Сравнительный анализ показателей Турции и тюркоязычных республик в индикаторе «создание предприятия» индекса Doing Business
Нажимудинова С.С.1, Маргазиева Н.К.1
1 Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Киргизия, Бишкек
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Нажимудинова С.С., Маргазиева Н.К. Сравнительный анализ показателей Турции и тюркоязычных республик в индикаторе «создание предприятия» индекса Doing Business // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 205-218. – doi: 10.18334/asia.3.4.41368.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44858598
Цитирований: 1 по состоянию на 20.09.2021
Аннотация:
В настоящее время индекс Doing Business является одним из важнейших инструментов, отражающий качество инвестиционной среды стран и показывающий потенциал привлечения иностранного капитала в экономику. В этом контексте несомненно вызывает интерес какое место занимает тюркоязычные страны, такие как Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Турция в данном индексе. Как известно, тюркоязычные страны из бывшего Советского союза провозгласили независимость в 90-х годах прошлого столетия и имеют небольшой опыт в условиях рыночной экономики, в то время как, Турция является одной из стран большой двадцатки с достаточно большим опытом рыночных отношений. Целью данной статьи является изучение и сравнение индикатора “создание предприятия” Турции и тюркоязычных стран индекса Doing Business на основе отчета Всемирного Банка за 2018 год. Кроме того, в рамках данной работы будут оценены эффективные практики в процедуры создания предприятия в рассматриваемых странах.
Ключевые слова: предпринимательство, ведение бизнеса, индикатор создание предприятия, инвестиционный климат
JEL-классификация: M13
Введение
Индекс Doing Business (ведение бизнеса) служит базой для оценки инвестиционного климата и определения качества инвестиционной среды страны, используя действующие или базовые критерии в жизненном цикле страны. Этот индекс ранжирует страны мира в соответствии с критериями наличия соответствующих экономических условий для ведения бизнеса и публикуется каждый год [1] (Koç, Kaya, Şenel, 2017). Индекс конкурентоспособности, формирующийся с использованием различных показателей, становится все более важным с точки зрения определения качества инвестиционного климата и возможности сравнения показателей разных стран, а также с точки зрения привлечения прямого иностранного капитала [2, c. 819] (Özcan, Kayalıdere, 2017). Таким образом, индекс показывает как привлекательность инвестиционного климата, так и уровень предпринимательства в этой стране. Поэтому наряду с глобализацией капитала инвестиционная и предпринимательская деятельность обеспечивает ряд выгод как для инвестирующей страны, откуда поступает капитал, так и для страны, в которую осуществляются инвестиции.
Как показывает обзор литературы, предпринимательская деятельность положительно влияет на рост экономики стран, куда инвестируются средства [3] (Zhang, 2001). Многие исследователи пришли к выводу, что предпринимательство является основным источником экономического развития и жизненно важным для экономики страны, поскольку продуктивное предпринимательство является основным источником экономического роста и создания ресурсов. Например, исследование Акса и его коллег (Acs etс., 2006) показало взаимосвязь предпринимательства и экономического роста с использованием данных периода 1981–1998 гг. в 18 странах. Также результаты исследования Мартина и его коллег (Martin, 2010) среди 25 стран ОЭСР показали, что предпринимательство оказывает положительное влияние на экономический рост за счет инвестиций. Кроме того, турецкие ученые Озджан и Ары (Özcan, Arı 2010) исследовали факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции, в 27 странах ОЭСР в период с 1994 по 2006 г. и выявили, что прямые иностранные инвестиции положительно влияют на темп роста и уровень инфраструктуры стран. Страны, которые могут осознать значение инвестиций и предпринимательства с точки зрения экономического роста и развития, в настоящее время стремятся обеспечить благоприятные условия для инвесторов и предпринимателей, чтобы сделать свою страну привлекательной для улучшения инвестиционного климата путём различных политических и институциональных регулирований. Данное исследование ставит себе целью определить, какое место занимают независимые тюркские республики, такие как Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, провозгласившие свою независимость после 1990-х годов, и Турция, которая входит в число крупнейших экономик в мире, в рейтинге Doing Business среди 190 стран, и насколько привлекательны эти страны с точки зрения открытия бизнеса. Научная новизна данной работы заключается в детальном рассмотрении отдельно взятого индикатора «Создание предприятия» и его внутренних критериев в вышеназванных странах. Так как обзор литературы показал, большинство работ по этой тематике направлены на рассмотрение индикаторов «Doing Business» в совокупности.
