Категория наилучших доступных технологий: эволюция понятия от эколого-технологической модернизации к общественной значимости
Закондырин А.Е.1
1 Ассоциация разработчиков природоохранных технологий и экологических инициатив
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792809
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы внедрения наилучших доступных технологий. Обозначена дискуссия по необходимости обоснования расширенного представления наилучших доступных технологий в части решения многих проблем, связанных с модернизацией промышленности и эколого-ориентированным развитием. На современном этапе становления «зеленой экономики» наилучшие доступные технологии не могут выполнять только экологические и технологические функции. Уточнение понятийных подходов к категории наилучших доступных технологий обуславливает актуальность исследования. Проанализированы проекты по внедрению наилучших доступных технологий на металлургических предприятиях. Как правило, в отчетных документах связанных с внедрением проектов наилучших доступных технологий отмечается их технологическая и экологическая эффективность. При этом экономическая эффективность показывается лишь фрагментарно. Вопросы социального, общественного, климатического и идеологического характера в рамках проектов экологической модернизации представляются поверхностно. Зачастую внедрение новых проектов должно согласовываться с заинтересованными сторонами. В этой связи проекты наилучших доступных технологий могут выступать катализатором повышения степени вовлеченности ключевых стейкхолдеров в рамках принятия решений и усиления контроля выполнения мероприятий экологической модернизации предприятия. Определены параметры и виды эффектности, которые могут быть получены в рамках экологической модернизации промышленных предприятий. Выявлена разнонаправленность категории наилучших доступных технологий. Детализированы технологические, экономические, эколого-климатические, общекультурные и идеологические аспекты, связанные с реализацией проектов наилучших доступных технологий
Ключевые слова: Наилучшие доступные технологии, эффективность, модернизация промышленности, экологичность, общественная вовлеченность
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение. В рамках нарастающих тенденций устойчивого развития характер государственной экономической и промышленной политики преимущественно становится «упреждающим», а не «реагирующим». Технологические изменения и модернизация производств важны для стимулирования эколого-ориентированного развития промышленности. Модернизация производства стратегически направлена на снижение эксплуатационных затрат и повышение эффективности использования ресурсов (сырье, топливо, энергия, вода и др.), тем самым снижается воздействие на окружающую среду, минимизируются природоохранные риски и уменьшаются экологические платежи. Хотя внедрение и использование эколого-ориентированных технологий влечет за собой большие первоначальные капитальные вложения, выгоды, которые могут быть в дальнейшем, проявляются не только в виде экономии на экологических платежах, но и в виде эффектов для общества, а именно, улучшение здоровья и качества жизни людей.
В отечественной практике модернизация производства была направлена на повышение экономической эффективности и усилении конкурентных позиций российской промышленности. Зачастую природоохранную составляющую игнорировали. В последнее время технологическая модернизация выступают в контексте экологической промышленной политики и направлена на улучшение экологических и социальных параметров производственных систем [1, 2, 3]. «Экологически чистые» технологии на предприятии можно внедрить на основе выбора лучших из доступных технологий. Модернизация российского промышленного сектора может и должна обеспечиваться масштабным внедрением эколого-ориентированных технологий на основе применения наилучших доступных технологий (НДТ) [4].
В России функционируют комплексные экологические разрешения (КЭР) для промышленных компаний, производственно-хозяйственная деятельность которых наносит существенны урон региональным экосистемам. Разработан алгоритм получения КЭР, в основе которого лежит сравнение технологических показателей производственной деятельности предприятий с эталонными значениями, достигнутыми в промышленности при применении наилучших доступных технологий. В этом контексте, НДТ, по сути, являются инструментом технологического нормирования.
В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приведено следующее определение НДТ: «Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения» [5].
В российской практике предложен комплекс организационно-экономических и информационных мер способствующих переходу на принципы НДТ. В 2015-2017 годах разработаны и внедрены документы стандартизации информационно-технологические справочники (ИТС) НДТ. В большинстве промышленных отраслей, ИТС НДТ играют ключевую роль при реализации программ и проектов НДТ.
Цель исследования состоит в определении влияния НДТ, как монгоаспектной категории, на промышленное развитие и обосновании возможных эффектов технологического, эколого-климатического, экономического, общественного характера в рамках реализации программ и проектов эколого-технологической модернизации.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости более широкого использования категории НДТ, не ограничиваясь только техническими и экологическими аспектами.
