Развитие человеческого капитала в университетах как одно из направлений инновационной политики в условиях цифровой экономики

Литвинова Н.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Актуальность. В настоящее время человеческий капитал становится основой инновационного развития экономики, все острее ощущается борьба за профессионалов высокого уровня на корпоративном и национальном уровнях, которая только усугубляется вместе со стремительным развитием технологий. Человеческий капитал включает совокупность знаний, умений и навыков, которые определяют способность человека создавать инновации, адаптироваться к новым вызовам, что особенно важно в условиях цифровой экономики, где технологии и инновации являются основой развития. В условиях цифровизации и цифровой трансформации борьба за человеческий капитал выходит на новый уровень, компании активно конкурируют за специалистов в области ИТ, искусственного интеллекта и других передовых направлений. Национальные экономики также стремятся создавать благоприятные условия для привлечения и удержания высококвалифицированных кадров, что требует от руководства проведения политики, направленной на развитие среды, способствующей росту инноваций. Государства активно проводят инновационную политику, направленную на поддержку и развитие инновационной деятельности за счет развития инновационно-ориентированного человеческого капитала в целях обеспечения роста и развития экономики, а также, как следствие, социального благополучия населения. Ключевыми направлениями инновационной политики в общемировой практике являются развитие инновационно-активного человеческого капитала, стимулирование инвестиций в научные исследования и разработки, развитие инновационных экосистем на основе концепции тройной спирали (наука, бизнес, государство), совершенствование законодательства с области защиты интеллектуальной собственности, снижение налоговой нагрузки для наукоемких отраслей, предоставление государственных грантов на научные исследования, а также субсидий и других форм поддержки компаниям, занимающимся технологическим развитием. В самом широком смысле под инновационной политикой понимается набор мер и инструментов государственного вмешательства, направленных на стимулирование инноваций с акцентом на обеспечение социального благополучия и экономического процветания. По мнению Цирера Х., Мэлони У. инновационная политика должна быть эффективной, рациональной, последовательной и предсказуемой с течением времени [1].

Целью работы является определение роли человеческого капитала в инновационной деятельности университетов, а также обоснование значимости развития экосистемных форм его развития как стратегического направления инновационной политики, способствующей усилению роли высших учебных заведений в условиях цифровой экономики.

В ходе исследования, была выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что одним из ключевых направлений инновационной политики университетов является развитие человеческого капитала через экосистемные формы организации деятельности современных вузов в условиях цифровой экономики.

Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации основных направлений инновационной политики на основе развития человеческого капитала и применении экосистемного подхода в условиях цифровой экономики к исследованию инновационной политики современных университетов.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: анализа и синтеза информации, обобщения, сравнения, сбор данных осуществлялся на официальных сайтах российских университетов, которые участвуют в программе «Приоритет 2030», а также в результате анализа отечественных и зарубежных публикаций были определены основные направления развития человеческого капитала в программах развития современных российских университетов.

Государственная инновационная политика в области развития человеческого капитала

По данным Глобального инновационного индекса 2024 года (Global Innovation Index 2024) Россия по уровню инновационного развития занимает 59 место. Данный индекс учитывает влияние человеческого капитала на инновации с помощью показателей, объединенных в группу «человеческий капитал и исследования», по которым Россия в 2024 году занимала 39 место. При этом по показателям, связанным с высшим образованием, страна занимала 28 место в общем индексе [2]. Динамика общей оценки индекса и группы показателей, связанных с развитием человеческого капитала за последние 2 года представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Место России в Глобальном инновационном индексе в 2023–2024 гг. (Global Innovation Index 2023, 2024) по группе показателей «человеческий капитал и исследования» и в общем рейтинге

Источник: составлено автором на основе [2]

Традиционно, именно по показателям, связанным с развитием человеческого капитала и высшим образованием, отечественная инновационная система оценивается высоко, что может свидетельствовать об эффективности инновационной политики в этой области.

