Влияние инновационных индикаторов на стоимость бизнеса

Назарова Л.А., Елохова И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (44), Август 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118619
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье показана роль нематериальных активов в оценке инновационного потенциала предприятий. Выявлена низкая доля стоимости нематериальных активов на предприятиях Пермского края в общей структуре основного капитала. Такой подход к учету нематериальных активов не позволяет в полной мере оценить инновационную деятельность предприятия, так как стоимость нематериальных активов является если не самым главным, то достаточно важным индикатором, который влияет на стоимость бизнеса.

Ключевые слова: инновационная деятельность, развитие предприятий, нематериальные активы, оценка стоимости бизнеса, коммерциализация, стоимость нематериальных активов, интеллектуальная стоимость, индикаторы инновационного потенциала



Инновационная деятельность является синонимом успешного развития каждого предприятия реального сектора экономики.

Вопрос измерения «инновационности» предприятия стоит сегодня достаточно остро, так как нет единого, признанного всеми заинтересованными сторонами метода оценки.

Статистическая оценка инновационной деятельности ведется на основании формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». В данной форме отражаются следующего рода результаты инноваций: научные исследования и разработки, научно-технические достижения, технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, также есть понятие маркетинговых инноваций, что представляет собой реализацию новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов, формулирование новых ценовых стратегий, инновационные товары, нанотехнологии [2]. Но, в данном документе не учитывается нигде как критерий стоимость нематериальных активов (НМА), которая, на наш взгляд, является если не самым, то одним из основных индикаторов инновационной деятельности.

Изменение подходов

Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, денежные средства, запасы сырья и материалов и т.д., но и торговыми марками и брендами, сложившимся кругом клиентов и проверенных поставщиков, деловой репутацией, известностью на рынке и другими факторами, которые, на первый взгляд, очень сложно оценить. Однако при продаже бизнеса, слияниях и поглощениях, покупке готовой фирмы, да и просто для грамотного управления стоимостью компании важно знать, сколько стоят и нематериальные активы компании.

Основной капитал во всем развитом мире создается часто не за счет прибыли от коммерческой деятельности, а за счет создания новой стоимости на рынке. Для того чтобы понимать стоимость предприятия, необходимо уметь грамотно и адекватно ее оценить.

На протяжении последнего столетия подходы к оценке стоимости компании претерпевали существенные изменения (рис. 1).

Рис. 1. Изменение подходов к оценке управления на основе стоимости

К управлению…инновационным развитием

К 90-м годам мы подошли с четким пониманием, что цель любого бизнеса – это увеличение его стоимости, максимизация акционерного капитала. Но, мы считаем, что неизбежен переход от управления, основанного на стоимости, к управлению инновационным развитием. А для этого необходимы новые показатели и критерии (индикаторы).

На наш взгляд, в России недооценен основной каптал предприятия, в частности, его составляющая – нематериальные активы. В общемировой практике на стоимость компании значительно влияет именно стоимость нематериальных активов, она определяет до 60% стоимости бизнеса. [3]

Но, к сожалению, как показывает практика российских предприятий, мало кто учитывает на балансе интеллектуальную собственность в виде нематериальных активов. Хотя все понимают, что какие-то технологии, разработки, патенты, лицензии, права, ноу-хау, торговые знаки у российских предприятий есть – иначе как бы они работали и производили продукцию (или оказывали услуги). При этом мало кто стремится отразить реальную рыночную стоимость имеющихся объектов научных разработок по разным причинам.

Проведенное исследование по итогам 2009 года более чем на 100 предприятиях Пермского края показало, что общая доля НМА в общей структуре основных средств составляет одну десятую процента!

Единственное исключение, подчеркивающее общее правило – сравнительно молодое предприятие ООО Лукойл-Информ имеет 51% нематериальных активов в общей структуре капитала.

Существуют сложности с оценкой интеллектуальной собственности, оформлением патентов, а также нельзя отрицать такой фактор, как наследие социализма – все было государственное – значит, ничье, и необходимости оформлять собственность каждому предприятию на себя не было. Кроме того, налог на имущество организаций в РФ – 2,2%, и многие предприятия не хотят увеличивать стоимость основных средств из-за этого. Но возможные угрозы «ухода» наших инновационных разработок к конкурентам могут привести к тому, что мы будем платить за собственную безграмотность.

Таблица 1

Доля нематериальных активов в общей стоимости капитала в открытых акционерных обществах Пермского края

Какие преимущества получает предприятие, используя интеллектуальную собственность (НМА):

а) рост уставного фонда,

б) рост амортизационных фондов (при этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции, не облагаются налогом),

в) увеличение капитализации бизнеса,

г) возможность организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

Выводы

Будущие доходы от НМА зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в инновации, исследования и разработки, обучение и т.п. на самом деле существенно увеличивают в случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций нового типа: отчетов о результатах работы компании, которые выходят за узкие рамки финансовой отчетности.

Необходимо расширить прогнозы, включив в них сферы компетенции и удовлетворенность потребителей, описать инновационный потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит его успех, показатели эффективности управления, а также оценки уровня инноваций. Предприятию, стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) должно быть выгодно систематически представлять подобные отчеты о своих НМА и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости бизнеса, рост конкурентоспособности. Потенциал стоимости бизнеса смещается в сторону нематериальных активов компании, которые являются индикатором инновационного развития.


Источники:

1. Никонова И.А. Финансирование бизнеса: учебное пособие / И.А Никонова. – М.: Альпина Паблишер, 2008.
2. Форма федерального государственного статистического наблюдения № 4 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» от 2006 г.
3. Финансовое образование. www.finlearn.ru, ноябрь 2009 г.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:11:30