Методология исследования. В статье выполнен обзор нормативной базы и научной литературы по проблеме внедрения НДТ на промышленных предприятиях.
В исследовании выделяется основное предназначение проектов экологической модернизации связанной с внедрением НДТ. НДТ, безусловно, определяется как категория, способствующая повышению технологической и экологической эффективности при модернизации производства. Однако, используя общенаучные логические методы, автор расширяет категорию НДТ как эволюционирующую широкоаспектную характеристику, доказывая важную экономическую и общественную составляющую проектов экологической модернизации. Также в рамках используемых методов обобщения и дедукции авто обосновывает, что развитие и внедрение НДТ будет опираться на обязательный учет климатических вызовов, вовлеченность ключевых стейкхолдеров в реализацию экологических мероприятий, повышение общекультурной значимости проектов экологической модернизации. В исследовании используются также методы анализа и синтеза.
Результаты. В большинстве исследований отечественная практика внедрения НДТ рассматривается преимущественно в проблемном поле. В публикациях, посвященных НДТ констатируются идеи о неготовности многих промышленных компаний к внедрению новых экологических решений, недостаточности мер государственной поддержки и стимулирования в части налоговых преференций, проблемах кадрового обеспечения при внедрении новых технологий, а также ряд других трудностях, связанных с информацией и вовлеченностью ключевых стейкхолдеров [6, 7, 8].
Ряд исследователей отмечают возрастающий интерес современных промышленных организаций к НДТ, который определяется не только стремлением снизить платежи и штрафы за негативное воздействие на окружающую среду, но также появляются возможности получить экономические преференции от государства в рамках развития эколого-ориентированных производств. Также возникают новые возможности по улучшению имиджа предприятия, повышение квалификации персонала и роста экономического потенциала предприятия в целом при использовании НДТ [9].
Вопросы, касающиеся НДТ, отражены в первом Добровольном национальном обзоре достижений России ключевых Целей устойчивого развития (ЦУР), опубликованном в июне 2020 года на сайте ООН [10]. В обзоре отражены значимые результаты отечественной экономики в экологической, социальной и экономических сферах по семнадцати глобальным целям устойчивого развития.
В обзоре представлены и сведения о новых проектах и инициативах в сфере НДТ, задачи которых состоят в нивелировании возможных экологических последствий, в стимулировании промышленных предприятий к внедрению прогрессивных эколого-ориентированных технологий и пр. [10].
Рассмотрим выборку конкретных проектов по внедрению НДТ на металлургических предприятиях (рисунок 1).
Рисунок 1 Эффекты мероприятий экологической модернизации на металлургических предприятиях с использованием НДТ
Составлено автором с использованием источников [11,12,13, 14]
Как видно из рисунка 1 четко определяются экологические и технологические эффекты. Экономический эффект, судя по источникам из открытых данных, показывается неявно, во многом это связано и с несовершенством ИТС НДТ в части систематизации экономических данных и параметров. Социальные и общественные эффекты также практические не отражаются.
НДТ в современных условиях решения климатических задач должны учитывать и удельные показатели выбросов СО2, что позволит обеспечить переход к системе нормирования, которая принимает во внимание углеродоемкость промышленности и принципы низкоуглеродного развития. В этой связи важна трансформация ИТС НДТ с учетом трендов декарбонизации. Крайне целесообразно создание оптимальной системы регулирования выбросов парниковых газов посредством эффективно действующего углеродного рынка, в том числе интенсификация внедрения пилотных проектов в промышленности. Оценку уровня углеродоемкости можно осуществлять с использованием европейских нормативов и инструмента бенчмаркинга – сопоставительного анализа эталонных показателей. Использование данного метода позволяет опираться на общепринятые международные стандарты, устанавливая их в качестве приоритетных. При этом данный метод не позволит учесть особенности функционирования национальной промышленности, специфику используемых и планируемых к внедрению технологий (существующий научно-технический уровень), текущий уровень ресурсной и энергоэффективности, параметры и возможности внедрения технологий, нацеленных на снижение величины эмиссий СО2 [15]. В этой связи важно формировать и накапливать отечественную информационную базу по использованию низкоуглеродных технологий в промышленности, как только такого рода проекты начнут реализовываться.