Таким образом, государственная инновационная политика Российской Федерации направлена на ускоренное развитие технологического предпринимательства и преодоление технологического отставания через внедрение системных мер и стимулирование инновационной активности. Одним из центральных элементов этой политики является инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», представленная Министерством науки и высшего образования РФ [3]. Основными целями и задачами программы являются: модернизация экономики (программа входит в число 42 ключевых инициатив и ориентирована на создание более современной и гибкой экономики, способной адаптироваться к технологическим вызовам); поддержка инновационного предпринимательства (к 2030 году планируется поддержать 30 тысяч предпринимательских проектов в сфере инноваций) и создание рабочих мест (программа предусматривает создание 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, что будет способствовать повышению уровня занятости и развитию технологического сектора) [3].

Данная инициатива активно вовлекает университеты в развитие предпринимательской активности. Вузы становятся центрами генерации новых идей, реализации стартапов и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. Особое внимание уделяется междисциплинарным проектам и взаимодействию университетов с бизнесом и государственными структурами, то есть развитию инновационных экосистем.

Университеты как субъекты инновационной политики

Все чаще современные университеты также становятся активными субъектами, которые проводят собственную политику в области инновационного развития. Современные вузы внедряют инновационные образовательные программы, развивают экосистемы стартапов и способствуют формированию предпринимательской культуры среди студентов. Это делает их важным звеном в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. Ряд публикаций подтверждают значимую роль вуза при проведении инновационной политики. Так, например, в работе Митякова С.Н., Митякова Е.С. и Гориной Т.В. акцентируется внимание на значимой роли университетов в реализации инновационной политики [4]. Авторы опираются на следующие ключевые аспекты:

- университет как центр трансфера знаний и технологий;

- развитие человеческого капитала;

- формирование научно-исследовательской базы;

- разработка системы оценки инновационной политики;

- взаимодействие с внешними стейкхолдерами.

Однако авторы Паркер P., Лундгрен П. считают, что инновационная политика университета, основанная в большей мере на развитии предпринимательской и инновационной деятельности вуза, которая на протяжении последних десятилетий была доминирующей парадигмой, должна пересматриваться в ответ на растущие проблемы, связанные с неравенством, бедностью, изменением климата и экологическими проблемами, несмотря на значительные государственные инвестиции в науку и технологии, а также рост информационно-пропагандистской деятельности университетов, связанной с концепцией третьей миссии (предпринимательства) [5]. В данной статье предлагается альтернативная точка зрения на совершенствование инновационной политики вуза, которая основана на социальной роли вуза. По мнению авторов в основе инновационной политики вуза университетов должны быть действия, направленные на решение социальных проблем общества, что свидетельствует о том, что ключевую роль занимает подготовка и развитие человеческого капитала [5].

Политика управления человеческим капиталом также находит свое отражение в рамках программ развития университетов, участвующих в проекте «Приоритет 2030» [6]. Данный проект поддерживается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и направлен на трансформацию высших учебных заведений в центры генерации знаний и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Основными задачами при реализации данной государственной инициативы являются: увеличение числа выпускников, занятых в высокотехнологичных отраслях, повышение эффективности научно-исследовательской деятельности через развитие профессиональных компетенций и формирование среды, в которой человеческий капитал является основным драйвером инновационного развития. Таким образом, современная инновационная политика ориентирована на формирование и развитие экосистем, обеспечивающих устойчивый рост качества и потенциала человеческого ресурса как ключевого фактора развития инновационной деятельности.

Рассмотрим в таблице 1 примеры реализации основных направлений политики крупнейших университетов, участвующих в программе «Приоритет 2030», которые направлены на развитие человеческого капитала.