Тема влияния предпринимательства и инвестиции на экономический рост и развитие остается актуальной и по сей день. Результаты исследования, проведенного Осконбаевой и Нажимудиновой в 2018 г. на примере Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана за период 2005–2012 гг., показали положительную и статистически значимую связь между предпринимательством и экономическим ростом в данных странах.
Индекс «Ведение бизнеса»
Индекс «Ведение бизнеса» (Doing Business), который учрежден Всемирным банком и применяется для измерения уровня легкости ведения бизнеса в той или иной стране, обеспечивает сравнительную оценку стран мировой экономики на основе различных показателей, таких как создание предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности, которые будут влиять на инвестиционный климат стран, включенных в индекс. Первый отчет был опубликован в 2004 году и содержал данные за 2003 год. Доклад «Doing Business», опубликованный в 2019 году, соответственно, отражает данные за 2018 год. Если в 2004 году в первом опубликованном индексе было рассмотрено 5 критериев и были включены 133 страны, то к 2019 году рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам, а число стран – 190. Всемирный банк ежегодно публикует этот индекс, способствующий развитию частного сектора, с целью увеличения международных инициатив в области поддержки развития путем предоставления соответствующей информации по этому вопросу. Кроме того, индекс Doing Business, использовавший более 800 научных работ и исследований в создании индекса, сегодня стал важным ресурсом для ученых, журналистов и политиков.
Таблица 1
Топ-10 стран по индексу Doing Business с 2008 по 2018 год
|
2008
|
2013
|
2018
|
1
|
Сингапур
|
Сингапур
|
Новая
Зеландия
|
2
|
Новая
Зеландия
|
Гонконг
|
Сингапур
|
3
|
США
|
Новая
Зеландия
|
Дания
|
4
|
Гонконг
|
США
|
Гонконг
|
5
|
Дания
|
Дания
|
Корея
|
6
|
Великобритания
|
Южная
Корея
|
Грузия
|
7
|
Ирландия
|
Малайзия
|
Норвегия
|
8
|
Канада
|
Грузия
|
США
|
9
|
Австралия
|
Норвегия
|
Великобритания
|
10
|
Норвегия
|
Великобритания
|
Македония
|
Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка «Doing Business».
Как видно из таблицы 1, Сингапур, Новая Зеландия, Дания и Гонконг сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге Doing Business за последние 10 лет; тогда как Ирландия, Канада, Австралия и Малайзия потеряли свои позиции в данном рейтинге, а тем временем Грузия, Македония, Южная Корея первый раз были включены в данный список. Недавно опубликованный отчет показал, что Новая Зеландия снова сохранила свою лидирующую позицию и смогла сохранить статус страны, в которой легче всего вести бизнес. Примечательно, что Грузия, одна из бывших советских республик, сделала важный шаг и улучшила свои позиции с 15-го места (2008) на 6-ое (2018) место в данном рейтинге. Причиной такого успеха Грузии можно объяснить 47 реформами по улучшению индекса Doing Business, которые проводились с 2000-х годов для улучшения делового и инвестиционного климата.
Место Турции и тюркоязычных стран в индексе «Ведение бизнеса»
В Турции и тюркоязычных странах, занимающих в целом 4 246 785 км2 площади, проживает более 147 миллионов жителей, и они являются важным рынком с точки зрения природных богатств и географического расположения. 1,3 % мирового ВВП производится в указанных странах.
Таблица 2
Топ-10 стран по индексу Ведения бизнеса с 2008 по 2018 год
|
Площадь
км2 |
Население (2018)
|
ВВП (2017),
млрд долларов США |
Азербайджан
|
86,600
|
9862429
|
40,747
|
Казахстан
|
2,724,900
|
18037646
|
162,887
|
Кыргызстан
|
199,951
|
6201500
|
7,564
|
Узбекистан
|
448,978
|
32387200
|
49,677
|
Турция
|
783,356
|
80745020
|
815,490
|
Всего
|
4,246,785
|
147233795
|
1 076 365 000
|
Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан провозгласили независимость в 1991 году после распада СССР. По данным Всемирного банка за 2017 год, из рассматриваемых стран на первом месте по численности населения страны находится Узбекистан, на втором – Казахстан, а затем Азербайджан и Кыргызстан соответственно (табл. 2). ВВП Турции, который входит в число стран G20, составляет 815,490 млрд долларов США, что является самым высоким ВВП среди изученных стран. ВВП Казахстана в 2017 году составил 162,887 млрд долларов США. В то время как ВВП Узбекистана, Азербайджана и Кыргызстана составляет 49,677 млрд, 40,747 млрд и 7,564 млрд долларов США соответственно.
Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан имеют общее историческое прошлое в том смысле, что они являются бывшими республиками Советского Союза. Они столкнулись с аналогичными экономическими, политическими и социальными проблемами в процессе перехода от плановой экономики к рыночной, и каждая страна изо всех сил пыталась справиться с возникшими проблемами. Тем временем этих стран с Турцией связывают общие исторические корни и социо-культурные ценности. Несмотря на общую историю и ценности, с экономической точки зрения, согласно данным Всемирного банка за 2018 год, Азербайджан, Казахстан и Турция входят в группу «Страны с доходом выше среднего», а Кыргызстан и Узбекистан в группу «Страны с доходом ниже среднего». При анализе доли секторов в ВВП стран у Кыргызстана и Узбекистана, которые входят в группу стран с уровнем дохода ниже среднего, сельское хозяйство занимает высокую долю в ВВП страны.
Таблица 3
Турция и тюркоязычные страны в рейтинге «Doing Business»
Страна
|
2008
|
2013
|
2018
|
Азербайджан
|
33 (181)
|
70 (189)
|
25 (190)
|
Казахстан
|
70 (181)
|
50 (189)
|
28 (190)
|
Кыргызстан
|
68 (181)
|
68 (189)
|
70 (190)
|
Узбекистан
|
138 (181)
|
146 (189)
|
76 (190)
|
Турция
|
59 (181)
|
69 (189)
|
43 (190)
|
Среди независимых тюркоязычных стран Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан включены в индекс Doing Business. В то время как Туркменистан не является объектом данного исследования, так как не включен в индекс Doing Business. Анализ исследуемых стран в данном индексе за последние 10 лет показал, что в топ-20 стран, к сожалению, не входит ни одна из этих стран. Но за последние годы среди топ-30 стран можно увидеть Азербайджан (25-е место) и Казахстан (28-е место). Как видно из таблицы 2, Казахстан последовательно шел к этому показателю. Казахстан, который на сегодняшний день находится на 28 месте, намерен войти в топ-20 в последующие годы. Узбекистан, который 10 лет назад находился на 138 месте, совершил большой прорыв, и в настоящее время занимает 76-е место среди 190 стран. В то время как в Кыргызстане не наблюдается кардинальных изменений, наоборот, страна потеряла две позиции и занимает 70-е место. Турция, которая входит в экономику G20, за последний год с 59-го места продвинулась до 43-го места. Азербайджан за последние 10 лет претерпел поистине резкие изменения, занимавший 33-е место в 2008 году, в 2013 г. году опустился до 70-го места, а через 5 лет закрыл разрыв с выдающимся успехом и занял 25-е место.
Индикатор «Создание предприятия»
Как известно, прямые иностранные инвестиции осуществляется путём приобретения местной фирмы в другой стране, предоставляя начальный капитал для создания новой фирмы или увеличивая капитал существующей компании и предоставляя отечественным предприятиям такие элементы, как управленческие знания, лицензии, ноу-хау и т. д. В индексе Doing Business первым индикатором является индекс «Создание предприятия». В данном индикаторе изучаются необходимые процедуры, время, затраты и минимальный размер уставного капитала для малого и среднего предприятия с ограниченной ответственностью, которые будут официально введены в эксплуатацию в крупнейшем городе страны. В таблице 3 можно увидеть страны мира наиболее благоприятные с точки зрения создания предприятия с 2008 по 2018 год.
Таблица 3
Топ-10 стран в индексе «Ведение бизнеса» за 2008–2018 гг.
Страны с высоким рейтингом по показателю
«Создание предприятия»
|
2008 г.
181 стран |
2018 г.
