Анализ рынка спирулины как инновации функциональных продуктов питания

Козлова О.А.1, Сухостав Е.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Козлова О.А., Сухостав Е.В. Анализ рынка спирулины как инновации функциональных продуктов питания // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 707-720. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121568.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71963607

Аннотация:
Развитие и применение альтернативных источников сырья и состава пищевых продуктов является одной из ключевых стратегий развития инновационных подходов в агропродовольственном секторе, что и отражено в рамках технологической инициативы – фуднет (Foodnet), стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года и других правовых инициативах государства. В статье рассматривается возможность использования одного их новых продуктов в области функционального питания – спирулины, исследования в области производства, переработки и применения которого, на данный момент, являются открытыми для интеграции наукоемких технологий. Результаты проведенного анализа спроса и предложения, прогнозируют высокий рост перспективного рынка продуктов из спирулины как в России, так и за рубежом. Рассмотрев запросы со стороны потребителей, представленность ассортиментных групп на рынке, основные каналы сбыта отмечена положительная динамика качественного восприятия потребления спирулины, однако отмечаются и ограничения по производству продукции в стране. Все данные характеристики демонстрируют первый этап формирования инновационного рынка с учетом жизненного цикла отрасли, и требуют определенных превентивных мер

Ключевые слова: продовольственные инновации, функциональные продукты, спирулина,альтернативный белок, исследование рынка

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение.

В последнее время продовольственный рынок претерпевает существенные изменения, которые связаны с рядом внешних факторов, среди которых наиболее значимыми являются информационно-технологические и социально-демографические. Инновации в области пищевых технологий способствуют разработке новых функциональных ингредиентов, что определяет вывод на рынок более эффективных и полезных для здоровья населения продуктов питания [16]. Рыночный спрос обеспечивают потребители, которые все чаще расставляют приоритеты в повышении качества жизни, упреждение заболеваний, и формируют потребности в профилактических и персонализированных решениях по питанию. Развитие электронной коммерции и специализированных маркетплейсов сделали функциональные продукты и добавки более доступными, расширяя рыночный охват и стимулируя продажи.

Прогнозируя мировой рост рынка функциональных продуктов, по данным Futute Data Stats, ожидается, что к 2030 году он будет оцениваться в 285,4 млрд. долларов с совокупным годовым темпом роста в 8,5% [20].

Потенциал для формирования инновационных рынков питания в будущем признан на государственном уровне и в России. В соответствии со Стратегией повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1364-р [12], разработаны меры, позволяющие создать условия для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, в том числе специализированных, функциональных и обогащенных, органических пищевых продуктов.

Несмотря на новизну тематики, вопросы формирования и развития рынка функциональных продуктов питания в контексте общей характеристики международного и российского рынков рассматривались Молибогой Е.А. с соавторами [10]. Сегментация и структура российского рынка здорового питания в долях продукции, а также структура потребления функциональных пищевых продуктов отражена в исследованиях Асякиной Л.К., Степановой А.А., Тамарзиной Т.В. и др. [1]. Проблематику взаимодействия и единства цепочки между проведения научных инновационных исследований в области функиональных продуктов питания и выведением продукции на рынок выделили в своей публикации Борисова А.В., Шаярова М.В., Шишкина Н.Ю. [4].

Рынок функционального питания охватывает широкий спектр продуктов и важно выбрать наиболее эффективные инновации для выведения на рынок [13]. Несмотря на разнообразие исследований в области функционального питания, по ряду продукций эти данные достаточно ограничены. Представленный в статье анализ направлен на то, чтобы заполнить данный пробел по одному из таких продуктов как спирулина. Как отмечает исполнительный директор компании «Эфко» Иванов С. «…нужны прорывные технологии для создания продуктов из новых источников белков и жиров. Например, в некоторых водорослях, в частности в спирулине, содержится до 70% белков. Производство таких продуктов существенно дешевле и позволит обеспечить население важными для здоровья микроэлементами» [2].