Таблица 1 – Направления развития человеческого капитала в российских университетах


Университет (Программа развития вуза в рамках проекта «Приоритет 2030»)
Направления развития человеческого капитала, зафиксированные в программе развития вуза в рамках проекта «Приоритет 2030»
1
НИУ ВШЭ — (https://www.hse.ru/prog2030/prog3#anc4)
Поддержка коллективных проектов, самостоятельность структурных подразделений в выборе проектов для финансирования.
Расширение кадровой базы университета за счет раннего вовлечения в научные и прикладные проекты наиболее талантливых студентов.
Гибкие профессиональные траектории, повышение профессиональных требований.
Повышение социальной ответственности вуза как работодателя.
2
РАНХиГС (https://www.ranepa.ru/prioritet-2030/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru)
Ключевая цель вуза - стать «академией талантов» для высшего образования.
Реализуются направления «Эффективный контракт», «Бренд работодателя», «Конкурентный наём», «Профессиональное и карьерное развитие» и др.
3
СПбПУ (https://strategy.spbstu.ru/userfiles/files/program_full.pdf)
Создание десятков передовых научно-исследовательских команд.
Проект «Индивидуальная исследовательская траектория для талантов бакалавриата».
Профессиональное развитие как приоритет.
4
КФУ — (https://kpfu.ru/portal/docs/F_180121171/Programma_razvitiya_22_03_2023.pdf)
Формирование положительного образа университета и повышение его привлекательности как работодателя.
Повышений требований к персоналу, привлечение специалистов-практиков.
Снижение бюрократической нагрузки, повышение компетенций менеджмента вуза, автоматизация кадровых процессов.
Привлечение молодых преподавателей для работы в вузе.
5
ТГУ — (https://priority2030.ru/analytics/j8wbik3emg/program#item_6)
«Индивидуализация и развитие талантов» - программа, обеспечивающая гибкие, модульные индивидуальные образовательные траектории.
Сетевое взаимодействие с системой общего образования для привлечения талантливой молодежи.
Создание инновационной активной среды для индивидуализации и персонализации образования.
6
РЭУ (https://рэу.рф/education/ob-universitete/prioritet-2030/programma-razvitiya-reu)
Рост доли выпускников-предпринимателей, развитие предпринимательской культуры.
Развитие гибких, практикоориентированных, адаптивных образовательных треков.
Реализация совместных программ с бизнесом.
Развитие инфраструктуры (центры коллективного пользования, инновационные лаборатории)
7
Финуниверситет
(http://www.fa.ru/univer/Documents/Prog_2030.pdf)
Формирование предпринимательского мышления, менторинг.
Повышение академической мобильности преподавателей и обучающихся.
Программы «Кадровый резерв», «Аспирантура кадрового резерва», «Наставничество».
Привлечение молодых преподавателей из числа выпускников.
8
ННГУ им. Н. И. Лобачевского (http://www.unn.ru/site/images/nniu/documents/program_2021-2030_1124.pdf)
Перехода от потребности в омоложении кадрового потенциала к политике сохранения имеющихся высококвалифицированных кадров и постоянного наращивания их компетенций.
Трансфер компетенций и создание системы профессиональных лифтов.
Создание условий для привлечения исследователей и преподавателей с опытом работы в бизнесе, на производстве.
Увеличение количества сотрудников, выполняющих экспертные функции в
социальной жизни региона.
9
УдГУ (https://priority2030.udsu.ru/politiki/politika-upravleniya-chelovecheskim-kapitalom)
Опережающее развитие компетенций персонала. Формирование корпоративной экосистемы воспроизводства и подготовки кадров.
Формирование интеллектуального ядра – выявление HiPO–сотрудников.
Привлечение молодых НПР посредством формирования трехуровневой системы выявления, закрепления и поддержки талантливой молодежи.
10
УрФУ (https://2030.urfu.ru)
Наращивание человеческого потенциала.
Вовлечение компетенций и ресурсов партнеров УрФУ в базовые процессы.
Массовое проектное обучение на базе индивидуальных траекторий.
Создание технологий выявления талантов.
Развитие коллабораций, сетевого взаимодействия для кадрового обеспечения основных процессов университета.
Источник: составлено автором

Анализируя таблицу 1, можно выделить основные аспекты управления человеческим капиталом в целях инновационного развития университетов:

1. Формирование кадрового потенциала:

- развитие программ профессионального роста сотрудников университетов;

- поддержка молодых ученых и преподавателей.

