Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса России: приоритеты и целевые ориентиры развития
Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 41 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370850
Цитирований: 15 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В статье представлен анализ стратегических приоритетов и целевых ориентиров цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и его отраслевых сегментов, выделенных в ведомственном проекте Минэнерго России «Цифровая энергетика» в качестве пилотных – нефтегазового комплекса, электроэнергетики и угольной отрасли. Принятая в 2020 г. Энергетическая стратегия на период 2035 года практически не затрагивает вопросы, связанные с цифровой трансформацией. Сравнительный анализ значений целевых ориентиров рассматриваемого ведомственного проекта с пороговыми значениями целевых показателей/индикаторов Энергетической стратегии на период 2035 года и проекта Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года показал, что они не согласованы и не взаимоувязаны между собой. Наиболее активно цифровая трансформация происходит в нефтегазовом секторе ТЭК несмотря на то, что кризисные явления в результате последствий пандемии и глобальной нестабильности на мировых рынках проявились сильнее.
Ключевые слова: государственное стратегическое планирование, национальная цель развития «Цифровая трансформация», цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса, ведомственный проект «Цифровая энергетика»
JEL-классификация: L70, O14, O2, O38
Введение
Динамичность процессов распространения цифровых технологий бросает новые вызовы и глобальным лидерам цифровизации, и тем, кто уже вовлечен в процессы цифровой трансформации, и тем, кто находится только в начале пути [5] (Lenchuk, 2020). Уже стало реальностью цифровое предприятие, использующее интеллектуальные промышленные сети (Интернет вещей, IIoT), робототехнику и другие программные решения ИИ, использующие большие объемы данных для выявления тенденций и закономерностей, которые затем можно использовать для повышения эффективности производственных процессов и снижения энергопотребления. Пандемия COVID-19, изменившая мир в мгновение ока, нарушила планы и заставила адаптироваться к новым условиям работы, привела к заметному спаду экономической активности и нестабильности мировых энергетических рынков. Вместе с тем во всем мире ускорились масштабы использования цифровых технологий в промышленности, помогая поддерживать бесперебойную работу важных предприятий и адаптироваться к новым условиям, в том числе и топливно-энергетического комплекса (далее по тексту – ТЭК) [19] (Valdez, 2021). Так, спрос на цифровые технологии в ТЭК в 2020 г. оценивается на уровне 30,7 млрд руб. с перспективой роста в 13,5 раза к 2030 г. до 413, 8 млрд руб. [14] (Gokhberg, 2021).
По оценкам экспертов, ТЭК является отраслью, где наиболее востребованы цифровые технологии, в процессы цифровизации вовлекаются все субъекты (государство, предприятия отрасли, потребители и поставщики), а цифровая трансформация направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности ТЭК, в том числе его ключевых сегментов [4] (Zhdaneev, Chuboksarov, 2020), [18] (Turovets, Proskuryakova, Starodubtseva, Bianco, 2021), [14] (Gokhberg, 2021). Цифровая трансформация способствует наращиванию добавленной стоимости мирового ТЭК на 1,3 трлн долл. [17] (WEF, 2016). Вместе с тем российский ТЭК сталкивается с проблемами в адаптации к цифровой реальности из-за высокой зарегулированности отрасли, дефицита частной инициативы и высокой импортозависимости [11] (Taizhetinova, 2021). Так, к примеру, в нефтегазовой отрасли доля иностранного программного обеспечения составляет 80–90% [8] (Nasibullin, 2020).
В последние годы тема цифровой трансформации ТЭК и его отраслевых сегментов является одной из самых обсуждаемых в экспертном сообществе, но подходы к ее изучению еще формируются, несмотря на то, что ТЭК максимально приблизился «…к образу желаемого будущего цифровой экономики, доказывая его достижимость» [18] (Turovets, Proskuryakova, Starodubtseva, Bianco, 2021). Как показал анализ публикаций, большинство исследований фокусируются на цифровизации отдельных отраслевых сегментов ТЭК, среди которых можно выделить [3] (Ermolenko, 2017), [15] (Knyaginin, Holkin, 2017), [9] (Plakitkin, Plakitkina, 2018), [6] (Kozlov, Pigarev, 2020), [1] (Grabchak, 2020), [12] (Titkov, 2021).
В контексте данной статьи особый интерес представляет исследование стратегий, государственных программ и проектов, содержащих приоритеты и целевые ориентиры (индикаторы/показатели) цифровой трансформации ТЭК, как документов системы государственного стратегического планирования. В России в 2020 г. цифровая трансформация была провозглашена в качестве национальной цели развития [1], обеспечивающей технологический прорыв и ускорение экономического роста [2] (Dorzhieva, 2021).