Целью данного исследования является оценка общего состояния развития рынка спирулины в мире и России, с анализом ключевых производителей, видов выпускаемой продукции и основными каналами сбыта.

Элементы научной новизны отражены в обобщении факторов, влияющих на формирование рынка спирулины как инновации функциональных продуктов питания.

Анализируя как существующие тренды, так и появляющиеся тенденции, исследование дает информацию, которая позволит формировать будущие рыночные стратегии всем группам стейкхолдеров при формировании рынка.

Материалы и методы. При изучении теоретических аспектов вопроса развития рынка спирулины использовался монографический метод. Основой исследования является сбор вторичной информации на основе открытых источников, системный анализ, с применением статистических методов обработки информации. Дополнительно использовался современные методы онлайн исследования – нетнографии, при анализе поведения потребителей в информационной среде Интернет; результаты запросов потребителей на Яндекс Вордстат.

В ходе написания данной статьи, информационная база исследований формировалась на основе данных официальных сайтов исследовательских агентств, нормативно-правовых документов, справочных материалов.

Результаты. Ретроспективный анализ исследований в области анализа возможностей использования спирулины как продукта с дополнительными полезными свойствами, помимо традиционной пищевой ценности, показал, что и ранее рассматривались возможности использования спирулины в разных продуктах. Так, в работе Корзун В.Н. (1998) определен потенциал использования спирулины в производстве сухих завтраков [7], Лямин М.Я. с соавторами (2008) рассматривал данную водоросль как перспективное направление кормопроизводства [9], Коновалов С.А., Коновалова О.А., Заболотных М.В. (2017) изучали вопрос использования биологически активных комплексов на основе микроводоросли спирулины в производстве продуктов питания специализированного назначения [6], Крылова Л.В. и Чубучная Г.Е. (2019) определили в целом полезные свойства спирулины, как источника функционального питания [8].

На сегодняшний день интерес к использованию данной водоросли при разработке инновационных пищевых продуктов только возрастает, о чем свидетельствует анализ мирового рынка.

По данным зарубежного консалтингового агентства, к 2030 году объем продаж достигнет около 1,2 млн. долларов, а среднегодовой темп роста составит 10,4 %, что определяет данный рынок как один из быстрорастущих. При этом самые быстрые темпы роста рынка спирулины будут наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, растущее число веганов и возрастающие проблемы со здоровьем повышают спрос среди населения, а соответственно возрастает стоимость спирулины на мировом рынке [20].

Возрастающий спрос на пищевые добавки с натуральными ингредиентами и широкое применение спирулины в производстве продуктов питания и напитков, а также в биотехнологической промышленности являются основными факторами, стимулирующими рост мирового рынка спирулины. Кроме того, ожидается, что расширение научно-исследовательской деятельности крупных игроков в целях разработки продуктов и внедрения инновационных решений будет способствовать сегментированию по использованию и росту целевого рынка.

На данный момент можно представить следующую общую характеристику производства и применения спирулины по виду производства, типу применения и видам продукции, что и отражено в таблице 1.

Таблица 1 – Общая характеристика по производству и применению спирулины

Общая характеристика
По виду производства
По применению
Виды продукции из спирулины
Спирулина — это уникальная микроводоросль, богатая растительным белком, хлорофиллом, витаминами группы B, C, D, A и Е, йодом, фосфором, калием и другими минералами, а также мощным иммуностимулятором — фитоцианом. Спирулина на 68% состоит и из белка, причем по содержанию аминокислот она превосходит другие белки растительного происхождения.
- промышленное культивирование;
- сбор в природных водоемах
- продукты питания и напитки;
- пищевые добавки и фармацевтические препараты;
- корма для животных;
- косметика и средства личной гигиены.
- порошок;
- таблетки и капсулы;
-гранулы и желирующие добавки;
- в замороженном виде;
- в сушеном виде.
Источник: составлено автором по данным [6,8,18]

Широкий спектр применимости спирулины складывается из двух основных направлений: использование самой биомассы и использование биомассы спирулины как сырья для получения каких-либо ценных веществ.