2. Совершенствование инфраструктуры для развития компетенций:

- создание центров компетенций, междисциплинарных лабораторий и исследовательских платформ;

- развитие цифровой среды для управления персоналом, мониторинга и анализа компетенций сотрудников и студентов.

3. Формирование и развитие экосистем человеческого капитала:

- развитие партнерств с бизнесом, государственными структурами и научными центрами для повышения востребованности выпускников;

- участие в социальных и образовательных проектах.

4. Развитие инноваций и студенческого предпринимательства:

- поддержка студенческих стартапов и технологических проектов;

- обучение и менторинг в области предпринимательства.

Таким образом, инновационная политика университетов в области развития человеческого капитала включает наращивание кадрового потенциала вуза, совершенствование инфраструктуры для развития компетенций, создание экосистем взаимодействия высшего учебного заведения с бизнесом и государством, а также поддержку предпринимательской культуры и студенческого предпринимательства. Такой подход позволяет университетам не только повышать профессионализм сотрудников и выпускников, но и формировать условия для инновационного роста и технологического лидерства.

Экосистемный подход к развитию человеческого капитала

В современных публикациях авторы всё чаще обращаются к исследованию роли человеческого капитала как ключевого ресурса инновационного развития, что особенно актуально в условиях возрастающей глобальной конкуренции, а также технологической, цифровой трансформации. Одной из наиболее перспективных стратегий в этом направлении является экосистемный подход, объединяющий усилия университетов, бизнеса и государства. Он рассматривает человеческий капитал как часть сложной интегрированной системы, способной адаптироваться к изменениям цифровой экономики.

Е. В. Василенко в своей работе акцентирует внимание на том, что в современных условиях роль инновационных экосистем становится ключевой в процессе развития человеческого капитала. Согласно её подходу, инновационные экосистемы представляют собой сложные интегрированные структуры, которые объединяют образовательные, научные, предпринимательские и государственные организации. Их цель — создание условий для эффективного обмена знаниями, компетенциями и ресурсами, что способствует как профессиональному росту, так и повышению конкурентоспособности человеческого капитала. [7].

В работе Козловой О. А., Антоновой О. А. также рассматриваются ключевые аспекты экосистемного подхода к изучению человеческого капитала, раскрываются взаимосвязи между человеческим капиталом, социальными институтами и инновационной средой. Особое внимание уделяется вопросам формирования экосистем, которые поддерживают развитие навыков, знаний и талантов в контексте экономических и социальных изменений. Исследователи приходят к выводу, что человеческий капитал должен рассматриваться в широком социально-экономическом контексте, где экосистемный подход позволяет глубже понять механизмы его воспроизводства и использования. [8]

Авторы Грошева Т. А., Аладко О. И. и Непрокина П. В. раскрывают современные подходы к формированию инновационно-образовательной экосистемы как инструмента для повышения качества человеческого капитала. Основное внимание авторы уделяют созданию условий для интеграции образования, науки и инновационной деятельности, а также взаимодействию университетов, бизнеса и государственных структур. В работе также подчеркивается роль университетов в создании устойчивой среды для генерации новых знаний и их применения в реальных секторах экономики. [9]

Гирш Л. В. в своей публикации подчеркивает, что эффективная инновационная экосистема становится ключевым инструментом не только для развития человеческого капитала, но и для усиления инновационного потенциала национальной экономики в целом [10].

Авторы Флек М.Б, Угнич Е.А. подчеркивают необходимость формирования эффективных экосистем для подготовки и постоянного обновления навыков кадров, а также показывают, что именно экосистемный подход позволяет гибко адаптироваться к изменениям на рынке труда, повышать производительность труда и обеспечивать устойчивое развитие [11].

Кроме того, формирование экосистем во многом поддерживается процессами цифровизации и цифровой трансформации. Вследствие внедрения цифровых технологий в высшую школу происходит структурная трансформация высших учебных заведений и их основных процессов [12].

Таким образом в современной цифровой экономике происходит переход от системных форм к экосистемным, который схематично представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Концептуальная схема, показывающая переход от систем к экосистемам в экономике

Источник: составлено автором

Рассматривая структуру и функции человеческого капитала в условиях цифровой экономики, также необходимо учитывать современные тенденции его развития и трансформации.

