].

Несомненный интерес представляет интегрированная оценка инновационного потенциала вуза, разработанная в Курском государственном техническом университете. В основу данной методики положен системный подход к оценке инновационного потенциала вуза, отражающий результаты различных сфер его деятельности с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и воздействия условий внешней среды. Реализация системного подхода осуществляется с помощью экспертного метода интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц, заполняемых экспертом или руководителем вуза. Предложенный подход позволяет определить устойчивость достигнутого состояния инновационного потенциала вуза и перспективные направления его повышения в условиях внешней среды.

Под внешней средой понимается региональная инновационная инфраструктура. Комплекснаяоценка уровня инновационного потенциала вуза обусловлена объединением образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения с уровнем административно-управленческой деятельности и региональной инновационной структурой.

Совокупность оценок по семи группам образует вектор развития и определяет состояние системы инновационного потенциала, характеризуемое значением комплексной оценки этого состояния [10].

Вывод

Предложенный системный подход к оценке инновационного потенциала университетов позволяет учесть современные особенности функционирования различных сфер деятельности, формирующихся на основе имеющегося ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды. Положенный в основу реализации системного подхода экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала вуза.


Источники:

1. Воробьева Е.С. Глобальные рейтинги – индикатор конкурентоспособности вузов в мировом образовательном пространстве // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы модернизации экономики России» – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
2. TACIS.Проект FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды в России». Инновации для экономического развития регионов. – М.: 2002.
3. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
4. Шукшунов В.Е. История, состояние и задачи по дальнейшему развитию и повышению эффективности инновационной деятельности в высшей школе России – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
5. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
6. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала УНИК многопрофильного технического университета // Образование и инновации, 2004, № 2.
7. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Инновационный менеджмент, 2004, № 1.
8. Начаркин В.А. Анализ формирования и оценки инновационного потенциала высшей школы // Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. – М.: Экшен, 2005. – Вып.5.
9. Инновационные программы вузов [Электронный ресурс]: URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/vuz/.
10. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н., Цуканова Н.Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации, 2006. – № 6.
11. Краковецкая И.В., Монастырный Е.А., Чистякова Н.О. Комплексная оценка потенциала университета как ключевого элемента инновационной системы региона // Экономика и управление.– СПб, 2007.
12. Воробьева Е.С., Монастырный Е.А., Краковецкая И.В., Чистякова Н.О. Оценка потенциала высших учебных заведений //«Инновации», 2010. – № 2.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:54:56