Модернизация предприятий промышленности: концепция, стратегии и механизм реализации

Трофимов О.В., Ефимычев Ю.И., Ефимычев А.Ю., Шипилов А.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (59), Ноябрь 2011

Цитировать:
Трофимов О.В., Ефимычев Ю.И., Ефимычев А.Ю., Шипилов А.Г. Модернизация предприятий промышленности: концепция, стратегии и механизм реализации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 31-36.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289402
Цитирований: 48 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных посткризисных условиях одним из важнейших приоритетов государственной политики выступает модернизация экономики. В решении этой задачи особая роль отводится предприятиям промышленности как главным «поставщикам» технических и технологических инноваций.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, предприятие, промышленность, модернизация, технологии, стратегия инновационного развития



В современных условиях перед российской экономикой стоит задача обеспечения устойчивого роста, основанного на модели стратегического развития, обеспечивающей увеличение темпов производительности труда и повышение конкурентоспособности отечественных отраслей и предприятий. Решение поставленной задачи возможно только в контексте модернизации с одновременной заменой большинства используемых технологий и оборудования.

Обновление неизбежно

Необходимость осуществления модернизации является следствием следующих причин, сдерживающих развитие промышленности:

1. Использование устаревшего оборудования и технологий. Согласно опросу Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, проведенному в 2007 году, 41% промышленных предприятий использовали старые советские основные фонды, 44% – модернизированные советские фонды, 29% – импортное оборудование.

2. Высокий износ основных фондов, который составляет более 70%. При этом процесс обновления ведется крайне медленно и находится на уровне менее 5%.

3. Сокращение объема инвестиций в основной капитал.

4. Низкая инновационная активность предприятий (табл.1).

5. Низкая квалификация кадров, что приводит к торможению технологического процесса на предприятиях.

Таблица

Основные показатели инновационной активности предприятий

Оценивая состояние промышленности, можно сделать следующие выводы:

1. Современное экономическое развитие невозможно без улучшения инвестиционного климата в стране, обновления активов предприятий как материальных, так и нематериальных. На устаревшей основе создать новые высокоэффективные научные решения практически невозможно, что предполагает необходимость осуществления модернизации.

2. В основе процесса модернизации должна лежать стратегия развития, основанная на внедрении различных нововведений. Вместе с тем при ограниченных инновационных возможностях отечественной экономики в настоящее время порядка 90% инноваций бесхозны из-за отсутствия производственной базы для их внедрения.

Анализ деятельности большинства российских промышленных предприятий показывает, что стратегии их развития направлены в основном на сохранение жизнеспособности на рынке. При этом технологическое обновление за счет внедрения новых разработок на этих предприятиях осуществляется на основе принципа «пока не прижмет». Очевидно, что использование такого подхода в дальнейшем является бесперспективным, отечественная промышленность не сможет быстро выйти из кризиса, а отставание от мировых производителей еще более увеличится.

Стратегия обновления

В этой связи для преодоления негативных тенденций в экономике и осуществления модернизации промышленности нами предлагается к реализации в качестве ключевой меры концепция стратегического развития, в основе которой лежит системный комплексный подход, предполагающий глубокие качественные технологические преобразования деятельности предприятий в направлении повышения их конкурентоспособности.

Переход предприятий к инновационному типу развития возможен в рамках последовательной реализации трех стратегий: заимствования, догоняющего и опережающего развития (рис. 1).

Рис. 1. Концепция формирования и реализации стратегииинновационного развития промышленных предприятий

Первоначальным этапом является процесс модернизации промышленности, предполагающий радикальное переоснащение производств с позиций современных требований к технике и технологиям.

Проведение модернизации промышленности предполагает:

1. Максимально возможное использование ресурсов, направленных на реформирование предприятий. Главная задача руководства предприятия заключается в определении приоритетных направлений развития и создании условий, при которых сосредоточение основных ресурсов на этих направлениях было бы экономически выгодным.

2. Догоняющее развитие, которое в перспективе должно способствовать переходу промышленных предприятий от отстающего типа развития к устойчивому инновационному.

3. Заимствование технологий, что подразумевает сравнение имеющихся технологий и их зарубежных аналогов с целью минимизации расходов на технологическое перевооружение производства.

Решение этого вопроса требует серьезной проработки, так как новейшие разработки для предприятий, как правило, недоступны, а приобретаемые технологии не всегда дают необходимые результаты. Дилемма выбора инновационных проектов может быть разрешена при условии комплексного анализа следующих критериев:

1. Цель приобретения технологии.

2. Ожидаемая эффективность от реализации проекта.

3. Оценка рисков реализации инновационного проекта.

4. Учет жизненного цикла продукции или технологии.

5. Возможность модернизации продукта или технологии.

Вывод о целесообразности реализации проектов модернизации должен вытекать исходя из расчета интегрального показателя, объединяющего все эти критерии. В результате у руководства предприятия появится возможность выбора приоритетных проектов, предполагаемых к реализации и способствующих осуществлению эффективной модернизации.

На втором этапе, предприятия должны перейти к реализации стратегии догоняющего развития, предполагающей совершенствование приобретенных технологий.

Нельзя постоянно ориентироваться исключительно на копирование чужих технологий исходя из принципа «проще купить, чем что-то воспроизвести свое». Это путь к технологическому отставанию и постоянной зависимости от конкурентов. Следовательно, успешная реализация стратегии будет во многом зависеть от способности предприятия развивать приобретенные технологии с целью недопущения дальнейшего технологического отставания от конкурентов.

Усиление возможностей хозяйствующих субъектов в сфере развития имеющихся у них технологий должно способствовать повышению внутренней конкуренции на рынках и обеспечить толчок к развитию предприятий других отраслей промышленности.

Предприятия в рамках третьего этапа должны перейти к реализации стратегии опережающего развития (инновационного лидерства), подразумевающей создание собственных технологии, которые могут быть конкурентоспособными не только в стране, но и на мировых рынках.

Вывод

Реализация предложенной концепции позволит промышленным предприятиям создать необходимые предпосылки для осуществления перехода от эволюционного пути экономического развития в рамках первых двух стратегий к революционному, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей не только внутри РФ, но и в мире.


Источники:

1. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика [Текст] // ЭКО, 2010, № 1.
2. Амосов А.И. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства [Текст] // Экономист, 2008, № 5.
3. Зиядуллаев Н.С. Проекту модернизации экономики – статус национального [Текст] // Экономист, 2008, № 6.
4. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи [Текст] // Экономист, 2010, № 1.
5. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 1 / Под ред. В.Л. Иноземцева [Текст]. – Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009.
6. Сенчагов В.К. Способствует ли бюджет 2010 модернизации экономики [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 2.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:12:59