Инновационные подходы к решению социальных задач топливно-энергетического комплекса

Шраер А.В., Кисаева В.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985082

Аннотация:
В статье анализируются факторы возникновения в отраслях топливно-энергетического комплекса социальных задач и предлагаются инновационные подходы их решения, базирующиеся на осмыслении особенностей социального развития постиндустриального общества как общества, основанного на экономике знаний.

Ключевые слова: подготовка кадров, топливно-энергетический комплекс, социальная политика



Острота стоящих перед отраслями ТЭК социальных проблем и несоответствие управленческих методов, применяемых для их решения, современным реалиям, ставят на повестку дня вопрос о разработке инновационных подходов к их решению.

Основы для инновационных подходов

В основу инновационных подходов с точки зрения авторов должны быть положены следующие концептуальные предложения:

• в настоящее время удовлетворение большинства социальных потребностей базируется на использовании разнообразных информационных ресурсов. Именно степень доступности и операбельности имеющихся информационных ресурсов предопределяет степень удовлетворения социальных потребностей практически всех групп населения;

• удовлетворение социальных потребностей в постиндустриальном обществе носит достаточно часто символический характер, в соответствии с которым потребитель стремится обладать определенным набором потребительских символов, необходимость для него которых обуславливается в значительной мере с помощью манипулирования общественным сознанием. Данное обстоятельство, открыто или завуалировано признаваемое основными субъектами социальной политики, накладывает существенный отпечаток на формирование целей и задач социальной политики и на инструменты ее продвижения в обществе;

• удовлетворение социальных потребностей в настоящее время имеет ярко выраженный межсекторальный характер, где субъектами удовлетворения данных потребностей выступают государственные, муниципальные организации и органы управления, коммерческие структуры и некоммерческие организации. При этом следует подчеркнуть, что в последние десятилетия в России сформировалась новая система удовлетворения социальных потребностей как в денежной, так и в материально-вещественной форме, основанная на новых принципах и подходах со стороны всех акторов социальной политики;

• отличительной чертой современной российской социальной политики является ее регионализация, обусловленная рамочными принципами построения основных социальных законов и передачей на местный уровень задач по решению большинства социальных проблем. В то же время именно местные органы управления испытывают хроническую нехватку всех видов ресурсов, необходимых для решения социальных проблем, и вынуждены обращаться с просьбой о различного рода дотациях к вышестоящим органам, что часто бывает невозможно осуществить вследствие положений Бюджетного и налогового кодексов РФ.

Четко обуславливающих канализацию и целевое использование финансовых потоков;

• уровень социальных обязательств работодателя непосредственным образом зависит от степени его социальной ответственности перед обществом в целом и местными сообществами, в частности. На практике величина социальных платежей, сверх нормативно обусловленных, определяется, во-первых, остротой производственных проблем, требующих привлечения определенных социальных ресурсов; во-вторых, характером взаимоотношений работодателя с региональными элитами, привлекающими работодателей к сверхнормативному финансированию решения отдельных социальных проблем территорий; в-третьих, уровнем корпоративной культуры работодателя, предусматривающей социальную ответственность за решение социальных проблем как своих компаний, так и местных сообществ, и даже в крупных социальных проблем федерального уровня.

Авторское развитие инновационных подходов

На основе вышеописанных концептуальных предложений и с учетом накопленного опыта решения социальных проблем авторами были сформулированы некоторые инновационные подходы. Данные подходы базируются на осмыслении особенностей социального развития постиндустриального общества как общества, основанного на экономике знаний, сервисной экономике и экономике впечатлений.

Во-первых. В настоящее время необходимо пересмотреть принципы кадровой политики в отраслях ТЭК, сделав упор на инвестирование в подготовку и переподготовку кадров, прежде всего, высококвалифицированных рабочих кадров широкого круга сервисных специальностей. Пока что в отрасли не воссоздана разрушенная система профессионально-технической подготовки, преобладают формы подготовки кадров на рабочем месте или приглашение малоквалифицированных рабочих-мигрантов. Безусловно, такая кадровая политика не соответствует требованиям интенсивного развития отрасли, предусматривающим усиление роли высокотехнологичных услуг на основе современного высокоточного оборудования и передовых технологий.

