Теоретические основы концепции социоэкономического пространства

Матвеев М.М.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (5) за 2011 год

Цитировать:
Матвеев М.М. Теоретические основы концепции социоэкономического пространства // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 5. – С. 43-50.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17569451
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Экономические, социальные, политические трансформации охватили современные общества и государства. Научное обоснование этих изменений, в современных исторических условиях, является важной междисциплинарной задачей. Сегодня сложился ряд направлений обоснования теоретических и методологических аспектов теорий экономического и социального пространств. При этом следует признать, что пока еще не выработаны единые концептуальные положения для этих теорий, которые позволили бы интегрировать разработанные положения экономического пространства и социального пространства, в единую, логическую концепцию социоэкономического пространства. Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что еще не найдены совместимые теоретико-методологические основы, на которых могут базироваться эти концепции. Задача поиска концептуальных основ единства теорий экономического и социального пространств в одну концепцию социоэкономического пространства, определила цель данного исследования.

Ключевые слова: экономика, социоэкономика, социальные отношения, воспроизводство, экономическое и социальное пространство



Новый ракурс для определения наблюдаемых в обществе трансформаций дает концепция социоэкономического пространства. Данная концепция рассматривалась рядом ученых: Бурдье П., Поланьи К, Шабанова М.А., Биггарт Н., Грановеттер М., Заславская Т.И, Сорокин П. и др. Однако следует признать недостаточность данных исследований.

Актуальность проблемы методологического определения единства социоэкономического пространства, как системы экономического и социального пространства, в эволюционном процессе социально-экономического развития постсоветских независимых государств, в условиях глобальных изменений, наверное, является бесспорной. Отсутствие единого подхода к существующим теориям экономического и социального пространства не позволяет приступить к разработкам ряда практических проблем системного функционирования единого социоэкономического пространства на территориях стран СНГ.

Проблема научно-практического обоснования новых моделей хозяйственного развития, которые должны основываться как на принципах рыночной организации, так и на фундаменте социальных отношений, сложившихся исторически и закрепленных традиционно, юридически и культурно, включает в себя и определение взаимосвязи различных методологических подходов к категории пространства.

Известно, что физическое, политическое, экономическое, социальное пространство являются пространствами различных категорий и описываются своими науками по-разному.

Концепция социоэкономического пространства должна включать общие методологические свойства, которые совпадают и едины для различных типологических состояний данной категории. Так, еще французский социолог Пьер Бурдье писал, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство – по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций» [1, с. 36-77].

Важной проблемой, требующей практической реализации, также выступает потребность в инструментарии, позволяющем анализировать состояние социоэкономического пространства, в плоскости территориально-политических образований, как единого целого. Отсюда вытекает необходимость теоретико-методологического определения характеристик социоэкономического пространства для прогнозирования и управления социально-экономическим развитием содружества государств, государства, региона в контексте формирования единого социально-экономического пространства.

Главной целью данного исследования, по мнению автора, является определение общих элементов, позволяющих создать единый методологический подход к объединению в единую концепцию существующих теорий экономического пространства и социального пространства.

Как писал И. Кант, в трактате «К критике чистого разума»: «Вне себя мы не можем наглядно представить времени, точно так же как пространство нельзя представить находящимся внутри нас» [2]. Как философские категории, пространство и время, и сегодня не имеют однозначного определения среди ученых. Однако в понятийном аппарате существует их определение, основанное на философско-физическим взгляде на предмет исследования. Так, в «Физическом энциклопедическом словаре» сказано, что: «Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность» [3, с.22-35].

В экономической литературе известно множество публикаций на эту тему. В этих работах исследуются различные виды пространств: социальное, экономическое, финансовое, инновационное, информационное, глобальное и др. При этом каждое из видов пространства «вычленяется» для проведения соответствующего анализа в соответствии с определяемой целью, задачами, объектом и субъектом, предметом исследования, а также подходом, который использует автор для своего исследования.