На рисунке 3 отражена трансформация подхода к развитию человеческого капитала.

Рисунок 3 – Схема, отражающая применение экосистемного подхода к анализу категории «человеческий капитал»

Источник: составлено автором

Профессиональный капитал приобретается и накапливается во время реализации человеком образовательного, отражающего в себе приобретение компетенций, и опыта, которые применяются человеком в ходе жизнедеятельности, в частности в профессиональной деятельности, и являются основой его дохода.

Капитал культуры рассматривается с позиции социальных контактов, способствующих передаче исторически сложившихся норм и ценностей, которые являются основными компонентами традиций, моральных устоев и стереотипов поведения компании и общества в целом.

Капитал здоровья рассматривается с позиции инвестирования в человеческий капитал как необходимость в поддержании нормальной жизнедеятельности человека, улучшения состояния его физического и психологического здоровья, влекущее за собой улучшение производительности труда. Здоровье – наиболее значимая составляющая человеческого капитала, так как именно оно обуславливает уровень вовлеченность сотрудника в профессиональную деятельность, как следствие экономическая рентабельность сотрудника для компании.

Рассматривая субъекты экономики, как источники инвестирования в человеческий капитал стоит заметить, что наблюдается перераспределение ответственности между человеком и государством за механизмы формирования и накопления человеческого капитала в образовании и здравоохранение в силу того, что значительная доля лежит на государстве, которое, в свою очередь, использует разные механизмы стимулирования накопления человеческого капитала страны.

Развитие экосистем человеческого капитала в условиях цифровой экономики

В результате исследования человеческого капитала, его структуры, функций, субъектов, оказывающих влияние на его формирование, основных стадий процесса его воспроизводства можно сделать вывод о том, что в условиях цифровой экономики и интенсивного развития технологий человеческий капитал представляет собой сложную экономическую категорию и требует развития не в рамках отдельных систем, а в рамках экосистем. Применение экосистемного подхода может обеспечить целостное исследование данной сложной категории, учитывая особенности влияния на нее цифровой экономики.

Цифровая трансформация и цифровизация, как считает большинство исследователей, не может быть сведена лишь к внедрению цифровых инструментов или технологий, она способствует глубоким институциональным изменениям, что в результате влечет необходимость соответствующего регулирования [13]. При этом появляются новые объекты для управляющего или регулирующего воздействия государства, такие как экосистемы, цифровые платформы, сети, кластеры и другие. В этих условиях государство должно проводить специальную политику в области цифровизации, осуществлять необходимые действия для снижения возможных рисков цифровой трансформации, разрабатывать нормативные акты и выбирать направления развития для достижения поставленных перед обществом целей.

Области для регулирования непрерывно расширяются, в том числе и за счёт изменения той среды, в которой происходит формирование человеческого капитала. Государство при этом стремится обеспечить условия и соответствующие правовые рамки в целях национального развития, при этом варьируется набор инструментов и степень вмешательства в зависимости от многих факторов и параметров. В связи с этим возникают определенные трудности по адаптации существующих форм регулирования применительно к новым технологиям и институциональным условиям. Все это влечет за собой необходимость расширения традиционного правового поля, новых подходов и быстрого реагирования на изменения, происходящие в обществе.

Применяя экосистемный подход к регулированию тех областей, где формируется человеческий капитал, можно комплексно подойти к этим процессам, выйти за рамки определенных систем и структур, и ориентироваться на сложные социо-экономико-технические процессы. На рисунке 4 представлены основные нормативные акты и инструменты государственной политики, направленной на развитие экосистемы человеческого капитала в условиях цифровой экономики.

