Методика оценки способностей личности к инновационной деятельности предпринимателя
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (49), Январь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578238
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Авторами предложена методика оценки способностей личности к инновационной деятельности, состоящая из анализа таких характеристик личности, как склонность к риску, расчётливость, креативность и настойчивость, целеустремленность в достижении поставленных целей. Рассмотрен пример расчета.
Ключевые слова: креативность, инновационный потенциал личности, оценка креативности, мотивация к успеху, склонность к риску
В России сложилась крайне негативная ситуация в сфере инновационной активности. Показатели, отражающие долю новой продукции и долю промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, существенно ниже, чем в развитых странах. В то же время Россия обладает как значительным научным и инновационным потенциалом, так и человеческим капиталом, достаточным для решения поставленных задач.
В 2007 году Минэкономразвития положило начало разработке концепций социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., ориентированных на переход к «модели инновационного социально-ориентированного развития». Для освоения высоких технологий необходима технологическая адаптация.
Предпринимательство как творчество
Основные направления реализации технологической адаптации, по нашему мнению, следующие:
1. Модернизация основных конкурентоспособных отраслей. Они выделены в послании Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской
Федерации и включают:
• разработку новых видов топлива и повышение эффективности энергосбережения;
• ядерные технологии;
• космические технологии;
• медицинские технологии;
• информационные технологии.
2. Создание эффективных инновационных центров по образцу Силиконовой долины или «Новой немецкой слободы».
Такие центры проектируются и строятся. В эту же систему включаются и существующие научные центры СО РАН, Медицинской академии, агропромышленного комплекса, крупнейшие высшие учебные заведения. Решение столь важных для страны задач сталкивается с проблемой поиска, отбора людей, способных осуществить модернизацию, управление инновациями.
В современной экономике успех бизнеса зависит как от созданного инновационного потенциала, так и от способности руководителя реализовать его.
До сих пор нет полного перечня свойств личности, которые следовало бы учитывать при анализе и оценке инновационного и творческого потенциала персонала фирм. Выделяют самые разные характеристики и прежде всего относящиеся к работнику, которые характеризуют личные и деловые качества, отношение к труду и творчеству, инициативность и предприимчивость. При этом ни одно из называемых свойств не раскрывается в содержательном смысле, а их значение, место, роль в системе инновационности и креативности вообще не рассматриваются.
Определимся с терминами
Из-за различных трактовок базовых понятий определимся с рядом характеристик личности.
Предприимчивость – способность личности достигать конкретных целей за счет собственной инициативы, изобретательности, принятия нестандартных решений, готовности к риску и ответственности.
Предпринимательство – специфический тип деятельности, связанный с инновациями и риском. Предприниматель – деловой, инициативный и творческий человек, действующий преимущественно в хозяйственной сфере.
Предпринимателя мы будем рассматривать не как юридическое лицо или представителя бизнеса, а как тип личности, то есть без связи со сферой деятельности или социально-экономическим статусом. Следует отметить, что именно предприниматель и является инновационным типом личности.
И одной из наиболее трудных задач является формирование методики оценки и актуализации инновационного потенциала личности. Актуализация потенциала человека зависит от системы стимулирования, которая также разрабатывается с учетом его индивидуальных особенностей.
Одним из первых мыслителей, который обобщил личностные качества предпринимателя, был Й. Шумпетер. Он выделил новаторство и склонность к риску, описывая предпринимателя как постоянного «возмутителя» общественного спокойствия, не позволяющего производству «топтаться» на месте, «застаиваться». В этой связи нельзя не согласиться с его выводом, что если человек – существо мыслящее, то и предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности.
Все эти качества необходимо учесть при оценке человека в роли руководителя, человека в роли предпринимателя, человека в роли работника (специалиста, служащего, сотрудника). Ведь недаром известный руководитель и предприниматель из Японии К. Татеиси пришел к выводу: «Все, что может делать машина – должна делать машина, удел же человека – думать и творить». Следуя данной идее, его компания явила миру не одну инновацию.