В рассмотренной нами литературе, часто экономическое пространство рассматривается авторами как категория, тесно совмещенная с так называемой теорией размещения производства. Известно, что впервые в этой теории экономику начали рассматривать как пространственную категорию [4]. Определенный вклад в теорию экономического пространства внес Ф. Перрокс, по мнению которого, экономическое пространство является силовым полем, порожденным предприятиями, фирмами и их взаимодействиями. Часто в экономической литературе под экономическим пространством понимают определенные географические рамки, в которых функционирует экономическая система. При этом границами таких рамок, у различных авторов, определяются границы от мирового экономического пространства до региональных экономик.

Исследования работ экономистов, связанных с теорией экономического пространства, дает возможность сделать вывод о том, что при многообразии различных подходов большинство их основано на «территориальном» принципе отношения к категории экономического пространства, так как экономическое пространство в этих исследованиях рассматривается с точки зрения географических рамок ведения хозяйствования, осуществления воспроизводственных процессов.

Из практического опыта функционирования фирмы можно сделать вывод, что взаимодействие пространства и времени в воспроизводственных процессах, находит свое отражение в эффективности хозяйственной деятельности фирм, как особого вида движения. Это «движение» можно измерить «отношением освоенного полезного пространства к времени его освоения или затратам на это ресурсов своей жизни». Значит, под экономическим пространством следует понимать то пространство, «в котором ведется хозяйство, идут экономические процессы» [5, с.44-55].

Из этого можно сделать вывод, что экономическое пространство характеризуется экономическими категориями: стоимостью, полезностью, эффективностью; имеет меновую и потребительную стоимость, цену, ценность; выражается через издержки и доходы; определяется инвестициями и прибылью. При этом «параметры и тенденции эволюции экономического пространства отражают логику и динамику воспроизводства его эндогенных компонентов – факторов производства [5, с. 58-70]:

- человеческого (А);

- технического (Т);

- природного (М);

- институционального (Ins);

- организационного (О);

- информационного (Inf)».

А значит, производство продукта можно представить как функцию (F) взаимодействия всех его факторов:

Q = F (A, Т, М, Ins, О, Inf) (1)

Все эти факторы относятся к деятельности человека, являются определенными элементами человеческого труда, а значит его бытия, существования, общения, отношений и реального взаимодействия в экономическом пространстве. Следовательно, экономическое пространство можно представить в определенной мере обособленным видом жизнедеятельности, жизненным пространством, которое создается особой системой отношений между людьми «в трансформациях и трансакциях факторов».

Следует отметить и другие контексты данной категории. Так политический контекст категории «экономическое пространство», его как «единое экономическое пространство», т.е. экономическую зону, образованную несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В социально-юридическом контексте единое экономическое пространство отражает единую социально-правовую базу, выравнивание темпов развития отдельных регионов и даже государств [6, с.11-22].

Известно, что физическая пространственная модель дополняется равноправным временным измерением. Нам в нашей работе также понадобится дать определение времени как экономической и социальной категории. Время в философском смысле – это «особая форма существования развивающейся материи». В астрономическом смысле – «это время, измеренное на основе наблюдений вращения Земли вокруг оси относительно звезд и Солнца» [3].

В экономике время – это «время реакции конкретных активов на изменение общей экономической ситуации» [6]. Под реакцией следует понимать такое изменение факторов производства, которое ведет к изменению объемов производства и, следовательно, объемов предложения. Изменение общей экономической ситуации означает изменение потребностей, которое ведет к изменению платежеспособного спроса и изменению производственных технологий. Время реакции – это длительность адаптации экономических процессов, в том числе активов фирмы к происходящим изменениям внешних условий.

