Творческая энергия личности воспитателя как основа экономического и социального развития современного общества
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (17), Май 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169545
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Воспитание творческой личности, являющейся основным социальным и экономическим ресурсом общества, – не простая и очень ответственная задача, которая возложена на образовательные учреждения страны различного уровня. Поэтому появление в нашем журнале статьи специалистов по дошкольному воспитанию можно считать вполне симптоматичным. Дети – будущее любой страны! Они будущий интеллектуальный и креативный ее капитал, поэтому-то столь важен уровень креативности в работе воспитателей, о котором и говорится в настоящей статье. По мнению психологов, педагогов и медиков человек как личность формируется до 12 лет, а все остальное время совершенствуется, «шлифуется». Поэтому-то огромную роль в в этот период играют семья, детские дошкольные учреждения, школа, т.е. те организации, где ребенок проводит основное время, которое расходуется на воспитание и формирование его как личности.
Ключевые слова: творческая энергия, образование, творческая личность, дошкольное образование
Воспитание творческой личности, являющейся основным социальным
и экономическим ресурсом общества – не простая и очень ответственная задача,
которая возложена на образовательные учреждения страны различного уровня.
Поэтому появление в нашем журнале статьи специалистов по дошкольному
воспитанию можно считать вполне симптоматичным.
Дети – будущее любой страны! Они будущий интеллектуальный и креативный ее капитал,
Поэтому-то столь важен уровень креативности в работе воспитателей,
о котором и говорится в настоящей статье.
По мнению психологов, педагогов и медиков человек как личность формируется до 12 лет, а все остальное время совершенствуется, «шлифуется». Поэтому-то огромную роль в в этот период играют семья, детские дошкольные учреждения, школа, т.е. те организации, где ребенок проводит основное время, которое расходуется на воспитание и формирование его как личности.
Как утверждают психологи, человек, или субъект сознательной деятельности, обладает устойчивой системой социально-значимых черт. При этом личность характеризуется следующими свойствами:
1) активной деятельностью по познанию и преобразованию окружающего мира;
2) устойчивостью поведения, позволяющей его предвидеть и направить;
3) взаимосвязанностью «блоков» личности, под которыми понимаются:
‑ направленность (ориентированность целей и мотивов действия независимо от ситуации), которая характеризуется склонностями, убеждениями, идеалами;
‑ способности (задатки или склонности к какой-либо деятельности);
‑ характер (устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, составляющий основу поведения и проявляющийся в его манере).
У личности есть следующие социальные характеристики:
‑ расположение;
‑ ценности;
‑ верование;
‑ принципы;
‑ уровень притязаний;
‑ круг общения;
‑ роль;
‑ статус;
‑ авторитет.
К экономическим характеристикам личности можно отнести:
‑ стремление к обеспеченному существованию, достижение которого возможно только через проявление творческих способностей в процессе производительного труда;
‑ умение рационально использовать свои интеллектуальные ресурсы для получения финансовых и других экономических результатов от своей деятельности;
‑ способность к инновационной деятельности и др.
Из перечисленных свойств, определяющих личность, становится ясно какая трудная задача стоит перед родителями и педагогами в воспитании маленького члена общества, достойного нести высокое звание «Человек». Как говорится, «родителей не выбирают», они есть такие, какие есть, и не всегда они правильно, научно обоснованно воспитывают своих детей, а вот от воспитателей детских учреждений в значительной степени зависит формирование ребенка как личности, при этом подчас они вынуждены исправлять ошибки родителей.
Но воспитатели тоже разные, хотя все они обучались в педагогических университетах и колледжах, изучали одни и те же дисциплины, методики преподавания, сдавали экзамены, но результаты этих обучений разные. К одним воспитателям дети тянутся, рвутся в детский сад, от других стараются отдалиться.
Это объясняется тем, что воспитатели отличаются друг от друга проявлением своей творческой энергией, которую они передают своим воспитанникам. А чем выше уровень этой энергии будет у каждого человека, тем будет выше степень развития экономических и социальных отношений в коллективах фирм, в их ближайших окружениях, т.е на местном уровне, да и в стране в целом.
Как определяет ее докт. экон. наук, профессор Мельников О.Н. «творческая энергия – это объективно существующая природная субстанция, связывающая через общественно-полезную (экономическую и социальную) деятельность человека его биоэнергетику с энергетикой окружающего мира» или это «творческий интегральный показатель биологической (генной) и социально-экономической активности любого человека».
Опираясь на исследования творческой энергии личности, проведенные профессором Мельниковым О.Н., творческую энергию воспитателя можно определить по следующей формуле:
где - степень новизны, вносимой воспитателем в методику и практику воспитания детей;
Т – время, затраченное воспитателем на разработку своих новых методик, подходов в проведении занятий, игр, праздников и т.д.
Как можно видеть, у всех воспитателей этот коэффициент будет совершенно разный. Напрямую он вроде бы и не зависит от стажа работы, образования и т.д. Это качество в большей степени заложено в самом человеке природой и творческая энергия воспитателя, направленная на обучение детей, «должна сеять светлое, доброе, вечное».
Кто-то годами использует одни и те же методики, а значит недостаточно творчески подходит к процессу воспитания детей, которые, между прочим, меняются на глазах, так как они такие же социальные продукты нашего времени, как и все остальное. Поэтому-то дети у таких воспитателей занимаются без охоты и достаточного энтузиазма.
Другие же воспитатели постоянно что-то улучшают, что-то придумывают, используют различные ситуационные модели, всегда находятся в творческом поиске, обучают детей весело, с элементами деловых игр, и дети у них не только интеллектуально более развиты, они всегда здоровы, веселы и счастливы.
Конечно, понятна та сложность, которая возникает при необходимости оценки уровня творческой энергии каждого воспитателя. Но при этом совершенно ясно, что генератором этой энергии для педагога является каждый маленький воспитанник. Отсюда следует, что творческая энергия воспитателей должна быть направлена не только на комплексное обучение и воспитание детей, но и на создание соответствующей социальной, нравственной и экономической среды, являющейся комфортной для развития детей, а, следовательно, будущего России.
Источники:
2. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельности как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: ИД «МЕЛАП» 2004. – 172с.
3. Мельников О.Н. Природа творческой энергии человека // Российское предпринимательство. – № 2. – 2000.
4. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М.:МОГОС. 1999.
5. Соколова И.И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – № 2. – 1999.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:38