Деловые связи, как вклад в совместную деятельность
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (18), Июнь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Орлов А.И. Деловые связи, как вклад в совместную деятельность // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 6. – С. 86-92.
Аннотация:
Что мы понимаем под деловыми связями и что вкладываем в их содержание? Можно сказать, что деловые связи это отношения между людьми, которые складываются в процессе делового общения. И затрагивают эти отношения очень многие, практически все возможные сферы жизнедеятельности.
Ключевые слова: деловые связи, кредитор
"Бизнес - это искусство заводить друзей".
Герберт Кэссон. "Аксиомы бизнеса".
"Единственная и главная черта, которая объединяет всех преуспевающих людей - это умение заводить и использовать деловые связи".
Харви Маккей. "Как уцелеть среди людей".
Что мы понимаем под деловыми связями и что вкладываем в их содержание?
Можно сказать, что деловые связи ‑ это отношения между людьми, которые складываются в процессе делового общения. И затрагивают эти отношения очень многие, практически все возможные сферы жизнедеятельности.
Понятие деловых связей.
Деловые связи позволяют пользоваться всем багажом партнеров по бизнесу ‑ их связями, информацией, знаниями, деловой репутацией, финансовыми возможностями, помощью в решении самых различных проблем, их навыками, умениями, возможностью получения новой работы и решением многих других задач.
Например, одной из новых форм деловых связей, эффективно используемых в Интернет, является сдача в аренду адресов деловых партнеров, которые имеют те или иные владельцы сайтов, с извещением накануне их владельцев о том, что к ним обратятся со своими предложениями люди, которым держатель их адресов доверяет и рекомендует иметь с ними дело.
Деловые связи - это суперразум.
Чем были сильны Наполеон Бонапарт, Генри Форд, Чарльз Шваб, Эндрю Карнеги, Джон Рокфеллер и другие преуспевающие бизнесмены? Тем, что они сумели создать коллективы преуспевающих людей, и воспользовались их связями между собой.
Джон Рокфеллер ценил умение общаться и заводить деловые связи. Он говорил, что ценит умение общаться с другими людьми и заводить связи, также как и любой другой товар, и что за это умение он готов платить больше, чем за любой другой товар.
Сегодня мы часто читаем объявления в газетах: "Требуются работники со связями в регионах". Значимость и сила деловых связей признана законодателями и закреплена в качестве объекта гражданского права. В частности, статья 1042 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает: "Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи". При этом вклады сторон предполагаются равными по стоимости, если иное не вытекает из договора или фактических обстоятельств. Денежная оценка деловых отношений производится по соглашению сторон между товарищами. Таким образом, любой сумме в денежном выражении, внесенной в совместную деятельность, может соответствовать любой другой вид вклада, внесенный в совместную деятельность.
То есть, если одним товарищем, внесен вклад в сумме, например, 100 миллионов рублей, а другой вносит знания, или навыки, либо умения, или же деловую репутацию, либо деловые связи, то каждый из вкладов при взаимном согласии сторон может быть оценен в 100 миллионов рублей, а общая сумма всех видов вкладов составит 600 миллионов рублей. Поскольку никаких иных условий и требований, кроме соглашения сторон, ГК РФ не предъявляет, то такое соглашение представляется правомерным.
Итак, совместный капитал шести участников сформирован. Что дальше?
А далее закон требует, чтобы лицо, осуществившее управление общими делами (в случае, если это юридическое лицо), завело отдельный баланс, на котором должно отразить все виды вкладов. Таким образом, наряду с деньгами и имуществом (материальными активами) на баланс могут быть поставлены и учтены все иные виды вкладов: знания, навыки, умения, деловая репутация и деловые связи, в составе нематериальных активов.
Будучи поставлены на учет, они вступают в оборот наряду с деньгами и имуществом. Однако, возникает вопрос о правомерности оценки нематериальных активов (вкладов) в денежном выражении вообще и в большие оценочные суммы, в частности.
Некоторые авторы, например, Сергеев А.П. и Толстой Ю.К., полагают, что такие виды вкладов эфемерны и вообще не могут подлежать денежной оценке. В то же время Томас Стюарт в книге "Богатство от ума" приводит примеры, когда нематериальные активы занимают в рыночной стоимости акций, таких компаний, как фирма "Микрософт", до 99%. Есть также немало примеров, когда в качестве вкладов вносились различные нематериальные активы, которые существенно влияли на последующее распределение прибыли сторон. В частности, широко распространена практика создания международных консорциумов, которые в качестве своих вкладов в общее дело зачастую вносят право пользования товарными знаками, торговыми марками, деловыми связями, в том числе в сфере сбыта, продвижения товаров, коммерческой информацией, ноу-хау, консультаций, иных видов нематериальных вкладов. При этом к оценке такого рода вкладов сложилось несколько подходов:
1. Все виды вкладов оцениваются в денежном выражении в равных доля, и соответственно, в равных долях распределяется прибыль, получаемая в процессе совместной деятельности.
2. Все вклады оцениваются в денежном выражении в равных долях, но прибыль распределяется не соразмерно оценке вкладов, а в иных соотношениях, определенных соглашением между товарищами.
3. Относительно равные по стоимости вклады оцениваются неодинаково, по прибыль распределяется в равных долях.
4. И, наконец, четвертый подход, когда вносимые вклады определяются не равными по стоимости, в то же время прибыль распределяется не пропорционально денежной оценке вкладов, а по иным оценочным критериям, определенным товарищами.
Несколько иной подход при оценке такого рода вкладов в уставные капиталы юридических лиц. Например, при попытках некоторых учредителей при регистрации коммерческих организаций (ООО, АО), внести в уставные капиталы этих обществ нематериальные активы, получили неофициальный отказ в регистрационных палатах, обоснованный на сложности, либо невозможности оценки этих нематериальных активов в денежном выражении.
