Сравнительный анализ показателей Турции и тюркоязычных республик в индикаторе «создание предприятия» индекса Doing Business

Нажимудинова С.С.1, Маргазиева Н.К.1
1 Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Киргизия, Бишкек

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Нажимудинова С.С., Маргазиева Н.К. Сравнительный анализ показателей Турции и тюркоязычных республик в индикаторе «создание предприятия» индекса Doing Business // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 205-218. – doi: 10.18334/asia.3.4.41368.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44858598
Цитирований: 1 по состоянию на 20.09.2021

Аннотация:
В настоящее время индекс Doing Business является одним из важнейших инструментов, отражающий качество инвестиционной среды стран и показывающий потенциал привлечения иностранного капитала в экономику. В этом контексте несомненно вызывает интерес какое место занимает тюркоязычные страны, такие как Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Турция в данном индексе. Как известно, тюркоязычные страны из бывшего Советского союза провозгласили независимость в 90-х годах прошлого столетия и имеют небольшой опыт в условиях рыночной экономики, в то время как, Турция является одной из стран большой двадцатки с достаточно большим опытом рыночных отношений. Целью данной статьи является изучение и сравнение индикатора “создание предприятия” Турции и тюркоязычных стран индекса Doing Business на основе отчета Всемирного Банка за 2018 год. Кроме того, в рамках данной работы будут оценены эффективные практики в процедуры создания предприятия в рассматриваемых странах.

Ключевые слова: предпринимательство, ведение бизнеса, индикатор создание предприятия, инвестиционный климат

JEL-классификация: M13



Введение

Индекс Doing Business (ведение бизнеса) служит базой для оценки инвестиционного климата и определения качества инвестиционной среды страны, используя действующие или базовые критерии в жизненном цикле страны. Этот индекс ранжирует страны мира в соответствии с критериями наличия соответствующих экономических условий для ведения бизнеса и публикуется каждый год [1] (Koç, Kaya, Şenel, 2017). Индекс конкурентоспособности, формирующийся с использованием различных показателей, становится все более важным с точки зрения определения качества инвестиционного климата и возможности сравнения показателей разных стран, а также с точки зрения привлечения прямого иностранного капитала [2, c. 819] (Özcan, Kayalıdere, 2017). Таким образом, индекс показывает как привлекательность инвестиционного климата, так и уровень предпринимательства в этой стране. Поэтому наряду с глобализацией капитала инвестиционная и предпринимательская деятельность обеспечивает ряд выгод как для инвестирующей страны, откуда поступает капитал, так и для страны, в которую осуществляются инвестиции.

Как показывает обзор литературы, предпринимательская деятельность положительно влияет на рост экономики стран, куда инвестируются средства [3] (Zhang, 2001). Многие исследователи пришли к выводу, что предпринимательство является основным источником экономического развития и жизненно важным для экономики страны, поскольку продуктивное предпринимательство является основным источником экономического роста и создания ресурсов. Например, исследование Акса и его коллег (Acs etс., 2006) показало взаимосвязь предпринимательства и экономического роста с использованием данных периода 1981–1998 гг. в 18 странах. Также результаты исследования Мартина и его коллег (Martin, 2010) среди 25 стран ОЭСР показали, что предпринимательство оказывает положительное влияние на экономический рост за счет инвестиций. Кроме того, турецкие ученые Озджан и Ары (Özcan, Arı 2010) исследовали факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции, в 27 странах ОЭСР в период с 1994 по 2006 г. и выявили, что прямые иностранные инвестиции положительно влияют на темп роста и уровень инфраструктуры стран. Страны, которые могут осознать значение инвестиций и предпринимательства с точки зрения экономического роста и развития, в настоящее время стремятся обеспечить благоприятные условия для инвесторов и предпринимателей, чтобы сделать свою страну привлекательной для улучшения инвестиционного климата путём различных политических и институциональных регулирований. Данное исследование ставит себе целью определить, какое место занимают независимые тюркские республики, такие как Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, провозгласившие свою независимость после 1990-х годов, и Турция, которая входит в число крупнейших экономик в мире, в рейтинге Doing Business среди 190 стран, и насколько привлекательны эти страны с точки зрения открытия бизнеса. Научная новизна данной работы заключается в детальном рассмотрении отдельно взятого индикатора «Создание предприятия» и его внутренних критериев в вышеназванных странах. Так как обзор литературы показал, большинство работ по этой тематике направлены на рассмотрение индикаторов «Doing Business» в совокупности.