Производство водорослей спирулина, которые являются богатым источником белка, в последние годы увеличилось. Это совпало с увеличением спроса на альтернативный белок, что привело к развитию отрасли. Из-за этого пищевые компании начали продавать белки, полученные из различных источников, включая белки, полученные из животных, растений, одноклеточных организмов и спирулины. Макароны, суши и вяленое мясо – это лишь несколько примеров новых продуктов питания, которые были произведены для потребителей на основе спирулины [19].

Инновационным направлением на рынке спирулины является также выведение голубой спирулины, которая содержит концентрированное количество вещества – фикоцианина, и при этом имеет более мягкий или даже нейтральный вкус, что делает его оптимальным ингредиентом для дальнейшего использования [21].

Сегодня на российском рынке спирулина представлена как зарубежными, так и отечественными производителями. Среди иностранных брендов можно выделить следующие: «NOW», «Swanson health products», «Solgar», «Nutrex Hawaii», «Earthrise».

В России производство спирулины по своей сути ограничено тремя ведущими российскими производителями: «Биосоляр МГУ», «В-МИН» («Спирулина ВЭЛ»), «Агро-Виктория» («Спирулина-Сочи»). Положительной стороной производства является то, что для их выращивания требуется меньше площади. Например, 1 кг белка из водорослей может быть произведен на площади в 1,6 м2 (для сравнения: для производства такого же количество белка в свиноводстве потребовалось бы около 50 м2). Водоросли культивируют в открытых бассейнах, трубах или мешках, а также в закрытых емкостях [14]. Имеются также исследования о возможности использования спирулины из озер в Сибири [3].

Однако промышленные установки для выращивания и переработки водорослей в больших объемах еще не разработаны окончательно. И это остается еще одним открытым вопросом инновационных технологий для формирования рынка в будущем. Ведь при таких темпах роста мирового рынка, есть больший потенциал для развития данного агропродовольственного сектора.

Тем не менее, представленность разнообразной продукции из спирулины на рынке довольна разнообразна и дает потребителю весомый выбор.

Доминирующим каналом реализации спирулины являются маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет. Авторы статьи отмечают, что на маркетплейсах представлено свыше 60 брендов спирулины, которые предлагают к покупке около 100 продавцов. Помимо маркетплейсов спирулина доступна в продаже в аптечных сетях, в частности таких как Еаптека, Аптека.ру, Здравсити, ГорЗдрав, Магнит Аптека, Аптека 36,6, Аптека Медси, Планета Здоровья, Неофарм, Апрель, Живика, Фармакопейка и др. А также потребители могут совершить покупку спирулины в интернет-магазинах здорового питания и пищевых добавок.

В качестве преобладающей формы выпуска выступают таблетки и капсулы 87%, далее следуют порошки 7% и сиропы 6% (рисунок 1).

Рисунок 1 – Формы выпуска спирулины.

Источник: составлено автором по данным [15, 17, 18].

В категории «таблетки и капсулы» большинство позиций представлено в форме таблеток. При этом свойственный спирулине запах, который потребители отмечают как неприятный, более явно, согласно отзывам покупателей, выражен в таблетках.

Также стоит отметить, что производители и продавцы предлагают к покупке смешанные составы, содержащие спирулину. В частности, выделим пищевую добавку, включающую сочетание «спирулина и хлорелла», преобладающую на рынке. Помимо вышеуказанного встречаются смеси спирулины с ламинарией, селеном, L-карнитином, хромом.

Как отмечают производители, самой редкой формой биологически активной спирулины, имеющийся на рынке, являются ее живые клетки. И, например, компания Инфинити получила эксклюзивное право на инновационное производство и реализацию запатентованной разработки ученых МГУ – живой спирулины в сиропе топинамбура [11].