Выгоды от внедрения НДТ, можно рассматривать как рост долгосрочных эффектов, в том числе, и посредством формирования положительного «зеленого» имиджа компании с ростом ее капитализации в перспективе за счет повышения социально-экологической ответственности. Использование НДТ положительно влияет на уровень конкурентоспособности предприятий, позволяет нивелировать негативное воздействие на ОС при одновременном поддержании высоких экономических результатов. Зачастую экономический эффект от использования НДТ приравнивается к экологической ренте, возникновение которой связано с дополнительными капитальными вложениями в эколого-ориентированное производство.
Проблемы экономической оценки НДТ, характеризуются тем, что, например в информационно-технологических справочниках НДТ указание размеров капитальных и эксплуатационных расходов, представлено без пояснения того, каким образом формировались статьи затрат и соответствующие сведения об их структуре. Также наблюдается обобщенный характер экономических расчетов, основанных на «примерных» данных без указания расчетных формул и приведения исходных параметров.
В качестве организационно-экономического пробела, связанного с проектами НДТ в мировом масштабе, можно выделить значительные временные затраты на идентификацию НДТ и оформление специальной документации. Сроки прохождения документации могут длиться до 6 лет, это зависит от условий, а также специфики формирования нормативной и правовой базы в разных государствах. Эти организационные аспекты неоправданно увеличивают сроки реализации проектов по экологической модернизации производств.
Переход предприятий к принципам НДТ образует повышение общего уровня их эколого-деловой репутации, влияя на появление у них дополнительных экономических преимуществ, в том числе выраженных в таких тенденциях как:
- увеличение индекса инвестиционной привлекательности;
- повышение их рейтинга как потенциальных заемщиков в финансовом секторе;
- появление возможностей в сфере выпуска дополнительного объема востребованных у потенциальных инвесторов ценных бумаг;
- общий рост конкурентоспособности предприятий, а также выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.
Таким образом, можно отметить, что эколого-технологическая модернизация промышленного комплекса на основе НДТ решает важные организационно-экономические задачи [16]:
- формирует программные документы, обозначающие пути перехода к эколого-ориентированному и ресурсоэффективному функционированию промышленности;
- обеспечивает понятные требования для получения комплексных экологических разрешений промышленным предприятиям;
- разрабатывает научно-обоснованную систему экологических стандартов, которая в полной мере учитывает технико-технологические особенности и отраслевую особенности промышленных секторов экономики.
Привлечение заинтересованных лиц и общественных организаций являются тоже важным инструментом взаимодействия при идентификации и определении сфер применения НДТ в промышленности. Зарубежный опыт показывает, что утверждение документов НДТ – это результат многосторонних взаимодействий. Осуществляется привлечение профессиональных экспертных групп, а также отдельных представителей бизнеса и ассоциативных образований, учебных, научно-исследовательских и общественных организаций. Подобные коммуникации позволяют принимать во внимание многообразие точек зрения, связанных с идентификацией и внедрением НДТ [17, 18].Однако не всегда представляется возможным привлечь всех заинтересованных лиц, что снижает уровень представительства вовлеченных стейкхолдеров.
Проекты НДТ будут способствовать и подготовке новых кадров в условиях перехода компаний на эколого-ориентированные технологии. Целесообразно повышать квалификацию не только специалистов, задействованных в разработке и внедрении природоохранных технологий, а также специалистов занимающихся организационно-управленческой деятельностью в части подготовки разрешительной документации.
Также, зачастую, наблюдается отсутствие необходимого доступа к информации об экономических параметрах предполагаемых к применению технологий. В этой связи необходимо формировать информационные базы данных и сопоставлять показатели по стоимости оборудования и технологий, их эксплуатационным затратам, производительности, средней выработке ресурса и т.д.
Представляется важной задачей информирование и продвижение природоохранных идей в обществе [19] и на промышленных предприятиях. Реализация проектов НДТ, при эффектной организационной работе на предприятии, позволяет раскрыть информацию о природоохранных технологиях, отразить климатическую политику компании, заявить о реализуемых целях устойчивого развития, показать преимущества ответственных инвесторов. Все это позволит улучшить общественное восприятие ключевыми стейкхолдерами реализацию проекта внедрения НДТ.