Изложенное определило цель исследования, которая заключается в анализе согласованности закрепленных в документах системы государственного стратегического планирования приоритетов, целевых ориентиров и ключевых эффектов цифровой трансформации в средне- и долгосрочной перспективе ТЭК и его отраслевых сегментов.
Гипотезой исследования является предположение, что на активизацию процессов цифровой трансформации стратегически значимых для России отраслей ТЭК должна влиять система инструментов и регулятивных мер государственной политики.
В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были использованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере цифрового развития отраслей ТЭК.
Информационная база исследования состоит из данных государственной статистики, аналитических отчетов ЦДУ ТЭК и других открытых источников, а также нормативно-правовых документов, публикуемых на официальных сайтах государственных органов власти и портала «Консультант Плюс».
Цифровая трансформация ТЭК как национальный приоритет развития в системе государственного стратегического планирования
Значимость ТЭК в формировании экономического потенциала страны [16] (Shirov, 2019), обеспечении ее экономической безопасности [10] (Senderov, Rabchuk, 2019), определении ключевых параметров социально-экономического развития страны [7] (Lapaeva, Inevatova, Dedeeva, 2019) предопределяет важность стратегического целеполагания и координации цифровой трансформации как в масштабах всего ТЭК, так в масштабах его отраслевых сегментов. Следует отметить, что стратегическое целеполагание цифровой трансформации ТЭК на федеральном уровне формируется в рамках документов системы государственного стратегического планирования, включает в себя обоснование отраслевых приоритетов, целевых ориентиров и получаемых ключевых эффектов в средне- и долгосрочной перспективе. Ключевые направления цифровой трансформации нашли отражение в корпоративных стратегиях, а также в программах различных ассоциаций и объединений (например, Национальная технологическая инициатива по направлению «Энерджинет»).
Первым шагом в организации государственного управления процессами цифровой трансформации было определение на период до 2024 года целей, ожидаемых результатов, необходимого финансового обеспечения и параметров дорожных карт цифровизации ключевых отраслевых сегментов ТЭК, а именно: электроэнергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности, в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика» (далее по тексту – ведомственный проект) [2], разработанного Минэнерго России в 2018 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 204 [3], Стратегией НТР [4] и государственными программами [5]. Полученные первые эффекты позволили приступить к разработке Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на период до 2030 года (далее по тексту – Стратегия-2030) [6], которая, на наш взгляд, должна быть гармонизирована и согласована с приоритетами и целевыми ориентирами Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года (далее по тексту – ЭС-2035) [7] и национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [8].
В таблице 1 приведен сравнительный анализ показателей, характеризующих вклад ТЭК и его ключевых отраслей (нефтяной, газовой, угольной отраслей и электроэнергетики) в национальную экономику в 2018–2020 гг., и целевых индикаторов, утвержденных ЭС-2035 на средне- и долгосрочную перспективу.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей, характеризующих вклад ТЭК в экономику России в 2018–2020 гг.,
и целевых показателей ЭС-2035, утвержденных на 2024 г. и 2035 г.
Наименование
показателя
|
2018
|
2019
|
2020
|
ЭС-2035
| ||||
2024
|
2035
| |||||||
Доля ТЭК в ВВП
России, %
|
23
|
24,3
|
20,8
|
|
| |||
Доля
нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, %
|
46,35
|
39,3
|
28
|
|
| |||
Доля ТЭК в
экспорте РФ основных товаров, %
|
61,91
|
58,73
|
49,6
|
|
| |||
Доля организаций
ТЭК, использующих передовые производственные технологии, в общем числе организаций
|
13
|
11,7
|
9,2
|
14
|
20
| |||
Темп роста
инвестиций в основной капитал в ТЭК, %
|
100
|
101,7
|
115,8
|
135–140
|
180–200
| |||
Вклад