190 стран |
1
|
Новая Зеландия
|
Новая Зеландия
|
2
|
Kанада
|
Грузия
|
3
|
Австралия
|
Сингапур
|
4
|
Грузия
|
Kанада
|
5
|
Ирландия
|
Гонконг
|
6
|
США
|
Ямайка
|
7
|
Маврикий
|
Австралия
|
8
|
Великобритания
|
Армения
|
9
|
Пуэрто-Рико
|
Азербайджан
|
10
|
Сингапур
|
Ирландия
|
Новая Зеландия лидирует по легкости «создания предприятия». Например, в Новой Зеландии открытие бизнеса осуществляется одной процедурой и может быть завершено за 0,5 дня с расходами в размере 0,2 % от дохода на душу населения. За последние 10 лет лидирующие позиции смогли сохранить Новая Зеландия, Канада, Австралия, Сингапур и Грузия. Однако США, Великобритании и Пуэрто-Рико сдали свои позиции в рейтинге таким странам, как Гонконг, Ямайка и Азербайджан.
Динамика исследуемых стран в рейтинге среди 181 и 190 стран за 2008–2018 годы показала в общей сложности значительный прорыв исследуемых стран по показателю «Создание предприятия». Таким образом, Казахстан поднялся с 57-го на 36-е место, Кыргызстан – с 49-го на 35-е, Узбекистан – с 54-го на 12-е, Азербайджан – с 64-го на 9-е. Однако Турция по данному показателю с 43-го места спустилась на 78-е место. Как видно из таблицы 4, в течение последнего десятилетия в Турции ухудшился данный показатель. Тогда как Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Азербайджан, добились значительных успехов (табл. 4).
Таблица 4
Показатели «Создание предприятия» за 2018 год
Страны
|
Создание предприятия (место в рейтинге)
|
Количество процедур
|
Срок
(дней) |
По доходу на душу населения %
|
Минимальный оплаченный капитал (по
доходу на душу населения %)
|
Азербайджан
|
9 (190)
|
3
|
3,5
|
1,3
|
0
|
Казахстан
|
36 (190)
|
5
|
5
|
0,3
|
0
|
Кыргызстан
|
35 (190)
|
4
|
10
|
1,9
|
0
|
Узбекистан
|
12 (190)
|
3
|
4
|
3,1
|
0
|
Турция
|
78(190)
|
7
|
7
|
10,6
|
0
|
|
|
|
|
|
|
Средний
показатель в мире
|
|
6,8
|
15,7
|
Самый высокий – Венесуэла – 391 %,
Гаити – 200 % |
Сан-Томе́ и При́нсипи –
178 %, Эритре́я – 104 %, Сирия – 76,7 % |
Одним из важных показателей, учитываемых в рамках индекса «Создание предприятия», является количество процедур, связанных с созданием бизнеса в странах. Чем меньше количество процедур, тем лучше с точки зрения легкости ведения бизнеса. Как видно из таблицы 4, если в 2008 году в Турции для открытия бизнеса требовалось 6 процедур, то в 2018 году число увеличилось до 7. В Узбекистане этот показатель в 2008 году составлял 7, а в 2018 году – 3. Также в Кыргызстане этот показатель постоянно улучшается, и количество процедур с 8 в 2008 году уменьшилось до 4 в 2018 году. Казахстан также улучшил этот показатель, и если в 2008 году их было 8, то через 10 лет стало 5. Наилучший успех по этому показателю показал Азербайджан. В 2008 году количество процедур, необходимых для открытия бизнеса в Азербайджане, было 13, а в 2018 году сократилось до 3 (табл. 4). Если смотреть на средний показатель в мире, то количество процедур для открытия бизнеса составляет 6,8. Таким образом, количество процедур для открытия или создания бизнеса в Турции и тюркоязычных странах – ниже среднего, что говорит о благоприятной тенденции.
Другим критерием индикатора «Создание предприятия» являются затраты, связанные с созданием или открытием компании. Затраты на открытие бизнеса измеряются в виде процента от дохода на душу населения в стране. Затраты на открытие бизнеса в Турции составляли 20,2 % от дохода на душу населения в 2008 году, в то время как в 2018 году этот показатель составлял около 10,6 %. В соответствующий период Узбекистан сократил данный показатель с 14,2 % до 3,1 %. В Кыргызстане за данный период показатель снизился с 8,8 % до 1,9 %, в Казахстане – с 7,6 % до 0,3 %. Наконец, в Азербайджане он снизился с 6,9 % до 1,3 % (табл. 4). В целом все исследуемые страны за последние 10 лет добились заметных улучшений. Самые высокие затраты, связанные с открытием бизнеса среди исследуемых пяти стран, относятся к Турции, а самые низкие затраты – в Казахстане. Что касается мирового показателя, самые высокие затраты в мире – в Венесуэле и Гаити (391 % и 200 %).