Тема влияния предпринимательства и инвестиции на экономический рост и развитие остается актуальной и по сей день. Результаты исследования, проведенного Осконбаевой и Нажимудиновой в 2018 г. на примере Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана за период 2005–2012 гг., показали положительную и статистически значимую связь между предпринимательством и экономическим ростом в данных странах.

Индекс «Ведение бизнеса»

Индекс «Ведение бизнеса» (Doing Business), который учрежден Всемирным банком и применяется для измерения уровня легкости ведения бизнеса в той или иной стране, обеспечивает сравнительную оценку стран мировой экономики на основе различных показателей, таких как создание предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности, которые будут влиять на инвестиционный климат стран, включенных в индекс. Первый отчет был опубликован в 2004 году и содержал данные за 2003 год. Доклад «Doing Business», опубликованный в 2019 году, соответственно, отражает данные за 2018 год. Если в 2004 году в первом опубликованном индексе было рассмотрено 5 критериев и были включены 133 страны, то к 2019 году рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам, а число стран – 190. Всемирный банк ежегодно публикует этот индекс, способствующий развитию частного сектора, с целью увеличения международных инициатив в области поддержки развития путем предоставления соответствующей информации по этому вопросу. Кроме того, индекс Doing Business, использовавший более 800 научных работ и исследований в создании индекса, сегодня стал важным ресурсом для ученых, журналистов и политиков.

Таблица 1

Топ-10 стран по индексу Doing Business с 2008 по 2018 год


2008
2013
2018
1
Сингапур
Сингапур
Новая Зеландия
2
Новая Зеландия
Гонконг
Сингапур
3
США
Новая Зеландия
Дания
4
Гонконг
США
Гонконг
5
Дания
Дания
Корея
6
Великобритания
Южная Корея
Грузия
7
Ирландия
Малайзия
Норвегия
8
Канада
Грузия
США
9
Австралия
Норвегия
Великобритания
10
Норвегия
Великобритания
Македония

Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка «Doing Business».

Как видно из таблицы 1, Сингапур, Новая Зеландия, Дания и Гонконг сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге Doing Business за последние 10 лет; тогда как Ирландия, Канада, Австралия и Малайзия потеряли свои позиции в данном рейтинге, а тем временем Грузия, Македония, Южная Корея первый раз были включены в данный список. Недавно опубликованный отчет показал, что Новая Зеландия снова сохранила свою лидирующую позицию и смогла сохранить статус страны, в которой легче всего вести бизнес. Примечательно, что Грузия, одна из бывших советских республик, сделала важный шаг и улучшила свои позиции с 15-го места (2008) на 6-ое (2018) место в данном рейтинге. Причиной такого успеха Грузии можно объяснить 47 реформами по улучшению индекса Doing Business, которые проводились с 2000-х годов для улучшения делового и инвестиционного климата.

Место Турции и тюркоязычных стран в индексе «Ведение бизнеса»

В Турции и тюркоязычных странах, занимающих в целом 4 246 785 км2 площади, проживает более 147 миллионов жителей, и они являются важным рынком с точки зрения природных богатств и географического расположения. 1,3 % мирового ВВП производится в указанных странах.

Таблица 2

Топ-10 стран по индексу Ведения бизнеса с 2008 по 2018 год


Площадь
км2
Население (2018)
ВВП (2017),
млрд долларов США
Азербайджан
86,600
9862429
40,747
Казахстан
2,724,900
18037646
162,887
Кыргызстан
199,951
6201500
7,564
Узбекистан
448,978
32387200
49,677
Турция
783,356
80745020
815,490
Всего
4,246,785
147233795
1 076 365 000
Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка.

Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан провозгласили независимость в 1991 году после распада СССР. По данным Всемирного банка за 2017 год, из рассматриваемых стран на первом месте по численности населения страны находится Узбекистан, на втором – Казахстан, а затем Азербайджан и Кыргызстан соответственно (табл. 2). ВВП Турции, который входит в число стран G20, составляет 815,490 млрд долларов США, что является самым высоким ВВП среди изученных стран. ВВП Казахстана в 2017 году составил 162,887 млрд долларов США. В то время как ВВП Узбекистана, Азербайджана и Кыргызстана составляет 49,677 млрд, 40,747 млрд и 7,564 млрд долларов США соответственно.

Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан имеют общее историческое прошлое в том смысле, что они являются бывшими республиками Советского Союза. Они столкнулись с аналогичными экономическими, политическими и социальными проблемами в процессе перехода от плановой экономики к рыночной, и каждая страна изо всех сил пыталась справиться с возникшими проблемами. Тем временем этих стран с Турцией связывают общие исторические корни и социо-культурные ценности. Несмотря на общую историю и ценности, с экономической точки зрения, согласно данным Всемирного банка за 2018 год, Азербайджан, Казахстан и Турция входят в группу «Страны с доходом выше среднего», а Кыргызстан и Узбекистан в группу «Страны с доходом ниже среднего». При анализе доли секторов в ВВП стран у Кыргызстана и Узбекистана, которые входят в группу стран с уровнем дохода ниже среднего, сельское хозяйство занимает высокую долю в ВВП страны.

Таблица 3

Турция и тюркоязычные страны в рейтинге «Doing Business»

Страна
2008
2013
2018
Азербайджан
33 (181)
70 (189)
25 (190)
Казахстан
70 (181)
50 (189)
28 (190)
Кыргызстан
68 (181)
68 (189)
70 (190)
Узбекистан
138 (181)
146 (189)
76 (190)
Турция
59 (181)
69 (189)
43 (190)
Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка «Doing Business».

Среди независимых тюркоязычных стран Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан включены в индекс Doing Business. В то время как Туркменистан не является объектом данного исследования, так как не включен в индекс Doing Business. Анализ исследуемых стран в данном индексе за последние 10 лет показал, что в топ-20 стран, к сожалению, не входит ни одна из этих стран. Но за последние годы среди топ-30 стран можно увидеть Азербайджан (25-е место) и Казахстан (28-е место). Как видно из таблицы 2, Казахстан последовательно шел к этому показателю. Казахстан, который на сегодняшний день находится на 28 месте, намерен войти в топ-20 в последующие годы. Узбекистан, который 10 лет назад находился на 138 месте, совершил большой прорыв, и в настоящее время занимает 76-е место среди 190 стран. В то время как в Кыргызстане не наблюдается кардинальных изменений, наоборот, страна потеряла две позиции и занимает 70-е место. Турция, которая входит в экономику G20, за последний год с 59-го места продвинулась до 43-го места. Азербайджан за последние 10 лет претерпел поистине резкие изменения, занимавший 33-е место в 2008 году, в 2013 г. году опустился до 70-го места, а через 5 лет закрыл разрыв с выдающимся успехом и занял 25-е место.

Индикатор «Создание предприятия»

Как известно, прямые иностранные инвестиции осуществляется путём приобретения местной фирмы в другой стране, предоставляя начальный капитал для создания новой фирмы или увеличивая капитал существующей компании и предоставляя отечественным предприятиям такие элементы, как управленческие знания, лицензии, ноу-хау и т. д. В индексе Doing Business первым индикатором является индекс «Создание предприятия». В данном индикаторе изучаются необходимые процедуры, время, затраты и минимальный размер уставного капитала для малого и среднего предприятия с ограниченной ответственностью, которые будут официально введены в эксплуатацию в крупнейшем городе страны. В таблице 3 можно увидеть страны мира наиболее благоприятные с точки зрения создания предприятия с 2008 по 2018 год.

Таблица 3

Топ-10 стран в индексе «Ведение бизнеса» за 2008–2018 гг.

Страны с высоким рейтингом по показателю «Создание предприятия»
2008 г.
181 стран
2018 г.
190 стран
1
Новая Зеландия
Новая Зеландия
2
Kанада
Грузия
3
Австралия
Сингапур
4
Грузия
Kанада
5
Ирландия
Гонконг
6
США
Ямайка
7
Маврикий
Австралия
8
Великобритания
Армения
9
Пуэрто-Рико
Азербайджан
10
Сингапур
Ирландия
Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка «Doing Business».