нефтяной отрасли
| ||||||||
Место в мировом
рейтинге
|
3
|
2
|
2
|
|
| |||
Доля России в
мире по добыче нефти, %
|
11,5
|
12,4
|
12,6
|
|
| |||
Добыча нефти и газового
конденсата, млн т
|
555,9
|
561,2
|
512,8
|
555–560
|
490–555
| |||
Поставка нефти
на экспорт, млн т
|
257,7
|
266,2
|
232,5
|
267,2–269,2
|
243,7–251,9
| |||
Вклад
газовой отрасли
| ||||||||
Место в мировом
рейтинге
|
1
|
2
|
2
|
1–2
|
1–2
| |||
Доля России в
мире по добыче природного газа, %
|
17
|
18,5
|
16,6
|
|
| |||
Добыча
природного газа и попутного нефтяного газа, млрд куб. м
|
725,4
|
737,8
|
692,9
|
795–820
|
860–1000
| |||
Валовое
производство СПГ, млн т
|
20
|
29,5
|
30,5
|
46–65
|
80–140
| |||
Поставка газа на
внутренний рынок, млрд куб. м
|
481,9
|
480,5
|
464,4
|
496–509,9
|
505,3–520,1
| |||
Поставка
российского газа на экспорт (+СПГ), млрд куб. м
|
248,1
|
248,2
|
257
|
243,9–250,4
|
255,4–300,6
| |||
Уровень
газификации субъектов РФ, %
|
68,6
|
70,1
|
70,9
|
74,7
|
82,9
| |||
Вклад
угольной отрасли
| ||||||||
Место в мировом
рейтинге
|
6
|
6
|
6
|
|
| |||
Доля на мировом
рынке угля, %
|
14
|
16,6
|
16
|
18–20
|
12–25
| |||
Добыча угля, млн
т
|
439,3
|
441,4
|
402,1
|
448–530
|
485–668
| |||
Поставка угля на
внутренний рынок, млн т
|
181,6
|
181,1
|
159,4
|
174–192
|
170–196
| |||
Поставка угля на
экспорт, млн т
|
193,2
|
193,4
|
212,2
|
219–272
|
257–392
| |||
Доля экспорта в поставках
угольной продукции, %
|
56,2
|
59,2
|
59
|
58–62
|
60–66
| |||
Вклад
электроэнергетики
|
|
| ||||||
Место в мировом
рейтинге
|
4
|
4
|
4
|
|
| |||
Доля России в
мировом производстве электроэнергии, %
|
4,16
|
4,14
|
4,05
|
|
| |||
Уровень потерь
электрической энергии в электрических сетях (не более), %
|
10,6
|
10,4
|
10,25
|
9,8
|
7,3
| |||
Индекс средней
продолжительности отключений по системе (SAIDI), часов
|
8,7
|
9,9
|
8,8
|
3,53
|
2,23
| |||
Кризисный 2020 г. был непростым для российского ТЭК, особенно для нефтегазового комплекса. В результате возникших новых вызовов из-за пандемии COVID-19, последствий введения карантинных мер, усиления конкуренции, высокой волатильности цен на мировых рынках, геополитической нестабильности и продолжающейся санкционной политики со стороны стран Запада и США начиная с 2019 г. наблюдается падение практически по всем показателям. Вместе с тем на мировых рынках ТЭК и его ключевые отраслевые сегменты стабильно сохраняют лидирующие позиции.
Важно отметить, что в ЭС-2035 в явном виде тема цифровой трансформации не представлена, в основном сделан акцент на снижении импортозависимости с целью сохранения лидирующих позиций на мировых рынках и развитии инновационных направлений в ТЭК, способствующих прорывному развитию и достижению поставленных Указом Президента РФ № 474 [9] национальных целей развития [5] (ERI RAS, 2020). Как представляется, ЭС-2035 предполагает использование возможностей ТЭК, прежде всего как инструмента формирования базы экономического роста и дополнительных доходов, позволяющих обеспечить в среднесрочной перспективе запуск масштабной модернизации российской экономики, а также поддержание конкурентоспособности ключевых секторов российской экономики при любых сценариях изменения ситуации на внешних рынках [16] (Shirov, 2019).
По версии разработчиков Стратегии-2030, ее реализация, а также ведомственного проекта позволит уже в среднесрочной перспективе (3–5 лет) получить обусловленные цифровизацией результаты/эффекты (табл. 2).
Таблица 2
Потенциальные эффекты, обусловленные цифровой трансформацией ТЭК, в средне- и долгосрочной перспективе
Наименование
показателя
|
Потенциальный
результат/эффект
| |||
к
2024*
|
к
2030**
|
к
2035***
| ||
Доля ключевых
организаций ТЭК, использующих цифровые технологии и платформенные решения,
функционирующих в рамках единой информационной среды ТЭК
|
40%
|
| ||
Доля выручки от
новых услуг на базе цифровых технологий (% от выручки электроэнергетических
компаний)
|
3–4%
|
5%
|
| |
Суммарный эффект
от цифровой трансформации в год
|
|
|
700
млрд руб.
| |
Создание
высокотехнологичных рабочих мест
|
10000
|
|
| |
Снижение уровня производственного
травматизма
|
30–60%
|
70%
|
| |
Снижение вреда
экологии
|
40%
|
44,8
трлн руб.