Кроме того, на таких маркетплейсах как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет представлены готовые продукты, в основе состава которых присутствует спирулина: зубная паста, косметические средства, корма для животных.

Объем упаковки при реализации спирулины доступен к покупке в следующих вариациях: в форме порошка наибольшая представленность 100 гр, а также 180 гр, 300 гр; в форме сиропа - 250 мл, а также 150 мл, 380 мл, 500 мл; в форме таблеток и капсул от 60 до 1600 таблеток в упаковке.

На исследуемом рынке спирулины важно уделить внимание и упаковке товара, так как она играет также важную роль в обеспечении продуктовых инноваций при формировании рынков, и позволяет не только расширять ассортимент продукции, но и улучшать условиях хранения и транспортировки [5]. Внедрение новых технологий упаковки, предоставляет возможность компаниям адаптироваться к изменяющимся потребительским предпочтениям и соответственно повышать свои конкурентные преимущества.

Упаковка спирулины представляет собой преимущественно пластиковую банку, дой-пак или зип-лок пакеты, реже картонную упаковку или какую-либо другую тару. В данном контексте необходимо добавить, что производители используют в том числе прозрачную тару, что имеет место и для пластиковых банок, и для различного вида пакетов. Это позволяет потребителю изначально видеть качество товара. Тем не менее, исследования, направленные на то, что замороженная спирулина сохраняет больше полезных веществ, привели к необходимости использования нового типа упаковки, условий хранения и соответственно транспортировки и продажи.

В целом маркетинговые функции упаковки направлены на подчеркивание

натуральности продукта конкретного производителя с помощью использования слов «organic», «bio», «натуральный», «премиум» или содержит краткие данные, фразы о пользе спирулины такие как: «укрепление иммунитета», «детокс организма», «улучшение пищеварения», «энергия», «коррекция веса», «улучшает обмен веществ», «выводит токсины», «повышает выносливость», «поддерживает иммунитет» и прочее [15, 17, 18].

На основе проведенного исследования современным методом нетнографии, в основу которого были заложены 10 000 отзывы потребителей о продукте на крупных маркетплейсах, таких как Wildberries, Ozon за 2023-2024 гг., можно отметить, что 97% отзывов в целом о продукте положительные и потребители признают важность его использования в питании. Останавливая внимание на пользе спирулины, потребители в отзывах отмечают, что приобретают спирулину с целью контроля аппетита, снижения веса, улучшения состояния кожи, поднятия показателя железа в организме, поддержания иммунитета.

Возрастающая популярность спирулины подтверждается и увеличением количества различных поисковых запросов. Так, согласно сервису Яндекс Вордстат, потенциальные потребители интересуются преимущественно пользой от приема спирулины, инструкцией по применению, отзывами других пользователей.

Ценовые предложения спирулины варьируются в среднем от 200 руб. до 3 000 руб. Значительная градация цены связана с различием форм выпуска, объема упаковки, составом (наличием дополнительных веществ в составе помимо спирулины), популярностью бренда на рынке здорового питания и пищевых добавок.

Для проведения более углубленного сравнительного анализа рассмотрим несколько конкретных брендов спирулины более детально в рамках отдельных критериев. Для проведения анализа выбраны популярные зарубежные и российские производители спирулины (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнительный анализ брендов спирулины