Социальное пространство – термин, введенный П. Бурдьё в работе «Физическое и социальное пространство» для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Рассматривая категорию «социальное пространство», следует сказать о том, как эта категория определена в соответствующей литературе. Г. Зиммель – один из первых социологов, говоривших о социальном пространстве и времени. Он сводил общество к взаимодействию индивидов, а это взаимодействие к пространству и времени как чистым «социальным формам» кантианского толка. М. Кастельс утверждал, что «социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, оно и есть общество» [7, с.44]. П.Сорокин различал социальное и геометрическое пространство. Он сводил социальное пространство к «народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты» [8, с. 111-120]. И. Валлерстайн в своих исследованиях отмечает, что «традиционная культура социологии Дюркгейма, Маркса и Вебера не знала проблемы социального времени. Эта культура признавала, с одной стороны, вечное время, а с другой, – эпизодическое». Но ни вечное, ни эпизодическое время, как мы сегодня знаем, не является социальным временем, т.е. временем, которое построено и определяется существованием человеческого общества [9, с.58-60]. П.Бурдье, в своей работе «Социология политики» рассматривает общество, как «многомерное пространство, а социологию, как социальную топологию, где социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства». По его мнению «структуру социального пространства составляет ансамбль четырех полей практик: экономической, социальной, культурной, политической, – определяющих его многомерность и связанных между собой». При этом борьба за социальное пространство и власть над ним сосредотачивается вокруг соответствующих ресурсов: экономического – капитала; социального, культурного, политического, называемого им «символическими». Структура социального пространства, по его мнению, определяется «структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля» [10, с.154-159]. Социальное пространство – это один из видов пространства, наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными; совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой. Обобщая рассмотренные подходы к определению социального пространства, следует сказать, что данная категория, как правило, определяется совместно с категорией «время» в совокупности, давая возможности оценки социальных общественных отношений в динамике.

Социальное пространство-время – это ряд параметров, таких как: физическое место, последовательность событий в вечном времени, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство-время [10, с. 48-55].

Далее для более полного понимания рассматриваемого предмета следует дать определение понятию «социальное время». Социальное время – время, в которое человеческая активность создает общество. Оно характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его со временем выполнения общественных функций [11, с. 48]. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования» [12, с. 47-48]. Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях [13, с. 28-29].

Активные взаимные воздействия и отношения, возникающие в экономических и социальных процессах и протекающие в пространственно-временном континууме, определили актуальность развития междисциплинарного научного направления – социоэкономики, задача которого состоит в раскрытии социальной функции и объяснении хозяйственной деятельности в социальном контексте. Социальный контекст включает духовные, нравственные ценности, социальные приоритеты, предпочтения, которые оказывают влияние на хозяйственную, экономическую деятельность на макро- и микро уровнях.

В рамках концепции социоэкономического пространства проведем анализ категорий: экономическое пространство, экономическое время, социальное пространство, социальное время, – и определим теоретические основы концепции социоэкономического пространства.

Физическое место экономических отношений, факторов, параметров, измерений, компонентов производственных процессов, происходящих между экономическими агентами, по поводу процессов воспроизводства, и основанных на финансово-технологических инструментах и механизмах, определяют экономическое пространство, дополняющее физическое пространство, как его составная часть.

Социальное пространство – это ряд параметров, таких как: физическое место, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство, а также совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Обоим категориям свойственно отношение с категорией физического пространства, как составных частей одного целого – общего пространства.

Экономика, как хозяйственная деятельность определяет экономическое пространство, как физическое, географическое место для осуществления хозяйственной деятельности.

Социология, как наука об обществе, цель которой анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия, определяет социальное пространство, как физическое, географическое место осуществления различных и многообразных социальных отношений и взаимодействий, в том числе и экономических.

Концепция социоэкономического пространства, по мнению автора, может включать физическое пространство, как элемент сложной структуры неравновесной системы, объединяющей многообразие различных социальных отношений и взаимодействий, с целью осуществления экономической деятельности, в процессе общественного воспроизводства.


Источники:

1. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
2. И. Кант. «К критике чистого разума». — М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Физический энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – (Библиотека словарей)
4. И. Г. фон Тюнен. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии.
5. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Экономическое пространство и пространственная экономика. – ЭНСР. - № 4 (31). – 2005.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000, 385 с.
8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. С.298-302.
9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер с англ. П. М. Кудюкина ; под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — СПб. - 2001. — 416 с.
10. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С.36-77.
11. Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. V.42. №5. P.615-629.
12. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. М., 1997.
13. Зарубин А.Г. Социальное время и особенности изменения его свойств в периоды общественно-политических кризисов // Вестник Ростовский гос. экономической академии. 2000. № 2 (12).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:50