Стратегии государственной макроэкономической политики на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна

Шер М.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать:
Шер М.Л. Стратегии государственной макроэкономической политики на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 39-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693795
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автор исследует вопросы, которые связаны со стратегиями государственной макроэкономической политики на рынке посреднических услуг. Следует подчеркнуть, что основные вопросы исследования касаются инновационных продуктов. Поэтому развитие рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна возможно с учетом государственных стратегий.

Ключевые слова: рынок, стратегия, посреднические услуги, институциональная среда, институты, индифферентная редукция



Процесс становления рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна России происходит в неадекватной институциональной среде, основными характеристиками которой являются:

- доминирование институтов индустриального характера, сложившихся в условиях административно-командной системы (государственного патронажа над бизнесом, разветвленной системы социальных льгот, фабричной коллективности и др.);

- устойчивое преобладание института власти над институтом собственности (экономические ресурсы распределяются под жестким контролем государственной власти; собственность рассматривается как служебная функция; экономическая власть, вырастающая на основе консолидации прав собственности, оценивается как враждебное по отношению к институту государственной власти начало и т.п.);

- отторжение инноваций, связанных с постиндустриальным развитием и высокими технологиями (господство рентоориентированного типа воспроизводства ведет к отчуждению предпринимательства, ориентированного на извлечение дохода от прорывных, революционизирующих производство инноваций) [1];

- неразвитость институтов фондового рынка и инвестиционного процесса, вследствие чего инвесторы вынуждены ограничиваться прямыми инвестициями в капитал и не использовать современные механизмы инвестирования через ценные бумаги, в то время как высокотехнологичный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой ориентирован именно на такие механизмы инвестирования;

- медленно снижающееся налоговое бремя (в 2005 году – около 55%, в 2010 году – около 46% всей добавленной стоимости), которое тяжелее всего ощущается субъектами высокотехнологичного бизнеса, несущими дополнительные риски и более высокую инвестиционную нагрузку на совокупный доход;

- отсутствие последовательной промышленной, инвестиционной и макроэкономической политики российского государства.

Среда и порядок

За годы рыночных преобразований неоднократно менялись стратегические ориентиры, организационные структуры и состав тактических инструментов государственной экономической политики; более того, промышленная, инвестиционная и макроэкономическая составляющие последней развивались автономно, а иногда вообще двигались в различных направлениях (в последнем случае характерен период 1996-98 гг., когда интенсивное подавление инфляции сопровождалось ускоренным ростом государственного долга и приватизацией наиболее доходных государственных промышленных предприятий).

Институциональная среда рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов имеет более или менее сформировавшуюся структуру. Структурно-функциональный подход к ее изучению включает два аспекта. Во-первых, требуется выяснение компонентов, составляющих данную систему, и определение закономерных связей между ними (структурный аспект) [2]. Во-вторых, необходимо изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы в целом (функциональный аспект). Для решения этой задачи оптимально подходит определение «институциональной структуры», данное М.М. Скоревым, в котором это понятие трактуется как «определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации экономических агентов» [3].

На основе вышесказанного можно сформулировать требования к институциональной среде рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов:

– направленность на достижение желаемых результатов в соответствии с господствующей общественной идеологией, представленной неформальными (ценностными) институтами макроуровня;

– наличие плотности, обеспечивающей достаточную силу регулирующего воздействия на экономические отношения, при этом низкая плотность на верхних уровнях среды для обеспечения эффективной работы рынка посреднических услуг должна быть компенсирована институтами микроуровня;

– информационная доступность для участников трансакций, обеспечивающаяся на всех институциональных уровнях;

– достаточная простота для понимания большинством экономических агентов, предусматривающая однозначность понимания правил и норм и служащая гарантией от размывания формальных институтов;

– адаптивность институциональных сред более низкого уровня к изменениям институциональных сред более высокого уровня.

Политика в последствиях

Анализ экономическими агентами характеристик институциональной среды рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов, в которой реализуется их деятельность, имеет принципиальное значение как для выработки стратегии развития современных посреднических организаций, так и для формирования условий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии.

Если принять за основу период после 2008 года, для которого характерны формирование условий выхода из системного кризиса и обеспечения экономического роста, а также относительная стабилизация государственной экономической политики, то применительно к процессу развития рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна можно идентифицировать в этот период конкретную стратегию макроэкономической политики российского государства. Конституирующими признаками указанной стратегии являются:

- наличие неорганизованной (неинтегрированной в состав корпоративной или иной прочной организационной структуры) совокупности точек роста производства высокотехнологичных продуктов переработки зерна [4];

- реставрация сильной административной вертикали государственной власти, переплетающаяся с сохранением масштабного комплекса прав собственности государства в сфере производства и переработки зерна;

- консервативная позиция государства в указанной сфере (политика обеспечения продовольственной безопасности ограничивается сохранением массива прав собственности государства на элеваторы, хлебозаводы, спиртзаводы и ряд других объектов, созданных в рамках индустриального развития зернового комплекса, но не распространяется на государственное инвестирование и формирование принадлежащих государству прав собственности в высокотехнологичном секторе, создаваемом в условиях постиндустриального развития);

- сохранение налогового бремени, несоразмерного с доходным потенциалом переживающего период становления бизнеса в сфере производства высокотехнологичных продуктов переработки зерна (несоразмерность налогового бремени и доходного потенциала обеспечивается не только за счет наличия высоких рисков, связанных с инновациями, но и за счет игнорирования необходимости предоставления инновационному бизнесу налоговых преференций; в работе анализируются механизмы и последствия отмены практически всех льгот по налогу на прибыль организаций после введения в действие 25 главы НК РФ);

- сворачивание функционально необходимого бюджета развития в составе федеральной и региональной составляющей государственного бюджета. Бюджет развития не только организационно консолидировал инвестиционные ресурсы государства, но и стратегически ориентировал совокупность данных ресурсов на решение приоритетных народнохозяйственных задач. Эти функции не может реализовать совокупность локальных и конкурирующих между собой государственных программ инвестирования.

Приведенная выше совокупность конституирующих признаков позволяет квалифицировать данную стратегию государственной макроэкономической политики как стратегию индифферентной редукции. В работе установлены основные социально-экономические последствия ее реализации на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна:

- подрыв вследствие неправомерности налогового бремени и недостаточности инвестиционных потоков ресурсной и инвестиционной базы высокотехнологичного сектора зернового комплекса;

- утверждение в данном секторе суженного типа воспроизводства, обрекающего инновации на затухание, а человеческий капитал – на отток в другие сектора хозяйствования, для которых характерен расширенный тип воспроизводства;

- формирование и социальное закрепление рентоориентированной модели экономического поведения хозяйствующих в данном секторе субъектов и его потенциальных инвесторов. Рентоориентированное поведение подрывает механизм инновационного воспроизводства и нацеливает участников бизнеса на извлечение гарантированного дохода.

Выводы

Анализ экономическими агентами характеристик институциональной среды рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов, в которой реализуется их деятельность, имеет принципиальное значение как для выработки стратегии развития современных посреднических организаций, так и для формирования условий, обеспечивающих реализацию государственных стратегий.


Источники:

1. Березовская Н. Инновационные аспекты экономического развития [Текст] // Вопросы Экономики, 2002, №3.
2. Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика [Текст] // Вопросы экономики, 2003, №2.
3. Ершова Г. Поддержка инновационного предпринимательства [Текст] // Экономист, 2001, №5.
4. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития [Текст] / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько и др. – М.: Машиностроение-1, 2007.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:26:40