Human capital in modern interdisciplinary researches
Download PDF | Downloads: 35 | Citations: 30
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 / October, 2011
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=16985079
Cited: 30 by 07.12.2023
Abstract:
The author views foreign and domestic approaches, interdisciplinary among them, to the definition of human capital.
Keywords: human capital, innovations, new economy, interdisciplinary researches, economic psychology
Человек с его образованием, квалификацией и опытом является очень важным и в тоже время недоиспользованным ресурсом.
Поэтому в последние годы уделяется пристальное внимание его изучению на различных уровнях. Человеческий капитал может обеспечить экономический рост не только за счет повышения производительности труда, но и через генерирование и реализацию новых идей и инноваций, а также облегчает их восприятие и распространение. Для России последнее имеет большое значение в связи с намеченным курсом на модернизацию и инновационное развитие.
Навыки, приносящие доход
Идея человеческого капитала в той или иной форме рассматривалась в работах В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, К. Маркса, Ф. Энгельса, Дж. Милля, Л. Вальраса, Дж. Б. Кларка и многих других ученых. Но лишь во второй половине XX века концепция человеческого капитала оформилась в целостную теорию благодаря деятельности представителей «чикагской школы»Т. Шульца и Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера и других. В своих работах они применили инструментарий неоклассической школы к социальным институтам, таким как образование, здравоохранение и т.д.: люди инвестируют в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности в том случае, если это позволит им получать большие доходы в будущем.
Г. Беккер рассматривал человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и умений человека (G.S. Becker, 1964).
Человеческий капитал, по определению Т. Шульца, есть «приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями» (T. Shults, 1968).
Однако Т. Шульц и Г. Беккер уделили больше внимания тому, чтобы объяснить и отстоять идею равноправной с материальными ресурсами роли человеческого капитала в создании совокупного общественного продукта.
В более поздних работах ученых нет единого мнения относительно определения и содержания данного понятия, что можно объяснить сложностью и многогранностью самого явления.
Например, the Penguin Dictionary of Economics определяет человеческий капитал как навыки, способности и умения человека, которые позволяют ему получать доход (the Penguin Dictionary of Economics, 2004). Позднее это определение было расширено за счет учета нематериальных эффектов: человеческий капитал – это знания, компетенции и свойства, воплощенные в индивидах, которые способствуют созданию личностного, социального и экономического благополучия (OECD, 2001).
Л. Туроу определил человеческий капитал как способность производить предметы и услуги. Но при этом он выделяет экономическую способность, которая влияет на производительность всех других вложений (L. Thurow, 1970).
Э. Долан и Дж. Линдсей под человеческим капиталом подразумевают капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование, либо через практический опыт (Э. Долан и Дж. Линдсей, 1992).
В отечественной литературе также нет единого определения и понимания природы человеческого капитала. Б.М. Генкин и Б.Г. Юдин считают, что человеческий капитал характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность (Б.М. Генкин, 2003; Б.Г. Юдин, 2003).
О.Н. Мельников предлагает человеческий капитал рассматривать как совокупность неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных ресурсов, которые принадлежат человеку на правах личной собственности и которую можно соотнести с его «основным капиталом») и отчуждаемой собственности, проявляемой в виде затрат физической и творческой энергии человека (О.Н. Мельников, 2007).
По мнению А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека (А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова, 1999).
Ю.А. Корчагин определяет человеческий капитал как интенсивный производительный и социальный фактор, на который не распространяется закон убывающей отдачи и который способен накапливаться за счет инвестиций в интеллектуальную собственность, информационную оснащенность труда и жизнедеятельности, воспитание, обучение, знания, инновационный и институциональный потенциалы, экономическую свободу, предпринимательскую способность и предпринимательский климат, науку, культуру и искусство, безопасность и здоровье населения (Ю.А. Корчагин, 2004).
В.С. Ефимов рассматривает человеческий капитал как универсальную, самостоятельную составляющую «производственного процесса», обеспечивающую дополнительную стоимость продукта. Также он выделяет три аспекта (модуса) человеческого капитала:
• биологический аспект – сохранение ЧК: демография + здоровье + активность;
• социальный аспект – развитие ЧК: образование + квалификация + социальная организованность + инициативность; • экономический аспект – капитализация ЧК: системы производства + социальные институты + инфраструктура возможностей (В.С. Ефимов, 2010).
Обобщая вышеперечисленные определения человеческого капитала, можно выделить несколько основных подходов: большинство ученых под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей человека. Другие – только те, которые были получены через формальное обучение; третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые обеспечивают накопления определенных способностей и качеств. Отдельные исследователи включают в него также социальные, психологические, мировоззренческие, культурные характеристики людей. Последнее особенно характерно для отечественных исследований. В таблице 1 представлены определения человеческого капитала в различных отраслях науки.
В поисках идеальной трактовки В настоящее время человеческий капитал рассматривается на междисциплинарном уровне, в частности, в экономической психологии, политический психологии, социологии и других науках. В связи с этим ученые все чаще пересматривают структуру человеческого капитала, при этом, как правило, соблюдается принцип расширительной трактовки.
Так, А.Л. Бовенберг выделяет в структуре человеческого капитала навыки общения, самоконтроль и уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, умение распределить время, креативность, ответственность, способность принять вызов, готовность к переменам (A.L. Bovenberg, 2008).
Н. Римашевская – здоровье, знание, культуру и свободу личности (Н. Римашевская, 2004). А.И. Юрьев считает, что «человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям и способность к обучению» (А.И. Юрьев, 2006).
Ф. Нойманн считает, что образование является особым элементом человеческого капитала. В качестве основных его составляющих выделяются четыре компонента: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества (Ф. Нойманн, 2002).
По мнению А.В. Селезневой, эмпирическое изучение систем ценностей современной политической элиты позволит сделать оценку качества человеческого капитала более объективной (А.В. Селезнева, 2010).
Таблица 1
Подходы к определению человеческого капиталав современных отечественных междисциплинарных исследованияхОтрасль науки Определение человеческого капитала Авторы
Вывод
Человеческий капитал является объектом изучения различных отраслей наук, разнообразны направления его изучения, а также существуют различные его трактовки.
Всестороннее изучение человеческого капитала направлено на рассмотрение междисциплинарных проблем с сопутствующим использованием положений, методов и результатов исследований, накопленных различными науками. Это позволяет выявить определенные закономерности.
Экономике, в частности, присущ одномерный подход к человеческому поведению; экономическая психология же рассматривает человеческий капитал гораздо более объемно, обращая внимание на проблемы восприятия, психологических закономерностей поведения и т.д., что, в свою очередь, позволяет эффективно управлять им на макро-, мезо- и микро-уровнях и снизить риски инвестирования.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 13:51:14