Организация анкетирования
При разработке методики оценки способности личности к инновационной деятельности был выполнен отбор нескольких известных анкет. Для определения склонности человека к риску выбрана анкета Г. Шуберта, для оценки стремления к достижению поставленной цели – анкеты Ю.В. Орлова и Т. Элерса. А для оценки креативности, стремления к творческой работе, инновационности была разработана анкета на основе оценочной таблицы А.И. Кочетковой.
Апробация методики была проведена в виде тестирования на рабочих группах от 6-7 до 25-30 человек в организациях разных видов деятельности.
В выборку попали такие предприятия, как Сургутнефтегаз и учреждения здравоохранения, образования и торговли Сибири. Объем выборки составил 740 человек, из них 69,6% респондентов имеют высшее образование, а 94,3% – находятся в возрасте от 20 до 45 лет.
Пример анкетирования рассмотрим на подразделении оптовой торговли крупной компании в составе 9 человек (табл. 1).
Таблица 1
Должности тестируемой группы
Список тестируемых | |
1 | Руководитель группы |
2 | Товаровед |
3 | Технолог по производству продуктов питания |
4 | Специалист по междугородним перевозкам |
5 | Начальник транспортного цеха |
6 | Начальник складской группы |
7 | Экономист-планировщик |
8 | Руководитель распределительного центра |
9 | Системный администратор |
Результат расчетов представлен в табл. 2, 3, 4 и 5.
Таблица 2
Оценка креативности респондентов
№ |
Наименованиегруппы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 |
Человеческийкапитал
| 41,67 | 26,09 | 48,00 | 33,33 | 33,33 | 21,88 | 26,09 | 57,69 | 36,00 |
2 | Ресурсы | 20,83 | 21,74 | 12,00 | 23,81 | 18,18 | 21,88 | 30,43 | 15,38 | 24,00 |
3 | Персонал | 25,00 | 21,74 | 24,00 | 23,81 | 30,30 | 34,38 | 17,39 | 15,38 | 20,00 |
4 | Кадры | 12,50 | 30,43 | 16,00 | 19,05 | 18,18 | 21,88 | 26,09 | 11,54 | 20,00 |
ИТого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 3
Уровень мотивации к успеху респондентов
№ | Уровень мотивации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Низкий | |||||||||
2 | Средний | * | * | * | ||||||
3 | Умерено высокий | * | * | * | * | * | ||||
4 | Слишком высокий | * |
Таблица 4
Склонность респондентов к риску
№ | Уровень риска | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Слишком осторожны | * | ||||||||
2 | Среднее значение | * | * | * | ||||||
3 | Склоны к риску | * | * | * | * |
Таблица 5
Результаты тестирования
№ | Тест | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Креативность | * | * | * | ||||||
2 | Мотивация к успеху | * | * | * | * | * | * | |||
3 | Склонность к риску | * | * | * | * | |||||
Итого | 3 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | 1 |
А.И. Кочеткова предлагает все трудовые ресурсы делить на 4 группы: человеческий капитал, персонал, человеческие ресурсы и кадры. Выделим основные характеристики, присущие этим четырем группам.
Для человеческого капитала: самостоятельность; саморазвитие; креативность; стремление к успеху; адаптивность к окружающей среде; самоуважение, совесть; гармоничность; самодостаточность; упорство; достижение поставленной цели.
Для персонала: самоценность; материальная обеспеченность; самоутверждение, власть; признание, авторитет, имидж; имидж организации в социуме; самостоятельность; личная незаменимость; хитрость и изворотливость.
Предполагаемыми целями и ценностями для человеческих ресурсов являются доход, стабильность; развитие в меру возможностей; готовность к изменениям; обучаемость в меру сил; порядочность, открытость, законность; соучастие, помощь, защита; уважение коллектива и руководства; полнота и эмоциональная насыщенность жизни; самореализация, причастность.