|
| |
Нефтегазовый
комплекс
| ||||
Эффект от
реализации программы цифровой трансформации в год
|
|
|
200–280
млрд руб.
| |
Прирост добычи
нефти, в год
|
100
млн т н. э.
|
10%
|
| |
Повышение
коэффициента извлечения нефти
на цифровых месторождениях
|
5–10%
|
15%
|
| |
Рост
производительности
|
10%
|
20%
|
| |
Расширение
сырьевой базы предприятий отрасли
|
в
3 раза и более
|
|
| |
Снижение
операционных затрат на цифровых месторождениях
|
10%
|
| ||
Сокращение
капитальных затрат в разведке и добыче
|
15%
|
20%
|
15%
| |
Сокращение
сроков ввода новых крупных проектов
|
|
|
40%
| |
Повышение
эффективности технического обслуживания оборудования
|
20–30%
|
|
| |
Сокращение числа
аварий (включая утечки и выбросы)
|
20–30%
|
|
| |
Рост
производства нефтехимической продукции
|
40
млн т
|
|
| |
Угольная
отрасль
| ||||
Увеличение
добычи подземным и карьерным способом
|
5–7%
|
| ||
Электроэнергетика
| ||||
Рост
производительности труда персонала относительно уровня 2020 г.
|
|
≥30%
|
| |
Снижение
продолжительности перерывов электроснабжения и средней частоты
технологических нарушений (SAIDI / SAIFI)
|
5%
|
13–14%
|
| |
Повышение уровня
технического состояния производственных фондов для объектов без повышения
затрат на эти цели
|
5%
|
|
| |
Снижение
аварийности на объектах электроэнергетики, связанной с техническим состоянием
производственных фондов
|
20%
|
|
| |
Примечание:
* по данным ведомственного проекта «Цифровая энергетика» ** по данным проекта Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 г. *** по данным Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года |
|
|
|
Из таблиц 1 и 2 следует, что значения целевых показателей ЭС-2035, ведомственного проекта и проекта Стратегии-2030, характеризующие потенциальные эффекты цифровой трансформации ТЭК, сильно разнятся, как по набору показателей, так и по формату представления (имеют разную размерность единиц измерения). Тенденции развития и процессы цифровой трансформации для каждого из сегментов ТЭК имеют свои особенности и отраслевую специфику. В связи с тем, что нефтегазовый комплекс является одним из самых высокотехнологичных секторов ТЭК, процессы цифровой трансформации развиваются здесь активнее, чем в электроэнергетике и угольной отрасли. Общие направления цифровой трансформации для отраслей ТЭК связаны с формированием условий для создания: системы управления, координации и мониторинга; законодательной, нормативно-методической и регуляторной базы; единой информационной среды для разработки и внедрения цифровых сервисов и решений [10].
Заключение
В России цифровая трансформация стратегически важных для государства отраслей экономики, к которым относится и ТЭК, рассматривается в качестве национальной цели развития. При этом государство принимает участие в активизации процессов, разработке цифровой трансформации ТЭК, используя механизмы и инструменты государственной политики, реализует соответствующие стратегии, государственные программ и проекты. В ТЭК цифровая трансформация направлена, прежде всего, на модернизацию и повышение его конкурентоспособности. Сдерживающими факторами цифровой трансформации являются высокая зарегулированность отрасли, дефицит компетенций в цифровой сфере, высокая импортозависимость, неразвитость инфраструктуры и др.
Отраслевые документы стратегического планирования, а именно ЭС-2035, Стратегия-2030 и ведомственный проект, не гармонизированы и не взаимоувязаны между собой как по стратегическим приоритетам, так и по параметрам целевых ориентиров. При этом ЭС-2035 практически не затрагивает вопросы, связанные с цифровизацией, а проект Стратегии-2030 в основном носит декларативный характер, нет четкой концепции модели цифровой трансформации ТЭК, каким образом будут достигнуты цели, стратегические приоритеты и целевые ориентиры цифровой трансформации. Сопоставительный анализ пороговых значений целевых показателей/индикаторов и потенциальных результатов/эффектов, заложенных в данных документах стратегического планирования и в ведомственном проекте, также свидетельствует об отсутствии согласованности и взаимосвязанности по приоритетам и целевым ориентирам цифровой трансформации в топливно-энергетической сфере.
[1] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).
[2] Паспорт ведомственного проекта «Цифровая энергетика», одобренный протоколом заседания ведомственного координационного органа проектной деятельности Минэнерго России от 21 сентября 2018 г. № АН-448пр. Приложение №2. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/11314 (дата обращения: 31.10.2021).