Рисунок 4 – Схема, определяющая направления государственной политики по развитию экосистемы человеческого капитала в условиях цифровой экономики

Источник: составлено автором на основе [14-19]

На рисунке 4 представлена систематизация основных направлений политики в области развития экосистем человеческого капитала и их цифровизации и цифровой трансформации. Можно сделать вывод, что государственная инновационная политика, направленная на развитие человеческого капитала в цифровой экономике, представляет собой сложную систему, включающую многоуровневые, многоцелевые и межотраслевые нормативные акты. Она формируется не только с учетом различных уровней власти (федерального, регионального, местного), но и отраслевых особенностей, связанных с приоритетами, инструментами и методами. Такое регулирование требует гибкости, адаптивности, стратегической направленности и баланса между государственными и рыночными механизмами. Однако, поскольку принятие нормативных актов происходит одновременно на разных уровнях власти и в разных сферах, это часто приводит к противоречиям, пробелам, отсутствию системности и затрудняет процесс планирования цифровой трансформации данной экосистемы.

Заключение

Таким образом, анализ литературы, нормативно-правовых актов и обзор практики формирования политики вузов в рамках проекта «Приоритет 2030» показали, что инновационная политика в современных условиях представляет собой набор мер и инструментов, направленных на развитие человеческого капитала, обеспечение технологического прогресса и усиление роли вузов в социально-экономическом развитии. В современных условиях университеты не только способствуют генерации новых знаний и технологий, но и выступают как центральные элементы инновационных экосистем, проводят собственную инновационную политику, что позволяет создавать благоприятные условия и инновационную среду для подготовки высококвалифицированных специалистов, развития стартапов и реализации технологических проектов.

Представленная в исследовании схема, отражающая применение экосистемного подхода к анализу категории «человеческий капитал», обладает практической значимостью для управления, проектирования и развития экосистемы человеческого капитала в условиях современной цифровой экономики. Применение экосистемного подхода позволяет учитывать многоуровневые и межсекторные взаимосвязи между участниками процесса формирования человеческого капитала, такими как государство, бизнес, университеты, общество.

В работе были проанализированы программы развития десяти крупных университетов, реализуемые в рамках проекта «Приоритет 2030» и выявлены направления инновационной политики в области развития человеческого капитала, которые включают:

- наращивание кадрового потенциала вуза;

- совершенствование инфраструктуры для развития компетенций;

- создание экосистем взаимодействия высшего учебного заведения с бизнесом и государством;

- поддержку предпринимательской культуры и студенческого предпринимательства.

Сделан вывод о том, что одним из важнейших направлений инновационной политики является развитие человеческого капитала через экосистемные формы организации деятельности вузов. Экосистемный подход выступает важным инструментом для интеграции вузов в инновационные процессы, укрепляя их роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики. В условиях цифровой экономики развитие инновационных экосистем является неотъемлемым элементом современной государственной и университетской политики, направленной на развитие человеческого капитала в целях обеспечения социально-экономического роста. Университеты, используя экосистемный подход, формируют соответствующую инновационною политику, становятся ключевыми площадками для формирования кадрового потенциала, интеграции науки, образования и бизнеса, а также генерации и внедрения инноваций.

Предложенная схема, определяющая направления государственной политики по развитию экосистемы человеческого капитала в условиях цифровой экономики, имеет практическую значимость. Она позволяет систематизировать приоритеты, инструменты и механизмы, которые государство может использовать для создания благоприятных условий развития человеческого капитала как ключевого фактора инновационного роста. Схема служит инструментом для разработки более целостной и эффективной стратегии государственной политики, учитывающей особенности цифровой экономики, необходимость межсекторного взаимодействия и трансформации традиционных моделей подготовки кадров. Кроме того, ее использование может способствовать устранению нормативных и институциональных пробелов, повышению гибкости и адаптивности политики, а также формированию стратегического видения развития человеческого капитала.

Дальнейшие исследования в области инновационной политики университетов позволят более глубоко понять механизмы формирования и реализации стратегий, направленных на развитие человеческого капитала, укрепление взаимодействия университетов с внешними акторами и интеграцию инновационных подходов в процессы университетов. Такой подход будет способствовать созданию эффективных моделей управления университетскими экосистемами, повышению конкурентоспособности вузов, а также адаптации их к требованиям цифровой экономики.


Страница обновлена: 20.12.2024 в 11:18:20