Другим показателем индикатора «Создание предприятия» является минимальный капитал, необходимый для создания бизнеса. Минимальный капитал высчитывается в виде процента от дохода на душу населения. В Турции в 2008 году этот показатель составлял 16,2 % от дохода на душу населения, в то время как в 2018 году этот показатель снизился до 0 %. За этот период Узбекистан сократил соответствующий показатель с 25,3 % до 0 %. а в Кыргызстане, если 2008 году он составлял 0,5 %, то в 2018 году – 0 %. В Казахстане этот показатель за соответствующий период снизился с 22,9 % до 0 %. В Азербайджане минимальный капитал, необходимый для создания бизнеса, составляет 0 % (табл. 4). В целом все страны, охваченные анализом, в течение последних лет постоянно улучшали данный показатель. По состоянию на 2018 год минимальная сумма уставного капитала во всех исследуемых странах равна нулю. Страны, которые требуют наибольшего капитала в мире, – это Сан-Томе и Принсипи, Эритрея и Сирия (178 %, 104 %, 76,7 % соответственно).
Что делается для улучшения инвестиционного климата в Турции и тюркоязычных странах?
При рассмотрении данного вопроса можно увидеть, что каждая исследуемая страна проводит ряд работ для продвижения страны в рейтинге Doing Business.
В последние годы Казахстан провел реформы во многих областях, включая упрощение процедур открытия бизнеса, таких как оптимизация процесса получения разрешений на строительство, упрощение процесса получения кредита, изменение процедуры банкротства с целью улучшить условия ведения бизнеса и продвигаться в международном рейтинге. По мнению Бодаубаевой (2017), наиболее важными из факторов, затрудняющих ведение бизнеса в Казахстане, являются коррупционный фактор и неэффективность государственного вмешательства. В связи с этим 22 апреля 2015 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности» в целях минимизации бюрократического, правового и административного регулирования государства, затрудняющего ведение бизнеса в стране. В Казахстане действуют более 10 различных организаций, созданных с целью поддержки и развития предпринимательства. Кроме того, с целью развития предпринимательства со стороны государства ведется деятельность многих бизнес-инкубаторов, инновационных центров и технопарков.
Азербайджан добился хороших результатов в улучшении условий ведения бизнеса и инвестиционного климата страны. Факторы, которые помогли улучшить бизнес-среду – стимулирование экспорта, создание и продвижение бренда «Made in Azerbaijan», упрощенная система уплаты налогов, усовершенствованная система отдельных элементов бизнес-среды, качественные государственные услуги, электронные услуги, либеральное лицензирование, приостановление незаконных проверок предпринимательских структур [9, с. 1395] (Samedova, 2017). Одним из основных факторов, которые существенно повлияли на улучшение инвестиционного климата и 25-е место в рейтинге Doing Business Азербайджана, стало снижение налогов. В 2018 году страна провела 8 реформ и открыла в Баку центр, работающий по принципу «единого окна».
Правительство Узбекистана осуществляет запланированные и скоординированные мероприятия по повышению рейтинга страны в индексе Doing Business. В 2016 году президент Узбекистана Мирзиёев подписал программу по предоставлению большей свободы МСП и частному предпринимательству и сокращению государственного вмешательства. Эта программа включает в себя ряд мероприятий и нормативных актов, которые улучшили показатели страны в рейтинге Doing Business 2018 года. В результате этих усилий Узбекистан за пять лет переместился с 146-го на 43-е место в отчете Всемирного банка «Doing Business» за 2018 год [10] (Aripov, 2017).
Турция впервые была включена в индекс Doing Business в 2006 году, и с тех пор страна стремится улучшить свое положение в данном индексе. Десятилетний план развития Турции (2014–2018 годы) по улучшению делового и инвестиционного климата в стране был определен в качестве приоритетного направления. В этом контексте был подготовлен план действий по улучшению инвестиционного климата, который призван способствовать улучшению положения страны в индексе. Кроме того, государство предпринимает усилия по улучшению рейтинга страны в индексе Doing Business. Например, заявлено, что реформы в налоговой системе в стране привели к улучшению рейтинга в индексе. Помимо индикатора «Создание предприятия» у Турции хорошие показатели в таких областях, как предоставление кредитов, получение разрешений на строительство, обеспечение исполнения контрактов [2, с. 823] (Özcan, Kayalıdere, 2017).