Особое внимание в кадровой политике следует уделить подготовке среднего звена квалифицированных специалистов: техников, бригадиров, прорабов и т.п. В российской системе профессионального образования в настоящее время проводится эксперимент по созданию прикладного бакалавриата, однако в него не включены специальности нефтегазового комплекса, что еще раз показывает недостаточное внимание руководителей данной отрасли к формированию кадрового потенциала.

Кроме того, в качестве возможного направления развития системы профессионального образования в отрасли и приближения ее к районам нефте- и газодобычи может быть использована модель распределенных университетов [1, с. 68]. Одним из элементов системы распределенных университетов может стать корпоративный университет, программы обучения которого создаются в соответствии со спецификой компаний ТЭК и его основных бизнес-задач.

Во-вторых, как уже нами отмечалось, основными точками повышения эффективности отраслей ТЭК является развитие различных нефтегазовых сервисов [2]. Приход на российский рынок крупных международных сервисных компаний обеспечил более высокую доступность высоких технологий, что в свою очередь, создало потребность в высококвалифицированных кадрах, владеющих навыками работы со сложной техникой.

Как показывает накопленный опыт работы данных компаний в России, они приносят не только производственные, но и менеджериальные и социальные технологии. Это, в свою очередь, требует привнесения в корпоративную социальную политику их дочерних компаний новых принципов работы, новых методов HR-менеджмента и GR-менеджмента, новых стандартов социальной отчетности компаний.

Отметим, что по результатам Рейтинга социальной ответственности российских компаний за 2010 г., который составили Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум, три первых места заняли компании ТЭК – Газпром, Лукой, Транснефть [3].

В-третьих, современный этап становления социальной политики в отраслях ТЭК должен отличаться гибкими формами удовлетворения социально-бытовых потребностей сотрудников и их семей. Это особенно важно в условиях работы на труднодоступных месторождениях, освоение которых традиционно ведется вахтовым способом.

В таких условиях для задействованных работников становятся крайне важными такие факторы как условия ежедневной релаксации, уровень технической и экологической безопасности ведения работ, транспортная доступность мест постоянного проживания, информационное обеспечение производственных и социально-бытовых процессов. В условиях современного общества именно информационная оторванность может создавать у людей чувство неудовлетворенности условиями проживания.

В-четвертых, построение новых моделей социальной политики должно основываться на создании инновационных социально-информационных сервисов, предусматривающих формирование разнообразных профессиональных, социальных, хобби-сообществ, позволяющих повысить информированность населения, социальную коммуникативность, индивидуальную и общественную креативность. Достижение этих целей возможно только на основе принципиально новых виртуальных обучающих систем, лежащих как в рамках институциализированных форм обучения, так и за их пределами.

Последняя тенденция становится в последние годы основополагающей в системе получения знаний на основе взаимообмена различной информацией (типичным примером такой внеинституциональной системы является портал Википедия и его различные производные). В этом же направлении могут быть использованы и упомянутые нами распределенные университеты, которые реализуют образовательные программы с применением в полном объеме дистанционных технологий, а также территориально распределенные центры доступа информации, связанные единой корпоративной сетью посредством информационно-телекоммуникационных технологий.

Вывод

Проанализированные факторы возникновения в отраслях топливно-энергетического комплекса социальных задач позволили разработать инновационные подходы к их решению. При этом предложенные инновационные подходы могут быть развиты в различные секторах ТЭК с учетом конкретных целевых установок, отраслевых и территориальных особенностей, социально-экономических задач, актуальных для конкретного временного этапа.


Источники:

1. Карпенко М.П. Телеобучение. - М.: СГА, 2008.
2. Шраер А.В. Развитие нефтегазового сервиса как условие повышения эффективности топливно-энергетического комплекса // Управление экономическими системами: эле кронный научный журнал. 2011. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/563-2011-08-16-06-25-53.
3. Итоговый рейтинг социальной ответственности российского бизнеса в 2010 году // Труд. – 2010. – № 232. – 10 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trud.ru/article/10-12-2010/255595_gazprom--chempion_goda.html.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:22