Общественное восприятие новых технологий – важный аспект реализации механизма экологизации промышленности. В условиях современной экономики и общества средства массовой информации являются посредником между научным сообществом, политической и предпринимательской средам, промышленными компаниям и общественными организациями. Значительное количество информации о научных и технических достижениях можно почерпнуть как из научных журналов, так из средств массовой информации ненаучного характера (газеты, информационные журналы, интернет-сайты компаний и др.) [20, 21].
На рисунке 2 представлено авторские видение категории НДТ через ее многоаспектность.
Рисунок 2 Многоаспектность категории НДТ
Составлено автором
Развитие институтов НДТ, интенсификация проектов НДТ позволит получать разнообразные эффекты которые первоначально не будут четко видны, но имеют стратегический характер для формирования новой высокотехнологичной промышленности России в совокупности с повышением вовлеченности и ответственности общества в экологическом вопросе.
На основании вышеизложенного, предлагается авторская трактовка наилучших доступных технологий, под которыми предложено понимать: «Технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники, наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды, включая климатические цели, реализации законных прав граждан на чистый воздух, землю и воду, сохранение и улучшение здоровья и благополучия нации, вывода отечественной промышленности на лидирующие позиции, снижения зависимости отечественной промышленности от иностранных инвесторов и капитала, общего оздоровления российской экономики и промышленности страны, выхода ее на новый уровень своего развития, при условии наличия технической возможности их применения, с учетом экономического, социального, общекультурного, эколого-климатического эффектов и идеологического воздействия» [4].
Дискуссия. Для эффективного внедрения принципов НДТ в промышленность важно гармонизировать технологические, эколого-климатические, организационно-экономические и управленческие аспекты. Такая гармонизация должна ориентироваться на разумный баланс требований к нормативной базе и иной документации, регулирующей отношения различных заинтересованных сторон, участвующих в процессах, связанных с формированием экологической промышленной политики и, в частности, с развитием и внедрением программ и проектов НДТ. Важно учитывать зарубежный опыт использования современных технологий и принципы регуляторики, направленной на интенсификацию масштабного внедрения НДТ.
Можно обозначить направления, которые требуют дальнейших исследований и будут способствовать более эффективному внедрению проектов НДТ в промышленности:
1. Развитие систем, повышающих уровень информированности ключевых стейкхолдеров (компании, региональные и муниципальные органы власти, общественные организации, академическая среда), распространение экологических и социально-гуманистических принципов концепции НДТ;
2. Развитие принципов и методов информационного взаимодействия между сторонами, участвующими в процессе разработки, практического внедрения и оценки положений НДТ посредством современных, в том числе сетевых систем;
3. Формирование методов повышения эффективности подготовки кадров в области НДТ с целью создания нового профессионального и экспертного сообщества в сфере НДТ, умеющего работать в условиях активного формирования цифрового пространства и технологий;
4. Развитие методов по активизации общественной вовлеченности и общественного контроля.
5. Повышение роли экологического образования, укрепление в сознании молодого поколения высокого уровня экологической ответственности.
Заключение. Масштабное использование НДТ позволит решать ряд важных задач национальной экономики:
- Обеспечивать повышение конкурентных позиций, прежде всего энергоемких отраслей промышленности;
- Повышать инвестиционную привлекательность промышленных предприятий в условиях развития институциональных аспектов и приницпов ответственного инвестирования;
- Обеспечивать постоянное снижения вредного воздействия промышленных предприятий на региональные экосистемы.
Важна эволюция внедрения принципов НДТ. Необходимо развитие содержательной части ИТС НДТ и комплексных разрешений через различные нормативные и правовые акты. НДТ признано как фактор продвижения технологических инноваций и модернизации российской промышленности. Модернизация за счет природоохранных технологий отечественного производства с внедрением НДТ способна существенно повысить конкурентоспособность российской экономики и промышленности в условиях энергоперехода и становления «зеленой экономики.
Предложенный подход к определению НДТ, который учитывает помимо экологических и экономических факторов, также правовые, климатические, идеологические, общекультурные и социальные аспекты, подчеркивает необходимость более детального изучения влияния каждого из аспектов в рамках реализации программ и проектов НДТ.