Новая Зеландия лидирует по легкости «создания предприятия». Например, в Новой Зеландии открытие бизнеса осуществляется одной процедурой и может быть завершено за 0,5 дня с расходами в размере 0,2 % от дохода на душу населения. За последние 10 лет лидирующие позиции смогли сохранить Новая Зеландия, Канада, Австралия, Сингапур и Грузия. Однако США, Великобритании и Пуэрто-Рико сдали свои позиции в рейтинге таким странам, как Гонконг, Ямайка и Азербайджан.

Динамика исследуемых стран в рейтинге среди 181 и 190 стран за 2008–2018 годы показала в общей сложности значительный прорыв исследуемых стран по показателю «Создание предприятия». Таким образом, Казахстан поднялся с 57-го на 36-е место, Кыргызстан – с 49-го на 35-е, Узбекистан – с 54-го на 12-е, Азербайджан – с 64-го на 9-е. Однако Турция по данному показателю с 43-го места спустилась на 78-е место. Как видно из таблицы 4, в течение последнего десятилетия в Турции ухудшился данный показатель. Тогда как Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Азербайджан, добились значительных успехов (табл. 4).

Таблица 4

Показатели «Создание предприятия» за 2018 год

Страны
Создание предприятия (место в рейтинге)
Количество процедур
Срок
(дней)
По доходу на душу населения %
Минимальный оплаченный капитал (по доходу на душу населения %)
Азербайджан
9 (190)
3
3,5
1,3
0
Казахстан
36 (190)
5
5
0,3
0
Кыргызстан
35 (190)
4
10
1,9
0
Узбекистан
12 (190)
3
4
3,1
0
Турция
78(190)
7
7
10,6
0






Средний показатель в мире

6,8
15,7
Самый высокий – Венесуэла – 391 %,
Гаити –
200 %
Сан-Томе́ и При́нсипи –
178 %,
Эритре́я – 104 %,
Сирия – 76,7 %
Источник: составлено авторами по докладу Всемирного банка «Doing Business».

Одним из важных показателей, учитываемых в рамках индекса «Создание предприятия», является количество процедур, связанных с созданием бизнеса в странах. Чем меньше количество процедур, тем лучше с точки зрения легкости ведения бизнеса. Как видно из таблицы 4, если в 2008 году в Турции для открытия бизнеса требовалось 6 процедур, то в 2018 году число увеличилось до 7. В Узбекистане этот показатель в 2008 году составлял 7, а в 2018 году – 3. Также в Кыргызстане этот показатель постоянно улучшается, и количество процедур с 8 в 2008 году уменьшилось до 4 в 2018 году. Казахстан также улучшил этот показатель, и если в 2008 году их было 8, то через 10 лет стало 5. Наилучший успех по этому показателю показал Азербайджан. В 2008 году количество процедур, необходимых для открытия бизнеса в Азербайджане, было 13, а в 2018 году сократилось до 3 (табл. 4). Если смотреть на средний показатель в мире, то количество процедур для открытия бизнеса составляет 6,8. Таким образом, количество процедур для открытия или создания бизнеса в Турции и тюркоязычных странах – ниже среднего, что говорит о благоприятной тенденции.

Другим критерием индикатора «Создание предприятия» являются затраты, связанные с созданием или открытием компании. Затраты на открытие бизнеса измеряются в виде процента от дохода на душу населения в стране. Затраты на открытие бизнеса в Турции составляли 20,2 % от дохода на душу населения в 2008 году, в то время как в 2018 году этот показатель составлял около 10,6 %. В соответствующий период Узбекистан сократил данный показатель с 14,2 % до 3,1 %. В Кыргызстане за данный период показатель снизился с 8,8 % до 1,9 %, в Казахстане – с 7,6 % до 0,3 %. Наконец, в Азербайджане он снизился с 6,9 % до 1,3 % (табл. 4). В целом все исследуемые страны за последние 10 лет добились заметных улучшений. Самые высокие затраты, связанные с открытием бизнеса среди исследуемых пяти стран, относятся к Турции, а самые низкие затраты – в Казахстане. Что касается мирового показателя, самые высокие затраты в мире – в Венесуэле и Гаити (391 % и 200 %).