[3] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).
[4] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 N 642. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).
[5] Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 321. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).
Ведомственная программа Министерства энергетики Российской Федерации «Цифровая трансформация электроэнергетики России», утв. Протоколом заседания ведомственного координационного органа проектной деятельности Минэнерго России от 5.03.2018 № АН-99пр. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/11314 (дата обращения: 31.10.2021).
[6] Стратегия цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 / Минэнерго России. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202108/e819df74a2a8bbcf6b39b5258d256436.pdf (дата обращения: 31.10.2021).
Предложения в проект Концепции цифровой трансформации ТЭК / Портал «Инновации в ТЭК». [Электронный ресурс]. URL: https://in.minenergo.gov.ru/analytics/predlozheniya-v-proekt-kontseptsii-tsifrovoi-transformatsii-tek?sphrase_id=76469 (дата обращения: 31.10.2021).
[7] Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2021).
[8] Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).
[9] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.10.2021).
[10] Ведомственный проект «Цифровая энергетика» / Офиц. сайт Минэнерго России. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14559 (дата обращения 31.10.2021).
Источники:
2. Доржиева В.В. Цифровая трансформация как национальный приоритет развития Российской Федерации и драйвер экономической интеграции в ЕАЭС // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 6. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113742.
3. Ермоленко Г.В. Анализ деятельности ведущих нефтегазовых компаний в области возобновляемой энергетики. - М.: Институт энергетики НИУ ВШЭ, 2017. – 57 c.
4. Жданеев О.В., Чубоксаров В.С. Перспективы технологий Индустрии 4.0 в ТЭК России // Энергетическая политика. – 2020. – № 7(149). – c. 16-33. – doi: 10.46920/2409-5516_2020_7149_16.
5. Измерение и оценка результатов и эффектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. Институт энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН). [Электронный ресурс]. URL: https://in.minenergo.gov.ru/analytics/inei-ran-otsenka-rezultatov-i-effektov-tsifrovoi-transformatsii-tek (дата обращения: 31.10.2021).
6. Козлов Д.В., Пигарев Д.Ю. Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли: барьеры и пути преодоления // Газовая промышленность. – 2020. – № 7(8030. – c. 34-38.
7. Лапаева О.Ф., Иневатова О.А., Дедеева С.А. Современные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2129-2142. – doi: 10.18334/eo.9.3.40815.
8. Насибулин М.М. ТЭК России: оцифровка // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2020. – № 4(100). – c. 18-25.
9. Плакиткин Ю.А., Плакиткина Л.С. Цифровизация экономики угольной промышленности России – от «Индустрии 4.0» до «Общества 5.0» // Горная промышленность. – 2018. – № 4(140). – c. 22. – doi: 10.30686/1609-9192-2018-4-140-22-30.
10. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Индикаторы оценки Доктрины энергобезопасности России по надежности топливо-и энергоснабжения // Энергетическая политика. – 2019. – № 3(141). – c. 86-95.
11. Тайжетинова М. Эксперты назвали лидирующие и отстающие по цифровизации отрасли в России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6054b0a89a7947fd6076994e (дата обращения: 31.10.2021).
12. Титков И.А. Цифровой нефтегазовый сектор РФ: вопросы конкурентоспособности // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 3(27). – c. 37-51. – doi: 10.25634/MIRBIS.2021.3.4.
13. Ленчук Е.Б. и др. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. / Монография. - СПб: Изд-во «Алетейя», 2020. – 320 c.
14. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б.. и др. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 239 c.
15. Княгинин В.Н., Холкин Д.В. Цифровой переход в электроэнергетике России. Цср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/uploads/2017/09/Doklad_energetika-Web.pdf.
16. Широв А.А. Энергетическая стратегия в контексте достижения целей развития экономики России // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – c. 11-17.
17. Electricity: uncovering value through digital transformation. Geneva: World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/digital-transformation/electricity-generating-value-through-digital-transformation (дата обращения: 31.10.2021).
18. Turovets J., Proskuryakova L., Starodubtseva A., Bianco V. Green Digitalization in the Electric Power Industry // Foresight and STI Governance. – 2021. – № 3. – p. 35-51. – doi: 10.17323/2500-2597.2021.3.35.51.
19. Valdez М. Digitalization in the energy transition. Kongsberg.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kongsberg.com/digital/resources/blogs/2021/3/digitalization-in-the-energy-transition---kognitwin-energy (дата обращения: 31.10.2021).
Страница обновлена: 29.11.2024 в 17:23:18