Работники регистрационных палат мотивировали свой отказ тем, что в случае возникновения долгов либо банкротства этих обществ, кредиторы не смогут обратить взыскание и в последующем продать или воспользоваться такими вкладами, деловая репутация, знания, умения, навыки и деловые связи. В то же время при заключении договоров о совместной деятельности такие препятствия при внесении и оценке таких вкладов фактически отсутствуют. И в случае банкротства простого товарищества может быть предпринята попытка кредиторов, обратить взыскание на вклады товарищей в виде нематериальных активов.
Но как арестовать и затем реализовать деловые связи? Или арестовать знания? Или навыки? Или деловую репутацию? Какие меры обеспечения вообще применимы к таким видам вкладов? Поэтому одним из наиболее сложных, вызывающих огромный практический интерес, является вопрос: как оценить деловые связи в денежном выражении и формализовать их внесение в качестве вкладов в совместную деятельность?
Исходя из хозяйственной практики, представляется, что критерии оценки деловых связей могут быть самыми разнообразными. Например, одним из основных критериев оценки деловых связей может являться количество людей, включенных в список деловых связей, предоставляемый вносящим эти связи.
Другим количественным критерием может служить длительность (срок), в течение которого могут использоваться внесенные в совместную деятельность деловые связи.
Еще одним количественным критерием, который мог бы служить степени оценки эффективности деловых связей, сопоставимость деловых связей различных партнеров по результатам использования этих деловых связей друг с другом.
Также, если используется только один вклад одного человека в виде деловых связей, то их эффективность можно было бы сравнивать с иными видами вкладов ‑ деньгами, имуществом, знаниями, деловой репутацией, навыками, умениями, иными видами нематериальных активов.
Одним из критериев, характеризующих эффективность деловых связей, могут являться деловые возможности людей, деловые связи которых предполагается использовать.
Критерием, характеризующим степень эффективности деловых связей, может являться польза, выгода, получаемая от использования (эксплуатации) деловых связей.
Представляется, что деловые связи можно классифицировать также и по таким критериям, как степень эффективности, направленность, сфера применения и использования и другим самым разнообразным критериям, в зависимости от целей их использования
Видимо, как и в случаях использования иных объектов гражданского права, целесообразно заключать договор о порядке и условиях передачи деловых связей в качестве вклада в совместную деятельность. Также, как при сдаче имущества в аренду, или при передаче для использования оборудования или бизнеса по договору коммерческой концессии (франчайзинга) или лицензионного продукта по лицензионному договору. До того, пока их владелец не "материализовал" их в виде конкретных списков, или не "овеществил" иным образом, они никак не проявляются. До этих пор они существуют в виде информации, которой владеет конкретный человек.
Однако далее, поскольку деловые связи передаются физическими лицами и превращаются из межличностных отношений в отношения между хозяйствующим субъектом и конкретным адресатом, конкретным юридическим лицом, и могут стать собственностью, либо объектом использования как физического, так и юридического лица.
Являются ли деловые связи, внесенные в качестве вклада в совместную деятельность собственностью бывшего их владельца? Или право собственности переходит к новому собственнику? Но ведь деловые связи ‑ нематериальный объект и ими прежний владелец может продолжать пользоваться.
А вероятен ли запрет, ограничение? Представляется, что не только вероятен, но и может быть обусловлен условиями договора между товарищами.
Видимо, необходимы и ограничения использования деловых связей, полученных благодаря работе в корпорации, после выхода из нее.
Обосновано сомнение, что кредитор не сможет воспользоваться деловыми связями товарища, если простое товарищество постигнет банкротство. И, тем не менее, участники совместной деятельности заведомо соглашаются принять такого рода "воздушные" вклады в совместную деятельность и соглашаются оценить её на равных порой со значительными денежными или имущественными вкладами.
Почему они соглашаются?
Например, одно из зарубежных предприятий, назовем ее условно Стороной 1, заключило договор о совместной деятельности в сфере производства и сбыта сельхозпродуктов с одним из сельхозпроизводителей одной из республик СНГ, назовем ее Стороной 2. При этом в качестве вклада в совместную деятельность Сторона 2 внесла земельные площади, оборудование, технику, и обязалась осуществить весь цикл выращивания сельхозпродукции. Сторона 1 предложила в качестве вклада свои деловые связи в сфере сбыта сельхозпродукции, причём сбыта отлаженного, гарантированного и по ценам более высоким, чем реализовывало само сельхозпредприятие. При этом стороны договорились, что Сторона 2 получает 40% прибыли, а Сторона 1, внесшая свои деловые связи, - 60%. На что Сторона 2 согласилась.
И такие примеры не единичны.
Все это, свидетельствует о том, что деловые связи наряду с иными нематериальными активами становятся все более весомой силой в деловом мире и требуют более глубокого исследования и изучения порядка и условий их оценки, формализации, изучения возможностей их использования как участниками договоров о совместной деятельности, так и потенциальными кредиторами простого товарищества.
Безусловно, высказанные автором положения о проблемах оценки деловых связей не бесспорны. Они нуждаются во всестороннем исследовании и обсуждении. Но постановка вопроса о необходимости выработки методики такой оценки назрела. Поэтому автор будет искренне признателен за любые предложения и отзывы читателей по этой проблеме.
Источники:
2.Гражданское право. Учебник. Ч. 3. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. Проспект, М. 1998.
3. Томас Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер./ Пер. с англ. В.А. Ноздриной. -Мн.:Парадокс.1988.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:48:27