Другим показателем индикатора «Создание предприятия» является минимальный капитал, необходимый для создания бизнеса. Минимальный капитал высчитывается в виде процента от дохода на душу населения. В Турции в 2008 году этот показатель составлял 16,2 % от дохода на душу населения, в то время как в 2018 году этот показатель снизился до 0 %. За этот период Узбекистан сократил соответствующий показатель с 25,3 % до 0 %. а в Кыргызстане, если 2008 году он составлял 0,5 %, то в 2018 году – 0 %. В Казахстане этот показатель за соответствующий период снизился с 22,9 % до 0 %. В Азербайджане минимальный капитал, необходимый для создания бизнеса, составляет 0 % (табл. 4). В целом все страны, охваченные анализом, в течение последних лет постоянно улучшали данный показатель. По состоянию на 2018 год минимальная сумма уставного капитала во всех исследуемых странах равна нулю. Страны, которые требуют наибольшего капитала в мире, – это Сан-Томе и Принсипи, Эритрея и Сирия (178 %, 104 %, 76,7 % соответственно).

Что делается для улучшения инвестиционного климата в Турции и тюркоязычных странах?

При рассмотрении данного вопроса можно увидеть, что каждая исследуемая страна проводит ряд работ для продвижения страны в рейтинге Doing Business.

В последние годы Казахстан провел реформы во многих областях, включая упрощение процедур открытия бизнеса, таких как оптимизация процесса получения разрешений на строительство, упрощение процесса получения кредита, изменение процедуры банкротства с целью улучшить условия ведения бизнеса и продвигаться в международном рейтинге. По мнению Бодаубаевой (2017), наиболее важными из факторов, затрудняющих ведение бизнеса в Казахстане, являются коррупционный фактор и неэффективность государственного вмешательства. В связи с этим 22 апреля 2015 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности» в целях минимизации бюрократического, правового и административного регулирования государства, затрудняющего ведение бизнеса в стране. В Казахстане действуют более 10 различных организаций, созданных с целью поддержки и развития предпринимательства. Кроме того, с целью развития предпринимательства со стороны государства ведется деятельность многих бизнес-инкубаторов, инновационных центров и технопарков.

Азербайджан добился хороших результатов в улучшении условий ведения бизнеса и инвестиционного климата страны. Факторы, которые помогли улучшить бизнес-среду – стимулирование экспорта, создание и продвижение бренда «Made in Azerbaijan», упрощенная система уплаты налогов, усовершенствованная система отдельных элементов бизнес-среды, качественные государственные услуги, электронные услуги, либеральное лицензирование, приостановление незаконных проверок предпринимательских структур [9, с. 1395] (Samedova, 2017). Одним из основных факторов, которые существенно повлияли на улучшение инвестиционного климата и 25-е место в рейтинге Doing Business Азербайджана, стало снижение налогов. В 2018 году страна провела 8 реформ и открыла в Баку центр, работающий по принципу «единого окна».

Правительство Узбекистана осуществляет запланированные и скоординированные мероприятия по повышению рейтинга страны в индексе Doing Business. В 2016 году президент Узбекистана Мирзиёев подписал программу по предоставлению большей свободы МСП и частному предпринимательству и сокращению государственного вмешательства. Эта программа включает в себя ряд мероприятий и нормативных актов, которые улучшили показатели страны в рейтинге Doing Business 2018 года. В результате этих усилий Узбекистан за пять лет переместился с 146-го на 43-е место в отчете Всемирного банка «Doing Business» за 2018 год [10] (Aripov, 2017).

Турция впервые была включена в индекс Doing Business в 2006 году, и с тех пор страна стремится улучшить свое положение в данном индексе. Десятилетний план развития Турции (2014–2018 годы) по улучшению делового и инвестиционного климата в стране был определен в качестве приоритетного направления. В этом контексте был подготовлен план действий по улучшению инвестиционного климата, который призван способствовать улучшению положения страны в индексе. Кроме того, государство предпринимает усилия по улучшению рейтинга страны в индексе Doing Business. Например, заявлено, что реформы в налоговой системе в стране привели к улучшению рейтинга в индексе. Помимо индикатора «Создание предприятия» у Турции хорошие показатели в таких областях, как предоставление кредитов, получение разрешений на строительство, обеспечение исполнения контрактов [2, с. 823] (Özcan, Kayalıdere, 2017).

