Strategies of State Macroeconomic Policy on Intermediary Service Market of High-Tech Products of Grain Processing

Marina Sher

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 / May, 2012

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17693795
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
Author researches issues connected with strategies of state macroeconomic policy on intermediary service market. It should be specified that main questions of research connected with innovative products. Accordingly development of intermediary service market in a field of high-tech products of grain processing is possible with utilization of state strategies.

Keywords: strategy, institutions, market, intermediary services, indifferent reduction, institutional area



Процесс становления рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна России происходит в неадекватной институциональной среде, основными характеристиками которой являются:

- доминирование институтов индустриального характера, сложившихся в условиях административно-командной системы (государственного патронажа над бизнесом, разветвленной системы социальных льгот, фабричной коллективности и др.);

- устойчивое преобладание института власти над институтом собственности (экономические ресурсы распределяются под жестким контролем государственной власти; собственность рассматривается как служебная функция; экономическая власть, вырастающая на основе консолидации прав собственности, оценивается как враждебное по отношению к институту государственной власти начало и т.п.);

- отторжение инноваций, связанных с постиндустриальным развитием и высокими технологиями (господство рентоориентированного типа воспроизводства ведет к отчуждению предпринимательства, ориентированного на извлечение дохода от прорывных, революционизирующих производство инноваций) [1];

- неразвитость институтов фондового рынка и инвестиционного процесса, вследствие чего инвесторы вынуждены ограничиваться прямыми инвестициями в капитал и не использовать современные механизмы инвестирования через ценные бумаги, в то время как высокотехнологичный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой ориентирован именно на такие механизмы инвестирования;

- медленно снижающееся налоговое бремя (в 2005 году – около 55%, в 2010 году – около 46% всей добавленной стоимости), которое тяжелее всего ощущается субъектами высокотехнологичного бизнеса, несущими дополнительные риски и более высокую инвестиционную нагрузку на совокупный доход;

- отсутствие последовательной промышленной, инвестиционной и макроэкономической политики российского государства.

Среда и порядок

За годы рыночных преобразований неоднократно менялись стратегические ориентиры, организационные структуры и состав тактических инструментов государственной экономической политики; более того, промышленная, инвестиционная и макроэкономическая составляющие последней развивались автономно, а иногда вообще двигались в различных направлениях (в последнем случае характерен период 1996-98 гг., когда интенсивное подавление инфляции сопровождалось ускоренным ростом государственного долга и приватизацией наиболее доходных государственных промышленных предприятий).

Институциональная среда рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов имеет более или менее сформировавшуюся структуру. Структурно-функциональный подход к ее изучению включает два аспекта. Во-первых, требуется выяснение компонентов, составляющих данную систему, и определение закономерных связей между ними (структурный аспект) [2]. Во-вторых, необходимо изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы в целом (функциональный аспект). Для решения этой задачи оптимально подходит определение «институциональной структуры», данное М.М. Скоревым, в котором это понятие трактуется как «определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации экономических агентов» [3].

На основе вышесказанного можно сформулировать требования к институциональной среде рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов:

– направленность на достижение желаемых результатов в соответствии с господствующей общественной идеологией, представленной неформальными (ценностными) институтами макроуровня;

– наличие плотности, обеспечивающей достаточную силу регулирующего воздействия на экономические отношения, при этом низкая плотность на верхних уровнях среды для обеспечения эффективной работы рынка посреднических услуг должна быть компенсирована институтами микроуровня;

– информационная доступность для участников трансакций, обеспечивающаяся на всех институциональных уровнях;

– достаточная простота для понимания большинством экономических агентов, предусматривающая однозначность понимания правил и норм и служащая гарантией от размывания формальных институтов;

– адаптивность институциональных сред более низкого уровня к изменениям институциональных сред более высокого уровня.

Политика в последствиях

Анализ экономическими агентами характеристик институциональной среды рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов, в которой реализуется их деятельность, имеет принципиальное значение как для выработки стратегии развития современных посреднических организаций, так и для формирования условий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии.

Если принять за основу период после 2008 года, для которого характерны формирование условий выхода из системного кризиса и обеспечения экономического роста, а также относительная стабилизация государственной экономической политики, то применительно к процессу развития рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна можно идентифицировать в этот период конкретную стратегию макроэкономической политики российского государства. Конституирующими признаками указанной стратегии являются:

- наличие неорганизованной (неинтегрированной в состав корпоративной или иной прочной организационной структуры) совокупности точек роста производства высокотехнологичных продуктов переработки зерна [4];

- реставрация сильной административной вертикали государственной власти, переплетающаяся с сохранением масштабного комплекса прав собственности государства в сфере производства и переработки зерна;

- консервативная позиция государства в указанной сфере (политика обеспечения продовольственной безопасности ограничивается сохранением массива прав собственности государства на элеваторы, хлебозаводы, спиртзаводы и ряд других объектов, созданных в рамках индустриального развития зернового комплекса, но не распространяется на государственное инвестирование и формирование принадлежащих государству прав собственности в высокотехнологичном секторе, создаваемом в условиях постиндустриального развития);

- сохранение налогового бремени, несоразмерного с доходным потенциалом переживающего период становления бизнеса в сфере производства высокотехнологичных продуктов переработки зерна (несоразмерность налогового бремени и доходного потенциала обеспечивается не только за счет наличия высоких рисков, связанных с инновациями, но и за счет игнорирования необходимости предоставления инновационному бизнесу налоговых преференций; в работе анализируются механизмы и последствия отмены практически всех льгот по налогу на прибыль организаций после введения в действие 25 главы НК РФ);

- сворачивание функционально необходимого бюджета развития в составе федеральной и региональной составляющей государственного бюджета. Бюджет развития не только организационно консолидировал инвестиционные ресурсы государства, но и стратегически ориентировал совокупность данных ресурсов на решение приоритетных народнохозяйственных задач. Эти функции не может реализовать совокупность локальных и конкурирующих между собой государственных программ инвестирования.

Приведенная выше совокупность конституирующих признаков позволяет квалифицировать данную стратегию государственной макроэкономической политики как стратегию индифферентной редукции. В работе установлены основные социально-экономические последствия ее реализации на рынке посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов переработки зерна:

- подрыв вследствие неправомерности налогового бремени и недостаточности инвестиционных потоков ресурсной и инвестиционной базы высокотехнологичного сектора зернового комплекса;

- утверждение в данном секторе суженного типа воспроизводства, обрекающего инновации на затухание, а человеческий капитал – на отток в другие сектора хозяйствования, для которых характерен расширенный тип воспроизводства;

- формирование и социальное закрепление рентоориентированной модели экономического поведения хозяйствующих в данном секторе субъектов и его потенциальных инвесторов. Рентоориентированное поведение подрывает механизм инновационного воспроизводства и нацеливает участников бизнеса на извлечение гарантированного дохода.

Выводы

Анализ экономическими агентами характеристик институциональной среды рынка посреднических услуг в сфере высокотехнологичных продуктов, в которой реализуется их деятельность, имеет принципиальное значение как для выработки стратегии развития современных посреднических организаций, так и для формирования условий, обеспечивающих реализацию государственных стратегий.


Страница обновлена: 11.04.2025 в 02:55:37