Бренд
NOW
Swanson
Биосоляр МГУ
Спирулина ВЭЛ
Производитель
NOW Foods
Swanson Health Products
Биосоляр МГУ
В-МИН
Страна
США
США
Россия
Россия
Преимущественная форма выпуска
таблетки
таблетки
сироп
таблетки
Преимущественный вид упаковки
пластиковая банка
пластиковая банка
пластиковая банка
картонная упаковка
Объем упаковки
100 таблеток
по 500 мг,
200 таблеток
по 500 мг,
120 таблеток
по 1000 мг
180 таблеток
по 500 мг
250 мл,
380 мл,
500 мл
60 таблеток
по 500 мг,
120 таблеток
по 500 мг
Цена
от 700 руб.
до 2500 руб.
от 1300 руб.
до 1700 руб.
от 700 руб.
до 1900 руб.
от 200 руб.
до 600 руб.
Каналы реализации
Ozon,
Wildberries,
Яндекс Маркет,
интернет-магазины,
аптечные сети
Ozon,
Wildberries,
Яндекс Маркет,
интернет-магазины,
cайт Swanson (swanson.su)
Ozon,
Wildberries,
Яндекс Маркет, сайт ООО «БИОСОЛЯР МГУ» (spirulina-mgu.ru)
Ozon,
Wildberries,
Яндекс Маркет,
аптечные сети
Другие продукты производителя
большое количество различных пищевых добавок
большое количество различных пищевых добавок
отсутствуют
спирулина
с селеном, гепавит, чистовит
Источник: составлено автором по данным [15, 17, 18].

На основании сравнительного анализа брендов спирулины отметим, что ведущие производители спирулины выпускают пищевую добавку преимущественно в форме таблеток, используя в качестве упаковки пластиковые банки. Стоимость спирулины в среднем варьируется от 200 до 2500 руб. в зависимости от объема упаковки. Ведущими каналами реализации являются маркетплейсы, позволяющие охватить широкую аудитории потребителей. Помимо этого, большинство представленных в таблице производителей реализуют спирулину посредством аптечных сетей. Зарубежные представители пользуются возможностью продажи спирулины через различные интернет-магазины пищевых добавок и здорового питания. Также целесообразно обратить внимание на другие продукты, выпускаемые рассматриваемыми производителями спирулины. Для зарубежных представителей в этом контексте характерен широкий ряд позиций различных пищевых добавок, спортивного питания и косметических средств. Российские производители спирулины имеют более узкий профиль, что выражается либо в небольшом количестве прочих позиций, либо в полном их отсутствии.

Выводы.

Как отмечают специалисты, к 2050 году человечеству потребуется дополнительно 265 млн тонн белка ежегодно. Чтобы сегодня обеспечить растущее мировое население полноценным белком, нужны инновационные подходы [14]. Одним из таких альтернативных вариантов является спирулина, которая также содержит в себе большое количестве микроэлементов и витаминов. В целом, спирулина демонстрирует большие перспективы как функциональный продукт питания, предлагая богатый источник питательных веществ и потенциальную пользу для здоровья. При дальнейших исследованиях и инновациях это может сыграть важную роль в содействии здоровым привычкам питания и улучшению общего благополучия населения страны.

Как показывает общий анализ формирования рынка в России и за рубежом, спрос только возрастает со стороны потребителей и ожидаемый высокий темп роста делает производство спирулины одним из перспективных бизнесов при производстве разных ассортиментных групп.

Однако в настоящее время требуется стимулирование процессов научных исследований в области производства и переработки данного типа микроводорослей, а также консолидаций усилий с бизнесом по внедрению инноваций в производство и выведения на рынок. В будущем это позволит занять рыночную нишу на быстрорастущем рынке и стать конкурентоспособными на рынке альтернативных продуктов питания.


Источники:

1. Асякина Л.К., Степанова А.А., Тамарзина Т.В., Лосева А.И., Величкович Н.С. Российский рынок функционального питания для здорового образа жизни человека // Социально-экономический и гуманитарный журнал. –2022. – № 3. – С. 29-41. – doi: 10.36718/2500-1825-2022-3-29-41.
2. Африка, биотех, экология: тренды продовольствия в России к 2040 году. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/64d5f05e9a79475e132dd2ee (дата обращения: 20.06.2024).
3. Баженова О.П., Коновалова О.А., Михайлов В.В., Бойко Т.В. Экологическое состояние и биоресурсы озера Солёного (г. Омск): монография. – Омск: Омский ГАУ, 2023. – 108 с.
4. Борисова А.В., Шаярова М.В., Шишкина Н.Ю. Функциональные продукты питания: связь между теорией, производством и потребителем // Новые технологии. – 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 21–32. – doi: 10.47370/2072-0920-2021-17-1-21-32
5. Козлова О.А., Нечаева Е.В. Инновации в системе маркетингового управления товарным ассортиментом предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. – № 4. – С. 310-318.
6. Коновалов С.А., Коновалова О.А., Заболотных М.В. К вопросу о использовании биологически активных комплексов на основе микроводоросли спирулины (артроспиры) в производстве продуктов питания специализированного назначения // Перспективы производства продуктов питания нового поколения: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф.с международным участием, посвященной памяти профессора Сапрыгина Г.П. (13-14 апреля 2017) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Омск: ФГБОУ ВО Омский ГАУ. – 1 электрон. опт. диск. (CD-R). –– Загл. с экрана. – Омск – с. 568.
7. Корзун В.Н., Ковбаса В.Н., Миронова Н.Г. Использование спирулины в производстве сухих завтраков // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. – 1998. – № 7. – С. 43-45.
8. Крылова Л.В., Чубучная Г.Е. Спирулина как источник функционального питания // Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг: матер. Χ междунар. научно-практ. конференции, посвященной 100-летию Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Под редакцией О.В. Евдокимовой, Т.Н. Лазаревой. - 2019. – С. 76-85
9. Лямин М.Я., Чернова Н.И., Зайцев С.И. Промышленное производство спирулины как перспективное направление кормопроизводства и повышение качества питания человека // Агробизнес-Россия. – 2008. – № 5. – С. 60-62.
10. Молибога Е.А., Сухостав Е.В., Козлова О.А., Зинич А.В. Анализ рынка функционального питания: российский и международный аспект // Техника и технология пищевых производств. – 2022. – Т. 52. – № 4. – С. 775-786. – doi: 10.21603/2074-9414-2022-4-2405.
11. Производство спирулины МГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://foodnext.ru/proizvodstvo (дата обращения: 20.06.2024).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1364-р. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200636/ (дата обращения: 14.06.2024).
13. Рынок функционального питания в России: особенности и сложности развития. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/44397-rynok_funkcionalnogo_pitaniya_v_rossii (дата обращения: 20.06.2024).
14. Соколов И. Альтернативный подход. Компании ищут новые источники кормового белка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/30768-alternativnyy-podkhod/ (дата обращения: 20.06.2024).
15. Спирулина МГУ. Официальный сайт ООО «Биосоляр МГУ». [Электронный ресурс]. URL: https://spirulina-mgu.ru/?ysclid=lyg0715lfk564669174 (дата обращения: 25.05.2024).
16. Стешиц О. Анализ тенденций мирового рынка продовольствия и его новых развивающихся сегментов // Аграрная экономика. – 2023. – № 5 (336). – С.81–93. – doi: 10.29235/1818-9806-2023-5-81-93
17. Экология питания. Спирулина ВЭЛ. [Электронный ресурс]. URL: https://ecopit.ru/catalog/spirulina/ (дата обращения: 25.05.2024).
18. Acumen: Spirulina market size – global industry, share, analysis, trends and forecast 2022-2030 [Электронныйресурс]. URL: https://www.acumenresearchandconsulting.com/spirulina-market (датаобращения: 25.05.2024).
19. AlFadhly N.K.Z., Alhelfi N., Altemimi A.B., Verma D.K., Cacciola F., Narayanankutty A. Trends and technological advancements in the possible food applications of spirulina and their health benefits: a review // Molecules. – 2022, – № 27. – p. 5584. – doi: 10.3390/molecules271755
20. Functional food market size, share, trends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.futuredatastats.com/functional-food-market (дата обращения: 20.06.2024).
21. Razali N. Rhythm in blue: Blue spirulina firm to enter South East Asia, introduce new blends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nutraingredients-asia.com/Article/2022/08/23/blue-spirulina-supplement-firm-prepares-for-asia-expansion-in-2023/ (дата обращения: 14.06.2024)

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:45:25