В 2007 году при Правительстве Кыргызской Республики был создан инвестиционный совет для улучшения инвестиционного климата. В 2007–2008 годах начал работать принцип «единого окна». С 31 страной были подписаны двусторонние соглашения о стимулировании, защите и поддержке инвестиций.

Заключение

Индекс Doing Business и его индикаторы являются на сегодняшний день инструментом и показателем соответствия инвестиционного климата и уровня предпринимательства в странах, и в конечном счете привлекательности стран. В то же время не следует спешить с утверждением, что данный индекс, охватывающий 190 стран, является абсолютным и полностью объективным показателем. Хотя это мощный инструмент, который может обеспечить базу для сравнения стран и принятия инвестиционного решения.

Это исследование, целью которого является изучение рейтинга Турции и других тюркоязычных стран, как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан в индексе Doing Business, а в частности по показателю «Создание предприятия», показало, что так называемые страны с переходной экономикой более активны и динамичны в своих усилиях по интеграции в мировую экономику. Тем временем Турция, являющаяся одной из стран «Большой двадцатки» и огромным опытом рыночных отношений, по некоторым критериям даже отстает от тюркоязычных стран.

В Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане существуют как препятствия, так и благоприятные условия для успешного развития рыночной экономики. Для устранения препятствий и ускорения развития предпринимательства в этих странах необходимо продолжить улучшение институциональных условий ведения бизнеса. В этой связи приоритетными будут следующие задачи в улучшении позиции в индексе Doing Business в целом, и в частности индикатора «Создание предприятия», а также улучшения инвестиционного климата в рассматриваемых странах:

1. Введение и совершенствование системы «единого окна».

2. Оптимизация цифровизации процедур, связанных с созданием предприятия в той или иной стране.

3. Продолжение курса на усиление поддержки предпринимательства, всестороннее стимулирование малого и среднего бизнеса.

И тогда работа экономистов Всемирного банка станет не просто интересной аналитикой, но и позволит потенциальным инвесторам и бизнесменам достичь реальных успехов в развитии экономики.


Источники:

1. Koç E., Kaya K.ve, Şenel M.C. Dünyada ve Türkiye’de Ekonomik Göstergeler-İş Yapma/İş Kurma Kolaylığı Indeksi // Mühendis ve Makina. – 2017. – № 685. – С. 17-42.
2. Özcan P.M., ve Kayalıdere G. Türkiye’de İş ve Yatırım Ortamının Dünya İş Yapma Indeksine Göre Değerlendirilmesi // Journal of Social and Humanities Sciences Research. – 2017. – № 5. – С. 819-825.
3. Zhang K.H. How does foreign direct investment affect economic growth in China? // Economics of Transition. – 2001. – № 9(3). – С. 679-693. – doi: 10.1111/1468-0351.00095.
Acs Z., Armington C. Entrepreneurship, Agglomeration and US Regional Growth. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
5. Martin M.-A.G., Picazo M.T., Navarro J.A. Entrepreneurship, Income Distribution and Economic Growth // International Entrepreneurship Management. – 2010. – № 6(2). – С. 131-141.
6. Özcan B. ve Arı A. Doğrudan Yabancı Yatırımların Belirleyicileri Üzerine Bir Analiz: OECD Örneği, İstanbul Üniversitesi İktisat Fakültesi Ekonometri ve İstatistik Dergisi // Ekonometri ve İstatistik. – 2010. – № 12. – С. 65-88.
Öskönbaeva Z., ve Najimudinova S. Girişimciliğin İktisadi Büyüme Üzerindeki Etkisi: Orta Asya Ülkeleri Üzerine Bir Uygulama, Uluslararası Orta Asya Sempozyumu Bildiriler Kitabı. - Bishkek: KTMÜ, 2018. – 628-638 с.
8. Бодаубаева Г.А. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан // Звестия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2017. – № 3(313). – С. 6-52.
9. Самедова Э.Р. Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8. – С. 1393-1399. – doi: 10.18334/rp.18.8.37792.
10. Арипов О.А. Приоритетные направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – С. 4329-4340. – doi: 10.18334/rp.18.24.38638.
Доклады Всемирного банка. Russian.doingbusiness. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/doingbusiness.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:50:38