Для кадров – достижение стабильности посредством сохранения постоянной работы; коллективизм, равенство в потреблении ресурсов; достижение признания в коллективе, общение, уважение; выполнение несложных привычных функций под постоянным внешним контролем при полной собственной пассивности; возможность раздробления ответственности; неизменяемость, покой, стандарт и порядок.
«Оценка креативности»
Составленная анкета содержит равное количество вопросов, положительные ответы на которые характеризуют принадлежность респондента к той или иной группе. Наиболее креативными, на наш взгляд, будут респонденты, попавшие в первую группу – «Человеческий капитал», а наименее – в группу «Кадры».
Элементы табл. 2 рассчитывались по формуле 100 x xk # u , где xk – количество положительных ответов, характеризующих k-группу; xu – общее количество положительных ответов.
По табл. 2 можно сделать следующие выводы:
• наиболее способными к разработке идей, творчеству являются три человека (под номерами 1, 3, 8), у них четко определена принадлежность к конкретной группе – «Человеческий капитал»;
• только одного человека можно однозначно отнести к группе «Кадры»;
• у остальных людей нельзя четко сделать вывод о принадлежности их к конкретной группе, так как процент принадлежности к группе почти одинаковый во всех 4–х случаях.
После первого тестирования к творческой личности можно отнести трех человек: 1, 3, 8.
Мерило успешности
Мотивация достижения успеха зависит от активности личности, её самооценки, ценностных ориентаций, жизненной стратегии и других характеристик. Управленец или предприниматель считаются успешными, если выполнена поставленная ими цель.
Следовательно, данная характеристика важна и для руководителя, и для предпринимателя.
Наиболее высокий (завышенный) уровень мотивации у номера 8 (табл. 3).
Также 5 человек имеют высокий уровень мотивации к успеху.
После второго тестирования выявлено, что респонденты 1,2,3,7,8,9 обладают достаточно высоким уровнем мотивации к успеху, достижению поставленной цели.
Самые высокие показатели «рискованности», близкие к 30 баллам, имеют четыре человека.
Оценка склонности к риску сразу выделяет группу, способную именно к предпринимательской деятельности, отделяет группу менеджеров. После третьего тестирования к лицам с предпринимательскими способностями можно отнести трех человек: 1,3,5,8.
Сравним результаты трех тестов (табл. 5), по результатам которых были выдвинуты предположения о способностях анкетируемых с учетом занимаемой должности (табл. 1).
После сравнения результатов трех тестов видно, что претендентами для организации инновационных центров, отделов управления инновационными проектами могут быть три человека – 1,3,8.
По результатам обследования всей совокупности респондентов и беседы с руководителем подразделения можно сказать, что в отношении двух лиц сложившееся мнение коллектива об их способностях подтвердилось, в отношении третьего лица мнение не было общим.
Вывод
Полученные результаты позволили дать обоснование для выдвижения выбранных лиц руководителями новых проектов и самостоятельных творческих групп, деятельность которых направлена на поиск и реализацию как революционных, так и организационных, управленческих изменений в данной области и сопричастных к ней направлений, включая производство товаров, работ, услуг, их реализацию, транспортировку, хранение, и др.
Выдвижение должно быть престижным, статус высоким и сопровождаться повышенным материальным вознаграждением и определенным уровнем свободы действий в рамках утвержденной программы, направленной на инновационное развитие предприятия.
Схема подбора кандидатов на «престижные» рабочие места, требующие смелости и продуманности в принятии управленческих решений, креативности, целеустремленности, должна быть понятна каждому члену коллектива.
Любое отступление в пользу родственников, друзей, знакомых «подрывает» эту основу, надежду реализовать свои предпринимательские способности внутри коллектива. А ведь именно выделенные авторами способности в совокупности характеризуют личность предпринимателя, у которого может пока не быть собственного капитала, идеи, сподвижников креативного типа, но есть желание реализовать свои способности внутри коллектива.
Источники:
2. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность, 1997.
3. Joseph Schumpeter. Can Capitalism survi? - New York, Harper&Row, 1952, p.72.
4. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Мысль, 1990.
5. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998.
6. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2004.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 23:08:55