Источники:
2. Липина С. А., Кудряшова Е. В., Агапова Е. В. Зеленая экономика: управление развитием. Стратегия и тактика. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2022. – 264 c.
3. Скобелев Д. О. Промышленная политика повышения ресурсоэффективности и достижение целей устойчивого развития // Journal of New Economy. – 2020. – № 4. – c. 153-173. – doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-8.
4. Закондырин А. Е. Ключевые принципы концепции наилучших доступных технологий в промышленности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-2. – c. 231-238. – doi: 10.17513/vaael.2325.
5. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ: [ред. от 31.07.2020]. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ: [ред. от 31.07.2020]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 (дата обращения: 10.02.2023).
6. Волосатова А. А., Морокишко В. В., Цай М. Н., Бегак М. В. Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения // Компетентность. – 2020. – № 1. – c. 18-25.
7. Гашо Е., Киселик А., Мартынов А. Энергоэкологическая модернизация промышленности рф: оценка готовности // Энергия: экономика, техника, экология. – 2019. – № 10. – c. 38-52.
8. Малков А. В., Тихонов И.О., Бегак М.В., Щелчков К.А. Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров // Компетентность. – 2020. – № 5. – c. 3-9.
9. Гунькова А. Г., Холопов Ю.А. Улучшение эколого-экономических показателей предприятия на основе внедрения наилучших доступных технологий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2017. – № 3(40). – c. 235-242.
10. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf?ysclid=le2un3au72776603029 (дата обращения: 10.02.2023).
11. Итоговый документ (акт) по результатам общественной оценки эффективности внедрения наилучших доступных технологий на Нижнетагильском металлургическом комбинате (АО «ЕВРАЗ НТМК»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/464/%D0%9D%D0%94%D0%A2%20%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%9D%D0%A2%D0%9C%D0%9A%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.pdf?ysclid=le2upymmc1904344683 (дата обращения: 10.02.2023).
12. На ММК запустили новую аглофабрику за 30 млрд рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://up74.ru/articles/news/112129/?ysclid=ldrhti5vhi922101820 (дата обращения: 10.02.2023).
13. ММК с заботой о будущем. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/upload/uf/ce5/%D0%9C%D0%9C%D0%9A_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82% (дата обращения: 10.02.2023).
14. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности АО «Русал Красноярск» в период действия комплексного экологического разрешения. [Электронный ресурс]. URL: www.admkrsk.ru/city/areas/sov/Documents/новости и объявления/Общественные обсуждения/Кгига 1_Предварительный вариант материалов по ОВОС_КрАЗ.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
15. Башмаков И. А., Скобелев Д. О., Борисов К. Б., Гусева Т. В. Системы бенчмаркинга по удельным выбросам парниковых газов в черной металлургии // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. – 2021. – № 9. – c. 1071-1086. – doi: 10.32339/0135-5910-2021-9-1071-1086.
16. Экологические приоритеты для России. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/15600.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
17. Best Available Techniques for Preventing and Controlling Industrial Pollution, Activity 2: Approaches to Establishing Best Available Techniques (BAT) Around the World. Environment, Health and Safety, Environment Directorate, OECD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-management/approaches-to-establishing-best-available-techniques-around-the-world.pdf. (дата обращения: 10.02.2023).
18. Best Available Techniques (BAT) for Preventing and Controlling Industrial Pollution. Activity 4: Guidance Document on Determining BAT, BAT-Associated Environmental Performance Levels and BAT-Based Permit Conditions. OECD, Environment, Health and Safety, Environment Directorate. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-manage ment/guidance-document-on-determining-best-available-techniques.pdf. (дата обращения: 10.02.2023).
19. Cherepovitsyn A., Chvileva T., Fedoseev S. Popularization of carbon capture and storage technology in society: Principles and methods // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 22. – p. 1-24. – doi: 10.3390/ijerph17228368.
20. Череповицын А. Е., Васильев Ю. Н., Евсеева О. О. Популяризация и общественная эффективность проектов секвестрации углекислого газа. - Санкт-Петербург : ООО "Медиапапир", 2020. – 136 c.
21. Buhr K., Hansson A. Capturing the stories of corporations: A comparison of media debates on carbon capture and storage in Norway and Sweden // Global Environmental Change. – 2011. – № 21. – p. 336–345. – doi: 10.1016/j.gloenvcha.2011.01.021.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:28