Виртуальное предприятие и информационные сервисы
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (50), Февраль 2011
Цитировать:
Мосьяков И.В. Виртуальное предприятие и информационные сервисы // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 89-93.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578258
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автоматизация процессов управления упрощается, если использовать для внесения изменений в производственные структуры и структуры бизнес-процессов виртуальных цифровых помощников – «эрготических элементов», которых, в свою очередь, привлекают к формированию общих рабочих процессов в системе web-сервисы в рамках сервис-ориентированной архитектуры.
Ключевые слова: интернет, знания, виртуальное предприятие, модель, сетевая экономика, информационная технология, эрготический элемент, интернет-сервис, мультиагентная система
В условиях глобальной экономики правила ведения бизнеса быстро устаревают и назревает необходимость изменений (реинжиниринга) в работе предприятия [2]. Признаком необходимости реинжиниринга можно считать наличие одного из следующих условий: 1) изменились цели предприятия; 2) изменились требования клиентов; 3) производительность процессов стала ниже существующих стандартов.
«Агенты» в помощь менеджеру
Реинжиниринг охватывает весь диапазон действий по улучшению работы предприятия, начиная от постепенной модернизации и заканчивая полным перепроектированием всей структуры. Это трудная и ответственная часть жизненного цикла предприятия. Базовым требованием при проведении реинжиниринга является обеспечение непрерывности перехода к новой структуре. Для этого изменения должны быть согласованы, разработаны тесты и документация, обеспечена возможность возврата к предыдущей версии на любом шаге перепроектирования.
Логика развития автоматизации бизнес-процессов отчётливо прослеживается в следующей хронологии развития информационных технологий: 1985 г. – ERP – система планирования ресурсов предприятия.
1990 г. – SFA – система автоматизации продаж. 1995 г. – CRM – система управления взаимодей ствием с клиентами и SCM – управление цепочками по ставок. 2000 г. – BPM – управление бизнес-процессами. 2005 г. – BI – бизнес-аналитика.
Семантика поэтапного развития автоматизации бизнес-процессов имеет следующие компоненты:
1. Самоуправляемое виртуальное предприятие, которое эффективно работает и развивается без непрерывных, шаблонных управленческих действий.
2. Деятельность предприятия – это совокупность бизнес-процессов, которые постепенно и непрерывно усовершенствуются.
3. Взаимодействие между людьми, системами и аппаратными средствами осуществляется посредством сервис-ориентированной архитектуры (SOA) через хранилища данных, web-сервисы и BI-системы.
4. Акцент деятельности в рамках SОА переносится с данных на информационные сервисы, представляющие бизнес-функции и предназначенные для обеспечения согласованной работы больших, состоящих из множества частей приложений. Сами данные находятся в фокусе BI-систем.
Для решения подобных задач в работе [1] предлагается использовать в организационной структуре предприятия распределенный комплекс программных модулей (эрготических элементов ЭЭ), настроенных на автономную работу и взаимодействие между собой. Указанную систему эрготических элементов можно рассматривать как мультиагентную структуру, в которой агенты являются виртуальными цифровыми помощниками при управляющем персонале. Такой «личный секретарь» решает задачи планирования, организации и контекстного поиска информации для нужд конкретного менеджера.
Эрготическая модель и ее вклад в создание интеллектуальных программных систем
Основная цель системы эрготических элементов (ЭЭ) – облегчить и оптимизировать деятельность человека, используя принципы функционирования интеллектуальных поисковых систем в контексте осуществляемой трансакции. Способность к самообучению и анализу результатов экономических операций расширяет функционал ЭЭ, а подключение к такому программируемому эрготическому модулю приложений может превратить его в высоко масштабируемый бизнес, обладающий преимуществами, которые вытекают из повышенного быстродействия распределенных потоковых систем.
Предлагаемая эрготическая модель (ЭМ), при известных условиях, может внести свой вклад в создание мощных и гибких интеллектуальных программных систем, способных непрерывно приобретать новые знания и изменять свою структуру и функции, развиваясь и адаптируясь вместе с предприятием к решаемым задачам и условиям внешней среды.
Эрготическая разновидность мультиагентной системы сочетает в себе возможности человека и программируемого агента в виде единой сущности, способной воспринимать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими эрготическими элементами.
Эти возможности радикально отличают эрготическую модель от существующих «жестко» организованных систем, обеспечивая такое принципиально важное новое свойство, как способность к самоорганизации. При этом отдельные ЭЭ могут иметь в своём распоряжении знания высококвалифицированных экспертов и возможность договариваться о том, как должна решаться задача.
Благодаря автономной активности, они могут осуществлять консолидацию и поиск структурированной и неструктурированной информации в корпоративной среде инициировать диалог с пользователем в любой момент времени, работать в условиях неопределенности, что в итоге даёт решение задачи эффективного мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой предприятия.
Эрготический модуль как элемент новой технологии
Встраивание в корпоративную информационную систему программируемых эрготических модулей позволяет применить новые технологии распределённой обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как сетевые информационные сервисы. Ожидаемыми эффектами такой инновации являются:
• оптимизация результативности бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией;
• оптимизация обратной связи как средство исключения конфликтов и обеспечения качества для конечного заказчика;
• ориентация не на конкретные исправления процесса, а на выбор решаемой задачи;
• работа с фактами, а не их обобщениями;
• ориентация процесса на клиента;
• максимально близкая к рабочей тестовая среда.
Программируемый эрготический модуль является буфером между сложным бизнес-процессом и заказчиком, исключает ошибки из-за действия человеческого фактора – программы не ошибаются.
Программа ЭЭ может включить в себя создание горизонтальных связей для линейных функциональных подразделений, и тогда работа будет выполняться в том месте, где это наиболее целесообразно. Координация становится высокоэффективной и устраняется излишняя интеграция.
Система эрготических элементов
Программируемый эрготический элемент меняет логику бизнес-процессов, что экономит время, которое прежде тратилось на согласование одинаковых работ в различных подразделениях.Отдельный ЭЭ способен выполнять сложные трудовые функций и создаёт условия для интегрирования бизнес-процессов.
Переход от традиционной организации работ к выполнению процесса одним ЭЭ позволяет снизить численность персонала и ускорить выполнение процесса. За счет уменьшения численности работающих и четкого распределения компетенции между ними улучшается управляемость. Наделение исполнителей соответствующим уровнем компетенции приводит к децентрализации ответственности и оперативному процессу принятия самостоятельных решений.
Задача системы ЭЭ — минимизировать согласования в ходе исполнения процесса путем сокращения внешних контактов.
ЭЭ дают возможность предприятиям-партнёрам действовать автономно, сохраняя возможность пользования централизованными данными. Таким образом, устраняются бюрократические региональные структуры, необходимые для обслуживания территориально разобщенной клиентуры, и одновременно повышается качество обслуживания.
Вывод
Использование сервисов и эрготических элементов обладает некоторыми преимуществами как с точки зрения бизнеса, так и информационных технологий, позволяет формализовать многие бизнес-процессы. Например, становятся возможными автономное осуществление трансакций, выполнение задач в режиме реального времени, автоматизация анализа и обработки информации, реализация масштабируемого бизнеса.
Источники:
2. Дэвис Роб, Брабендер Эрик. BPM для начинающих. Моделирование бизнеса с ARIS Design Platform [Текст] / Пер с англ. – нет издательства и места издания, 2008.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:37:47