Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (80), Август 2013
Цитировать:
Чистякова Н.О., Краковецкая И.В., Воробьева Е.С. Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 44-51.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20270728
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Авторами проанализированы существующие методики оценки потенциала университетов, отдельно изучены подходы по выявлению степени эффективности инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. Предложена методика, включающая в себя набор индикаторов и профили оценки. Кроме того, предложен алгоритм оценивания потенциала университета, являющийся методологической основой для применения данного инструмента.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, человеческий капитал, инфраструктура, управление организацией, бизнес-инкубаторы, высшие учебные заведения, кадры, региональная экономика, инновационный потенциал, системный подход, творческие способности, методики оценки, научный, образовательный
Методологические подходы к оценке инновационного потенциала университетов отражены в работах исследователей из Томска – Е.С. Воробьевой, И.В. Краковецкой, Е.А. Монастырного, Н.О. Чистяковой [11, 12]. На основе проведенного анализа методологических подходов можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря многочисленные исследования и высокую публикационную активность в этом направлении, в настоящее время в России нет единого устоявшегося определения потенциала университета, а также отсутствует функционирующая на регулярной основе система показателей оценки потенциала вузов и комплексные методики его оценки.
2. Оценка потенциала высшей школы требует создания единой системы мониторинга как в общенациональном масштабе, так и в разрезе регионов, отраслей, отдельных предприятий.
3. Любая из разработанных методик оценки инновационного потенциала конкретного вуза требует учета специфики его профиля с целью получения максимально достоверной информации и использования объективных методов ее оценивания, так как деятельность вузов многогранна и специфична одновременно.
При этом, несмотря на то, что существующие отечественные подходы к оценке потенциала высших учебных заведений в значительной степени отличаются друг от друга, в итоге они нацелены на получение конечного интегрального показателя, определяющий ранг вуза в рейтинге.
Интегральный показатель является одновременно и сильной и слабой стороной рейтинговой системы оценивания. С одной стороны, он позволяет определить ранг каждого вуза и определить лидеров, а с другой стороны, не дает возможности увидеть «слабые» и «сильные» стороны высших учебных заведений и специфику их развития.
Ведь в основе деятельности каждого из вузов лежит своя модель развития.
Таким образом, особенности стратегий развития университетов разного типа определяют условия формирования их потенциала. Следовательно, для объективной оценки потенциала университетов необходимо разработать такую систему индикаторов, которая позволила бы объективно оценивать как общие тенденции формирования и развития вузов, так и специфику их развития.
Цели оценки потенциала вуза
В ходе анализа и систематизации основных методологических подходов к оценке деятельности университетов, проведенного в данном исследовании, выявлены ключевые критерии качества и успешной деятельности вузов, которые послужили основой для совершенствования предлагаемой методики оценки потенциала университетов.
Предлагаемый инструментарий позволяет оперативно проводить оценку и предварительный анализ потенциала вузов по отдельным направлениям его деятельности. Основные функции, реализуемые университетом, соответствуют разделам анализа оценки, это «Наука», «Образование», «Инновации».
Основными целями оценки потенциала университета являются:
1. Определение сильных и слабых сторон основных элементов потенциала вуза.
2. Анализ динамики количественных индикаторов потенциала высшего учебного заведения.
3. Оценка влияния крупных Феде ральных программ и проектов на изменение уровня развития потенциала вуза.
На рисунке 1 схематично приведен алгоритм оценки потенциала высших учебных заведений.
Рис. 1. Алгоритм оценки потенциала высших учебных заведений
В таблице представлены исходные индикаторы, которые используются при оценке потенциала университета.
Таблица
Индикаторы разделов анализа комплексной оценки потенциала университета
Профиль раздела анализа
В зависимости от типа индикатора применяется различная процедура оценивания. По разработанным процедурам оценивания и картам оценки определяется состояние индикаторов и строятся профили разделов анализа. Под «профилем раздела анализа» понимается комплексная оценка раздела, представленная в виде таблицы, включающей все индикаторы раздела с проставленными оценками.
Важной особенностью данной методики является возможность наглядного графического представления на профиле сильных и слабых сторон деятельности университетов (см. рис. 2).
Рис. 2. Пример профиля раздела анализа «Наука»
Возможности предлагаемой методики
Представляется целесообразным описать возможности предлагаемой методики, выявленные в результате ее апробации на вузах Томской области:
• инструментарий оценки потенциала вузов является динамичным и адаптируемым (в зависимости от целей анализа);
• методика отражает и позволяет учитывать специфические черты и особенности в деятельности различных групп университетов;
• методика позволяет оперативно (в короткие сроки) выявить сильные и слабые стороны основных направлений деятельности университетов;
• при анализе потенциала высших учебных заведений возможно наглядное графическое представление на профиле и карте сильных и слабых сторон деятельности университетов;
• достоверность и открытость информации, которая берется за основу анализа, а также простой в понимании алгоритм оценивания потенциала высшей школы;
• результаты оценивания потенциала могут учитываться при формировании и корректировке стратегий развития университетов.
На наш взгляд, данная методика может являться основой для формирования методического инструментария оценки вуза как элемента инновационной среды региона, поскольку позволяет выявить сильные и слабые стороны университета и принять соответствующие оперативные управленческие решения.
Источники:
2. TACIS. Проект FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды в России». Инновации для экономического развития регионов. – М, 2002. – С. 18.
3. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России / Юж.-Рос.гос. техн.ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. – С. 14.
4. Шукшунов В.Е. История, состояние и задачи по дальнейшему развитию и повышению эффективности инновационной деятельности в высшей школе России / Юж.Рос.гос.техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. – С. 22–25.
5. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России/Юж.-Рос.гос. техн.ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. – C. 22.
6. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала УНИК многопрофильного технического университета // Образование и инновации. – № 2. – 2004. – С. 28.
7. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Инновационный менеджмент. – 2004. – № 1(29). – С.42.
8. Начаркин В.А. Анализ формирования и оценки инновационного потенциала высшей школы // Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. – М.: Экшен, 2005. – Вып.5. – С.103–109.
9. Инновационные программы вузов [Электронный ресурс]. –. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/vuz/.
10. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н., Цуканова Н.Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации. – 2006. – № 6 (93). – С. 93–98.
11. Краковецкая И.В., Монастырный Е.А., Чистякова Н.О. Комплексная оценка потенциала университета как ключевого элемента инновационной системы региона //Экономика и управление. – 2007. – С. 96–98.
12. Воробьева Е.С., Монастырный Е.А., Краковецкая И.В., Чистякова Н.О. Оценка потенциала высших учебных заведений //«Инновации». – 2010. – № 2. – С. 46–56.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:25:26