В 2007 году при Правительстве Кыргызской Республики был создан инвестиционный совет для улучшения инвестиционного климата. В 2007–2008 годах начал работать принцип «единого окна». С 31 страной были подписаны двусторонние соглашения о стимулировании, защите и поддержке инвестиций.
Заключение
Индекс Doing Business и его индикаторы являются на сегодняшний день инструментом и показателем соответствия инвестиционного климата и уровня предпринимательства в странах, и в конечном счете привлекательности стран. В то же время не следует спешить с утверждением, что данный индекс, охватывающий 190 стран, является абсолютным и полностью объективным показателем. Хотя это мощный инструмент, который может обеспечить базу для сравнения стран и принятия инвестиционного решения.
Это исследование, целью которого является изучение рейтинга Турции и других тюркоязычных стран, как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан в индексе Doing Business, а в частности по показателю «Создание предприятия», показало, что так называемые страны с переходной экономикой более активны и динамичны в своих усилиях по интеграции в мировую экономику. Тем временем Турция, являющаяся одной из стран «Большой двадцатки» и огромным опытом рыночных отношений, по некоторым критериям даже отстает от тюркоязычных стран.
В Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане существуют как препятствия, так и благоприятные условия для успешного развития рыночной экономики. Для устранения препятствий и ускорения развития предпринимательства в этих странах необходимо продолжить улучшение институциональных условий ведения бизнеса. В этой связи приоритетными будут следующие задачи в улучшении позиции в индексе Doing Business в целом, и в частности индикатора «Создание предприятия», а также улучшения инвестиционного климата в рассматриваемых странах:
1. Введение и совершенствование системы «единого окна».
2. Оптимизация цифровизации процедур, связанных с созданием предприятия в той или иной стране.
3. Продолжение курса на усиление поддержки предпринимательства, всестороннее стимулирование малого и среднего бизнеса.
И тогда работа экономистов Всемирного банка станет не просто интересной аналитикой, но и позволит потенциальным инвесторам и бизнесменам достичь реальных успехов в развитии экономики.
Источники:
2. Özcan P.M., ve Kayalıdere G. Türkiye’de İş ve Yatırım Ortamının Dünya İş Yapma Indeksine Göre Değerlendirilmesi // Journal of Social and Humanities Sciences Research. – 2017. – № 5. – С. 819-825.
3. Zhang K.H. How does foreign direct investment affect economic growth in China? // Economics of Transition. – 2001. – № 9(3). – С. 679-693. – doi: 10.1111/1468-0351.00095.
Acs Z., Armington C. Entrepreneurship, Agglomeration and US Regional Growth. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
5. Martin M.-A.G., Picazo M.T., Navarro J.A. Entrepreneurship, Income Distribution and Economic Growth // International Entrepreneurship Management. – 2010. – № 6(2). – С. 131-141.
6. Özcan B. ve Arı A. Doğrudan Yabancı Yatırımların Belirleyicileri Üzerine Bir Analiz: OECD Örneği, İstanbul Üniversitesi İktisat Fakültesi Ekonometri ve İstatistik Dergisi // Ekonometri ve İstatistik. – 2010. – № 12. – С. 65-88.
Öskönbaeva Z., ve Najimudinova S. Girişimciliğin İktisadi Büyüme Üzerindeki Etkisi: Orta Asya Ülkeleri Üzerine Bir Uygulama, Uluslararası Orta Asya Sempozyumu Bildiriler Kitabı. - Bishkek: KTMÜ, 2018. – 628-638 с.
8. Бодаубаева Г.А. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан // Звестия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2017. – № 3(313). – С. 6-52.
9. Самедова Э.Р. Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8. – С. 1393-1399. – doi: 10.18334/rp.18.8.37792.
10. Арипов О.А. Приоритетные направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – С. 4329-4340. – doi: 10.18334/rp.18.24.38638.
Доклады Всемирного банка. Russian.doingbusiness. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/doingbusiness.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:50:38